Коллеги! На форуме время от времени появляются темы, затрагивающие один и тот же вопрос: нужна ли точная настройка ударных (бочки, малого, перкуссии и др.)
Причем каждый раз дискуссия начинается с нуля и заключается, по большому счету, просто в высказывании своих личных предпочтений – без какого-то весомого обоснования.
По этой причине я решил проанализировать ситуацию и сделать какие-то общие выкладки, которые могут пригодиться в будущем – тем, кто с ними согласится.
Хочу сразу предупредить, что тема касается не барабанщиков (или не только их). Речь пойдет не о том, до какой степени натягивать пластик на барабанах, а о необходимости точной звуковысотности ударных инструментов.
Так уж сложилось, что я на своем веку общался со многими музыкантами – представителями различных культур – жителями Латинской Америки, афроамериканцами и просто африканцами и американцами, индусами и жителями Востока – от Ближнего до Очень Дальнего, с рядовыми рабочими лошадками и выдающимися личностями…
Поскольку музыка различных этносов всегда представляла для меня интерес, я никогда не упускал возможности узнать что-то новое из первых рук – от носителей той или иной культуры.
В перечисленных культурах ритмическая составляющая музыки занимает важное место.
Как сказала музыковед Ребекка Молейн-Сантана, один из самых удачных альянсов, заключенных в истории – это союз африканского ритма с европейской изысканной, умудренной гармонией. В результате этого союза появилось прекрасное дитя – музыка Латинской Америки…
В отличие от европейской музыки ударные в музыке африканской и восточной играли "более первую скрипку" :biggrin:
По многим причинам (например, конструкция инструментов, особенности музыкального языка) музыка исполнялась в более ограниченном количестве ладов (тональностей). Очень часто в музыке этих этносов ударные инструменты выполняли (и выполняют) не только ритмическую функцию, но и функцию бурдона или эпизодически подчеркивают определенную ступень звукоряда.
Порой ударные инструменты (например, индийские табла или ганские каган) имеют настолько четкую артикуляцию, что имеют буквально "разговаривать". Кстати, дилетант-европеец, играющий на табла, моментально выдает себя тем, что чередование слогов у него – бессвязный набор звуков, а не речь…
Так вот, ударные инструменты в этой музыке подстраиваются под определенный лад, в котором исполняется конкретное произведение. Мне приходилось наблюдать игру мастера Закира Хусейна, посещать семинары Ладзекпо, тесно общаться с Рохан Сингхом – все они делают необходимые перерывы для настройки инструмента, причем процесс довольно долгий, т.к. производится с помощью колышков, веревочек и т.п.
В европейской музыке конструкция инструментов постоянно усложнялась, все дальше уходя от игры по натуральному звукоряду. Отголоски старинных рожковых оркестров можно заметить только в существовании транспонирующих инструментов – в основном, духовых.
Сегодня исполнение музыки не ограничивается одиночной тональностью или ладом – современному европейскому или североамериканскому уху это кажется скучным.
Наоборот, последовательность номеров в концерте выстраивается не только по темпу, но и по тональности для усиления восприятия.
Но при изменении тональности произведения ударные инструменты не перестраиваются, их тон остается постоянным. (Речь не идет о глокеншпиле, литаврах и других ударных инструментах с четко определенной звуковысотностью).
ВОТ ТУТ-ТО И СКРЫВАЕТСЯ КОНФЛИКТ (на мой взгляд). Звучание ударной установки, по большому счету, может войти в противоречие со звучанием остальных инструментов. И наоборот – если тон ударных соответствует тональности произведения, общее звучание становится более слитным и оказывает более сильное воздействие на слушателя.
Я обратил на это внимание в одном из топиков, где коллеги пытались исправить несовершенство трекинга, и в одном из примеров тон малого и бочки точно «лег» в тональность. А тут еще посмотрел несколько выступлений африканских коллективов с четко интонированной перкуссией…
Корень такого частотного конфликта НМВ в том, что одной упряжке современной музыки элементы находятся различных культур, имеющих совершенно различный базис – ритмический с фиксированной звуковысотностью, и мелогармонический.
Избежать этого конфликта полностью невозможно, т.к. на смешении и слиянии культур строится все современное искусство. Но сгладить его нам вполне по силам, хотя бы в студии, применяя точную настройку ударных для уменьшения диссонансов – частотных конфликтов, привносящих лишнюю "грязь" в звучание.
Довольно легко решается проблема и при использовании электронных инструментов, синтезаторов и сэмплов.
В живой работе с акустическими барабанами, конечно, сложнее, но можно сделать хотя бы усредненную настройку.
Мое итоговое мнение - точная настройка ударных необходима, если только есть возможность для этого.
На практике всегда барабаны настраиваю.
Заключение: не воспринимайте это пост как умничанье или догму, как намерение кого-то переубедить. Это – просто попытка анализа ситуации, мысли вслух. Если с чьими-то они войдут в резонанс – буду рад.
Если же для кого-то "тональность ударных" неважна – значит, неважно…
Все сказанное выше – мнение сугубо личное .
П.С. Согласно результатам предварительного опроса тема размещена в разделе "Дела ударные". Если она здесь неуместна – не проблема ее перенести – хоть в Теорию звука, хоть Флейм, хоть в мусорку :biggrin:
Причем каждый раз дискуссия начинается с нуля и заключается, по большому счету, просто в высказывании своих личных предпочтений – без какого-то весомого обоснования.
По этой причине я решил проанализировать ситуацию и сделать какие-то общие выкладки, которые могут пригодиться в будущем – тем, кто с ними согласится.
Хочу сразу предупредить, что тема касается не барабанщиков (или не только их). Речь пойдет не о том, до какой степени натягивать пластик на барабанах, а о необходимости точной звуковысотности ударных инструментов.
Так уж сложилось, что я на своем веку общался со многими музыкантами – представителями различных культур – жителями Латинской Америки, афроамериканцами и просто африканцами и американцами, индусами и жителями Востока – от Ближнего до Очень Дальнего, с рядовыми рабочими лошадками и выдающимися личностями…
Поскольку музыка различных этносов всегда представляла для меня интерес, я никогда не упускал возможности узнать что-то новое из первых рук – от носителей той или иной культуры.
В перечисленных культурах ритмическая составляющая музыки занимает важное место.
Как сказала музыковед Ребекка Молейн-Сантана, один из самых удачных альянсов, заключенных в истории – это союз африканского ритма с европейской изысканной, умудренной гармонией. В результате этого союза появилось прекрасное дитя – музыка Латинской Америки…
В отличие от европейской музыки ударные в музыке африканской и восточной играли "более первую скрипку" :biggrin:
По многим причинам (например, конструкция инструментов, особенности музыкального языка) музыка исполнялась в более ограниченном количестве ладов (тональностей). Очень часто в музыке этих этносов ударные инструменты выполняли (и выполняют) не только ритмическую функцию, но и функцию бурдона или эпизодически подчеркивают определенную ступень звукоряда.
Порой ударные инструменты (например, индийские табла или ганские каган) имеют настолько четкую артикуляцию, что имеют буквально "разговаривать". Кстати, дилетант-европеец, играющий на табла, моментально выдает себя тем, что чередование слогов у него – бессвязный набор звуков, а не речь…
Так вот, ударные инструменты в этой музыке подстраиваются под определенный лад, в котором исполняется конкретное произведение. Мне приходилось наблюдать игру мастера Закира Хусейна, посещать семинары Ладзекпо, тесно общаться с Рохан Сингхом – все они делают необходимые перерывы для настройки инструмента, причем процесс довольно долгий, т.к. производится с помощью колышков, веревочек и т.п.
В европейской музыке конструкция инструментов постоянно усложнялась, все дальше уходя от игры по натуральному звукоряду. Отголоски старинных рожковых оркестров можно заметить только в существовании транспонирующих инструментов – в основном, духовых.
Сегодня исполнение музыки не ограничивается одиночной тональностью или ладом – современному европейскому или североамериканскому уху это кажется скучным.
Наоборот, последовательность номеров в концерте выстраивается не только по темпу, но и по тональности для усиления восприятия.
Но при изменении тональности произведения ударные инструменты не перестраиваются, их тон остается постоянным. (Речь не идет о глокеншпиле, литаврах и других ударных инструментах с четко определенной звуковысотностью).
ВОТ ТУТ-ТО И СКРЫВАЕТСЯ КОНФЛИКТ (на мой взгляд). Звучание ударной установки, по большому счету, может войти в противоречие со звучанием остальных инструментов. И наоборот – если тон ударных соответствует тональности произведения, общее звучание становится более слитным и оказывает более сильное воздействие на слушателя.
Я обратил на это внимание в одном из топиков, где коллеги пытались исправить несовершенство трекинга, и в одном из примеров тон малого и бочки точно «лег» в тональность. А тут еще посмотрел несколько выступлений африканских коллективов с четко интонированной перкуссией…
Корень такого частотного конфликта НМВ в том, что одной упряжке современной музыки элементы находятся различных культур, имеющих совершенно различный базис – ритмический с фиксированной звуковысотностью, и мелогармонический.
Избежать этого конфликта полностью невозможно, т.к. на смешении и слиянии культур строится все современное искусство. Но сгладить его нам вполне по силам, хотя бы в студии, применяя точную настройку ударных для уменьшения диссонансов – частотных конфликтов, привносящих лишнюю "грязь" в звучание.
Довольно легко решается проблема и при использовании электронных инструментов, синтезаторов и сэмплов.
В живой работе с акустическими барабанами, конечно, сложнее, но можно сделать хотя бы усредненную настройку.
Мое итоговое мнение - точная настройка ударных необходима, если только есть возможность для этого.
На практике всегда барабаны настраиваю.
Заключение: не воспринимайте это пост как умничанье или догму, как намерение кого-то переубедить. Это – просто попытка анализа ситуации, мысли вслух. Если с чьими-то они войдут в резонанс – буду рад.
Если же для кого-то "тональность ударных" неважна – значит, неважно…
Все сказанное выше – мнение сугубо личное .
П.С. Согласно результатам предварительного опроса тема размещена в разделе "Дела ударные". Если она здесь неуместна – не проблема ее перенести – хоть в Теорию звука, хоть Флейм, хоть в мусорку :biggrin:
Последнее редактирование: