Если боян, не пинайте:wizard:
Оригинал напечатан в ныне несуществующем журнале Studio Sound в июне 1975.
Pink Floyd были одними из первых новаторов, кто стал использовать четырехканальный звук, и позже их альбом "Dark Side Of The Moon" получил множество наград, в числе которых несколько за техническое исполнение, на пути к становлению одним из самых известных альбомов всех времен и народов. Автор, занимающийся технической стороной этой и многих других записей группы, обсуждает создание квадрафонических записей и сравнивает их с применением многоканального звука на сцене.
Много лет назад, на заре своей карьеры, Pink Floyd экспериментировали с устройством, загадочно названным "Azimuth Coordinator" - "Координатор Азимута". Это не была волшебная коробка для выравнивания головок печатной машинки, как можно предположить из названия, а сильно приукрашенным термином для того, что сейчас известно как "quad pan pot" - устройство для квадрафонического панорамирования. Использование его на концертах вызывало значительный интерес публики и, может быть, даже внесло тем самым некоторый вклад в развитие всей квадрафонии. Многие группы недавно приняли системы квадропанорамирования дял живых выступлений, сила и размах которых выглядит растущими. Продажи квадрафонических записей тоже растут, несмотря на колебания части потребителей и звукозаписывающих компаний о том, какие из различных систем обеспечивают лучшие результаты и совместимость.
Практически все не-классические записи делаются с использованием "close mic" техники (каждый инструмент записывается своим микрофоном) в относительно безэховой (заглушенной) студии и позже микшируются на стерео мастер ленту. Точно такие же процедуры записи могут применяться и в квадрафонической записи. кроме этого, из-за того, что окончательное сведение делается для четырех каналов, а не для двух, многоканальное расположение должно позваолять эффективное распределение звуков для адаптации к квадро. В 4-х канальном миксе возможных позиций явно больше и могут возникать конфликты и группами треков, организованными для стерео. Хотя "Dark Side of the Moon" сводился на студии, оборудованной для стерео воспроизведения, многие части были записаны в расчете на возможное квадро сведение, несмотря на то, что это занимало больше места, чем было необходимо для стерео. Например, звуки часов в Time строились на воображаемом квадрафоническом пространстве на четырех дорожках 16-ти дорожечной мастер летнты. Звуки из вступления к Money были так же распределены по четырем дорожкам для возможности пространственных смещении при сведении в квадро. Это включало перенос с редактируемой на 4х дорожечной машине ленты на 16 дорожечную для последующих наложений, так что бы каждый звук издавался отдельной колонкой.
Однако, простое перераспределение звуков для квадро микса - не конец истории. Нужно иметь ввиду еще и различные системы квадрафонического воспроизведения. EMI при выпуске дисков использовала SQ. Как и все матричные системы, эта имела определенные ограничения. Например, если сигналы позиционировались где угодно между центром комнаты и центром сзади, они часто при кодировании выпадали из фазы и разделялись на два канала. Результатом являлось заметное снижение уровня из-за слабого разделения каналов, или даже полное исчезновение сигнала в моно, так что этого нужно было избегать любым способом, хотя перемещение через эту центральную область могло пройти и бесследно - изменение уровня менее заметно в движущейся картине.
При подготовке квадро микса альбома подчеркивалось, что музыкальное содержание должно остаться без изменений, но быть образцом квадрофонии без применения дешевых трюков типа летающих звуков. Требовался дискретный мастер для ленточных систем и SQ-кодированный для пластинок. Считалось, что два отдельных ремикса будут иеальным решением - возможности каждой системы будут реализованы по максимуму, без оглядки на на вопросы совместимости. Однако, квадрафонический эффект так сильно отличался на этих двух системах, что они переставали быть похожими друг на друга в музыкальном плане.
Другой рассматриваемой альтернативой было создавать дискретный и SQ ремиксы одновременно. Однако это выставляло повышенные требования к техническому оснащению, особенно при использовании многих дополнительных ленточных машин для квадро эха, задержек, автоматического двойного трекинга (технология для быстрых задержек) и т.д. Каждое изменение должно дублироваться на обоих системах, наложения звуков могли стать кошмаром, требовалось три 4х дорожечных машины и три - стерео, не считая дополнительного времени и усложнения процесса. Так что в итоге было решено работать с одной дискретной 4х дорожечной лентой и мониторить процесс способом, обеспечивающем нормальный результат для обоих систем, другими словами, не забывать обо всех ограничениях последующей двухканальной обработки. Контрольная комната для квадро ремиксов студии Abbey Road (EMI) имеля удобную установку для мониторинга дискретной ленты, пропускаемой через оборудование SQ кодирования/декодирования и стерео результата, полученного из двух матричных каналов без декодирования. Т.е. мы могли следить за дискретным миксом, SQ и стерео с одной 4х дорожечной пленки. SQ мастер мог быть сделан простым копированием окончательной версии 4х дорожечной ленты при помощи SQ кодера. При необходимости можно было обойтись и без этого дополнительного преобразования, прямым переносом на диск с четырехдорожечной ленты через кодер, хотя обычно готовили промежуточную двухдорожечную ленту: трудностей с азимутом и генерецией можно было избежать при аккуратном подходе. После определения способа работы с различными системами для сведения возникла проблема квадрафонического позиционирования.
На рисунке 1 показана стерео версия раположения инструментов. Дополнительные звуки, такие как синтерзаторы, неосновные гитары и бэквокал расставлялись в различных комбинациях для максимального заполения всего пространства сцены. Стерео ремикс был совсем не простым, многие дорожки записывались тольео для одного-двух тактов. Сам 16-ти дорожечный мастер был получен из более раннего такого же (до 9 или 10 дорожек на втором в некоторых случаях) для овобождения места для будущих наложений. Это не сделало формирование квадрафонической картины более легким. Например, барабаны сводились в стерео на 16 дорожечной мишине второго поколения и, в соответствии с ограниченими SQ, должны были простираться слева направо, не затрагивая басовый барабан и оставляя свободным фронтальный центр и тамтамы для рапределения между фронтами в стерео. Бас гитара так же из-за SQ должна была оставаться посередине спереди, но это не было большой проблемой, так как ее частоты имеют слабые характеристики направленности и гармоники и атака инструмента именно здесь не особенно сильны. Гитара была помещена в заднюю левую часть , а электропианино - в заднюю правую.
Системой реверберации, использованная при квадросведении, были две платы EMT : одна для фронтальной пары, вторая для тыловой. Обе использовали один источник. Это давало полный эффект присутствия и помогало заполнить дыру в центре комнаты, созданную отсутствием там прямых звуков.
Пианино в The Great Gig in the Sky - настоящая квадрафоническая запись, сделанная в первой студии Abbey Road (в то время как бас и ударные играли во второй студии), используя два вынесенных микрофона для записи тыловой реверберации. Для стерео версии четыре трека были просто объеденены.
В Time рототомы были распределены между тыловыми каналами, а большинство остальных инструментов - между фронтами. Техника записи и студийное оборудование для основных тыловых треков не были чем-то особенным, кроме того, что мы пытались достичь максимально возможного разделения. Плохое разделение в квадро ремиксе такого типа было крайне нежелательным. В большинстве случаев с этим не возникло проблем, так как многие инструменты были разделены по разным дорожкам, а не раполагались на одной. Система Kepex использовалась для шумоподавления на всех 16 дорожках для сведения и на более ранних стадиях для большего разделения отдельных барабанов на основной записи. Дальнейшее использование Kepex приводило к эффекту затухания на разных треках; биение сердца в начале альбома фактически было Kepex-ированным басовым барабаном.
Позиционирование квадро-микса выполнялось с помощю внешнего устройства с 16 двойными концентрическими регуляторами (вперед-назад и влево-вправо). Они были подключены к канальным миксерам на главной консоли. Любое движение или изменение баланса сопровождалось регулировкой джойстика для соответствующих дорожек.
В композиции Us and Them, квадрафония, вероятно, используется наиболее интересным образом. На стерео версии вокальная линия повторяется с помощью оченбь долгого эха, в каждом цикле движущегося слева направо. Для достижения интересного эффекта в 4 каналах, каждый цикл был вынесен в отдельный канал и закреплен за отдельной ленточной машиной вместо использования одной для всех сигналов, как обычно делалось для подобных эффектов. Была создана специальная установка с 8ми дорожечным магнитофоном.
Оригинал напечатан в ныне несуществующем журнале Studio Sound в июне 1975.
Pink Floyd были одними из первых новаторов, кто стал использовать четырехканальный звук, и позже их альбом "Dark Side Of The Moon" получил множество наград, в числе которых несколько за техническое исполнение, на пути к становлению одним из самых известных альбомов всех времен и народов. Автор, занимающийся технической стороной этой и многих других записей группы, обсуждает создание квадрафонических записей и сравнивает их с применением многоканального звука на сцене.
Много лет назад, на заре своей карьеры, Pink Floyd экспериментировали с устройством, загадочно названным "Azimuth Coordinator" - "Координатор Азимута". Это не была волшебная коробка для выравнивания головок печатной машинки, как можно предположить из названия, а сильно приукрашенным термином для того, что сейчас известно как "quad pan pot" - устройство для квадрафонического панорамирования. Использование его на концертах вызывало значительный интерес публики и, может быть, даже внесло тем самым некоторый вклад в развитие всей квадрафонии. Многие группы недавно приняли системы квадропанорамирования дял живых выступлений, сила и размах которых выглядит растущими. Продажи квадрафонических записей тоже растут, несмотря на колебания части потребителей и звукозаписывающих компаний о том, какие из различных систем обеспечивают лучшие результаты и совместимость.
Практически все не-классические записи делаются с использованием "close mic" техники (каждый инструмент записывается своим микрофоном) в относительно безэховой (заглушенной) студии и позже микшируются на стерео мастер ленту. Точно такие же процедуры записи могут применяться и в квадрафонической записи. кроме этого, из-за того, что окончательное сведение делается для четырех каналов, а не для двух, многоканальное расположение должно позваолять эффективное распределение звуков для адаптации к квадро. В 4-х канальном миксе возможных позиций явно больше и могут возникать конфликты и группами треков, организованными для стерео. Хотя "Dark Side of the Moon" сводился на студии, оборудованной для стерео воспроизведения, многие части были записаны в расчете на возможное квадро сведение, несмотря на то, что это занимало больше места, чем было необходимо для стерео. Например, звуки часов в Time строились на воображаемом квадрафоническом пространстве на четырех дорожках 16-ти дорожечной мастер летнты. Звуки из вступления к Money были так же распределены по четырем дорожкам для возможности пространственных смещении при сведении в квадро. Это включало перенос с редактируемой на 4х дорожечной машине ленты на 16 дорожечную для последующих наложений, так что бы каждый звук издавался отдельной колонкой.
Однако, простое перераспределение звуков для квадро микса - не конец истории. Нужно иметь ввиду еще и различные системы квадрафонического воспроизведения. EMI при выпуске дисков использовала SQ. Как и все матричные системы, эта имела определенные ограничения. Например, если сигналы позиционировались где угодно между центром комнаты и центром сзади, они часто при кодировании выпадали из фазы и разделялись на два канала. Результатом являлось заметное снижение уровня из-за слабого разделения каналов, или даже полное исчезновение сигнала в моно, так что этого нужно было избегать любым способом, хотя перемещение через эту центральную область могло пройти и бесследно - изменение уровня менее заметно в движущейся картине.
При подготовке квадро микса альбома подчеркивалось, что музыкальное содержание должно остаться без изменений, но быть образцом квадрофонии без применения дешевых трюков типа летающих звуков. Требовался дискретный мастер для ленточных систем и SQ-кодированный для пластинок. Считалось, что два отдельных ремикса будут иеальным решением - возможности каждой системы будут реализованы по максимуму, без оглядки на на вопросы совместимости. Однако, квадрафонический эффект так сильно отличался на этих двух системах, что они переставали быть похожими друг на друга в музыкальном плане.
Другой рассматриваемой альтернативой было создавать дискретный и SQ ремиксы одновременно. Однако это выставляло повышенные требования к техническому оснащению, особенно при использовании многих дополнительных ленточных машин для квадро эха, задержек, автоматического двойного трекинга (технология для быстрых задержек) и т.д. Каждое изменение должно дублироваться на обоих системах, наложения звуков могли стать кошмаром, требовалось три 4х дорожечных машины и три - стерео, не считая дополнительного времени и усложнения процесса. Так что в итоге было решено работать с одной дискретной 4х дорожечной лентой и мониторить процесс способом, обеспечивающем нормальный результат для обоих систем, другими словами, не забывать обо всех ограничениях последующей двухканальной обработки. Контрольная комната для квадро ремиксов студии Abbey Road (EMI) имеля удобную установку для мониторинга дискретной ленты, пропускаемой через оборудование SQ кодирования/декодирования и стерео результата, полученного из двух матричных каналов без декодирования. Т.е. мы могли следить за дискретным миксом, SQ и стерео с одной 4х дорожечной пленки. SQ мастер мог быть сделан простым копированием окончательной версии 4х дорожечной ленты при помощи SQ кодера. При необходимости можно было обойтись и без этого дополнительного преобразования, прямым переносом на диск с четырехдорожечной ленты через кодер, хотя обычно готовили промежуточную двухдорожечную ленту: трудностей с азимутом и генерецией можно было избежать при аккуратном подходе. После определения способа работы с различными системами для сведения возникла проблема квадрафонического позиционирования.
На рисунке 1 показана стерео версия раположения инструментов. Дополнительные звуки, такие как синтерзаторы, неосновные гитары и бэквокал расставлялись в различных комбинациях для максимального заполения всего пространства сцены. Стерео ремикс был совсем не простым, многие дорожки записывались тольео для одного-двух тактов. Сам 16-ти дорожечный мастер был получен из более раннего такого же (до 9 или 10 дорожек на втором в некоторых случаях) для овобождения места для будущих наложений. Это не сделало формирование квадрафонической картины более легким. Например, барабаны сводились в стерео на 16 дорожечной мишине второго поколения и, в соответствии с ограниченими SQ, должны были простираться слева направо, не затрагивая басовый барабан и оставляя свободным фронтальный центр и тамтамы для рапределения между фронтами в стерео. Бас гитара так же из-за SQ должна была оставаться посередине спереди, но это не было большой проблемой, так как ее частоты имеют слабые характеристики направленности и гармоники и атака инструмента именно здесь не особенно сильны. Гитара была помещена в заднюю левую часть , а электропианино - в заднюю правую.
Системой реверберации, использованная при квадросведении, были две платы EMT : одна для фронтальной пары, вторая для тыловой. Обе использовали один источник. Это давало полный эффект присутствия и помогало заполнить дыру в центре комнаты, созданную отсутствием там прямых звуков.
Пианино в The Great Gig in the Sky - настоящая квадрафоническая запись, сделанная в первой студии Abbey Road (в то время как бас и ударные играли во второй студии), используя два вынесенных микрофона для записи тыловой реверберации. Для стерео версии четыре трека были просто объеденены.
В Time рототомы были распределены между тыловыми каналами, а большинство остальных инструментов - между фронтами. Техника записи и студийное оборудование для основных тыловых треков не были чем-то особенным, кроме того, что мы пытались достичь максимально возможного разделения. Плохое разделение в квадро ремиксе такого типа было крайне нежелательным. В большинстве случаев с этим не возникло проблем, так как многие инструменты были разделены по разным дорожкам, а не раполагались на одной. Система Kepex использовалась для шумоподавления на всех 16 дорожках для сведения и на более ранних стадиях для большего разделения отдельных барабанов на основной записи. Дальнейшее использование Kepex приводило к эффекту затухания на разных треках; биение сердца в начале альбома фактически было Kepex-ированным басовым барабаном.
Позиционирование квадро-микса выполнялось с помощю внешнего устройства с 16 двойными концентрическими регуляторами (вперед-назад и влево-вправо). Они были подключены к канальным миксерам на главной консоли. Любое движение или изменение баланса сопровождалось регулировкой джойстика для соответствующих дорожек.
В композиции Us and Them, квадрафония, вероятно, используется наиболее интересным образом. На стерео версии вокальная линия повторяется с помощью оченбь долгого эха, в каждом цикле движущегося слева направо. Для достижения интересного эффекта в 4 каналах, каждый цикл был вынесен в отдельный канал и закреплен за отдельной ленточной машиной вместо использования одной для всех сигналов, как обычно делалось для подобных эффектов. Была создана специальная установка с 8ми дорожечным магнитофоном.
Последнее редактирование: