Кто умеет записывать симфонический оркестр?

  • Автор темы Автор темы IMIUT
  • Дата начала Дата начала

IMIUT

Well-Known Member
7 Авг 2008
512
482
63
Вечер добрый, друзья. Мне выпала возможность записать симфонический оркестр. Поиски по форуму результатов особых не дали. И вообще в ветке в основном обсуждают работу с библиотеками. Предлагаю систематизировать знания и опыт участников в работе с живым оркестром. Но для начала хочу попросить советов у знающих. Буду писать большой симфонический оркестр в здании оперного театра. Оркестр , к сожалению, будет находиться в яме. Микрофоны есть разные это и Neumann KM 185 и Октывы различные(105, 012, 220) и Audio-Technica конденсаторные с малой диафрагмой и Audix динамические, M-audio кондёры тоже. Судорожно читаю интернет. Писать завтра. Подскажите какие подводные камни могут меня ожидать.
_
_
_
Оркестр записал. Писали AB парой октавы 012 в режиме круга. И солистов оркестра писали гиперкардиоидными нойманами. Группу конрабасов снимали октавой 220, мне понравилось, жырно) Сводить всё это дело я не стал. Поэтому выкладываю просто звук с миков общего плана. Октава 012(круг)

[media]http://dl.dropbox.com/u/12758483/Ochestra2.wav[/media]

Зал был театральный, поэтому оркестр располагался, к сожалению, в яме. Микрофоны стояли высоко и заглядывали в яму.
________________________________________________

СХЕМЫ РАССАДКИ ОРКЕСТРА
 
Последнее редактирование:
В яме бывают только подводные течения:-) То бишь отражения от стенок ямы. Поэтому микрофоны ставьте ближе к исполнителям 50-70см. Динамические можно вплотную к контрабасам и виолончелям, ну и ударным, которые хорошо бы ширмой отгородить. Сверху над ямой(или над головой дирижёра) стерео пару. Недостаток реверберации потом можно компенсировать при сведении, если это не сразу стерео запись.
Выложите потом, интересно послушать !


конденсаторные с малой диафрагмой

Эти ставь на скрипки и дерево. А Neumann KM 185 гиперкардиоидные я бы на солистов поставил, а на стерео пару- Октавы 012 вполне сойдут.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: IMIUT
. Микрофоны есть разные это и Neumann KM 185 и Октывы различные(105, 012, 220) и Audio-Technica конденсаторные с малой диафрагмой и Audix динамические, M-audio кондёры тоже.
Самые качественные микрофоны ставь как общую стереопару.
Это у тебя вроде бы Neumann KM 185.
 
  • Like
Реакции: IMIUT
olegsound, В режиме круговой направленности? Способом АВ. Как правильно подобрать расстояние между микрофонами и оркестром?

И кстати, 185 это ведь гиперкардиоида, может лучше октаву 012 но круговую ?
 
Последнее редактирование модератором:
Оркестр записал. Писали AB парой октавы 012 в режиме круга. И солистов оркестра писали гиперкардиоидными нойманами. Группу конрабасов снимали октавой 220, мне понравилось, жырно) Сводить всё это дело я не стал. Поэтому выкладываю просто звук с миков общего плана. Октава 012(круг)

http://dl.dropbox.com/u/12758483/Ochestra2.wav

Зал был театральный, поэтому оркестр располагался, к сожалению, в яме. Микрофоны стояли высоко и заглядывали в яму.
 
Последнее редактирование:
Послушал, и ничего сказать не могу даже почему-то. Очень хотелось сказать что-то, но нечего. Что и как тут оценить именно по записи - хз вобщем-то.
 
TContinental, Плохо так что ли?
Ну может кто-то найдёт что сказать.
 
TContinental, Кстати в этом же театре(Челябинск) ваши товарищи из экстраверта играли рок оперы года три назад) Я ходил)
 
Зато слышно, что живьё! Слишком много эмбиента зала, что, впрочем, объяснимо при таком способе записи.
 
  • Like
Реакции: IMIUT
Ах, жаль пропустил тему :smile: Запись оркестра одно из самых интересных и крайне занимательных занятий.
Послушал пока что в наушниках от iPhone (не на студии) - звучит вроде бы нормально, но мне не очень нравится тяготение к правому каналу , за счет упора на брасс-секцию, хотя это специфика посадки музыкантов в яме - я понимаю.

Послушаю потом на нормальной акустике и отпишусь снова.

p.s: На форуме есть очень уважаемый коллега Ifrit - он как раз специализируется на записи оркестровой музыки. Может быть заглянет в эту тему - уверен, что сможет сказать много полезного.
 
  • Like
Реакции: IMIUT
GrinGrin, Меня угнетает перекос в правую сторону. Но так получилось что основная звуковая энергия шла оттуда. Собственно запись делалась не для аудиофилов) А для детских утренников. Балет "Кот В Спогах")
 
Для детского балета, я думаю, более чем нормально.

К слову - для более равномерного распределения звуковой энергии лучше всего писать на deca-tree (думаю, что знаете, что это). Это из "оркестровой классики"... а так делают кучей разных путей. Например Джими Ховард (если мне память не изменяет) рассаживает струнные симметрично относительно центра (Слева-направо: 1-ые скрипки, альты, контрабасы, виолончели, 2-ые скрипки), всю перкуссию расставляет за контрабасами, также по центру, а духовые равномерно распределяет справа и слева. А пишут это все дело на 5-7 микрофонов, 2 из которых зачастую болтаются в другом конце зала. И так далее... :smile:
 
  • Like
Реакции: IMIUT
Пропустил тему. :)
Ещё интересно что либо по поводу?
 
  • Like
Реакции: TContinental
IMIUT, послушал запись. Ещё одно подтверждение тому, что в случае расположения оркестра в яме баланс, в основном, делается ближними микрофонами, поскольку стереопара звучит хоть и неплохо, но совсем не в балансе. Выпирающая медь и перкуссия давит на сознание. И слишком много "бани" - ненужного эмбиентного звука. К выстроенному на ближних микрофонах балансу хорошо будет немного подмешать эту стереопару для натурального эмбиенса.

Как справедливо заметил Юрий Иванович, в яме очень много чего летает и плавает, поэтому паразитов там много. Как правило, во все микрофоны лезет гудящий бас от контрабасов и литавр с большим барабаном, причём, даже в микрофоны сцены, если последние поставлены по рампе. Поэтому приходится идти на компромиссы. И, как правило, ставить много ближних микрофонов.

Вообще же по собственному опыту записи оркестров (в подавляющем большинстве - концерты академической музыки), звук в любых помещениях делается основными микрофонами, и необязательно это Decca Tree, хотя в некоторых случаях такая расстановка помогает, я в последнее время ставлю АБ над головой дирижёра (микрофоны направлены на внутренние стулья вторых пультов первых скрипок и виолончелей или вторых, в зависимости от рассадки) и дополнительную пару ненаправленных микрофонов (можно сказать широкое АБ) по сторонам от основной пары, примерно между вторым и третьим пультом музыкантов сидящих по рампе. Также пространственному впечатлению помогает дополнительная пара ненаправленных эмбиенсных микрофонов далеко в зале. Несколько основных ближних микрофонов, которыми я пользуюсь постоянно: деревянные духовые, арфа, контрабасы, литавры, перкуссия, если есть - челеста или фортепиано в оркестре; понятно, что любые солисты требуют как минимум пары микрофонов. Ничего острее кардиоиды, как правило. Но это всё и так известные вещи. :)

Ну, что-то вроде "ставил микрофоны - упал в яму".

))

Вешал микрофоны как-то раз (очень многие оркестры/дирижёры не любят стойки основных микрофонов, да и организаторы туда же :) ) и уронил свой мобильник с колосников (на тот момент Нокия 6610). Провожая её взглядом я прощался с ней мысленно и после удара судорожно запоминал визуально места, куда она рассыпалась. Спустившись вниз, собрал то, что нашёл сразу, повреждения оказались только в виде выбоины на одной из сторон корпуса. Телефон работал, только вот не мог найти клавиатуру. Искал после расстановки микрофонов часа два, наверное. Нашёл. Дело в том, что концерт был в середине декабря, все готовились к Рождеству, а учитывая, что концертный зал формально принадлежит церкви, украшений там было много. В том числе и по краю сцены развесили какие-то гирлянды из искусственной зелени. Вот туда клавиатура и залетела... Нашёл её менеджер оркестра, которого, как и ещё человек 5 добровольцев, я напряг на поиски, отчаявшись найти сам между креслами в зале. :)

В том же зале на тех же колосниках перекидываю кабель с одного прохода в тот, где стоят преды для основных микрофонов и чётко попадаю XLR'ом по лампе местного освещения, которая лопается с приличным хлопком; начинаю орать, чтобы все разошлись с центра сцены. Все осколки попадали аккурат на дирижёрское место. Хорошо, что ещё не начинали расставлять оркестр и ничего/никого там не было.

А насчёт Шопсов/ДПА - что меньше места занимает, то и вешаем/ставим. :) Хотя есть один дирижёр, которому по специальной договорённости с ним ставим всегда Шопсы. Несмотря на количество упавших в яму. :)
 
выкладываю просто звук с миков общего плана. Октава 012(круг)

Я бы поостерегся ставить для общего плана омни - эмбиенс получается уж слишком неконтролируемым, даже в благополучных залах.

Если хочется запечатлеть объем аудитории - пользуйтесь дополнительной парой, которую затем можно примешать по вкусу...
 
Я бы поостерегся ставить для общего плана омни - эмбиенс получается уж слишком неконтролируемым, даже в благополучных залах.
Да ничего страшного - надо только выставить высоту и дистанцию от оркестра правильно сбалансированную по звуку. Дополнительная пара только помогает передаче пространственного ощущения.
 
доброго времени суток

А кто-нибудь писал полный симфонический оркестр не в яме а на сцене зала.
и как в этом случае расставлять микрофоны?

П.С. ещё приходиться писать оркестр народных инструментов.
делаю как ставлю 2 панорамных на каждый пульт сольные отдельно ударка 4 микрофонами.
Правда когда купили для оркестра петлички электретные AKG C412 писал каждый инструмент по отдельности.

Больше так делать не хочу лучше по старому.:music2:
 
доброго времени суток

А кто-нибудь писал полный симфонический оркестр не в яме а на сцене зала.
и как в этом случае расставлять микрофоны?

Изредка пописываю оркестр в Харьковской филармонии.

Использую самый простой способ.

4 микрофона. по одному напротив 1 скрипок и виолончелей, в середину (возле дерева) - круговой. За дирижёром, не сильно глубоко в зал - 1 общий.

Всё.

Звук получается довольно широкий и равномерный.

Т.к. зал маленький, иногда по вкусу подмешиваю какой-нибудь реверок...

Вот такой простой вариант.
 
Товарищ с опсалютным слухом нас скоропостижно покинул, посты его удалены, ну, и связанные с ними - тоже.
 

Сейчас просматривают