Quote "А как насчёт музыкальной композиции и аранжировки?
Применимы ли "классические" правила к современной музыке?"
Очень трудно ответить на этот вопрос однозначно, и практически невозможно ответить на этот вопрос просто... Но попытаюсь что-то сказать ...
А. По поводу применимости классической литературы по аранжировке и композиции (именно литературы, а не правил!!!).
Классическая литература по аранжировке и композиции - это преимущественно литература, соответсвенно, по оркестровке и музыкальной форме. Увы, но она нацелена преимущественно на анализ (самоанализ) либо представлянт собой набор когда-то кем-то приёмов (оркестровки). Почему это так? Всё дело в том, что академическую музыку создавали, создают и будут создавать люди с консерваторским композиторским образованием, а это 4 года на отделе теории музыки в музыкальном училище (где проходится практически весь основной классический курс гармонии , контрапункта, музыкальной формы, а также основы инструментовки и практической композиции), затем 5 лет в консерватории, где всё это пополняется современными сведениями и под соответсвующим углом. Всё это помножено на тренированный слух, творческое дарование, подтверждённое на конкурсах композиции, а также хорошие навыки и знания, показанные на вступительных экзаменах. Разумеется молодому композитору с такой подготовкой не нужны указания что и как надо делать, он всё равно уже готов всё делать по-своему, и будет стремиться не утвердить классические правила, а наооборот - создать свои ,новые. Что ему нужно, так это мощный аппарат анализа и самоанализа, а также хороший обзор того, что уже сделано (чтоб легче опыта набираться, да и найти своё неповторимое место в музыке), да и критика не помешает (себя то как ни крути , а объективно оценить трудно, а надо). Вот это - то и делается.
Вывод - литература вряд ли поможет самодеятельному создателю рок-музыки на компьютере даже если классические правила будут вполне применимы.
Б. По поводу применимости классических правил аранжировки (т.е. правила оркестровки в переложении на компьютер). Я думаю, что ни для кого не секрет, что рок-музыка принесла с собой не только целый пласт новых жанров (а это новые типы фактуры - аранжировки), но и принципиально новое тембральное, инструментальное мышление, связанное с существенным обогащением именно возможностей тембра, как средства выразительности. Я думаю , что дальнейшие коментарии излишни ...
В. По поводу применимости классических правил композиции (в узком смысле - формы и формообразования).
Осмелюсь указать ккраткий список базовых принципов, которые работают и которые не работают.
Работают принципы квадратности, повторности, контраста в музыкальном синтаксисе. (При этом более близка именно музыка эпохи барокко (1600 - 1750 г.г.)).
Работают общие принципы драматургии (в частности, приёмы мелодического развития, правила размещения кульминаций), а также схемы мелких форм (но несколько формально).
Работает часть приёмов развития, а именно вариантное, секвенции и контрастное сопоставление (по принципу производного контраста, в частности контраста тональности, саунда, инструмента соло).
Не работает кадансирование (основной приём классического музыкального синтаксиса).
Не работают типы изложения в их классической формулировке (потому и схемы форм становятся лишь формально применимымы).
Не работают приёмы разработочного развития, в.т.ч. классические полифонические приёмы и приёмы тонального развития.
Вот так дела обстоят излагая всё "в двух словах"