Этапы работы над фонограммой

  • Автор темы Автор темы fluoro
  • Дата начала Дата начала

fluoro

New Member
7 Сен 2011
39
2
0
37
Здравствуйте.

Хочу спросить у людей постоянно работающих в студии.

К примеру приносит вам заказчик фортепианную мелодию, или наигранную под гитару песню, и говорит: сделайте мне из этого dance
в стиле Inna или же наоборот Рок аранжировку, или медленную балладу.

Есть ли какие нибудь общие этапы работы над фонограммой в различных стилях?

Вот слушаете вы эту мелодию и что вы дальше делаете, с чего начинаете?

С подборки тембров инструментов, или же наоборот прописываете все партии к примеру на фортепиано, а затем ищете нужный звук?
С каких групп инструментов начинаете? (ударные, басс, мелодика)

У меня не хватает упорядоченности в процессе и как следствие результат не стабилен. И поэтому неуверенность в том, что могу реализовать все свои идеи. А это очень мешает самому появлению идей.

Иногда бывает так, что целиком в голове увидишь всю аранжировку и звучание трека, открываешь секвенсор, и через пару часов он готов. Но это скорее исключение. Так бывает редко.

В общем хочется творить осознанно, и знать что и зачем делаешь.

Еще раз уточню: меня интересуют этапы работы над треком/фонограммой. (c чего начать и чем закончить)

Заранее спасибо.
 
Последнее редактирование:
fluoro,ну тут наверное у каждого индивидуально... но, думаю, общие рекомендации все же существуют )
во-первых, нужно представить себе, в каком именно стиле это будет. Ну то есть, заказчик высказал пожелания - например, денс. Значит, нужно представить, какой именно денс, общий таксать ритмический рисунок, жанр, как на него ляжет эта мелодия и тд. Понятно, что многие нюансы возникнут в процессе, но перед началом работы - имхо - нужно хотя бы представить себе, как в общем это будет звучать.
потом - начинать конечно же нужно с барабанов. Подбор бочки, всего остального, потом придумать и сыграть ритм. рисунок, добиться, чтобы барабанная партия сама по себе уже "качала". Потом бас. Подобрать, чтобы звучал с бочкой. Партию для него написать, опять же добивась "машины" вместе с барабасами. Если этот этап успешно выполнен - считай, аранжировка сделана )
ну а там уже и остальные инструменты, в зависимости от стиля и тд... от такое моё имхо )

С подборки тембров инструментов, или же наоборот прописываете все партии к примеру на фортепиано, а затем ищете нужный звук?

я обычно вначале ищу нужный звук (ну хотя бы близкий к желаемому), а потом уже прописываю партию. Наиграть все партии на ф-но... не думаю ) каша получится ))

У меня не хватает упорядоченности в процессе и как следствие результат не стабилен
упорядоченность с опытом придет. Выработается своя устоявшаяся манера, порядок действий и тд. Но в общем - сначала барабаны, бас , потом разные ритмические партии (гитары-клавишные), ну и дальше навешивать пэды, скрипки и тд
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: fluoro
Потдержу Русика, но только я на начальном этапе, дабы не упустить мысли и идеи, не ищу барабаны, а частенько втыкаю подходящий луп (если ДЭНС)или же просто выбираю подходящий кит(рок-шансон) и набиваю примерную партию ударных такта 4-8 и копипаст.
Пытаюсь заполнить максимум треков теми звуками-которые не требуют долгого поиска-делаю рыбу. А затем уже подбираю остальные тембра и записываю. К стати сольную партию или проигрыш часто наигрую чем попало-пока мысль есть. Если нет мыслей, то тогда наоборот-ищу тембр и наигрую чёнить, а мысли появляются позже.
 
  • Like
Реакции: fluoro и Rusik
но только я на начальном этапе, дабы не упустить мысли и идеи, не ищу барабаны, а частенько втыкаю подходящий луп (если ДЭНС)или же просто выбираю подходящий кит(рок-шансон) и набиваю примерную партию ударных такта 4-8 и копипаст.
вот, тезка озвучил другой подход к работе - который тоже стоит взять на вооружение fluoro. Как я и говорил - подход у каждого индивидуальный.
К стати сольную партию или проигрыш часто наигрую чем попало-пока мысль есть. Если нет мыслей, то тогда наоборот-ищу тембр и наигрую чёнить, а мысли появляются позже.
+100 ) если мысль по поводу сольной партии есть - её действительно важно не упустить и зафиксировать хоть как нибудь. А если её нет - то часто бывает, что какой-нить оригинальный, необычный солирующий тембр сам натолкнет на какую-то мелодию.
 
  • Like
Реакции: Magnusstudio и fluoro
К примеру приносит вам заказчик фортепианную мелодию, или наигранную под гитару песню

Мне обычно нравится, когда и напетое на диктофон есть и ноты с клавиром. Это если профессиональному композитору важны его авторские моменты.


сделайте мне из этого dance
Если из того, что принесли, нельзя сделать dance, лучше честно об этом сказать.

Стараюсь ощутить некий пульс произведения и плясать уже от него.

А вообще - должен быть определенный период, когда ты просто вскользь знакомишься с песней, до момента, когда станешь машинально насвистывать ее, как будто знаешь очень давно. Тогда и варианты аранжировки интереснее придумываются.

То есть - если мне позвонили и сказали, что надо сделать такую-то вещь в таком-то стиле - с этого момента начинается работа над фонограммой, так как уже где-то в мозгу ячейка занята информацией. Ну это если утрированно говорить.
не ищу барабаны, а частенько втыкаю подходящий луп
Иои вместо лупа - записанные барабаны из другого проекта в похожем стиле. И под него наигрываем, к примеру, на электропиано некую "рыбу". Знакомо.

Хотя бывают и взаимозамены с инструментами, когда в голову приходит одновременно несколько вариантов, а далеко уходить "не в ту степь" не особо хочется.
Допустим, решил поменять дэнсовую бочку на живую, и выясняется, что бас тоже менять надо, и играть его по другому, и не рояль под это, а электропиано. Вот такие вещи стараюсь уловить в начале.

ну и дальше навешивать пэды,
Иногда пэд пишешь в качестве временного, даже если в этом месте вообще пэда не будет. Где-то читал у кого-то из мэтров о таком способе.
Лично себя раньше часто ловил на следующем - если играть двумя руками на ф-но или электропиано, то все происходит органично и даже новые гармонии и подголоски рождаются на лету. Но если тот же бас начинал писать отдельно - мог даже забыть то, что только что придумал - ощущение, будто механическую работу выполнял.

упорядоченность с опытом придет. Выработается своя устоявшаяся манера, порядок действий и тд.
Так или иначе - количество в качество переходит, пусть и медленно.

В принципе, все верно Magnusstudio и Rusik написали.

ps: а тема интересная. Интересно заглянуть и почитать, что у кого за "имхо". )))
 
  • Like
Реакции: fluoro
Спасибо, почитал. Со всем согласен)

Все таки видимо дело в том для чего или для кого ты делаешь.
Неоднократно замечал, когда мне ставят жесткие рамки по стилю и по звучанию, а особенно если еще заказчик под боком сидит и слушает, все получается как то на лету и главное качественно, никаких лишних действий. Даже не задумываешься что ты делаешь, просто знаешь. Хоть с ХЭТА начни)

Но когда что то делаешь для себя, вот это геморой)
Могу сотню мелодий и гармоний написать, а толку от этого) Сидишь и не знаешь чего бы еще придумать и как вообще это аранжировать)

Была у кого нибудь похожая ситуация? И как с этим бороться, если что...)

После дня раздумий, я кажется сам понял разгадку почему для других получается, а для себя нет. Когда что то делаю для себя я не устанавливаю стилевые рамки, поэтому и путаются мысли насчет аранжировки.
 
Последнее редактирование модератором:
После дня раздумий, я кажется сам понял разгадку почему для других получается, а для себя нет. Когда что то делаю для себя я не устанавливаю стилевые рамки, поэтому и путаются мысли насчет аранжировки.
Это всегда так. Есть такая пословица: Сапожник, всегда без сапог.
 
а частенько втыкаю подходящий луп

1. Конечно для начала важен ритм, барабаны в наши дни правят балом, хорошо это или плохо... Можно взять за основу и готовый луп, но лучше его сразу сочинить самому, но однозначно - вначале должен быть луп размноженный минут на 5 - ритмическая основа песни, которую по мере нахождения партий можно корректировать.

2. Далее (вернее немного раньше) - я стараюсь посадить человека за клавишу с VST по MIDI и микрофоном - чтоб он спел под ф-но и я записал сразу гармонию и тему. Очень часто авторы находят каку-нибудь гармоническую особенность или пару нот контрапункта или связки которые вставляют даже неосознанно, но которые придают индивидульность которую не мешает сохранить.

3. Нужно найти всю гармонию в виде тупых длинных аккордов скажем на ф-но, родесе, скрипках, органе, неважно на чем,
важно чтоб это было ровная гармония звучащая ровно столько долей сколько звучит данный аккорд.

4. Надо наиграть точную тему на любом инструменте

5. Записать бас VST

6. Откорректировать ритмику, гармонию и бас исходя из их взаимодействия.

7. Далее по вкусу добавляем все инструменты в VST

8. Приглашаем автора, получаем (или нет) одобрение по поводу стиля, ритма, темпа, гармонии, соло, вступления, концовки.

9. Отдаем на 3-5 дней песню исполнителю и просим его не петь первые 3 дня, а только слушать! Потом пусть день-два попоет (когда мелодия уже въелась в память)

10. Пригалашаем исполнителя автора (продюсера) и окончательно уточняем темп, тональнсть и аранжировку

11. Записываем голос

12. Корректируем аранжировку по голосу, особенно контрапункты.

13. Заменяем по возможности VST инструменты на живые.

14. Микшируем

15. Отдаем.
 
  • Like
Реакции: serj33music и fluoro
Всё правильно сказано. Что от себя добавить?
Зачастую заказчик, особливо творческий сам не знает что хочет.
Поэтому прошу его(её) показать образец, на что должно быть похоже
Это снимает некую ответственность за переменчивость взглядов и пристрастий "творческих личностей"

После того, как достигнут консенсунс в понимании того, что нужно клиенту происходит процесс чаепития с налаживанием дружеских взаимоотношений, клиент возвращается куда ему надо.
А у тебя.... проедается предоплата.
Одновременно с процессом пережёвывания пищи происходит процесс пережёвывания мозгов, перебирая в уме Акаевские библиотеки и.т.д
ну и.т.д .......
Главное- позволить клиенту почувствовать свою значимость.

А кроме шуток - очень хорошо сказал Rusik "тут наверное у каждого индивидуально"...

Если песня авторская (неважно в каком стиле) сначала прошу спеть дома песню так, как чувствует её сам автор.
Мне важно понять его сердце. Ну а потом, я всё-таки с творческими (искренними) работаю как бы совместно.
Подбираю нужные тембра(звуки, кому как удобнее называть) Накидываю "рыбу"
Несколько вариантов. Показываю заказчику (можно и по Скайпу, чего нормального человека через всю Москву гонять?)
После нахождения нужного направления - идёт дальнейшая работа.

Ежели клиент-крючкотворец (то-бишь пальцезагинатель), работаю по схеме, описанной вначале (у меня)
Окромя этого начального этапа работы с крючкотворцами, добавлю, что до момента прослушивания вообще ничего не делаю кроме того, что проедаю предоплату и в игры на компьютере играю.
После дней 3-5, вызываю крючкотворца на связь (Скайп, мобюильный, городской телефон. Если вообще разговаривать не хоца- e-mail есть)
Пока он (крючкотворец) добирается до меня (Москва большо-о-о-ой город, да ещё спасибо за пробки), быстренько набрасываю "рыбу"-
Пару куплетов и припевов. И с ленинской улыбкой (очень важный психологический момент) встречаю крючкотворца в дверях.
Монитор ужде подготовлен. Главное окон побольше в Лоджике открыть с кучей обработок. Обработка подбирается для этой встречи не по принципу" что нужно", а по принципу" какая красивше и заумней смотрится.
Да, чуть не забыл. Обязательно при показе энтого "демо" вашей пятидневной до пота (и дневной и обязательно ночной) работы над шедевром крючкотворца, побольше употребляйте
всяких непонятных ему словечек. Особенно гипнотически (в 90 % крючкотворцы впадают в ступор ) действуют такие словосочетания, как "резонаторы Гельмгольца" Вобщем "ни к селу, ни к городу).
Главное- просизносить это с уверенной чёткой внятной дикцией, немного развалившись на стуле и обязательно глядя в глаза крючкотворцу с лучезарной ленинской улыбкой. :)
 
А вообще - должен быть определенный период, когда ты просто вскользь знакомишься с песней, до момента, когда станешь машинально насвистывать ее, как будто знаешь очень давно. Тогда и варианты аранжировки интереснее придумываются.

То есть - если мне позвонили и сказали, что надо сделать такую-то вещь в таком-то стиле - с этого момента начинается работа над фонограммой, так как уже где-то в мозгу ячейка занята информацией. Ну это если утрированно говорить.
Истинная правда. Если прислали аудиоэскиз, я слушаю его вперемешку с другой музыкой. Через 3-4 дня можно садиться и играть по памяти, не напрягаясь.


Могу сотню мелодий и гармоний написать, а толку от этого) Сидишь и не знаешь чего бы еще придумать и как вообще это аранжировать)
Комплекс вседозволенности. Или ставь себе рамки, или не задумывайся, как это будет звучать в контексте современных стилей, радиоформата и т.д.
 
Очень часто авторы находят каку-нибудь гармоническую особенность или пару нот контрапункта или связки которые вставляют даже неосознанно, но которые придают индивидульность которую не мешает сохранить.
Вот этого мне не хватает в удалённой работе...
 
Зачастую заказчик, особливо творческий сам не знает что хочет. Поэтому прошу его(её) показать образец, на что должно быть похоже Это снимает некую ответственность за переменчивость взглядов и пристрастий "творческих личностей"
+1000! очень желательно получить такой образец. Особенно если клиент новый, незнакомый (постоянных-то уже знаешь, что им нужно). Человек (заказчик) может видеть песню по своему, и это видение может отличаться от варианта аранжировщика. Особенно, как часто бывает, если люди хотят из написанной песни сделать что-то совсем не подходящее к ней по стилю )) там, например, из песни с типичной совково-эстрадной мелодией и гармонией хотят сделать, к примеру, аренби ))) вот и приходится "впихивать невпихуемое" )) , против своей природы и муз. законов, и в таких случаях, имхо, нужен четкий ориентир - "под что" делать )
 
А еще бывают клиенты которые три раза поют три разные песни... (или 3 разных куплета, припева... тогда я сочиняю на базе этого песню, записываю своим голсом и отдаю автору - учить... а потом на вопрос - Когда можно прийти со следующей песней? - отвечаю - Никогда!
 
Бывает ещё и так, приходит клиент, напоет, что-то там, в микрофон и просит сделать фонограмму.
Сидишь и смотришь, понять не можешь, какой размер песни, толи 4/4, 3/4, или 6/8.
Все куплеты и припевы, само собой разные, тональность не понятна, и ещё, мажорная или минорная.
В таких тяжёлых случаях, я стараюсь уловить общую идею, миди файлом набрасываю стиль, выстраиваю свою гармонию, размер песни, наигрываю караоке и показываю клиенту, в подавляющих случаях клиента обычно устраивает, если надо, корректирую, отдаю учить песню.
Только, когда услышу, как он поёт эту песню, начинаю делать фонограмму.
Мне в основном удаётся понять, что клиенту нужно.
Был случай, даже по каркоке спеть не смог, отправил, куда по дальше.
 
Последнее редактирование:
...Человек (заказчик) может видеть песню по своему, и это видение может отличаться от варианта аранжировщика.
Именно. Не знаю как у других, но поделюсь одной из своих ошибок раннего аранжирования для других. (уже в том возрасте, когда на всё по другому смотришь)

Вот первый клиент появляется. Ну хочется конечно всю душу выложить.
И вот наяриваешь день и ночь,наивно думая, что заказчик поймёт твою инициативу,
А потом при сдаче начинаешь получать пилюлю за пилюлей, даже если всё сделал как грится "по высшему.......

Посему считаю ( с незнакомыми клиентами) самое важное- понять друг-друга при первой встрече......Наладить мост.
Остальное, поверьте- в общем радостней работать будет
 
Я научился у одного синга. Он первым делом записывает демо вокал под аккомпанимент пиано гтр и.т.д (случайно слово "под ключ" не об этом?)
Далее задача: Сделать так чтоб аранжировка гармонировало с голосом. Как правило голос задает настроение, стилистику, и.т.д

Гайд(референс) ИМХО это такой спорный момент, легко могут обвинять на воровство.

ЗЫ: А быстро как он делать(за день 2 аранжировки, довольно с хорошим качеством) так и не научился.
 
Последнее редактирование:
(референс) ИМХО это такой спорный момент, легко могут обвинять на воровство.
ну мы ж не говорим о 100 процентном копировании аранжировки с образца, или еще чего... речь идет о том, чтобы задать нужное направление, ориентир, чтобы потом клиент не сказал - нее, я совсем по другому хотел... Вот у меня недавно было - клиентка одна, причем постоянная уже вроде, но от этого не легче - она именно из тех, кто сам не знает чего хочет ) то есть с ней можно работать всю жизнь и так и не понять, что же ей нужно и какой у нее стиль )) так вот - напела мне очередную песню под ф-но. Ну и говорит - хочу, мол, чтобы была веселая зажигательная. Песня - эдакий типичный... как бы это... кабацкий разгуляй )) Ну я так и сделал - умца-умца, бас по четвертям, скрипочки типа цыганские, фортепианные пассажи - так, как и напрашивалось именно в эту песню. Показываю ей - нее, это не тоо!!! это ж шансон какой-то, а мне нужна Испания!! :lol2: ну, говорю, присылай пример. И присылает она мне - Шакира "Loca" :lol2: вот так вот. Как хочешь, так и понимай ))) Долго я мучился, пока кое-как не прилепил эту песню к стилю шакиры.. )) но клиентка довольна. А я до сих пор считаю, что в первом моём варианте песня звучала лучше - потому что это был именно её естественный стиль...
 
Бывает ещё и так, приходит клиент, напоет, что-то там, в микрофон и просит сделать фонограмму.
Сидишь и смотришь, понять не можешь, какой размер песни, толи 4/4, 3/4, или 6/8.

Недавно пришлось иметь дело с аматором - пришел пока я включал комп, говорит песня в 3\4-ти но говорит не хочет что б было как вальс, - меня это уже насторожыло -... Когда я поставил перед ним митрофан и посадил за клавиш - записав куплеты и припевы. Меня осенило -что там никакие не 3\4 ти а 5\4-ей. Про гармонию и мелодию я уже молчу ))... Долго я конечно потом парил мозг какой ритмический рисунок сделать что бы "прикрыть" эти 5\4. А он даже не задумывался что у него такой метроритм в песне. Под под аккорды протяжностью на такт - это не так заметно, но как только я начал пытаться посадить в ритм эту музыку - мозг у меня чуть не взорвался )))) Блин больше не хочется иметь дело с такими аматорами, но блин на внешний вид жеш невидно, оюидно )))):laugh4:
 
А у нас музыка бывает очень разная по ритмике (народная), как вам например размер 17/16 ? Часто в припеве один счет, в куплете другой. Бывает приходится делать эстрадные обработки под такии ритмы и ничего, ничего не взрывается :)
 
  • Like
Реакции: Osman, Slava V и livingsr
Если прислали аудиоэскиз, я слушаю его вперемешку с другой музыкой. Через 3-4 дня можно садиться и играть по памяти, не напрягаясь.
Просто если каждые 2 дня (или чаще) анарнжировать новые произведения, это как-то все мельтешит, в общем, устаешь морально, ведь на каждое произведение нужен период т.н. "раскачки" и отвыкания от него для перехода к другому.

Посему считаю ( с незнакомыми клиентами) самое важное- понять друг-друга при первой встрече......Наладить мост.
Или продемонстрировать ему что-то их своих готовых работ.

Обработка подбирается для этой встречи не по принципу" что нужно", а по принципу" какая красивше и заумней смотрится.
У меня как бы для этого присутствует пульт Электроника ПМ-03. )))

ps: При всем вышесказанном, стараешься помнить о том, что угодить надо не только заказчику, но и тем, кто это может случайно услышать и спрашивать "а кто это делал".
 
Последнее редактирование:
я на начальном этапе, дабы не упустить мысли и идеи, не ищу барабаны, а частенько втыкаю подходящий луп
Я смотрю меня не правильно поняли...
Имелось в виду, что потом вместо лупа будет уже своя партия. А луп используется на начальном этапе вместо метронома.
 
Он первым делом записывает демо вокал под аккомпанимент пиано гтр и.т.д (случайно слово "под ключ" не об этом?)

Об этом, скорее, слово "рыба" - напетое под гитару, пиано демо, возможно без текста на "ля-ля-ля".

"Под ключ" - противоположный смысл, клиент платит и получает полностью готовую песню - можно нести на радио, ТВ, издавать на CD... Термин из строительства - строители дают клиенту ключ от квартиры - все идеально сделано, заходи и живи, никаких доп. работ, типа двери поменять, окна, сантехнику, обои...
 
Думаю все так поняли, да и если луп хороший, то можно и оставить... только вот мне вся эта сэмплосинтетика совсем надоела... для себя больше так делать не хочу, куча друзей музыкантов, попрошу - запишут недорого живыми инструментами.
 
А вот интересно, знакомо ли кому-нибудь такое?

В процессе аранжировки рождаются идея за идеей, не замечаешь времени, буквально чуть ли не плясать по комнате начинаешь оттого, что партия за партией прут из тебя, как из рога изобилия, подпрыгиваешь за клавишными, а затем этот "огонек" внутри тебя быстро перегорает и ты начинаешь это все лениво ковырять, как невкусный салат вилкой.

А ведь думалось вначале - "щаа как сде-елаю". ))
 
А вот интересно, знакомо ли кому-нибудь такое?
у меня такое бывает, пожалуй, если я начал делать аранжировку, а потом случился перерыв в этой работе на несколько дней. Все - за это время энтузиазм проходит (особенно если его изначально немного было))), и потом очень тяжело продолжать эту работу... Но если
В процессе аранжировки рождаются идея за идеей, не замечаешь времени, буквально чуть ли не плясать по комнате начинаешь оттого, что партия за партией прут из тебя
и не делать перерыва - то не перегорает )
..ну, опять же, - это все индивидуально, и субъективно....

ПС жаль, такое вот состояние - когда прет и тд. - случается нечасто, только тогда, когда дают в работу действительно интересную песню, которая "цепляет" меня самого... тут уже и идеи сразу прут, и просто хочется сидеть и делать... Но мало таких песен приносят, увы... ( ...в основном всякий ширпотреб...
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Slava V
Но также можно попросту быстро устать. Вот о чем речь.

Естественно чем больше делаешь тем больше устаешь. Но лично на мой взгляд гораздо тяжелее возвращаться к этому проекту потом, уже без "огонька")

Всегда стараюсь сделать максимум в один подход.
 
Последнее редактирование:
Маленькие перерывчики, в принципе, не мешают, если их делать в нужные моменты. И не переводить попусту свои эмоции ("подпрыгиваешь за клавишными" "буквально чуть ли не плясать по комнате"). ))
Хотя это уже близко к рационализму, а не к бескомпромиссному творчеству.

Напрмер, когда писал на рабочих станциях, чтоб не уставать от монотонности, время от времени регулятором "master tune" транспонировал всю вещь на полтона туда-сюда, как бы освежая слух. ))
 

Сейчас просматривают