Мощность vs. Громкость

Alexei(Rest Point)

New Member
15 Янв 2007
590
114
0
38
www.restpoint.ru
Итак, часто вижу в этой ветке обсуждение различных мониторов, и для многих не малую роль играет мощность АС.
В силу этого, хочу внести ясность, которая,уверен, известна тем, кто "не первый год в браке".

И предлагаю модераторам закрепить эту тему.

Многие путают мощность с громкостью акустических систем (АС). Под мощностью(номинальной или долговременной) понимается мощность электрического сигнала подводимого к контактам динамика или АС при котором последние не плавятся/рвутся и тд, так же совсем не стоит забывать об суммарном коэффициенте гармонических искажений (THD,%) который соответствует данной мощности. Хочу заметить, что мощность, перевариваемая динамиком, в первую очередь определяется диаметром его звуковой катушки. Например для простой типовой конструкции 6-и дюймового мидбасса, звуковая катушка скорее всего будет не больше дюйма, что соответствует не более 80Ваттам мощности(долговременной).

Мораль
Мощность - параметр, говорящий только об электрических, а не о звуковых возможностях динамика и АС.

Но, наряду с мощностью, существует такой параметр, как чувствительность, или КПД драйвера или акустической системы.
У среднестатистического динамика КПД - около 0.05%, то есть всего лишь пол-процента подводимой электрической мощности переходит в звуковое давление, остальное "уходит в атмосферу" (куда именно - отдельный разговор).

На чувствительности остановимся более подробно, поскольку именно она говорит о том - какое максимальное звуковое давление может развить динамик или АС, при подводимой к нему номинальной мощности(при заданном THD,разумеется).

Чувствительность - это звуковое давление в dB, развиваемое драйвером или АС на расстоянии 1м при подведении 1 ватта мощности(иногда указывают напряжение 2,83Вольта). В сокращенном виде часто пишут просто - dB без метров и ватт/вольт.

Что же дает нам чувствительность?
Возьмем два динамика. Допустим у первого номинальная мощность 100Ватт и чувствительность 85dB(весьма типичный случай,кстати), а у другого 50Ватт и чувствительность 88dB.
Видим, что разница в мощности - в два раза, а в чувствительности - на три dB.
Школьного курса физики известно, что для того, чтобы увеличить звуковое давление на 3dB, нужно подвести мощность в два раза большую, чем текущая. Исходя из этого распишем ряд для первого динамика:
85dB - 1w
88dB - 2w
91dB - 4w
94dB - 8w
97db - 16w
100dB - 32w
102dB - 64w
около 103.5 - 100w (номинальная мощность)

и для второго:
88dB - 1w
91dB - 2w
94dB - 4W
97dB - 8w
100dB - 16w
103dB - 32
около 104dB - 50w (номинальная мощность)

Думаю все очень наглядно.
Так что не смотрите в слепую на мощность, а смотрите на мощность и чувствительность как одно целое при выборе мониторов по громкости.
 
Так что не смотрите в слепую на мощность, а смотрите на мощность и чувствительность как одно целое при выборе мониторов по громкости.
Верно!
Кстати старые динамики во времена ламповых усилителей были с высокой чувствительностью, поэтому нескольких ват вполне хватало чуть ли не на дискотеку=) Наверное оттуда и пошло что ламповые ватты не равны транзисторным.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: 02_Goliaf
Кстати старые динамики во времена ламповых усилителей были с высокой чувствительностью, поэтому нескольких ват вполне хватало чуть ли не на дискотеку=)
Когда-то умудрялись зал мест на 400-500 озвучить 60-ваттным усилителем, застал те времена.
 
А по каким соображениям большая часть современных мидбасовых драйверов обладают слабой чувствительностью и соответственно требуют больше мощи?просто интересно.Ведь вроде очевидно тогда,что лучше меньше мощности при одинаковом звуковом давлении,в целях экономии хотябы,при условии конечно,что качество звука будет одинаковым.Или не так?
 
Когда-то умудрялись зал мест на 400-500 озвучить 60-ваттным усилителем, застал те времена

угу... и с киловаттом на стадион... помню-помню... голой жопой на ежа... старые мы :)

интересное наблюдение - все высококачественные мастеринговые системы имеют низкую чувствительность, и, как следствие, требуют большой мощности усилителя. У меня 2х800 рмс - только-только...

другая закономерность - чем ниже мощность мониторинга, тем сильнее хочется компрессировать, типо "лучше". Одна из причин уплющенности фанер от домашних студий - просто малая мощность контроля. На 8 дюймах действительно "лучше". Вывод - мониторинг начинается хотя бы от 10.
 
А по каким соображениям большая часть современных мидбасовых драйверов обладают слабой чувствительностью и соответственно требуют больше мощи?просто интересно.

искажения меньше.
 
А по каким соображениям большая часть современных мидбасовых драйверов обладают слабой чувствительностью и соответственно требуют больше мощи?просто интересно.Ведь вроде очевидно тогда,что лучше меньше мощности при одинаковом звуковом давлении,в целях экономии хотябы,при условии конечно,что качество звука будет одинаковым.Или не так?
Это получается из-за желания производителей заставить динамик играть низко.

Если взять две 6-ки, то на 80% более басовитая будет та, у которой ниже чувствительность. Это происходит из-за того, что при прочих равных ниже играть будет тот динамик - у кого выше масса подвижной системы, но чем выше масса "подвижки" - тем более она инертна, а значит, чувствительность ниже.

Хотя есть другой момент - чувствительность растет с ростом диаметра диффузора. Потому старые винтажные драйверы имели небольшие катушки и магниты, и большие дифузоры, отсюда высокая чувствительность(большая площадь), и малая мощность ( небольшая катушка).


Динамическая головка - это один большой компромисс, поэтому их тьма тмущая))
 
  • Like
Реакции: Amplifier и LogicS
добавлю еще вот что.

рассматривая паспотрную чувствительность, важно знать конструктив магнтной системы. во-первых, маркетинговое увеличение BL (Тл*м - индуктивности в зазоре) в неразумных масштабах также ведет к обеднению басов, хотя чувствительность солидно растет. исключение составляет технология underhung, о которой расскажу ниже.

надо понимать, что если применена катушка underhung, то реальную громкость можно выжать лишь за счет большой чувстивтельности, ибо Xmax - смещение катушки, ограничено конструктивом. (либо такой драйвер будет стоить over 9000 ненаших денег, потому что потребуется мощнейший магнит, однако, см. выше, его сила тоже лимитирована, дабы не убить диапазон до 1 кГц - тогда приходится использовать для верхнего фланца специальную сталь, что еще удорожает систему).

с другой стороны, применение данной технологии отлично выравнивает АЧХ и делает звук очень аккуратным по сравнению с overhung катушкой. это объясняется тем, что витки катушки при применении underhung технологии находятся в относитльно равномерном поле, в то время как у overhung часть витко недомагничиваются, что приводит к серьезным искажениям во всём рабочем диапазоне. у underhung, конечно, чуйка ниже, но зато отличная АЧХ и гораздо меньше искажения (пока она в диапазоне +- Xmax, конечно).

значительно увеличивает чуйку применение контр-магнита, грамотный конструктинвый расчет которого - по эпичности не уступает главному творению Льва Толстого. тут опять же, применение технологии не гарантирует улучшения звуковых характеристик, потому что дедовский способ - одинаковые магниты 1:1 - хорош лишь для маломощных ферритов.

еще в советских 25-х ГДШ и десятках ГД начали применять примитивное подобие короткозамкнутого витка (головная боль для конструкции трансформатора была использована во благо для динамиков). суть та же, что и у контр-магнита - стабилизировать индукцию в зазоре. расчет проще, чем для контр-магнита, но игра стоит свечь лишь при очень хорошей механической системе. в дорогих системах кольцо Фарадея часто используется из особых сплавов на основе меди, иногда даже бывают двухслойные экземплярчики.

далее. надо знать точно параметры катушки - диаметр намотки, Re, Z, Le, диамтер сечения и материал проволоки. не ленитесь пересчитать показатели вручную. анализируя десятки динамиков по этим показателям, я выяснил, что многие именитые производители довольно "свободно" рассчитывают электрическую добротность своих динамиков, что сказывается на расчете полной добротности, а затем и на выборе акустического оформления громкоговорителя.

помимо этого вот уже много лет идёт holy war мягкий vs. жесткий подвес. если для СЧ и НЧ отдельно всё ясно, то для мидбаса/ШП опять таки компромиссы - либо больше низких и больше чувствтельность, но кривая АЧХ, либо напротив.

что в общем не аргумент в сторону трёхполоски, ибо пассивный кроссовер - зло из зол, а активный - отдельная песТня.
 
Последнее редактирование:
На 8 дюймах действительно "лучше". Вывод - мониторинг начинается хотя бы от 10.
Уже не первый месяц пытаюсь доказать здесь примерно тоже самое, например что нормальный мониторинг - это "начиная от 8" и выше", и как раз о компрессии - тоже... - так спорят же! :) Есть даже мнения, что типа 5" для ближнего поля - более чем достаточно, а по громкости HS50 - даже много... И доказывают это с такой "убежденностью", что нормальных слов у меня остается все меньше...

Одна из причин уплющенности фанер от домашних студий - просто малая мощность контроля.
И это тоже, но есть и другая причина. А именно - не совсем адекватное понимание "моды", я бы так сказал. А началось все с того, что еще лет 10 назад практически все артисты задавали звукорежу один и тот же вопрос, "на ушко" - типа "а сможешь сделать чтоб было ГРОМКО, даже громче чем у ......?" Вот с того все и пошло. Знаю об этом как "участник" всей этой "моды"...

ЗЫ. а мы потом сидели и прикалывались между собой - типа "у той -9, а эта хочет ЕЩЕ громче? Ну - ее за язык никто не тянул....." :)) Вот так и плющили. Рекорд был -7.5db RMS.
 
Последнее редактирование:
дейстивтельно, 8 дюймов - это минимум (хотя бы из-за допустимых размеров катушки и магнита, которые уже могут обеспечить приличный звук). и не только для мониторинга.

ни одна двухполосная АС с вуфером меньше 8 дюймов, не вызывает у меня тёплых воспоминаний.
 
- не регент-ли 60-ый? ))) Так до него еще и тридцатый был...
Нет, я думаю. Скорее всего речь шла о десятке динамиков типа 4А-28, которые с усилителем такой мощности вполне могли озвучить зал небольшого ДК... У них чувствительность что-то типа 92-95дб.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: TContinental
8 дюймов - это минимум
мужики, я чего-то не понял... А как же вся туева хуча акустики двухполосной (мониторов в том числе) 6-7 дюймовых? Ну и вообще динамиков? Все мимо что ли, или как?
Или ее производят из чисто бытовых нужд - мало места, мало денег?..

зы Я не подкалываю, действительно просто спрашиваю.
 
искажения меньше.


плюс на меньшей чувствительности динамика и при большей подводимой мощности лучше происходит демпфирование динамика на НЧ это особенно важно, чтобы бас не был размазан и не было лишних колебаний диффузора, которые не вызваны сигналом собственно
 
D.Darvin, Уважаемый Субботин наверное хотел сказать что сводить баланс, делать аранж, щитконтролить можно на чем угодно-чем больше по количеству тем лучше, а вот мастерить общую частотку понятней на большом поле.. поправьте если не так ))

мне вот приходиться попимо моников включать МеКи концертники активы 15 дюймовые - на мощности гораздо понятней что там происходит в низкой середине и басах и общая слитность звука. хоть и помещения ни разу нет...Сразу стока вылазит косяков. Как и после компьютерных щит-колонок на 2 Вт. так что не мониками едиными...
 
Последнее редактирование:
Есть даже мнения, что типа 5" для ближнего поля - более чем достаточно, а по громкости HS50 - даже много... И доказывают это с такой "убежденностью", что нормальных слов у меня остается все меньше...

Хватит Вам кидать камни в мой огород. Все помидоры помяли)))
А что скажите об HS-80? Там как-никак 8 дюймов:wink3:
 
А как же вся туева хуча акустики двухполосной (мониторов в том числе) 6-7 дюймовых? Ну и вообще динамиков? Все мимо что ли, или как?

Мимо. Маленький диффузор сам может колебаться с частотой 40 Гц, воздух в комнате он с этой частотой раскачивать не может :)
 
зы Я не подкалываю, действительно просто спрашиваю.
...а если все вдруг перестанут ошибаться - кто ж тогда будет покупать "очередные мониторы"? На этом же весь мониторный бизнес построен! (как и любой другой, кстати)

мне вот приходиться попимо моников включать МеКи концертники активы 15 дюймовые
Думаю, что на них и без особой мощности вы услышите много "нового". Потому что 15". И даже несмотря на то, что с точки зрения студийного мониторинга они довольно кривые.
Хватит Вам кидать камни в мой огород. Все помидоры помяли)))
В ваш?? :) Я не настолько "злопамятный", поверьте :) Тут кроме вас еще наверное сотня 5"-х ямаховцев притаилась... :))
А что скажите об HS-80? Там как-никак 8 дюймов
Лучше. Но по моим ощущениям от прослушивания (только слушал и записывал на них, - не сводил) мне показалось, что ямаху не спасли и 8". Но возможно это у меня уже личное :) Впрочем - что я говорю? Я же сравниваю с HS50. А если сранивать с тем как ДОЛЖНЫ работать мониторы с 8" - тогда это просто пустое место.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: portoponte
Поясните, пожалуйста.

Если честно - не помню уже деталей за давностью лет, в курсе "Электроакустические преобразователи" активно это обкашливалось, а в книжки лезть лень, ибо на Руси святой начался Священный месяц Драбадан, с чем поздравляем всех такоже.
 
Но по моим ощущениям от прослушивания (только слушал и записывал на них, - не сводил) мне показалось, что ямаху не спасли и 8"

замена динамика и твитера, пересчет и перебор кроссовера, отдельный усилитель - и будет всё ОК :rofl:

я так из динаудио шестёрок пассивных сделал очень приличный твик для кореша из Харькова. динамики Beyma, твитер Morel, новый кроссовер, усилок Bryston - и всё ОК ) каша из топора.
 
Последнее редактирование:
Мимо. Маленький диффузор сам может колебаться с частотой 40 Гц, воздух в комнате он с этой частотой раскачивать не может :)

Ну для этого всякие акустические лабиринты прикручивают, трубы Войта и пр. мазохизм. Прикрутить лабиринт и запариться с ликвидацией органных резонансов в нем. Затраты взлетают, а мяса в НЧ все равно нема.
 
2 Ом, они без ООС. мощность 3 Вт. драйвер 6SL7 (паспортный режим), выходая 2А3 (Ra = 5 kOm)

еще у лампового ампа сопротивление солидно плывёт по частотам (+- 20 процентов), что, имхо, не мешает им быть лучшим средством для мониторинга.
 
Последнее редактирование:
SE/PP ламповик с ООС - это какая-то мастурбация, извините.

если хочется низкого сопротивления (надо тута как раз ООС) - делай транзисторник с блекджеком и шлюхами :))
 
я так из динаудио шестёрок пассивных сделал очень приличный твик для кореша из Харькова. динамики Beyma, твитер Morel, новый кроссовер, усилок Bryston - и всё ОК ) каша из топора.
А что, слабо было взять в руки лобзик и сделать все остальное? :) А дин-аудио - да хоть на пиво поменять, и то польза... :)
 
Последнее редактирование:
по сути унылое г, если со штатным усилком
На сколько знаю - у нс10 нет никакого штатного усилка, есть только тот который чаще всего с ними применялся, но он не штатный и не рекомендуемый по умолчанию. Просто так повелось.
 

Сейчас просматривают