О необходимости точной настройки ударных.

  • Автор темы Автор темы smack
  • Дата начала Дата начала

smack

Well-Known Member
3 Май 2008
22.388
27.971
113
www.youtube.com
Коллеги! На форуме время от времени появляются темы, затрагивающие один и тот же вопрос: нужна ли точная настройка ударных (бочки, малого, перкуссии и др.)

Причем каждый раз дискуссия начинается с нуля и заключается, по большому счету, просто в высказывании своих личных предпочтений – без какого-то весомого обоснования.

По этой причине я решил проанализировать ситуацию и сделать какие-то общие выкладки, которые могут пригодиться в будущем – тем, кто с ними согласится.

Хочу сразу предупредить, что тема касается не барабанщиков (или не только их). Речь пойдет не о том, до какой степени натягивать пластик на барабанах, а о необходимости точной звуковысотности ударных инструментов.

Так уж сложилось, что я на своем веку общался со многими музыкантами – представителями различных культур – жителями Латинской Америки, афроамериканцами и просто африканцами и американцами, индусами и жителями Востока – от Ближнего до Очень Дальнего, с рядовыми рабочими лошадками и выдающимися личностями…

Поскольку музыка различных этносов всегда представляла для меня интерес, я никогда не упускал возможности узнать что-то новое из первых рук – от носителей той или иной культуры.
В перечисленных культурах ритмическая составляющая музыки занимает важное место.

Как сказала музыковед Ребекка Молейн-Сантана, один из самых удачных альянсов, заключенных в истории – это союз африканского ритма с европейской изысканной, умудренной гармонией. В результате этого союза появилось прекрасное дитя – музыка Латинской Америки…

В отличие от европейской музыки ударные в музыке африканской и восточной играли "более первую скрипку" :biggrin:
По многим причинам (например, конструкция инструментов, особенности музыкального языка) музыка исполнялась в более ограниченном количестве ладов (тональностей). Очень часто в музыке этих этносов ударные инструменты выполняли (и выполняют) не только ритмическую функцию, но и функцию бурдона или эпизодически подчеркивают определенную ступень звукоряда.

Порой ударные инструменты (например, индийские табла или ганские каган) имеют настолько четкую артикуляцию, что имеют буквально "разговаривать". Кстати, дилетант-европеец, играющий на табла, моментально выдает себя тем, что чередование слогов у него – бессвязный набор звуков, а не речь…

Так вот, ударные инструменты в этой музыке подстраиваются под определенный лад, в котором исполняется конкретное произведение. Мне приходилось наблюдать игру мастера Закира Хусейна, посещать семинары Ладзекпо, тесно общаться с Рохан Сингхом – все они делают необходимые перерывы для настройки инструмента, причем процесс довольно долгий, т.к. производится с помощью колышков, веревочек и т.п.

В европейской музыке конструкция инструментов постоянно усложнялась, все дальше уходя от игры по натуральному звукоряду. Отголоски старинных рожковых оркестров можно заметить только в существовании транспонирующих инструментов – в основном, духовых.

Сегодня исполнение музыки не ограничивается одиночной тональностью или ладом – современному европейскому или североамериканскому уху это кажется скучным.
Наоборот, последовательность номеров в концерте выстраивается не только по темпу, но и по тональности для усиления восприятия.

Но при изменении тональности произведения ударные инструменты не перестраиваются, их тон остается постоянным. (Речь не идет о глокеншпиле, литаврах и других ударных инструментах с четко определенной звуковысотностью).

ВОТ ТУТ-ТО И СКРЫВАЕТСЯ КОНФЛИКТ (на мой взгляд). Звучание ударной установки, по большому счету, может войти в противоречие со звучанием остальных инструментов. И наоборот – если тон ударных соответствует тональности произведения, общее звучание становится более слитным и оказывает более сильное воздействие на слушателя.

Я обратил на это внимание в одном из топиков, где коллеги пытались исправить несовершенство трекинга, и в одном из примеров тон малого и бочки точно «лег» в тональность. А тут еще посмотрел несколько выступлений африканских коллективов с четко интонированной перкуссией…

Корень такого частотного конфликта НМВ в том, что одной упряжке современной музыки элементы находятся различных культур, имеющих совершенно различный базис – ритмический с фиксированной звуковысотностью, и мелогармонический.

Избежать этого конфликта полностью невозможно, т.к. на смешении и слиянии культур строится все современное искусство. Но сгладить его нам вполне по силам, хотя бы в студии, применяя точную настройку ударных для уменьшения диссонансов – частотных конфликтов, привносящих лишнюю "грязь" в звучание.

Довольно легко решается проблема и при использовании электронных инструментов, синтезаторов и сэмплов.

В живой работе с акустическими барабанами, конечно, сложнее, но можно сделать хотя бы усредненную настройку.

Мое итоговое мнение - точная настройка ударных необходима, если только есть возможность для этого.
На практике всегда барабаны настраиваю.

Заключение: не воспринимайте это пост как умничанье или догму, как намерение кого-то переубедить. Это – просто попытка анализа ситуации, мысли вслух. Если с чьими-то они войдут в резонанс – буду рад.
Если же для кого-то "тональность ударных" неважна – значит, неважно…

Все сказанное выше – мнение сугубо личное .

П.С. Согласно результатам предварительного опроса тема размещена в разделе "Дела ударные". Если она здесь неуместна – не проблема ее перенести – хоть в Теорию звука, хоть Флейм, хоть в мусорку :biggrin:
 
Последнее редактирование:
Все сказанное выше – мнение сугубо личное
полностью разделяю, даже больше, железо тоже нужно подбирать в один сет, тогда оно начинает не просто ритмически шипеть, условно обозначая акценты, а становится частью звука ударных в целом
 
Имхо, лишнее это. Две детали, которые не позволяют согласиться с точной настройкой: я слышал, как барабанщики из рабочего барабана извлекают разный тон, я слышал напольный том, который звучит как "слайд на бас гитаре". То есть, инструменты в руках исполнителя могут звучать не одним, постоянным тоном.

Сам часто работаю со звуковыми библиотеками, и подбираю звуки ударных в зависимости от контекста. Принцип я не могу обьяснить, что-то звучит, что-то нет, но я не могу утверждать, что это связано с основным тоном инструмента.
 
Аналогично, сталкивался с ситуацией, когда флур-том не строил с басом
на полтона, приходилось сей том питчить... Но возникает резонный вопрос -
а что делать, если в произведении присутствует модуляция на те же полтона,
к примеру? ;)
 
а что делать, если
Не париться, перестраивать том так, чтобы поменять характер сползания тона, сделать его частично нейтральным по сползанию, без явного повисания в конце на одном тоне, укоротить ему сустейн настройкой, не давать войти в резонанс с нижним пластиком чтоб не был длинным и статичным, пусть он будет более харизматичный, подвижный, менее определённый по константному тону, и проблем не будет ваще.
За редким исключением.
 
  • Like
Реакции: Alexander Yakuba
В живой работе с акустическими барабанами, конечно, сложнее, но можно сделать хотя бы усредненную настройку.
Я играю в биг-бэнде на барабанах. Половина произведений оркестр играет в си-бемоле и плюс-минус один знак при ключе. Я построил установку в си-бемоль мажоре. Хорошо...
 
Что-то мне подсказывает, что дело не столько в настройке отдельных инструментов, сколько...-??????????
Беру, например, запись своей любимой группы...неважно какой...:
Бочка в основном F#, в зависимости от силы удара иногда опускается до D#
Рабочий в основном G#, варьируется от F# до A.
Бас густой, скорее всего безладовый, бочка "гудит" до четвери иногда и более.
Тональность песни - g!
В чем прикол?
 
Valery, чем сильнее удар - тем больше частота атаки. На мягких мембранах этот эффект более выражен, чнм на жёстких. Чтобы сохранить высоту атаки, можно оставлять палку/колотушку прижатой. Также чем дальше точка удара от центра, тем частота больше. Хороший барабанщик этим пользуется.
 
  • Like
Реакции: serge_ti
Хороший барабанщик этим пользуется.
Кто бы сомневался!))))))) Но я говорю про конкретную песню, конкретного коолектива и одного из лучших барабанщиков мира.А у него это звучит, как я и написал выше...Есть и проходящие нотки конечно...
Но собственно меня больше волнует другое:
Строить ударные нужно-это аксиома!Вот только как??????!!!!
И так ли уж важны сами основные тона?Может есть что-то еще, не менее важное?
Тем более, что в название темы присутствует слово "точной"!
 
Последнее редактирование:
Valery, а где речь идет об основном тоне? Скорее обертоника важна... Я не собираюсь никого агитировать - прочтите внимательнее СП. Но глубоко убежден, что настройка ударных позволяет музыке звучать более слитно и оказывать большее влияние на слушателя.

И обратите внимание на фразу о КОНФЛИКТЕ между принципами музыки различных культур, втиснутых в одну оболочку.
 
чем сильнее удар - тем больше частота атаки.

Причем это наблюдается не только в ударных инструментах.
Высота тона в начале звучания (в момент атаки) и в послезвучии различается и у других инструментов. Разве нет?
 
На фестивалях обычно ставят одну установку на вечер или на весь фестиваль и в связи с этим я много чего понаслышался. То что настройка ударных влияет на общий строй произведения однозначно и пренебрегать этим нельзя. Так вот я заметил что одна установка конкретного барабаньшика ,которая выставлялась на фестивале, звучит приятнее всего. Не гудит и не мешает, не создает грязи. Поговорил на эту тему с хозяином, очень опытным барабаньщиком. Он мне сказал что он хорошо демпфирует все барабаны, добиваясь наименее выраженной ноты и недлинного звучания.
 
Высота тона в начале звучания (в момент атаки) и в послезвучии различается и у других инструментов. Разве нет?
Это само собой. Все струнные, много духовых. LASS в своих скрипках об этом не забыл. А вот Best Service как ни хвалили свою библиотеку Accordions, но как мех не тянешь - интонирования вверх нет... Сам добавляю.
 

Сейчас просматривают