Запись звука в кино

music-project

New Member
7 Окт 2008
38
0
0
Здравствуйте!
Знакомый режиссер позвал на съемки фильма в качестве звукорежиссера.Фильм частный,для какой то компании,без наворотов.Моя задача записать звук на MD.Будет несколько миниатюрных микрофонов петличек(вроде 2) с которых всё надо писать.
Со звуком работаю почти 10 лет(диджей,техник/звукорежиссер в ночных клубах и на частных мероприятиях)Но вот опыта записи в живую,тем более в кино не имею(режиссер об этом знает естественно).
Подскакжите с какими подводными камнями я столкнусь и на что следует обратить внимание?И вообще,как правильно писать всё это дело?Так же буду признателен за полезную литературу на эту тему.(статью "с Удочкой За Звуком" как раз изучаю,так что её рекомендовать не надо)
Я считаю что всё надо делать хорошо.Поэтому и обращаюсь к Вам за советами.
 
Последнее редактирование:
music-project, всё-таки сначала лучше выяснить, т.к. технологии немного разные.
 
Кто-нибуть что-нибуть посоветует или подскажет?Или как всегда-человек человеку волк
 
music-project, тогда нужно заранее понять, в какую сторону каждый из героев будет чаще говорить, дабы не пролететь с фокусировкой. Писать, по возможности, 24 бита и с хорошим уровнем. Больше секретов особых нет.
 
  • Like
Реакции: music-project
Однако...узнал что будет 4-ре режиссера и 5 площадок.)))Снимать придется в том числе и на улице.Вопрос:ветер и прочие шумы будут однозначно попадать в микрофон.Как с этим бороться?
 
Последнее редактирование:
нужно заранее понять, в какую сторону каждый из героев будет чаще говорить, дабы не пролететь с фокусировкой.
в данном контектсе говорится не о петличках, а о бум микрофоне. Длинный мик на длинной палке. Если штиль то можно писать и без махнатки и цепелина.
Петлички имеют свойство шуршать об одежду, поэтому если не критично то крепить сверху одежды. А если... тогда: для женщин идеальное место в ложбинке между грудьми, при наличае оных. Для мужчин сверху в районе галстука, а если скрытно то в узле галстука. Герои всёравно головой вертеть будут, а в центре более менее захват постоянный. Круговая направленность предпочтительна для более качественого захвата диалога, но шумы тоже хорошо берёт. Кардиоиду строго направлять придется и желательно при записи не вертеться, но тут уж как получится. В любом случае переклеивать петлицу приходится от кадра к кадру. Если есть головной прибор, то на лбу можно приклеить гафой, пластырем.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: music-project
в данном контектсе говорится не о петличках, а о бум микрофоне. Длинный мик на длинной палке. Если штиль то можно писать и без махнатки и цепелина.
Петлички имеют свойство шуршать об одежду, поэтому если не критично то крепить сверху одежды. А если... тогда: для женщин идеальное место в ложбинке между грудьми, при наличае оных. Для мужчин сверху в районе галстука, а если скрытно то в узле галстука. Герои всёравно головой вертеть будут, а в центре более менее захват постоянный. Круговая направленность предпочтительна для более качественого захвата диалога, но шумы тоже хорошо берёт. Кардиоиду строго направлять придется и желательно при записи не вертеться, но тут уж как получится. В любом случае переклеивать петлицу приходится от кадра к кадру. Если есть головной прибор, то на лбу можно приклеить гафой, пластырем.

Вот спасибо тебе!Прояснил многое!
 
Подводные и очевидные камни.

1. Перегруз по уровню.

Разговорная речь динамична - достаточно спокойно говорящему повысить голос можно получить +15 dB прироста по уровню. И если при отстройке не было сделано запаса может случится перегруз. Лучше делать запас побольше. При записи в 24 бита можно не бояться низких уровней.

Обратите внимание на то, что перегруз может быть не только по входу в записывающее устройство, но и по входу передатчика микрофона (который висит на говорящем). На передатчике обычно есть настройка его чувствительности.

2. Шумы от одежды.

Шумы от одежды могут доставить неприятностей. Очень и очень многое зависит от особенностей микрофона и типа крепления его к одежде. Есть микрофоны очень чувствительные к трению и прикосновению, что делает работу с ними мучением для звукорежиссера. Также есть разной конструкции зажимы для крепления мика от чего тоже зависит количество посторонних призвуков получаемых при движении актера. Если мик не нужно прятать под одежду, то лучше всего жесткое крепление при котором мик находится на некотором расстоянии от одежды. Оптимальное расстояние - центр грудной клетки. Можно на правую или левую сторону (например, на лацкан пиджака) повернув мик в сторону рта говорящего. Если тихоговорящий чел - можно (и нужно :) повесить выше.

Вообще, в размещении петли много тонкостей (разная одежда, разные мизансцены и т.п.), о которых пришлось бы слишком много писать. С сомнительной практической пользой. Потому, что пока сам не попробуешь - не почувствуешь как будет оптимальней.

3. Ветер.

Это - биг проблем на открытых пространствах. Ветрозащита для петличек существует, но в моей практике она мало помогала. Если есть возможность по мизансцене, то можно пробовать ставить говорящего спиной к ветру. Или прятать петличку под одежду. Рубашка, майка и даже не толстый свитер почти не производят снижения чувствительности по высоким, но в качестве ветрозащиты достаточно эффективны. В случае размещения петли под одеждой критичным становится её устойчивость к трению, шуршанию. Хороший вариант - крепление к груди лейкопластырем. Волосатая грудь будет проблемой и для крепления - может плохо держаться, и при отклеивании - будет больно :). Можно предложить выбрить место крепления.

4. Тишина на площадке.

По умолчанию после команды режиссера "мотор, камера, начали" на площадке должны звучать только актеры. В большом кино, наверное, так и есть. Но в малобюджетном бывает по-разному. Кроме людей в кадре на площадке может присутствовать масса народу - осветители, реквизиторы, гримеры, костюмеры, незадействованные в данный момент актеры и массовка. Они имеют свойство производить шум - от шуршаний, стуков, скрипов до тихих (по их мнению) разговоров. Режиссер может не обратить на это внимания, но это не значит, что со звукорежиссера снимается ответственность за пропущенный брак по звуку. Несоблюдение тишины во время съемки надо жёстко пресекать. Причем, не обязательно это делать самому. Достаточно после команды "стоп", сказать режиссеру - нужен дубль: брак по звуку. И меры будут приняты.

5. Подготовка к съемкам.

К съемкам лучше готовится накануне. Проверить работоспособность сетапа: рекордер, петлички, наушники и т.д. У петличек слабое место - кабель возле мика и возле штекера. Там часты обрывы от перегибов и пр. Желательно подключить, пошевелить в тех местах - нет ли треска или пропадания сигнала. Поставить на зарядку аккумуляторы. Желательно иметь минимум 2 комплекта.

И ничего не забывать. Малоприятно будет обнаружить на съемках за полсотни километров от города, что не взял переходник для наушников или карту памяти для рекордера.

Вот то немногое, что пришло мне в голову на данный момент...
 
Тоесть получается так:изначально мне необходимо отстраиваться в -15дб(примерно) дабы иметь запас и избежать клипирования? Далее,настройку чувствительности как правильно выставлять?Или тут так же как и на обычных микрофонах?
 
Последнее редактирование:
В разных моделях цифры обозначающие чувствительность могут различаться. Нужно отстраивать не по цифрам, а по реальному звуку, просто следить за тем, чтобы на громких звуках не было перегруза (клиппинга). Перед тем как повесить петлю на человека поговори сам в нее очень громко на расстоянии 10-15 см, можешь даже рявкнуть. На передатчиках обычно есть индикатор - красная лампочка (может быть подписана как peak), которая загорается при перегрузе. Вот, говоришь громко и смотришь на на нее - если загорается делаешь чувствительность ниже пока она не перестанет реагировать. После можно еще немного понизить для запаса. И параллельно при этом выстраиваешь уровень на рекордере, где-то не выше -6dB в громких местах, а можно и ниже. Когда петля будет висеть на человеке, лампочку, естественно, уже не увидишь, но в наушниках, если будет перегруз, по-любому услышишь - пойдешь сделаешь чувствительность ниже. Если это будет перегруз на рекордере (надо следить за этим по индикаторам), то - на рекордере. Если окажется, что чел говорит очень тихо - ты это увидишь по уровню на рекордере - то подойдешь и сделаешь чувствительность на передатчике повыше.
 
  • Like
Реакции: music-project
в -15дб(примерно) дабы иметь запас и избежать клипирования?

У нас петли Sennheiser EW 100 G3. Для них оптимальная чувствительность где-то от -20дб для спокойной речи и до -30 - 35 дб для громкой. Но разные модели миков могут давать разный уровень и поэтому чувствительность надо отстраивать по реальной ситуации.
 
  • Like
Реакции: music-project
Bernard, спасибо тебе огромное!Всё стало прозрачнее и не так страшно)))До съемок 10 дней... P.S. Какие будут петли я не знаю.Их режиссер привезет.Но я постораюсь узнать...
 
И еще - цифры в dB на передатчике это не уровень, а чувствительность, то есть если стоит -20дБ это не значит что по выходу у тебя - 20. А в рекордере это уже уровень, который не должен превышать 0дб в пиках.
 
  • Like
Реакции: music-project
До съемок 10 дней... P.S. Какие будут петли я не знаю.Их режиссер привезет.

Узнай, что будут делать говорящие люди в кадре - просто стоять и говорить или двигаться, ворочаться. Поэкспериментируй похожим образом с петлями до съемок. Одень на кого-нибудь, позаписывай. Понять на словах и оказаться в реальной ситуации - две большие разницы.
 
Узнай, что будут делать говорящие люди в кадре - просто стоять и говорить или двигаться, ворочаться. Поэкспериментируй похожим образом с петлями до съемок. Одень на кого-нибудь, позаписывай. Понять на словах и оказаться в реальной ситуации - две большие разницы.

За 5 дней до съемок режиссеры(их будет четверо!) и операторы едут на место съемок чтобы всё там порешить.Думаю мне тоже надо составить им компанию.Как раз все это и выясниться)
 
Думаю мне тоже надо составить им компанию.

Обязательно. Если пишется чистовой звук место съемок должен утвердить и звукорежиссер. Надо посмотреть какая там ситуация с посторонними шумами - может рядом стройка идет, или оживленная трасса или дорожные работы с отбойными молотками и т.п.
 
  • Like
Реакции: music-project
Ок!!!А MD диски еще продают?Что то давно их не видил в продаже...Писать то на них будем)
 
Последнее редактирование:
А MD диски еще продают?
У нас продают и то только в одном месте. Так что готовь страховочный вариант ноут со звуковой картой. Есть хорошие програмки для записи с площадки. Для мака это бумрекордер. Для писи подойдет вейвлаб.
 
У нас продают и то только в одном месте. Так что готовь страховочный вариант ноут со звуковой картой. Есть хорошие програмки для записи с площадки. Для мака это бумрекордер. Для писи подойдет вейвлаб.

Кстати при записи вав в Вейвлабе столкнулся с такой проблемой как файл больше 4 гб... правда Вейвлаб старый был 4ый
 
Кстати при записи вав в Вейвлабе столкнулся с такой проблемой как файл больше 4 гб.
В настройках записи можно выставить запись нового файла при достижении выставленного времени, размера. У меня сессии писались по 8 часов и нормалёк. Принципиально выставил разделение на 30 минут.
 
Всё съемки закончались!Это была жесть!Погода подложила свинью в виде ветра и дождя.К сожалению моя просьба привести шатер так и осталась просьбой.Пришлось аппаратуру пленкой закрывать.))
С проблемами столкнулся на первом же дубле.Актеры говорили тихо на репетиции сцены,а после команды “мотор” начинали орать как резанные!Микрофоны начинали клипировать!Чувствительность выставил в минимум -24 и перевесил петлички подальше от рта.Кое как справился с клипами.Микрофоны кстати привезли Sennheiser(модель не запомнил).Без ветрозащиты.Ребятам с аппаратурой даже не сказали что будут снимать кино))
На пульте на лету отстроил баланс.После уменьшения чувствительности на микрофонах на пульте баланс упал до нельзя.Отстроил трим.Но все равно выходной сигнал с пульта был в районе -10дб. Не айс конечно,но так вышло.
Реально было трудно отстраивать звук!Послушать актеров по отдельности не получалось :все вокруг орали как поросята,а режиссер все время торопил.Во время репетиции так же не было тишины.Орал то режиссер,то помошник,то оба+окружающие подбавляли!Жесть!
P.S. В целом получил опыт,а это большой гуд.Своей работой недоволен,мог лучше.Запись получилась в целом тихой,но на монтаже поднимут.Добавить это не убавить.
Всё.
 
На прошлом проекте мне была поставлена задача писать чистовой звук, но не вышло, пришлось потом все перетонировать в студии. Причины - генератор, команды режиссера во время сьемки, неподходящие петлички, телефоны и пр. пр. пр.... Поэтому на сьемках больше концентрировался на записи атмосфер, авто и прочее, ну и черновой звук конечно. Но несколько удачно записанных сцен всетаки вошли в монтаж. Для специальных сцен делали микрофонные дубли - подъезд Газели например к остановке и уезжание ее(писал на два мик пушки держа в руках стереопарой - на монтаже потом все легло под картинку удивительно реалистично). Все проездки Audi S5 тоже записал на площадке(требовал микрофонные паузы, именно требовал!), он в каком то роде - тоже персонаж. Для монтажа сцен бокса, на площадке записал спаринг реальных боксеров из спортшколы, чтобы потом наложить их звук на бой боксеров - артистов, кторые не умеют боксировать, таким образом добился реалистичности сцены, также записал удары по груше для этого. Записал звук тренировки боксерского зала . И т.д, и т.д. и т.д... Вообще чтобы записать звук для кино нужно заранее представлять какой звук будет в итоге, какие звуки тебе нужно записать для аудиомонтажа с площадки.
Тонировался фильм парой - звукооператор+асистент в качестве актера шумовика(они иногда менялись ролями-женские шаги озвучивала асистент, мужские я сам). Озвучивались шаги по разным поверхностям(для этого мы вскрыли пол в студии и сделали квадраты - бетон, кафель, линолиум, земля, песок и даже асфальт). Боксерский ринг съиметировали - 5 слоев ковралина+линолиум. Записали все акценты - вилки ложки, фотоальбомы, телефоны, сумки и пр... Звук тонировался по общеизвестной технологии Foley - шаги, шебуршание одежды, акценты - все отдельно записывается, потом микшируется. На монтаже активно обрабатывал звук деэссером, эквалайзером, автоматизировал ревербератор - для каждой сцены свой(пользовался импульсами). Отдаление голоса например можно съиметировать помимо уменьшения громкости, еще и дополнительной обработкой диэссером.
Помимо всего этого в моем распоряжении 1.5Тб библиотека шумов.
Работа над фильмом(полный метр) - около 4х месяцев(площядка+тонировочный период). Ну вот - вродебы все)
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: TEXnick и DAZZER
Ребята, мне тоже скоро предстоит озвучивать ещё одну короткометражку. Поэтому дабы не создавать отдельной темы хочу спросить здесь. Как расставлять микрофоны на площадке чтобы всё получилось круто и объёмно? Например сцена такая: комната, в ней идут танцы, актёры танцуют под музыку, надо озвучить их движения, шаги, всякие действия, но эта музыка выносит мозг, при монтаже то всё меняется, в результате получается такой кошмарный микс из музыки с движениями, комнатным ревером и режиссёром комментирующем движения актёров. Недавно собирал на компе такой проект(на площадке не был), так все звуки вообще из саунд идеас подбирал, хорошо короткий метр, но времени потратил немеренно. Есть ли мануалы как правильно расставить микрофоны, и вообще как вся эта кухня делается?
 
Хорт, мы как раз сейчас это проходим. В подобных ситуациях спасает только спец дубль для звука или переозвучка.
Заранее договариваешься с режиссёром что после съёмки сцены, повторить её ещё раз для записи только звука. Естественно без музыки. Таким образом у Вас будут синхронные шумы которые потом можно расставить как надо. Можно, в принципе, и с музыкой записать, только сделать её значительно тише, главное что бы танцоры только в такт попадали. Так будет даже лучше. Бумом можно снимать сигнал прямо около ног. Камера уже не снимает и поэтому страха попасть в кадр с удочкой уже нет.
 
  • Like
Реакции: Хорт
Благодарю превелико! А вот ещё такой вопросик, вычитал тут про Boom recorder, который в один из каналов ЗК может писать таймкод, и потом не будет проблем с синхронизацией. Но эта программа под мак. Есть ли под Win подобные вещи, и как это на деле работает?
 
У меня созрел ещё один великий вопрос. Как совмещать дубляж актёров(речь) со звуком записанным на площадке( действия артистов, шумы и тп). Ведь в этом звуке тоже есть речь актёров? Получается что все звуки подбирать вообще отдельно? Или на площадке делать специальный дубль где записываются только действия актёров и шумы, тоесть где они молчат но делают те же действия, а потом на этот звук в студии делается дубляж речи?
 

Сейчас просматривают