Малошумящие транзисторы

  • Автор темы Автор темы sunet
  • Дата начала Дата начала

sunet

Victor Buruiana, 1959
18 Июл 2005
12.078
6.379
113
65
Chisinau, Moldova
ОУ мы обсуждали, может поговорим о транзисторам для преампов?

У меня в частности несколько вопросов:

1. Часто в старых преампах пультов можно встретить транзистор 2SB737. Можно ли его заменить на ВС560 без потери качества? Или на ВС550 если перевернуть полярность. Если нет, то что из ныне доступных транзисторов можно использовать?

2. На какие вообще транзисторы стоит обратить внимание из доступных как по цене, так и по распространенности?

3. Транзисторы с маркировкой С550С это и есть ВС550, или это другие?

4. Есть схемы с двумя составными транзисторaми из двух разной полярности (всего 4 транзистора) и ОУ, есть с 2-мя транзисторами и ОУ, а есть с 2-мя транзисторами и 3-мя ОУ. Наконец есть интергральный вариант вроде INA217 и ей подобных. Каковы приемущества и недостатки каждого варианта?

Микросхемы серии INA довольно дефицитны и стоят недешево (если использовать в пультах, учитывая что их надо много), а комплект из 2-4-х транзисторов и NE5534 намного дешевле. ПО идее каскад на транзисторах может на порядок снизить шумы, но зачем ставить два транзистора? Вроде выигрыша по шумам это уже не дает (я не говорю о схеме с параллельном включении транзисторов), тогда зачем использовать составной транзистор? По мне, так два транзистора и ОУ самый выгодный вариант. Чем 2 транзисторных каскада, я бы скорее включил по 4 транзистора параллельно. Что я в этих размышлениях не учитываю?
 
Последнее редактирование:
Если посмотреть 2SC2240 & 2SC3199, то они лучше по шумам, во вторых по напряжению больше, питая предварительный каскад, можно получить большую перегрузочную способность.
И ещё смотрите наши П416Б, уникальные транзисторы, в своё время я поставил их на свой радиоприёмник ВЕФ202, где было молоко на диапазонах, появилось много новых радиостанций, и на звуке прекрасно работают, низкий собственный шум.
 
Последнее редактирование:
Я о том что ВС550 везде есть и стоят дешего. Насколько велика разница?

P.S. 2SC2240 - тоже дешевый...
 
2N4403 встречал в таких схемах, BC550 тоже в принципе, иногда вперемешку - 2N4403 первыми стоят. 2SA970 тоже встречал.
 
Последнее редактирование:
Я недавно опробовал разные варианты. Топологию двойной баланс на одном транзисторе, он же, но с двумя тр. в параллель, готовое гибриное INA, и на составном во включении Шиклаи. Последний по звуку понравился больше всего.
Использовал 4403-01 и 550. 4403-01 оказались лучше на импедансе 150-200 ом. При рабочем гейне 35 дБ шум -105дБА. Как ни странно бы на первый взгляд.
Составной Шиклаи применяют все кому не лень в пультах среднего и высокого класса, войспроцессорах и АЦП с микроф. входом.
Двойной баланс по звуку очень хирургически холодный, его имеет смысл применять при большом усилении и ловли "тихих пассажей" и пр.
Одночип INA или SSM, какой-то странный навязчиво формальный характер. Но, например, для измерений оптимальный вариант.
 
Вот здесь весь основной базис, но выводы маркетологические, их лучше отбросить.
http://www.thatcorp.com/datashts/AES129_Designing_Mic_Preamps.pdf

Вы хотите что-то срисовать или сами будете разрабатывать?
-Просто на одном транзисторе делать не нужно - это звук самого дешевого хренопульта.
-Включение Шиклаи встречается повсеместно, но классически и без принципиальных ошибок сделан входной каскад Симетрикса 527Е, схема есть на их сайте.
- Двойной баланс или включение Коэна было опубликовано в 84 году, публикация оригинала есть в сети. Схемы готовые, но видимо принципиально кривые есть на сайте Форсела http://www.forsselltech.com/ и еще одного кенгуру и также кривые вот тут http://www.jlmaudio.com/shop/

Я использовал транзисторы 4403 и 4401. Результат - при чувствительности микрофона 20 мВ и входа АЦП 20dBU достаточно гейна 35-40 дБ для, например, записи игры на гитаре на расстоянии 30-40 см и получить нормальный рабочий уровень по оцифровке. При таком гейне уровень шума типа -105дБ(A)
В ближайшее время попробую собрать на них дискретный ОУ в классе Б. Посмотрим и послушаем 8-)
ВС550 -60 также можно использовать, но составлять их лучше немного иначе, как конкретно - это нужно отрабатывать, дойдут руки сообщу.
 
  • Like
Реакции: sunet
Кстати вспоминаю причину отторжения двойного баланса. В период увлечения сумматорами был у меня образец на 32 канала полностью симметричный. С возможность работать в пассиве с нагружением на микр. преамп и собственным также симметричным драйвером. Так вот с линейным драйвером толку по звуку было никакого, только шум от 32 цап. А вот нагружая на лампу уже начинало что-то бурлить 8-)
 
обычные 2Транса + ОУ - просто, надёжно. Но Трансы не охвачены общей обратной связью, только локальная (эмитерный резистор)
получаем довольно высокие искажения. И шумит неслабо,(особенно на низком усилении) из за необходимости ставить довольно высокие номиналы сопр. в эмиттеры.

комплемент. пара + ОУ: два главных улучшения
1) вторым транзистором усиливается локальная обратная связь(local feedback-loop gain) - с коллектора первого транз. на эмиттер - уменьшаются искажения
2) можно заметно уменьшить номиналы эмит. сопротивлений (меньше шума), основной ток пойдёт через второй транз., а ток через первый при этом останется неизменённым

"двойной балланс" : 2транз + двойной ОУ
транзисторы входят в петлю обратной связи. По сути мы имеем то же самое усиление локальной обр. связи входных транзисторов, но теперь это усиление делает ОУ. Сигнал с коллектора транз идёт на опер. а с выхода опера на эмит. транз, замыкая петлю. Обратная связь ОУ - токовая.
Оч. мало искажений,( может даже слишком мало) ещё немного меньше шума (возможность ставить ещё меньший номинал эм. сопрот. ).
На этом принципе построены все INA, SSM микрофонники. Так же многие чистые преды - типа миллении

Выбор транзисторов:
Для этого применения у транзисторов наиболее важны 2 параметра.
- шумы..... шумовая фигура (noise figure), эквивалентное базовое сопротивление (base spreading resistance), частота 1/f
- линейность усиления в зависимости от тока коллектора (не так важна для "двойного балланса")
посмотрим их у bc550:
http://www.onsemi.com/pub_link/Collateral/BC549B-D.PDF
1) шум. фигуры нет, но есть базовое сопротивление
страница 3, пятый график - при стандартном токе 1мА получим 160 Ом. т.е. каждый шумит минимум как 160-ом. сопротивление (это ещё не считая других шум. источников)
2) линейность усиления (страница 3, первый график) - при рабочем токе очень неровное.

сравним эти показатели с тем же sc2240.
у него показана шумовая фигура, что уже хороший знак....баз. сопротивление -около 30 Ом
абсолютно линейное усиление.
уже гораздо лучше, чем 550ый

если посмотреть на 2sc3329 - там вообще жесть. Но не достать. да и нафиг не нужно, 2240 вполне хватит
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Nimnul и sunet
1. Часто в старых преампах пультов можно встретить транзистор 2SB737. Можно ли его заменить на ВС560 без потери качества? Или на ВС550 если перевернуть полярность. Если нет, то что из ныне доступных транзисторов можно использовать?
2. На какие вообще транзисторы стоит обратить внимание из доступных как по цене, так и по распространенности?
Нежелательно, увеличится шум. BC5... лучше работают от более высокоомного источника сигнала, нежели микрофон. Но их можно ставить вторым транзистором в составной схеме. Поддерживаю предыдущих ораторов насчёт 4401, 4403. Т.к. у Вас красной нитью проходит тема экономии на комплектующих - то это, пожалуй, лучший вариант. Советую смд (MMBT, PMBT) - что-то мне подсказывает, что их не так массово делают (подделывают?) всякие китаёзы. Сужу по косвенному признаку - малому разбросу параметров в ленте, что свидетельствует, по крайней мере, о хорошей технологии. Кстати, в Киеве полно поддельных (перемаркированных) 2SA970/2SC2240, так что...
3. Транзисторы с маркировкой С550С это и есть ВС550, или это другие?
Да, они самые.
ПО идее каскад на транзисторах может на порядок снизить шумы, но зачем ставить два транзистора? Вроде выигрыша по шумам это уже не дает (я не говорю о схеме с параллельном включении транзисторов), тогда зачем использовать составной транзистор? По мне, так два транзистора и ОУ самый выгодный вариант.
Так искажения намного меньше (в простой схеме с дифусилителем без ООС в эмиттеры). У нас 4401, 4403 стоят в розницу всего 3(!) цента, так что на фоне цены транса, корпуса, печатных плат, фейдеров, ручек, ОУ и т.д. эти 0,06$ (за два транзистора) - исчезающе малая величина. Ну, если это так критично, то можно добавить к цене на Ваши изделия по 6 центов на канал. Это Беринжеру при тиражах десятки тысяч какая-то выгода светит, но не Вам. Так что, ИМХО, тут даже не о чем рассуждать, ибо выглядит как какой-то курьёз. Делайте правильно, как в той брошюре THAT, что Вам посоветовали. А одиночные (или спараллеленные) транзисторы ставьте в схему с ООС из каждого ОУ в эмиттеры. Тут уже слушать надо, какая схема лучше звучит, но это другой разговор.
 
Последнее редактирование:
у Вас красной нитью проходит тема экономии на комплектующих - то это, пожалуй, лучший вариант.

Да нет, я в том смысле что если транзисторы по 5 долларов, то уж лучше и дешевле INA217 ставить. В студийный преамп никаких денег не жалко и уж туда точно INA надо, а вот в концертный пульт 120 транзисторов, желательно не дороже доллара все-таки...

А 2SB737 в старом пульте менять на что-нибудь посовременнее есть смысл? Вообще-то по шумам пульт не блещет...
 
А 2SB737 в старом пульте менять на что-нибудь посовременнее есть смысл? Вообще-то по шумам пульт не блещет...
Эти транзисторы (и их пара 2SD786) - шедевр золотой эры (70-е...80-е г.г.) полупроводниковой промышленности. У них был достигнут чрезвычайно низкий уровень шумового напряжения (0,55нВ/корень_Гц), притом, с низкой частотой среза фликкер-шумов. Если Ваш девайс шумит, то это либо их некорректно применили (например, высокоомная обвязка, относительно большой последовательный резистор на входе, неоптимальный ток коллектора), либо имеет место повышенный шум электролитов, недостаточно малый уровень шумов ОУ, шум потенциометра в эмиттерах... да, мало ли, ещё, что там. Может, старение - я ничего об этом не знаю, просто, предположение. Я бы сделал так: вставил 4403 и послушал - если шум будет меньше, то, скорее, это старение 737-х, если такой же, то искать причину.
Ещё у них (у Rohm) были 2SB821, 2SB1276 - такие же уникальные экземпляры. У Тошибы есть на замену 2SA1316/2SC3329, но они сильно не дотягивают на НЧ - у них фликкер-шум намного выше. Лоб-в-лоб не сравнивал, может, в реальной работе и не слышно. У Хитачи есть подобные 2SA1083,84,85/2SC2545,46,47 - они иногда встречаются в микампах. Хотя, по большому счёту, речь идёт о всего лишь нескольких дБ прибавки к динам. диапазону. Точнее, речь идёт о том, насколько мы сможем приблизиться к теоретическому минимуму, обусловленному шумом микрофонного импеданса 150 (или сколько там) Ом. Полагаю, что если всё сделано правильно, то микрофон будет преобладающим (определяющим) источником шума для схемы на любых из этих транзисторах; всё-таки, вышеназванные уникумы делались для головок с подвижной катушкой (MC Head Amps) - а там всего-то десятки мкВ сигнала, импеданс Ом'ы - намного более жёсткие условия, чем у мик. преампа.

Обиднее всего, что уже не выпускаются великолепные ПТ тех времён, особенно, пары. Да уж, мир попсовеет.
 
Последнее редактирование:
Да, 2sb737 с точки зрения шумов наиболее лучший вариант, наиболее близок к нему 2sa1084 etz , но звук последнего и в схеме шиклаи и коэна с моей точки зрения получше, 2n4403 дают такой
же шумовой профиль при 3-4 в параллель но фликкер все равно выше причем явно лучшими оказались fairchild, 2sa970bl 2 в параллель равны 2sa1084 с небольшим превышением фликкера
Хотя если делать преамп для "себя" все равно лучше использовать MATы от AD или THAT300
Почти все старые тошибовские полевые сборки сейчас выпускает LINEAR SYSTEMS , года два назад выпустили несколько преампов с LSK389 на входе по схеме коэна но народу звук не
понравился
Кстати как то смотрел статейку где человек собирает малошумные преампы на транзисторах средней мощности BF459-0.54nV/sqr(hz) MJE13007-0.35nV/sqr(hz)
 
Последнее редактирование:
Почти все старые тошибовские полевые сборки сейчас выпускает LINEAR SYSTEMS , года два назад выпустили несколько преампов с LSK389 на входе по схеме коэна но народу звук не
понравился
А чем именно не понравился, что говорят? А то у меня тоже была идея попробовать подобное решение. По поводу LSK. Я сравнивал даташиты, получается, что они существенно различаются. Точнее, график noise(f) для них в д.ш. не приводится, но я его нашёл в рекламной страничке в Аудиоэкспрессе - из него видно, что по частоте среза и величине фликкера LSK389 значительно уступает Тошибовскому 2SK389. Что скажете?

Кстати как то смотрел статейку где человек собирает малошумные преампы на транзисторах средней мощности BF459-0.54nV/sqr(hz) MJE13007-0.35nV/sqr(hz)
Да, интересная работа про применение "случайных" транзисторов, предназначенных совсем не для Audio Low Noise. http://www.beis.de/Elektronik/LNPreAmp/LNPreAmp.html
А Вы не пробовали 2SA1049 (ТО-мини) и 2SA1312 (смд)? Судя по даташитам, это те же кристаллы 970-х, но в других корпусах. Дело в том, что у нас полно подделок 970 и есть надежда, что китаёзы ещё не дошли до массовых перемаркировок/подделок этих двух не так часто применяемых транзисторов.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: tpg
Я уже честно говоря не помню было достаточно давно, по моим ощущением звучал он все таки поинтересней чем коэн на биполярах, но слухачи сказали что
особой разницы нет, тем более насколько я помню мнения разделились от немного лучше до те же ( ) только в профиль,
а так как эти матрицы проблемны с точки зрения привоза то тема была закрыта, с моей точки зрения проще подобрать пару 2sk170 или
2sj74 чем рыть эти матрицы тем более в преампе по схеме коэна температурный дрейф не очень актуален
Если вам нужны конкретно не подделки то заказывайте 2sa1084etz производятся только на заводе в штатах, 2sa1049, 2sa1312 не пробовал если быстро
найду то попробую и отпишу
 
  • Like
Реакции: Tuvalu
digilab2, спасибо, буду знать про 2sa1084etz.
Про полевики. Конечно же, подобранные пары 170-х, я именно так и думал, а то монолитные дефицит в наших краях.
 
2sa1312 полностью идентичны 2sa970, 2sa1049 по шумам оказались хуже на 1.5-2 db . По поводу 2sk170 нужно ставить по два в параллель иначе шумы
великоваты причем нужно использовать транзисторы с малым напряжением отсечки. Кстати в связи с тестом этих транзисторов(2sa1312,2sa1049) выяснилась
интересная штука , в схеме преампа с дифом шиклаи наибольшей линейностью обладают 2n4403 , с 2sa1084 к.г. где то в 1.5 раза выше, 2sa970 в 2 раза
ток через каждый транзистор 1 ma , кu=60 db, оу lme49710, uout 20v p-p (на оу)
 
интересная штука , в схеме преампа с дифом шиклаи наибольшей линейностью обладают 2n4403 , с 2sa1084 к.г. где то в 1.5 раза выше, 2sa970 в 2 раза
ток через каждый транзистор 1 ma , кu=60 db, оу lme49710, uout 20v p-p (на оу)
интересно.

А можно подробней, какие НПН стояли в шиклай паре при этом тесте, всегда одинаковые?
1мА это через каждый ПНП, а сколько тока шло через НПН?
 
-недавно попробовал bcx54, bcx51-16 ,полный вперед, шум меньше чем у 2sa1084 , а линейность выше , единственно что ток нужен в районе 4-6 ма
 
  • Like
Реакции: Tuvalu
-недавно попробовал bcx54, bcx51-16 ,полный вперед, шум меньше чем у 2sa1084 , а линейность выше , единственно что ток нужен в районе 4-6 ма
Очень интересная инфа. Вы меня опередили. Я подозревал это и купил на пробу BCP53 и BCP56 - это то же самое, что и BCX53,56, BC640,639, только корпусами различаются. В общем, вся серия ВС635...640 соответствует BCX/BCP51...56, только соответствие не подряд по возрастанию, а вперемешку. В даташитах NXP это прямо указано, например
http://www.datasheetarchive.com/dl/Datasheet-024/DSA00415753.pdf
http://www.datasheetarchive.com/dl/Datasheet-024/DSA00415752.pdf
Ваши 54 и 51 отличаются только макс. напряж. Кроме того, как по мне, ВСХ (корпус SOT89) самые неудобные для пайки.
Линейность - в смысле, зависимость Hfe(Icol) или измеренный КНИ? Если второе, то опишите, пожалуйста, как мерили, в какой схеме включения, конкретные цифры и т.п. То же самое про шум - насколько лучше, схема вкл., как определили оптимум Icol, какой источник (R)?
 
Последнее редактирование:
-давно хотел попробовать , руки не доходили , лет 5 назад была статья о применении тр-ров средней мощности в качестве малошумящих ( bf459), недавно нашел
схему малошумящего vco ( 12-25мгц) -110dbc при отстройке 10гц(использую в ацп) где автор использовал bcx54 , bcx51 и решил попробовать в преампе
-схема complementary feedback pair с источниками тока (ток 1 тр-ра 4ма,2-6ма) при дальнейшем понижении растет к.г, оу сумматора фаз lmе49990
-меряно Шмелевым , ацп свой(es9102 к.г 0.0002%) , генератор цап (es9018 к.г 0.0001%) , 2sa1084 - 0.008% , 2n4403 - 0.004% , bcx51 - 0.0009%
усиление 60db, Vout 6в rms , шум в районе -134 -135 при закороченном входе
-я их ставлю как раз в дырки вплотную друг к другу , очень удобно
 
  • Like
Реакции: Tuvalu
digilab2, спасибо!
шум в районе -134 -135 при закороченном входе
У подобных транзисторов обычно велик ток шума, поэтому мерить при к.з. я бы не стал. Даже 150 Ом на входе может оказаться достаточно для того, чтобы эти транзисторы проиграли "настоящим" малошумящим. Это описано в упоминаемой статье немца http://www.beis.de/Elektronik/LNPreAmp/LNPreAmp.html, правда там источник увеличили с 1 Ома до 1 кОм. Вы проверяли шумы с каким-то "более реальным" источником, хотя бы на слух?
-я их ставлю как раз в дырки вплотную друг к другу , очень удобно
Вообще не понял про дырки, можете чуть подробнее?
Вспомнил, я видел эти транзисторы в дискретном VCA Studer, если ничего не путаю. Вот, откуда появилось желание попробовать их.
 
- да на 200 ом разницы практически нет , 1к мне непонятен , на слух что -130 что -133 разницы тоже нет , а по измерениям есть , вообще не такой большой у них шумовой ток при
рабочем 4-6ма , а вот 1/f шум меньше, кстати у немца показан график шума только пары bf459 с источником 1к , что при этом дают обычные 560 у него нет, я думаю ненамного лучше
-корпус sot89 ,три короткие ножки примерно 1.5 мм , вставляются в дырки как обычные тр-ры
 
Вот я провел эксперимент.

Чего побудило к эксперименту ?

Делал я гитарный комбик, а схему входа балансного микрофонного взял от пульта Behringer МХ2004А. Там на входе 2sa1084 включен по схеме Шиклай с MMBTA06 (MPSА06, PZTA06) а далее опенационник JRC NJM4580. Вот я взял этот вход и далее нагородил огороду - LM324-ым сигнал усилил в 10раз , потом на 5-ти полосный эквалайзер на SANYO-LA3600 а потом на сумматор на JRC NJM4558 и на выходник TDA7293. Посмотрел в интернете что с 2sa1084 совсем борода и долго не раздумывая и не анализируя впихнул туда в Шиклай другие малошумящие транзюки BC860C (sot23 Marking 4GW) и BC850C (sot23 Marking 2GW). Они заявлены так же как малошумящие, я понимал что по шумам это может несколько проигрывать, но и подумать не мог чтобы это могло быть на слух хуже в 3-4 раза. Думал , ну процентов на 10-20, просто там этими крутыми транзюками фирма все по максимуму выжимала, а если на коленке собранное будет чуточку хужей так это ничего страшного. Да и жаба давила за один транзистор 2sa1084 платить 2$ (Киев - Имрад).

В результате весь мой огород получился шумным. Подключаемый пультец Soundcraft Compact 4 сразу к выходнику TDA7293 по сравнению с моим огородом шумел в раза в 3-4 тише «на глаз» (то есть не совсем «на глаз» а скорее «на ухо»). Почему то не думал что погоду столь могла бы испортить LM324 и автомагнитольная SANYO-LA3600.

Сразу подумал о том что наверное таки BC860C не катит вместо 2sa1084 и начал экспериментировать…

Немного почитав на этом форуме прикупил для экспериментов на том же Имраде транзюков. Подопытный - Микшерный пультец Soundcraft Compact 4. Там такая же схемотехника, в Шиклай стоят 2sb737s bc846b (sot23 Marking 1Bt) только запитано не с +/- 15в (+/- 17в), как обычно, а почему то в место +15в взяли для питания этих транзисторных каскадов фантомку +48в. Фиг их знает чего они так сделали коряво, почему не брали стандартно +15в. Далее опер у них чуть по проще - TL072.

Померил весь этот каскад по постоянке, и нигде не заметил каких либо заметных отличий от типовых режимов , какие бы получались и с любыми другими обычными транзисторами (я о малом напряжении насыщения). Все как и положено, падения Б-Э везде в пределах 0.53-0.6в.

Выпаял 2sb737s , впаял вместо них разъемчики, в которые удобно было бы втыкать транзисторы.
Результаты моего эксперимента вышли немного субъективными но общий смысл понятен.
upload_2017-7-20_16-33-59.png


В результате пришел к тому что лучше всего , к тому же доступно и не дорого 2sa970-GRToshiba , но вполне приемлемо и 2N4403 от DC COMPONENTS CO.,LTD. В принципе при большой беде не страшно туда и BCС556B или подобные (в SMD sot23 BC860) впихнуть, ухо разницу еле еле улавливает и то СУБЪЕКТИВНО. Конечно же с ними немного слышим стал встроенный в пульт импульсный преобразователь напряжения, который из +12в делает +\-15в и +48в. Такое легкое, еле заметное жужжание, как будто бы немного изменился сам спектр шума.

К сожалению мой цифровой осциллограф-приставка к компу, на максимальной чувствительности 20mV/Div мне не дал ни какого представления о столь малых шумах, тем более о разнице этих шумов у всех моих подопытных транзисторах. Не знаю, чем на коленке можно эти шумы померить объективно и увидеть наглядно что вот тот транзистор в 3 раза хуже а тот в 5 раз лучше по шумам. На слух все равно еле еле заметно, так на вскидку отличие на пару процентов, но даже и не 10, аж до 5-и это максимум.

Так что к сожалению мой комбарь имеет завышенные шумы по другим причинам, может из за того что транзюки по коэффициенту не подбирал, может из за преобразователя, может из за использования LM324 или в качестве эквалайзера автомагнитольной SANYO-LA3600. А может быть это все вместе собралось и на столько при множило шуму, каждый баг по чуть чуть и вместе дало…

Буду впредь подходить более тщательно, транзюки в симметричные балансные входы буду подбирать…, ни каких LM324 и ни каких автомагнитольных микрух, все на операх или TL072 или JRC NJM4580 или JRC NJM4558 или LM5532. Преобразователь буду сильнее фильтровать и землю постараюсь по лучше разводить, правильнее…

Опыт – великое дело :)
 
Вообще малошумящий транзистор надо искать исходя из выходного сопротивления источника сигнала, например если этот источник низкоомный типа динамического микрофона - можно поиграть на том чтобы ставить биполярниые впараллель, пока вклад токовой составляющей шума и входная емкость позволяют.
А вот для для высокоомного входа типа гитарного лучше полевые, так как у них шумового тока практически нет по сравнению с биполярными.
к ОУ тоже относится.
 
С теоретической точки зрения Вы безусловно правы, да и, наверняка, касательно микрофонных преампов, которые подогнаны под конкретный капсуль. У популярных простеньких "народных" пультов типа Soundcraft, Behringer, да и наверняка в других, микрофонные входы линеек сделаны по такой же схемотехнике, как и микрофонные усилители. Та же самая схема с составниками на балансном входе по Шиклай, где первые P-N-P транзисторы малошумящие, обычно 2sa1084 или 2sb737. Входное сопротивление у этих "микрофонных входов" (Канон) заявлено в раёне 2КОм, Эти же входы через делители, ослабляющие сигнал на 15дБ (примерно в 5-6 раз), заведены на "линейные входы" (Джеки), с заявленным сопротивлением около 10КОм. Для подключения электрогитар есть еще дополнительный конвертер сопротивления на биполярном транзисторе общего применения, эти входы имеют заявленное входное сопротивление 300кОм. Что касается электрогитары , то там задача борьбы с шумами менее актуальна, поскольку сигнал значительно больше, то есть значительно больше оторван и от шумов. Микрофонные входы сделаны "малошумящими" (по схемотехнике малошумящих микрофонных усилителей) для подключения в них разных микрофонов, обычно динамических например Шуров или АКГ-шек, хотя и не обязательно динамических. Они не проектировались под какой то конкретный микрофон, который хорошо согласован по выходному сопротивлению с входным сопротивлением линеек пульта. Но все же зачем то там наваяли этих малошумящих транзисторов. Думаете это понты туда понапаяли, и в случае такого рассогласования входных и выходных сопротивлений эти малошумящие транзисторы там вообще ни к чему ? В моем гитарном комбике сделаны четыре линейки, типа пульт, две универсальные, и в них подключаются динамические микрофоны (в Каноны) В принципе я пожалел что связался с этой схемотехникой в своем гитарном комбаре, пожрало оно у меня кучу времени эти разборки с малошумящими транзисторами, да и места на платах и деталек, проще было зашуровать эти входы просто на ОУ типа ТЛ082 или 4558, 4580 (примерно так как в Behringer PMH880S). Думаю, результат получил бы почти тот же. Мои эксперименты мне показали, что если с этими транзисторами что то и продвинулось в "+" , то очень ничтожно. Если это не касается профессионального, очень дорогого оборудования, то надо делать как китайцы, все предельно простым и с предельно минимальным количеством компонентов, и будет счастье. Ну а если нужны понты и супер класс, то тогда жидкий азот в помощь :-)
Замена "крутых" малошумящих транзисторов на "менее крутые" малошумящие возможна с некоторым допущением, и на слух этот неблагородный финт будет еле заметен. Это результат моих экспериментов - мой ответ на вопрос открывшего тему Victorа Buruiana, просто у меня был точно такой же вопрос, а теоретический ответ я прочитал здесь в теме , ну и практически проверил и написал свой практический вывод. Естественно это мое субъективное мнение. Это не совпадает с теорией, потому как 1,5дБ на Гц шумов у одних транзисторов и 4дБ у других, это шумы большие в 2-3 раза, но к счастью в моих экспериментах я не услышал возрастание шумов в 2-3 раза, а на 5-10% да и прислушиваясь еще , и думая, изменилось что то или нет, этот результат лично меня устроил. Может быть я сделал что то не правильно в своем эксперименте и Вы меня подскажите...
Но вот на счет согласования универсальных микрофонных пультов с микрофонами, наверное это не совсем так , к тому же при моем эксперименте я слушал шум на выходе пульта с подключенным на микрофонный вход ,этого пульта, динамическим микрофоном SHURE 14A, оригинальным, включал его и слушал шум , и выключал его (штатным выключателем встроенным в микрофон) и слушал шум, переставлял транзисторы и опять слушал шум...
 
Они не проектировались под какой то конкретный микрофон, который хорошо согласован по выходному сопротивлению с входным сопротивлением линеек пульта.
Большинство микрофонов имеет выходное сопротивление от 25 до 200 ом. Чаще в районе 100 ом. На него и можно ориентироваться. Также есть смысл в качестве основного типа ориентироваться на конденсаторные типы (из-за их качества), а с остальными предусматривать только возможность работы, но оптимировать именно под конденсаторные.
 

Сейчас просматривают