Подбор тембров для композиции. Инструментовка в электронной музыке

Directore

New Member
26 Сен 2007
343
24
0
Друзья,
скажите, существуют ли какие-то материалы по этому поводу? Может быть в англоязычном интернете?
На днях, подбирая тембры для какой-то мидишки - вдруг поймал себя на мысли, что в неумелых руках самые распрекрасные VST превращаются в кабацкое звучание. Профессионал же, наоборот, вытягивает совершенно замечательное СОЧЕТАНИЕ звуков из любого синтезатора. Очень часто приходится слышать - nexus прекрасен сам по себе, но в миксе не работает и проч. подобные фразы. Но это по НАИТИЮ. Мне стало интересно -есть ли какие-то статьи по этому поводу? Существует же термин "инструментовка", так почему никто не пытается вывести некие законы в электронной музыке, где ТЕМБР иногда играет самую важную роль. Или пытается? Поделитесь материалами или ссылками.
 
в последнее время я поступаю так: никаких пресетов, обнуляем синт, и вперёд - ищем первый звук. Не обращайте внимания на разные "стандартные" и коммерческие пресеты - там используются разные фишки с модуляцией чего попало, такой звук хорош сам по себе, но в миксе он сидеть не будет. Микс разумнее составлять из "простых" тембров, а модуляции и эффекты всегда можно навесить позже. Далее: когда основной, первый звук для будущего микса найден, начинаем искать следующий. Мой секрет здесь в том, что я, прописав ноты новой партии, пускаю с одного осцилятора чистый сигнал (пила, квадрат, всё по порядку), и слушаю, как этот сигнал сочетается с уже наруленным ранее звуком. Найдя волноформу, которая подходит больше других, примешиваю сигнал со следующего осциллятора/настраиваю фильтр/смотрю, как это звучит в унисоне и т.д. Потом - следующий тембр и т.д. Таким образом можно выстроить идеальный микс, конечно если умеешь крутить синтюки. И забудьте о чужих пресетах.
 
да, насчёт нехуса. по моему мнению намного проще было сделать разработчикам простые банки семплов, и дать возможность пользователям загружать их в любимые семплеры. нет же, надо было выпустить модный, внешне привлекательный продукт в совершенно бессмысленной оболочке - редактировать заложенные в него звуки из этой оболочки невозможно НИКАК. Хотя для целевой аудитории, школоты и нубов - в самый раз. Зачем им что-то редактировать? и чо это такое вапще - ридактирывать???
 
  • Like
Реакции: KLON и Novation
редактировать заложенные в него звуки из этой оболочки невозможно НИКАК.
Зато в Nexus реализован "перезапуск фаз осцилляторов с нажатием каждой ноты" ))))))
А еще два фильтра, один со своей огибающей, второй - мультирежимный + 29 параметров, доступных из матрицы. И это только в первом.
 
ну да, ещё бы он в семплах не был реализован. короче нехус в печь.

зы. и чего там этими фильтрами фильтровать? там уже все звуки изначально отфильтрованы по самое небалуйся. те же басы, помню, нашёл в нём басовый подклад неплохой - в трек лёг как родной, поотключал на нём все эффекты, фильтры, огибающие... толку-то? он изначально как был записан с быстрым дикеем на приоткрытом фильтре, так и остался, а мне нужен был "smooth" пэд. хотел уж семплировать, обрезать (семплер семплировать, лол), потом плюнул и снёс нехус к хренам собачьим.
 
Последнее редактирование:
в последнее время я поступаю так: никаких пресетов, обнуляем синт, и вперёд - ищем первый звук. Не обращайте внимания на разные "стандартные" и коммерческие пресеты - там используются разные фишки с модуляцией чего попало, такой звук хорош сам по себе, но в миксе он сидеть не будет. Микс разумнее составлять из "простых" тембров, а модуляции и эффекты всегда можно навесить позже. Далее: когда основной, первый звук для будущего микса найден, начинаем искать следующий. Мой секрет здесь в том, что я, прописав ноты новой партии, пускаю с одного осцилятора чистый сигнал (пила, квадрат, всё по порядку), и слушаю, как этот сигнал сочетается с уже наруленным ранее звуком. Найдя волноформу, которая подходит больше других, примешиваю сигнал со следующего осциллятора/настраиваю фильтр/смотрю, как это звучит в унисоне и т.д. Потом - следующий тембр и т.д. Таким образом можно выстроить идеальный микс, конечно если умеешь крутить синтюки. И забудьте о чужих пресетах.

Должна быть некая теоретическая база. Не станет ведь классический композитор писать партитуру для фортепиано, а потом сидеть и думать - что бы там арфе отдать и куда бы там волторну засунуть, подбирать разные инструменты один за одним. Даже если крутить синты с нуля - нужно понимать, что этот синт тебе ВООБЩЕ в этой композиции не подойдет, т.е. нужно будет знать всю подноготную каждого синта, чтобы понять - а вытянет ли он в итоге нужный тебе звук. Но мы опять упремся в вопрос - а какой звук нужен? На слух? Или есть некие законы сочетания частот, взаимодействия баса и лида и проч.
 
Даже если крутить синты с нуля - нужно понимать, что этот синт тебе ВООБЩЕ в этой композиции не подойдет, т.е. нужно будет знать всю подноготную каждого синта, чтобы понять - а вытянет ли он в итоге нужный тебе звук.


рад что вы это понимаете. всё приходит с опытом.
если же вы пишете для кабаков - делайте пресетами, по одному шаблону, кто там вникать будет? а законы сочетания нот взаимодействия баса и лида написаны в замечательной книге "Элементарная теория музыки" Способина.
 
Directore, могу дать простой, но дельный совет в стиле кэпа — послушайте эту самую электронную музыку не как слушатель, а как композитор. Попытайтесь выделить в треке отдельные дорожки и определить какие инструменты там использованы, понять их характер звучания и т.д. Уже это вам даст куда больше знаний, чем изучение кучи текста по сабжу.

Тарантино например начинал учиться снимать кино с того, что работая в прокате это самое кино в больших количествах смотрел. Удачи!
 
да, насчёт нехуса. по моему мнению намного проще было сделать разработчикам простые банки семплов, и дать возможность пользователям загружать их в любимые семплеры. нет же, надо было выпустить модный, внешне привлекательный продукт в совершенно бессмысленной оболочке - редактировать заложенные в него звуки из этой оболочки невозможно НИКАК. Хотя для целевой аудитории, школоты и нубов - в самый раз. Зачем им что-то редактировать? и чо это такое вапще - ридактирывать???

Ну да, David Guetta, Avicii, Nicky Romero школота еще та) Зато чуваки, которые сидят в России и крутят до посинения синты всю свою жизнь и получают по сравнению с ними смешные деньги за свою музыку - выдающиеся музыканты современности ;)
 
  • Like
Реакции: rusetsky
Ну да, David Guetta, Avicii, Nicky Romero школота еще та) Зато чуваки, которые сидят в России и крутят до посинения синты всю свою жизнь и получают по сравнению с ними смешные деньги за свою музыку - выдающиеся музыканты современности ;)
Ну так мы уйдем вообще от темы)
1. Деньги за музыку - не гарантия выдающегося таланта. Оригинал песни "Алена даст" тоже хит, но то что автор накуячил сие сочинение еще не ставит его в один ряд с нормальными композиторами)
2 avicii - крайне спорный пример. Как показывает его видео в fl studio - не факт, что этот парень вообще продюсер в том понимании, в котором это воспринимается на Западе. Возможно он сочиняет песни на губной гармошке, а дальше огромный цех профессионалов превращает это в коммерческий продукт. Иначе как объяснить, что у человека нет выбранных банков музыки, что он всегда знает куда ткнуть, что он не играет на клавишах и т.п. Кстати, то видео (где и нексус светился ) - было вообще явной джинсой, так что не стоит на этом основании боготворить нексус
3. мы "сейчас не об этом";) я пример нексуса привел не для халивара, а просто в развитие темы. не цепляйтесь, ибо речь об инструментовке, о ТЕМБРАХ, а не о конкретном синте, ромплере-стомплере и прочей фиговине))
 
рад что вы это понимаете. всё приходит с опытом.
если же вы пишете для кабаков - делайте пресетами, по одному шаблону, кто там вникать будет? а законы сочетания нот взаимодействия баса и лида написаны в замечательной книге "Элементарная теория музыки" Способина.
я бесконечно далек от кабаков. Расстояние - как между Вячеславом Добрыниным и infected mushroom:)) Хотел для себя понять какие-то вещи. Не думаю, что Способин мне поможет. Тут скорее что-то по "инструментоведению", но с уклоном в электронную музыку. Удивлен вообще, что не могу найти ничего похожего, учитывая то как важен ТЕМБР в электронной музыке
 
Ну да, David Guetta, Avicii, Nicky Romero школота еще та) Зато чуваки, которые сидят в России и крутят до посинения синты всю свою жизнь и получают по сравнению с ними смешные деньги за свою музыку - выдающиеся музыканты современности ;)

походу вы тоже школота
 
Прежде всего нужно понять что ты хочешь сделать и какого звучания при этом добиться.
Поставить задачу и решать ее.
И тогда вы очень обрадуетесь, найдя в Нексусе тот самый тэмбр который вам нужен и поймете что для достижения результата все средства хороши.
 
Прежде всего нужно понять что ты хочешь сделать и какого звучания при этом добиться.
Поставить задачу и решать ее.
Я бы добавил, что надо не понять, а представить в мыслях тот звук, который тебе нужен, что бы представить надо начать думать об образе и держа его в уме быстренько наруливать требуемое звучание. Здесь главное не отвлекаться на технические стороны, категорически противопоказаны мысли о скачке новых плагинов!
И тогда вы очень обрадуетесь, найдя в Нексусе тот самый тэмбр который вам нужен и поймете что для достижения результата все средства хороши.
А возможно, поймете, что в Нексусе нет тембров, которые Вам подходят))
 
ребят, в теме вольно или невольно повторяется несколько раз завет наших педагогов гуманитарных вузов, у которых каждая лекция начинается с того, что этому "нельзя научиться, талант нужен, поэтому дайте я вам лучше байку расскажу".
Существует аранжировка, существует (отдельно) инструментовка. Есть учебники, начиная с Римского-Корсакова, есть кафедра одноименная при консерватории. Казалось бы - знаешь гармонию, знаешь форму - так что там сложного? Давай забабашь это на весь оркестр и сочинение потрясет мир. Но нет. Существуют теоретические основы (куда, кстати входит, не только разговор про диапазоны конкретных инструментов, но и различные смещения голосов, удвоения голосов, различные способы звукоизвлечения и т.п. и все это происходит не только рандомно, но и имеет под собой теоретическую базу).
Когда я говорил (условно) про лид и бас, я говорил про конкретный лид и бас. Есть законы по которым один будет лучше сочетаться с другим? Есть какие-то правила, которые согласуются с физикой самого звука?
 
прочитал твою историю комментариев и там превалирует слово "бездумно":
"опробуй легкие "препараты". и найди свой стиль", "главное делать бездумно и руководствоваться чутьём", "юзайте лупы, нексус, пишите хиты и больше курите", хиты пишутся талантом. бездумно, на "прухе" за одну ночь и на стандартных семплах и пресетах
Я не против твоей личной бездумности, но может не стоить фонить на данном ресурсе? Зачем? Вдохновение ищешь таким способом?
 
Directore,
Тебе, конечно, известно деление пресетов на такие категории, как
- bass
- pluck
- lead
- pad
- arp/seq
- fx
и т.п.

Поиск тембра начинается с понимания того, звук из какой категории ты ищешь. После этого ты пробуешь какой-либо синт хорошо работающий в данной категории. Например (!):
- bass - Трилиан
- pluck - Зебра
- lead - Сайлент
- pad - Омнисфера
- arp/seq - Зета
- fx - Surge

Подобрать из 30-40 пресетов базу для своего будущего звука - ну, это часть твоей работы. Важно, чтобы звук не был скучным или приевшимся. Самая важная часть звука это атака (кроме пэдов). Хвосты нот должны быть хорошо контролируемы (релиз и сустейн) это важно для сведения.

Интереса звуку можно добавить совершенствуя миди партию, вводя модуляциии внутри синта (от велосити, лфо на питч, срез фильтра, позицию в вейвтейбле и тп) , автоматизируя параметры синта и обработки по ходу трека.

В конце концов - лейеринг, то, чем прославился нексус. Кстати, разбирая его пресеты по слоям можно и поучиться смешивать свои тембры.
 
  • Like
Реакции: Agataa и Kanarskiy
тяжёлый вопрос на самом деле ..особенно , если говорить о оригинальности , как мне кажется к созданию интересных музыкальных тембров по мимо базовых знаний синтеза и прочей теории , нужно некое предрасположение ) , и опыт безусловно ...можно крутить до посинения ) , если идея не возникла в голове и так ничего в итоге и не получить интересного , кто то просто садиться и у него идеи прям сразу приходят , ещё до написания какой то мелодии ....я так не умею , мне надо сначала послушать саму музыкальную информацию в нотах ) ...тогда навеет какой то тембр (тембры) , ..возможно ) ...но большая к сожалению часть , у меня занимает перебор пресетов и доведение их до того звука , который более приемлем для меня в определённом проекте т.е тупо нравиться не нравиться...ещё иногда представляю лицо миксинженера , который будет моё творение сводить ) , иногда помогает приземлиться ) и пересмотреть тембры , докрутить их ) ....

Ну а в плане каких то строгих таблиц , ну даже не знаю , есть ли такие ..всё таки это творчество ...тяжёлый вопрос , как мне кажется зависящий от таланта во многом....
 
Эстетика и психология восприятия и по сей день - лже-науки.
Можно обзавестись таблицами, где будут расписаны частоты, их сочетания, "золотое сечение" и набор цветов, гарантированно вызывающих у слушателя (зрителя, читателя) оргазм и желание повторить процесс Восприятия. Как правило, ламером автора, работающего по таким схемам, вряд ли назовут, но крепкий ремесленник, работающий по лекалу - всё же копи-машина. Борозды не испортит, но и глубоко вспахать не в состоянии.

А можно сделать всё неправильно, вне правил и традиций - и установить таким образом новые, если работа "выстрелит".

Я предлагаю не париться по таким поводам. Интересный замысел многократно превосходит банальность воплощения.
 
Интересный замысел многократно превосходит банальность воплощения

Хорошо сказал.

Однако от себя хочу добавить, что вопрос автора всё же имеет место быть. Т.е. какие то самые простые правила по подбору тембров всё таки должны соблюдаться, даже человек который о них не думает и творит гениальные вещи так или иначе (подсознательно) эти правила соблюдает. За сим считаю вопрос еще открытым к обсуждению. Пока информативнее всех высказался
higain, за что респект ему)
 
Главной характерной чертой элктронной музыки является звучание. Соответственно, особенность тембра, например, лида и баса, а так же их сочетание, являются творческими элементами композиции. Разумеется, есть некоторые общие закономерности. Например, если звук сильно нагружен гармониками или это сложный звук (4 сцилятора + лаеры, например), то к нему едва ли подойдёт насыщенная мелодия с быстро сменяющими друг друга нотами. Или что лучше распологать основной инструмент и аккомпанемент по разным октавам, что очевидно не только для электронной музыки.
ЗЫ Лайт говносрач по поводу Нексуса забавен) Не раз замечал, что замечательные успешные музыканты используют софт и хард, который мне в работе ни даром, ни с деньгами не нужен. Каждому своё.
 
в неумелых руках самые распрекрасные VST превращаются в кабацкое звучание.
Будете смеяться , и наоборот . Всё , что написано для кабака уходит Наверх ...
А кабак-то чем не угодил? Давно были?
 
Есть законы по которым один будет лучше сочетаться с другим? Есть какие-то правила, которые согласуются с физикой самого звука?

По физике, любой звук сочетается с другим, понравится тебе или нет это уже другой вопрос)

Ну а если по серьезней рассуждать, то на beatport та найдешь тысячи приятных и коммерчески успешных сочетаний звуков. Хочешь чтото новое, делай сочетания сам, вот тут уже не работает никакой закон, только твоя фантазия и замысел)
 
  • Like
Реакции: PFB Records

Сейчас просматривают