Запись звука в кино. Первые шаги.

Vitaly Zolotarev

Well-Known Member
20 Июн 2008
207
274
63
Здравствуйте!

Решил расширить круг своей деятельности и попробовать свои силы в кино. Поэтому если вопросы покажутся детскими - не обессудьте, я пока лишь на стадии планирования :smile:

1.Коллеги из вашего опыта, насколько актуально на сегодня для портативного рекордера иметь синхронизацию по SMPTE? Я понимаю все удобства синхронизации, но исходя из того что работать я буду не в Голливуде и что цена на портативный рекордер с SMPTE будет примерно на US$1500 больше аналогичного без неё, реально ли решить вопрос синхронизации при монтаже?

2.Имеет ли смысл нацеливаться на портативные рекордеры от Edirol, Tascam, Zoom, iKey и подобные или они хороши лишь как диктофоны?

3.Стоит ли строить свой записывающий комплект вокруг ноутбука или эту идею лучше сразу забыть как ненадёжную?

4.Из вашего опыта сколько в среднем дорожек приходится записывать одновременно на площадке?

Благодарю.
 
2. Zoom пишут очень достойно при мизерной цене! Работаю с Н1 и Н4, нарекание только на высокую чувствительность микрофонов и их плохую изоляцию от корпуса, т.е. надо не теребить корпус если рекордер в руке и применять хорошую ветрозащиту..

3. Вполне! Только надо правильно выбрать модель.

4. Дорожек много не бывает, но чаще всего 4-х хватает

5. - Дополнительно - запомите что в кино частота сэмплирования 48000 Гц.
 
  • Like
Реакции: Vitaly Zolotarev
насколько актуально на сегодня для портативного рекордера иметь синхронизацию по SMPTE?
а как ты по-другому собрался синхронизировать? Есть вариант просто от клока камеры и хлопушки, но он хуже (не будет тайм-стемпинга, вообще-то монтажеры могут и нх послать, и будут правы). Но для этого тебе надо, чтобы в рекордере был хотя бы один незадействованный вход AES. А просто во фри-ране это уж совсем колхоз, разве что свадьбы записывать...

в кино частота сэмплирования 48000 Гц.
- правило простое, 44.1 только для компакт-дисков, во всех остальных случаях 48.
 
  • Like
Реакции: Vitaly Zolotarev
3. Можно, но с ним не побегаешь.
Вот хорошо бы, думаю, вокруг айпад заморочиться, но это пока мечты на уровне - найти достойный интерфейс, и время на "оклиматизацию". )))

1. Не столь актуален SMPTE, сколь хлопушка и Про Тулз )))
 
  • Like
Реакции: Vitaly Zolotarev
Ребята нормально пишут на ноут в протулс по хлопушке и не обламываются...
И в кубейс тоже кстати писали.
 
  • Like
Реакции: Vitaly Zolotarev
Ребята нормально пишут на ноут в протулс по хлопушке и не обламываются...
И в кубейс тоже кстати писали.
без клока? ну что тут скажешь... или повезло, или, скорее, рассинхрон не увидели. Расползется обязательно.
 
мрз все равно, он поддерживает и 48. Большинство мрз в сети на 44 просто потому, что срипаны с сидюков. Плееры понимают 48, и играют нормально.
про ютюб не скажу, но думаю он должен тоже 48 поддерживать - все клипы оригинально на 48.
 
Могу ошибаться но современный кинематограф можно условно разделить на две группы:

1-я с большими (и часто не своими) деньгами и соответственно со всем необходимым оборудованием. Покупать своё оборудование в этом случае не имеет смысла. От тебя требуется лишь твой опыт и знания. Соглашусь что монтажёры из этой группы будут ожидать звук уже привязанным к экрану. К другому они просто не привыкли.

2-я это любители, ребята снимающие кино на собственные деньги а чаще просто на голом энтузиазме. Когда они ищут звукооператора то нацеливаются на людей со своим оборудованием. Монтажёры из этой группы за синхронизируют что хочешь, потому что ими двигает идея, желание что-то доказать и т.д.

Понятно что начинаем мы свой путь со 2-й. Вот тут и всплывает вопрос об SMPTE.

Сомневаюсь что эти ребята снимают на Red One или подобную технику. Чаще это фотокамеры или доступные HD видео камеры. Получается что в начале своей карьеры нет особого резона вбухивать деньги в дорогое оборудование т.к. все эти "дорогие" особенности могут оказаться невостребованными.

Кстати, когда мы говорим о разбеге между звуком и картинкой, о каких цифрах идёт речь? Например, на сколько могут они разбежаться за минуту съёмки? 1мсек, 10мсек, 100мсек? Приблизительно.

Пока мой джентльменский набор видется мне таким:
4-дорожечный рекордер (Ediroll R-44, Zoom H4, Roland R-26), 2 микрофона петлички, один микрофон-пушка. Ну и соответствующие аксессуары.

Комплект на основе ноутбука честно говоря вызывает сомнения. У меня есть хороший опыт записи музыкантов с ноутбук+интерфейс+микрофоны и т.д. Но это всегда так - пришёл, установил, записал, ушёл. Двигаться со всем этим по площадке должно быть крайне неудобно. Что скажете?

О микрофонах-пушках. Много читаю и общий тон рецензий это что они обладают "консервным" звуком. Нет ли у кого образцов записи голоса сделанных одновременно "пушкой" и кардиоидным для сравнения?

Благодарю.
 
без клока? ну что тут скажешь... или повезло, или, скорее, рассинхрон не увидели. Расползется обязательно.
Канешна расползется! Но при монтаже в коротких сценах это не важно, тем более что длинная черновая все-равно идет на другой источник. (Камеру впрямую с видео).
Плюс переозвучки/перемотаж и вся сопутствующая шняга. )) "Мэджик "вокалайн" опять-же").
(Вот с пленкой (кино) - да. Но это уже и другой уровень заказчика/исполнителя ИМХО).


Vitaly Zolotarev, лучше бы ты по пунктам, как и в первом посту разделил бы ))) Удобнее отвечать. А пока:
- Набор нормальный. (Петли желательно радио, проводные тока если экономия).

- С ноутом на площадке как раз не трудно, а вот на улице - менее удобно. Хотя почему нет, чел к любому приспосабливается. Советую начать с того что задумал, потом разберешься.

- Пушка и петли конечно радикально разные вещи! Примеров пока не держу, (может другие?) но поскоку ты ее всеравно берешь и она все-равно нужна, сам все и услышишь.

Из недавнего: понравился какой-то там трехсотбаксовый стерео Rode. Название напишу на днях. Вполне такой дешевый "мини Нойман" на разные случаи жизни. От походов до студии. Для общих планов/фонов, и ряда работ ну.. весьма! (Хоть вокал пиши). Уточню непременно, как до места базирования доползу.
 
Кстати, когда мы говорим о разбеге между звуком и картинкой, о каких цифрах идёт речь? Например, на сколько могут они разбежаться за минуту съёмки? 1мсек, 10мсек, 100мсек? Приблизительно.

зависит от конкретного сетапа, не скажешь цифру. Может и на больше разбежаться. Расставлять это все потом по местам - адовая работа, особенно с мультитреком... Мало какие "растягивалки - сжималки" в работе сохраняют фазовые соотношения между каналами в многоканальном режиме, для многомикрофонного сетапа - это смерть. Я понимаю, что озвучиваю философию "лучше быть богатым и здоровым", но есть технология. Которая должна выполняться. Вариант без тайм-кода - общий клок и хлопушка. Все остальное - это забивание болтов кувалдой, может и не отвалится... Понятно, что в любительских условиях может быть все что угодно.
 
Андрей, на этих любительских условиях работает весь наш кинематограф. Хотим мы этого или нет. А чел тока начинает собираться быть в теме, ну что ты в самом деле!
 
Как бы не было жалко кровно-заработанных, а г-н Субботин прав. И с точки зрения качества, и с точки зрения потраченного времени при монтаже (читай большего бюджета). Всё это приведёт к оттоку клиентов рано или поздно.

Просмотрев оборудование в сдающих в аренду конторах не встретил ни одного рекордера без синхронизации.

Пока созрели два варианта:

А. Roland R-4Pro

Б. Notebook + Motu Traveler Mk3

Каждый даёт 4 микрофонных входа. Последний выглядит довольно привлекательно по деньгам учитывая что ноутбук у меня уже есть.

Вопросы:

1. Есть-ли на рынке ещё что-то подобное Motu Traveler? Т.е. интерфейс объединяющий в себе внешнюю синх-цию + питание от аккумуляторов + минимум 4 микр. входа.

2. Коллеги работающие с комплектом на основе ноутбука. Поделитесь, как практически вы работаете? Какие трудности, подводные камни можно ожидать?

3. Посоветуйте какую-нибудь литературу по записи звука в кино.

Благодарю.
 
Из недавнего: понравился какой-то там трехсотбаксовый стерео Rode. Название напишу на днях. Вполне такой дешевый "мини Нойман" на разные случаи жизни. От походов до студии. Для общих планов/фонов, и ряда работ ну.. весьма! (Хоть вокал пиши). Уточню непременно, как до места базирования доползу.

У меня был очень неприятный опыт с Rode микрофонами. Они из серии окрашивающих и даже очень окрашивающих. Я же сторонник нейтрального звука (у микрофонов) а потому всегда стараюсь покупать модели с ровной АЧХ. С ними возникает гораздо меньше проблем при сведении и они гораздо универсальнее при работе с разными источниками. Да и по деньгам в итоге выгоднее. Лучше иметь один Schoeps чем пять Rode.

Спасибо.
 
Виталий, на какую сумму рассчитываешь приобрести комплект? Под комплектом я понимаю рекордер, 2-3 радиопетли, пушку с удочкой и цеппелином, наушники, провода и пр.
 
Виталий, на какую сумму рассчитываешь приобрести комплект? Под комплектом я понимаю рекордер, 2-3 радиопетли, пушку с удочкой и цеппелином, наушники, провода и пр.

Пока прицеливаюсь на:

Roland R-4Pro
Sennheiser MKH8060 (8070)
Sennheiser ew112-p G3 x2
Extreme Isolation EX29
Boom

Всё это где-то около US$5500-6000. Вот из этой суммы и буду исходить. Если есть другие идеи, буду рад услышать.
 
Из рекордера без синхронизации могу посоветовать обратить внимание на Tascam DR-680 - у него 6 входов - бывает и не редко когда 4 канала эдирола 4 маловато.

Из пушек я бы посоветовал обратить внимание на Sennheiser 416 - он дешевле 8060.

Петли G3 вполне, но советую брать со стационарным приемником. Если маловероятно что при съемке будет электричество - то тогда уж портативные, но они уж очень нестабильны по сигналу. И петли что в комплекте я бы посоветовал поменять. На что нибудь типа Sanken Cos-11 или Tram TR-50.

Extreme Isolation EX29 - это что то новое =))) По старинке все у нас работают с Sony 7506 - неубиваемые, достаточно плотно сидят и дешевле.

Цеппелин Rycote, но можно и подешевле попробовать - Rode Blimp.

На удочке советую не экономить. VDB или Ambient. И не меньше 5 метров советую.

Итого по моим советам
Tascam DR-680=700$
Sennheiser 416 =1000$
Sennheiser g3 = 500*3=1500$
Tram TR-50=250*3=750$
Sony 7506=100$
Rode Blimp=300$
Ambient QX 5130=750$

Сумка, провода и пр.

Итого 5100$. Не считая проводов, аккумуляторов, карт памяти и пр. Но это по американским ценам. Если брать в России - смело можно умножать на 2.

А если правильно обзывать файлы, заполнять таблицу кадров и если адекватная девочка-хлопушка - никакой синхронизации и не нужно. Тем более для каких то низкобюджетных работ.
 
Из рекордера без синхронизации могу посоветовать обратить внимание на Tascam DR-680 - у него 6 входов - бывает и не редко когда 4 канала эдирола 4 маловато.

Да но пробираться к регуляторам ур-ня записи через меню наверное крайне неудобно в живой работе. Так же по многим отзывам у него лошадиный аппетит к аккумуляторам и хрупкая конструкция.
 
Про таскам - не так уж и глубоко у него запрятаны уровни =) И если уж речь шла о записи на ноутбук - то на таскам то в любом случае удобнее и мобильнее =)

Аккумуляторы кушает хорошо. Особенно если фантом включать. Ну 2-3 часа - это нормально для рекордера. Едирол 4 Про не дольше работает.
 
Последнее редактирование:
Пишем на ноут мак с софтиной Boom recorder. Бум и петли на актерах, все это в интерфейс motu.
 
Пишем на ноут мак с софтиной Boom recorder. Бум и петли на актерах, все это в интерфейс motu.
Очень интересно!
1. Как вы используете ваше оборудование? Т.е. я полагаю ноутбук находится где-то в стороне а звукооператор с интерфейсом на плече работает с удочкой (бумом). Так или... ?
2. Если вы двигаетесь с интерфейсом, как вы решаете вопрос надёжной фиксации Firewire кабеля в разъёмах? Он же элементарно может выпасть?
3. Приходилось ли вам синхронизироваться с камерой? Если да, как технически вы это делали?

Благодарю.
 
Последнее редактирование:
PluralEyes - программа для автоматической синхронизации видео и звука при монтаже для Мас и РС. US$149. Это куда дешевле чем лишняя US$1000 за сИмпти (SMPTE). Если всё на самом деле как в рекламе, то это просто праздник какой-то. Ни проводов, ни блоков синхронизации.

Монтажёры здесь есть? Что скажете?
 
Монтажёры здесь есть? Что скажете?
монтажерам пофигу :) а софтина, после просмотра ролика, вызывает сомнения... ну находит она автоматически синк-пойнты, а с разбегом по частоте дискретизации она что делает? SRC? Они не пишут...
 
Да шо вы прицепились к этому разбегу? Никто не пишет часовые (и более) фрагменты одним куском. Тем паче не укладывает их в фанеру.
Уже 8 раз (не только я) в теме сказали, что никто не обращает внимания на эту посемпловую точность при кинопроизводстве! Там достаточно всего другого - о чем голове болеть.
 

Сейчас просматривают