Процитирую сам себя из книжки "Ересь звукозаписи" (
http://soundheresy.ho.ua/):
----
В некоторых DAW и в микшерах вы могли встретить термины pan law -3 dB, law -6 dB (закон панорамы -3 дБ, закон панорамы -6 дБ) и так далее. Что это такое?
Когда два одинаковых сигнала на одном уровне звучат одновременно в двух громкоговорителях, то их акустическая энегрия удвоится и уровень сведенной по центру партии будет на 3 децибела выше, чем исходный сигнал из одного громкоговорителя. Вспомним, что громкость в децибелах - понятие логарифмическое, и удвоению "акустической громкости" - мощности звука - соответствует именно 3 дБ. В нашем случае децибел вычисляется по формуле 10 log P1/P0, (или 10 * log10 (P1/P0) - ежели писать на С++). Тут P1 - текущее значение громкости, P0 - наибольшее возможное. Если по условию задачи мы увеличиваем мощность в два раза, то формулу 10 lg(P1/P0) можно записать как 10 log(2). Вычисление этого выражения дает нам искомое число 3.
Иначе говоря, ставя партию по центру, мы уже в помещении - зале или комнате - получаем громкость партии на 3 децибела выше. Если два динамика, играют один и тот же сигнал с одинаковой громкостью (то есть партия сведена по центру) и выдают по 70 dBSPL, то в итоге будет 73 dBSPL. Не в DAW, а в помещении, где воспроизводится сигнал.
Для обхода этого дела был придуман, как говорят в буржуйских странах, pan law -3 dB (закон панорамы -3 дБ). Когда он используется, то любая сведенная по центру дорожка становится автоматически тише на 3 децибела.
Есть еще закон панорамы -6 dB. Он понижает "центрированную" дорожку на 6 децибел. Зачем? Pan law 6 -dB обычно используется, когда подразумевается, что сводимая песня будет потом воспроизводиться не только в стерео, но также в моно (например по радио или ТВ). Дело в том, что когда стерео-сигнал "складывается" в моно, то одинаковые сигналы из обоих каналов (то же, что и сведенные по середине) становятся на 6 дБ громче (при сложении вольтажа сигнала либо сэмплов оцифровки), будучи сведенными в один канал. Почему на 6 дБ, а не на 3? И как вообще программно из стерео делается моно?
Сначала ответим на первый вопрос. Вот есть у нас левый и правый каналы, L и R. Назовем моно-канал M. Формула такова: M = (L * 0.5) + (R * 0.5). Говоря русским языком, левый и правый канал делаются тише наполовину каждый и складываются.
Теперь ответ на вопрос второй. При сложении каналов, громкость одинаковых сигналов удваивается. В случае "акустических децибел" такое удвоение давало нам увеличение громкости на 3 дБ, по приведенной выше формуле 10 log P1/P0. Но когда мы складываем значения амплитуды - в нашем случае сэмплы - у нас немного другая формула вычисления децибела, вы с ней уже знакомы: 20 log P1/P0. Подставим числа: 20 log (2) = 6.020599913279623. Вот откуда взялись наши наши 6 дБ увеличения!
Чтобы компенсировать это, придумали закон -6 дБ. Если в левом и правом канале у нас звучал один и то же сигнал, допустим, на уровне -10 дБ, то при сложении его в моно он дает -16 дБ.
---