Методика расширения диапазона голоса

LightStarSirianoff

New Member
21 Май 2010
222
36
0
Наверное всех как и меня интересует этот вопрос :) Ведь голос это совокупность работы органов и мышц человеческого организма, а организму свойственны тренировки. Многие преподаватели говорят что по ходу пения голос сам развивается, но удалимся от темы и возьмем к примеру спорт, а именно мышечные тренировки. Если следовать правилу "сам по себе в процессе разовьется", то придем к выводу что в повседневной нагрузке наши мышцы конечно развиваются, но не так как у профессиональных спортсменов, потому как спортсмены иначе подходят к развитию при помощи целенаправленных тренировок.
Возьмем к примеру бодибилдинг, спортсмены всегда пытаются преодолеть максимум который они могут выжать и с каждым днем поднимают все больший и больший вес, так-же они делают разные упражнения на определенные группы мышц. Теперь давайте вернемся к голосу, если следовать принципу спортсменов и преодолевать свой максимум, то по сути диапазон можно расширить. Преподаватели больше изучают проблему постановки голоса, но развитие и расширение диапазона так же на мой взгляд немаловажная проблема, которая по-моему пока еще мало изучена. Так что если как в спорте целенаправленно и повсеместно подходить к тренировке преодолевая свой максимум, я думаю диапазон можно расширить. Кто что думает по этому поводу?
 
ну, если сможешь себе при помощи тренировок изменить форму гортани (сделать больше или меньше), сделать тоньше или толще сами голосовые связки, то желаю тебе удачи.



P.S. с природой трудно спорить, потому что у неё продумано и учтено всё.
 
Последнее редактирование:
От природы у каждого своё, это да. Но при правильных и постоянных занятиях можно сделать свой диапазон очень большим, если только голосовой аппарат не имеет физических дефектов. Даже бас вполне спокойно достает до второй октавы, для любого репертуара более чем достаточно.

И на самом деле этот вопрос продуман и разжеван просто донельзя, во всяком случае на западе, были бы деньги ))

UPD ага, как раз трек в тему ))
 
Kostya, без слов... :good: А кто это?


]Den[, судя по этой композиции не все зависит от природы :) Форма гортани мне кажется влияет на тембр, а не на диапазон...
 
без слов... А кто это?
Генадий Трофимов. Если помните, была такая рок-опера "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" Алексея Рыбникова. Он был одним из исполнителей.

А вы не посчитали, сколько там октав?:)))
 
Kostya, Как минимум три, а то и больше наверное :)))

---------- Добавлено в 23:21 ---------- Предыдущее сообщение было размещено в 23:14 ----------

а если быть точным, то от "до" большой октавы до "до" 2-ой, и еще ми-бемоль 2-ой фальцетом :)
 
Кто знает английский? :)

http://www.youtube.com/watch?v=tHYkTM5fSYA

---------- Добавлено в 01:51 ---------- Предыдущее сообщение было размещено в 00:48 ----------

И на самом деле этот вопрос продуман и разжеван просто донельзя, во всяком случае на западе, были бы деньги ))

Вот не пойму, на западе разжевывают (даже судя по количеству уроков на youtube), а у нас вообще к этому интереса не испытывают что ли? :)
Ребят, я предлагаю делиться опытом и личными наработками по этой теме, давайте хоть мы начнем искать какие либо методы для достижения цели :)

Начну с себя, в последнее время экспериментирую с распевкой "глиссандо" с интервалом в октаву. Суть в том что при помощи помощи этого метода можно пропеть крайние ноты диапазона. Вверху пока у меня "соль" первой октавы. В результате занятий стало легче брать эту ноту, так-же полностью снял напряжение в середине диапазона, но к "соль-диезу" переходить пока боюсь, потому как еще слабоват, хотя чувствую что могу :) Да и еще, главное не переусердствовать. Все таки крайние ноты диапазона это колоссальная нагрузка на голос :)
 
Кто знает английский? :)
Ну ничего нового он не говорит - не давить на связки, а легко и тихо распеваться. То бишь, никакой "колоссальной нагрузки", это значит что-то неправильно.

Вот не пойму, на западе разжевывают (даже судя по количеству уроков на youtube), а у нас вообще к этому интереса не испытывают что ли? :)
Среда недостаточно развитая у нас, а преподы свои интересы тщательно блюдут. На западе сама эта информация о методах тренировки голоса стоит совсем недорого. Но это не отменяет необходимость работать
 
Все таки крайние ноты диапазона это колоссальная нагрузка на голос :)

Набирай тренировочное время нагрузки фальцетом на простых попевках. Глиссандо здесь не самый лучший вариант, потому что надо натренировать эти маленькие мышцы, а это надо просто время их напряжения. Пой фальцетом попевки от до первой до фа, к примеру, первой, почти без перерыва по 10 минут пару раз в день, торчи в этом участке диапазона упорно, с периодическими экскурсиями в сторону соль. Это действительно нагрузка, но безопасная. По поводу определения фальцета - это к Дмитриеву и Емельянову. То же самое, что головной. Я их терминологии предпочитаю придерживаться.
 
  • Like
Реакции: LightStarSirianoff
А вот ещё примерчик, от Трофимова, как можно развить, и управлять своим голосом. Правда здесь пришлось немного похимичить со скоростью, но тем не менее:) Все партии исполнены Генадием!!! Песня писалась к одному фильму, где нужно было передать атмосферу послевоенных лет. Молодых исполнителей не нашли, сумевших бы спеть в том духе. Трофимову здесь за Шестьдесят:)
 

Вложения

Набирай тренировочное время нагрузки фальцетом на простых попевках. Глиссандо здесь не самый лучший вариант, потому что надо натренировать эти маленькие мышцы, а это надо просто время их напряжения. Пой фальцетом попевки от до первой до фа, к примеру, первой, почти без перерыва по 10 минут пару раз в день, торчи в этом участке диапазона упорно, с периодическими экскурсиями в сторону соль. Это действительно нагрузка, но безопасная. По поводу определения фальцета - это к Дмитриеву и Емельянову. То же самое, что головной. Я их терминологии предпочитаю придерживаться.

Я вас не совсем понял, при пении фальцетом идет такая же нагрузка как и при пении грудным регистром? Мне кажется наоборот все расслабляется...
 
LightStаrSirianoff, на ты, если можно :)

Со словом "фальцет" существует некоторая путаница. Кто употребляет его правильно, кто неправильно - это второй вопрос,главное, чтобы говоря одно слово, имели в виду одно и то же. Вот я и предлагаю прочитать Емельянова и использовать его терминологию, поскольку она удобна.

Безмазовый звук, получающийся при выключении из работы голосовых складок, удобно называть свистковым или фистульным регистром. Это то, про что ты говоришь, сипатенькие высокие ноты можно петь без напряга часами. Звукобразование по типу флейты, колеблется только воздушный столб. Фальцет, он же головной регистр - это работа голосовых складок краями, между складками образуется веретенообразный просвет, что, возможно, является природным способом защиты голосового аппарата от травмы при громкой фонации высоких звуков, неожиданный скачкообразный переход на фальцет в народе известен как "дать петуха". Начинать тренировать головной (он же фальцетный) регистр очень тяжело. У большинства мужчин, не занимавшихся правильным пением до ломки голоса, этот регистр, который требуется для комфортного пения в первой октаве и понтовых высоких нот, обычно ваще неразвит.

Пение в головном регистре грубо можно сравнить с прижатием струн к ладам - голосовые складки не напрягаются сильнее к верхним нотам, а укорачивается их рабочая часть. Но все приводящие мышцы требуют достаточно длительной тренировки.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Ilya Prokhorov
регистр, который требуется для комфортного пения в первой октаве

Это нормально, когда фальцет у вокалиста почти две октавы, от фа малой до ре второй? Хотя возможно до и ре второй - это уже свистковый?
Грудной примерно от до большой до соль первой октавы
в муз.училище определяли как баритон, но занятия были факультативные

до ломки хор, альт наверное, значит грудным регистром в детстве вокалист пел? или?
 
Последнее редактирование:
Дело в том, что у сформировавшегося вокалиста выделить фальцет уже затруднительно, потому что он поёт уже сбалансированным микстом, т.е. если брать две условных крайности: низкое положение гортани и полное смыкание складок в грудном регистре и высокая гортань + краевое смыкание при фальцете, то у сформировавшегося вокалиста имеем достаточно стабильное положение гортани (бывают, впрочем, исключения) и краевое смыкание к нижней части диапазона, тембрально голос выравнивается в диапазоне около 2-х октав. Естественно, почти каждый вокалист в состоянии "показать крайности" :)

Поэтому то, что фальцет простирается далеко во вторую октаву - это обычное явление, как и гитарную струну можно прижимать, пока лады не кончатся, а кончатся - так еще кусок грифа приделать. Другое дело - убедись, что это именно фальцет, а не свисток уже на фа малой (в нашей терминологии). Фальцет (или головной регистр) - это достаточно ощутимое физическое усилие мышц живота, спины. И чем выше, тем больше усилия. Как только усилие пропало и мы издаем блеклый тихий звук флейтового характера - это уже фистула. Правда, у женщин к концу второй октввы и, возможно, у экстремальных мужских голосов, она может звучать весьма пронзительно.

Бас, тенор, баритон - это названия партий в хоре и опере. Вокалист в примере вверх по топику прекрасно это демонстрирует, что при тренировке низкие голоса с крупными массивными складками могут идти вверх офигенно далеко.
 
  • Like
Реакции: Ilya Prokhorov
Еще вопрос на закрепление )

значит у Томаса Андерса тоже микст? просто с явно выраженным головным регистром (фальцетом)?

http://www.youtube.com/watch?v=A5C8AC6V2KQ

можно эту песню использовать как рекомендованную выше попевку фальцетом? там как раз до-фа первой октавы с эскурсом до ля бемоль вверх и си бемоль вниз ;)
 
Если следовать правилу "сам по себе в процессе разовьется", то придем к выводу что в повседневной нагрузке наши мышцы конечно развиваются, но не так как у профессиональных спортсменов, потому как спортсмены иначе подходят к развитию при помощи целенаправленных тренировок.
Возьмем к примеру бодибилдинг, спортсмены всегда пытаются преодолеть максимум который они могут выжать и с каждым днем поднимают все больший и больший вес, так-же они делают разные упражнения на определенные группы мышц. Теперь давайте вернемся к голосу, если следовать принципу спортсменов и преодолевать свой максимум, то по сути диапазон можно расширить. Преподаватели больше изучают проблему постановки голоса, но развитие и расширение диапазона так же на мой взгляд немаловажная проблема, которая по-моему пока еще мало изучена. Так что если как в спорте целенаправленно и повсеместно подходить к тренировке преодолевая свой максимум, я думаю диапазон можно расширить. Кто что думает по этому поводу?
В вокале правило спортсменов по тупой накачке мышц не работатет. Сколько раз приходилось наблюдать, как вокалиста гоняют 40 минут на различных упражнениях, при том, что у него даже голос элементарно не в резонаторе. Т.е. это просто бездумная эскплуатация голосового аппарата, которая приводит к еще большим зажимам и проблемам. Что бы развить диапазон, для начала надо научиться правильно петь в удобной, средней части своего диапазона, а потом уже эту позицию переносить вверз и вниз. Т.е. правильная работа резонаторов при устройчивой позиции-залог большого диапазона. Это нарабатывается под присмотром грамотного педагога. Принцип вокала -большее меньшим, при минимальных усилиях за счет правильной работы резонаторов получаем свободный, естественный, звучный голос. Вся тренировка заключается не в накачке мышц, а как правило наоборот, в расслабленни мышц, которые зажимают голос и соответственно в тонкой координированной настройки всего голосового аппарата. На счет упражнений фальцетом, подумайте тысячу раз прежде чем так пытаться развивать свой диапазон.
 
Что бы развить диапазон, для начала надо научиться правильно петь в удобной, средней части своего диапазона, а потом уже эту позицию переносить вверз и вниз. Т.е. правильная работа резонаторов при устройчивой позиции-залог большого диапазона.
Как в боксе-сначала четко поставить удар,потом развивать силу
 
zavetniy, безусловно постановка голоса и умение чувствовать и направлять звук имеет главенствующее значение. Но вот из личного опыта, после освоения правильной техники пения в верхнем регистре сильного прироста диапазона у себя почему то не заметил. Да, петь стало легче, напряжений меньше, но ноты в верху те же. Для чего мы распеваемся? Для того чтобы разогреть голос, разработать связки... Ведь после распевок петь легче становится. Т.е. наши голосовые связки способны разминаться, приобретать эластичность и подвижность.
Я думаю что в вопросе развития диапазона нужно рассматривать фактор от которого зависит высота тона звука. А зависит она от частоты колебания связок. А от чего зависит частота колебания связок? От их строения и интенсивности потока воздуха проходящего через них. Так же высота звука зависит от толщины голосовой щели. Чем уже щель, тем выше звук по идее. А за ширину щели отвечают мышцы, которые так же способны усовершенствоваться :) Опять же на личном опыте понял что если постоянно стараться петь высокие для себя ноты (без сильной перегрузки), со временем брать их становится легче.
Кстати у многих преподавателей слышал такое выражение "дотянуть до тенора" или "дотянуть до сопрано", имеется в иду дотянуть голос ученика :) Так что хочешь не хочешь а "попу рвать нужно" если хочешь чего то добиться :)))
 
zavetniy, безусловно постановка голоса и умение чувствовать и направлять звук имеет главенствующее значение. Но вот из личного опыта, после освоения правильной техники пения в верхнем регистре сильного прироста диапазона у себя почему то не заметил.
Очень часто так бывает, но это от того, что ты начинаешь ошибаться уже на переходных участках и голос соответственно дальше не идет. Здесь как раз педагог тебя и слушает, что бы звук прошел в грудь и не зажался в горле. Говорить о вокале на форуме в принципе бессмысленно, потому что все слишком индивидуально и требует систематическогор контроля со стороны. На счет разработки голоса путем форсирования-это не правильно, у кого здоровье крепкое тот конечно может не сильно пострадать, но у большинства гарантированы узлы на связках и расшатанный голосовой аппарат, который уже не восстановить. Надо помнить, чем выше звук, тем легче голос.
 
что бы звук прошел в грудь и не зажался в горле.

наверное имелось в виду - прошел в голову? А во всем остальном согласен, у самого накопились проблемы, хоть до узлов и не дошло. Сейчас занимаюсь исправлением ошибок молодости ))
 
Еще вопрос на закрепление )

значит у Томаса Андерса тоже микст? просто с явно выраженным головным регистром (фальцетом)?

http://www.youtube.com/watch?v=A5C8AC6V2KQ



можно эту песню использовать как рекомендованную выше попевку фальцетом? там как раз до-фа первой октавы с эскурсом до ля бемоль вверх и си бемоль вниз ;)

Микст - понятие растяжимое, чего в голосе больше - виски или колы. Но голос Томаса Андерса я бы назвал кристалльной слезы фальцетом, звукообразование по женскому типу.

Фраза Tears of Love my rosen tears c 0.45 целиком пропета фистулой, по ходу так же можно внимательно слушать и сечь, как он в фальцет вставляет отдельные фистульные ноты.

Для тренировочной нагрузки проще брать банальные до-ре-ми-ре-доооо :)

Хороший пример, при внимательном прослушивании можно чётко услышать, как певец использует два регистра, и усечь эти нюансы терминологии.


Пысы Термин микст характеризует баланс признаков грудного и фальцетного голосообразования и к фистуле не имеет никакого отношения.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Ilya Prokhorov
наверное имелось в виду - прошел в голову?

Нет, я не оговорился, именно в грудь и даже ниже. Если кому интересно, расскажу один секрет, хотя на словах трудно объяснить, проще показать. Смысл в том, что при правильной настройке головного резонатора, т.е. когда звук хорошо резонирует в области маски( хорошо-это когда нет посторонних шумов, нет сипоты или чирканья звука, когда звук четко сфокусирован и звучит легко, и звонко, без напряжения) этот звук направляется в грудь и чем выше нота, тем глубже внутрь и вниз надо направить звук. В итоге вокалист думает только о том, что бы звук был внизу, а сам звук уже автоматически будет отражаться от головного резонатора. Поэтому иногда говорят, пойте в себя.
 
  • Like
Реакции: Ilya Prokhorov
Говорить о вокале на форуме в принципе бессмысленно
ну нет :):):)

Надо помнить, чем выше звук, тем легче голос.
Эта мысль требует достаточно серьёзного понимания. В ней как раз озвучена идея фальцетного голосообразования на верхних нотах диапазона и облегчения нагрузки на складки, но для тела в целом фальцет, в большинстве случаев - это тяжёлая физическая нагрузка. Мы можем балдеть от того, как обманчиво легко звучит у мастера верх, но основная часть работы не видна под пиджаком... :)
 
Нет, я не оговорился, именно в грудь и даже ниже. Если кому интересно, расскажу один секрет, хотя на словах трудно объяснить, проще показать. Смысл в том, что при правильной настройке головного резонатора, т.е. когда звук хорошо резонирует в области маски( хорошо-это когда нет посторонних шумов, нет сипоты или чирканья звука, когда звук четко сфокусирован и звучит легко, и звонко, без напряжения) этот звук направляется в грудь и чем выше нота, тем глубже внутрь и вниз надо направить звук. В итоге вокалист думает только о том, что бы звук был внизу, а сам звук уже автоматически будет отражаться от головного резонатора. Поэтому иногда говорят, пойте в себя.

В обучении вокальным техникам часто возникают всякие субьективные ощущения, у каждого вокалиста свои наработки и термины по этой части. Но уж больно все это индивидуально и требует уже личной дрессировки в присутствии преподавателя. Вот если звук сфокусирован в маске, так он уже и так в голове, а всё дальнейшее - это уже следующий этап (и такие этапы безусловно нужны и важны, но у многих и до этого дело не дошло). Тут как-то надо постараться прийти к общей терминологии, чтобы меньше путать друг друга
 
ну нет :):):)


Эта мысль требует достаточно серьёзного понимания. В ней как раз озвучена идея фальцетного голосообразования на верхних нотах диапазона и облегчения нагрузки на складки, но для тела в целом фальцет, в большинстве случаев - это тяжёлая физическая нагрузка. Мы можем балдеть от того, как обманчиво легко звучит у мастера верх, но основная часть работы не видна под пиджаком... :)
Опять таки, что бы не вводить в заблуждение надо сказать, что нагрузка мастера-это не тоже самое, чем нагружают себя мало опытные певцы. Мастер скоординировано держит позицию, объем, опору, а другие жмут горло, давят связки, кричат и т.д.

---------- Добавлено в 02:36 ---------- Предыдущее сообщение было размещено в 02:29 ----------

В обучении вокальным техникам часто возникают всякие субьективные ощущения, у каждого вокалиста свои наработки и термины по этой части. Но уж больно все это индивидуально и требует уже личной дрессировки в присутствии преподавателя. Вот если звук сфокусирован в маске, так он уже и так в голове, а всё дальнейшее - это уже следующий этап (и такие этапы безусловно нужны и важны, но у многих и до этого дело не дошло). Тут как-то надо постараться прийти к общей терминологии, чтобы меньше путать друг друга
Абсолютно согласен, все очень субъективно и каждый одно и тоже может трактовать по разному, поэтому и нужно живое общение. Например можно иногда через форум устраивать видеоконференции через скайп, обмениваться опытом, делиться наработками и знаниями.
 
Например можно иногда через форум устраивать видеоконференции через скайп, обмениваться опытом, делиться наработками и знаниями.

Вот это вообще замечательная идея!


Тренироваться и попу рвать это не всегда одно и то же. Попу можно так и порвать, а без результата ))

Я не имею в виду напрягать связки и зажимать горло до посинения. Я имею в виду петь верхушки стараясь наоборот расслаблять связки, опустить гортань, и петь аккуратно, переходить выше только освоившись в своем начальном диапазоне. Не доводить себя до сипа и узлов. Опять же к спорту: хиляк пытается поднять вес в два раза больше его самого и делает это без постепенного подхода, и что в итоге? Мышцы растянуты, а то и порваны. Но когда спортсмен идет к весу постепенно, прибавляя с каждым днем понемногу, то рано или поздно он этот вес берет.

Теперь наблюдения из личного опыта:
Уже вторую неделю каждый день занимаюсь распевками на расширение диапазона, глиссандо в том числе. Опять же, не доводя себя до срыва. Вчера работал первый концерт со дня начала разработки голоса. Техника работает, петь легче, гораздо легче... голос звучит звонче и колоритнее. По поводу диапазона, я уже говорил что пока соль вверху, так вот в процессе исполнения на этой ноте стал распевать пассажи, раньше я мог только кратковременно зацепить ее, ну в смысле пропеть в очень малой длительности, сейчас же звучит открыто и долго. И это не потому что дыхание стало интенсивнее, дело именно в голосе. Так же голос стал приобретать выносливость. Пою много и высоко, но устаю гораздо меньше. Для себя я вывод сделал, буду продолжать :))) Если все получится, обязательно поделюсь с другими.



zavetniy, по поводу резонаторов и направления голоса в грудь. Нужно разобраться влияет ли резонация на частоту колебания связок, или же от резонаторов зависит только окрас и тембр голоса...
 
zavetniy, по поводу резонаторов и направления голоса в грудь. Нужно разобраться влияет ли резонация на частоту колебания связок, или же от резонаторов зависит только окрас и тембр голоса...
Скорей наоборот, разная высота звука влияет на резонаторы
 

Сейчас просматривают