Аппликатура всех гамм для клавиш - поиск литературы!

  • Автор темы Автор темы FLO
  • Дата начала Дата начала

FLO

New Member
18 Окт 2007
624
81
0
42
москва
Посетить сайт
Ищется пособие по игре гамм на клавишах, с аппликатурой для обоих ключей, желательно со всеми вариантами (т.е. в октаву, в противоположном движении и т.п.)

зы..Нашел в сети книжку "Гаммы и Апеджио" Н. Ширинская, но там почему то натуральный минор вообще отсутствует как класс).. хз может это очередная особенность русской школы.
 
CJ Slick, Хола!

но увы мне нечего вспоминать, в сети полно разрозненной информации, но часто она противоречива (например блюзовую гамму играют по-разному).. хотелось бы найти все же какой-нить афторитетный источник=). Ну блин должно же что-то такое быть "для чайников"=).
 
При чём тут велосипед?
Прикинуть удобную аппликатуру — это дело нескольких секунд. Зачем забивать себе голову несущественными мелочами и искать неделями/месяцами/годами некий "авторитетный источник", когда проблема решается сразу на месте за секунды?
Или типа мы умеем всё только по приказу из книжки делать, своего мозга у нас нет?
 
serj33music, Хола!

да я думаю, с толку такое врятли кого собьет), а вот не содержательными постами топик пополнит - включая этот, 5 нах не нужных постов)... хотя апы тоже плюс :wink:
 
Ну блин должно же что-то такое быть "для чайников"=).

Аппликатура гамм строится по общему принципу:

123/12345 - октава

123/1234/123/12345 - в две октавы

левая рука тоже самое, но в зеркальном отображении:

54321/321 - октава

54321/321/4321/321 - в две октавы

Плюс условие - большой палец не должен приходится на черную клавишу.

"Гаммы и Апеджио" Н. Ширинской более, чем авторитетный источник.
 
Bernard, у Ширинской нету минорных гамм, ну и блюзовых тоже..

И по поводу "общего принципа" - популярная "до-мажорная" аппликатура, которую ты привел подходит меньше чем к половине гамм, и то только для правой руки - т.е. я хочу сказать что аппликатура левой не всегда будет "зеркальна". Остальные начинаются с разных пальцев.. перекрещеваются в разных местах и тп. В общем какой тут может быть принцип, кроме анатомии?
 
FLO, аппликатура для гамм "123/1234" это вовсе не "популярная "до-мажорная" аппликатура" (в смысле не нечто расхожее и банальное), а именно основополагающий принцип аппликатур гамм - как наиболее эргономичный с анатомической точки зрения.

Эта аппликатурой играются натуральные:

C, Cm
D, Dm
E, Em
G, Gm
A, Am
H, Hm

Все остальные аппликатуры гамм лишь модификации этой аппликатуры, необходимо возникающие в результате действия ограничения на использование большого пальца на черных клавишах.

Например,

для F и Fm - 1234/123

Поняв эту логику (т.е. практически позанимавшись, а не умозрительно) можно самому легко и правильно вывести аппликатуру "загруженных" диезами или бемолями гамм.

Например, для F# (c 5-диезами!)

начинается с черной клавиши, следовательно, не с большого пальца, а с ближайшего, т. е. 2-го (указательного)

234/123/12 - все естественно ложится под пальцы. По сути, все та же базовая аппликатура только сдвинутая на одно звено.

Отсутствие у Ширинской аппликатур натуральных минорных гамм вызвано скорее всего тем, что они (аппликатуры) легко вычисляются из приведенных параллельных мажорных, т.е очевидны.

По поводу блюзовых гамм. Издание Ширинской это академическое издание и в нем приводятся только основные лады иначе кроме блюзовых пришлось бы привести еще с пару десятков ладов (со всеми вариантами арпеджио) да еще во всех тональностях - представляете себе каких размеров фолиант выйдет :)

Впрочем, в этом нет необходимости - повторюсь, поняв логику образования аппликатур (а именно удобство и универсальность) и имея наигранный опыт на основных ладах можно самому найти оптимальную аппликатуру для того или иного случая.

Примечание.

Ограничение на использование большого пальца на черных клавишах (как анатомически менее удобное) не абсолютно. В реальной практике не всегда этого можно избегать. Поэтому для готовности к таким ситуациям есть упражнения (у Таузига, например), где игнорируется это ограничение.
 
  • Like
Реакции: tim_ka и FLO
FLO, Вам нужна "Школа фортепианной игры" Николаева. Там в конце даны гаммы, аккорды и арпеджио с аппликатурами.
 
  • Like
Реакции: FLO
Bernard, большое спасибо тебе за разъяснения.

По поводу вычисления, конечно логика в смещении безусловно должна быть, но мне сложно понять где и насколько смещать и более того не хотелось бы об этом вообще думать, в любом случае выводя аппликатуру к гамме по своей логике я буду сомневаться правильно ли я ее играю..

На счет книжки Ширинской - меня тошнит от советской муз. макулатуры, но это личное)... хз может быть логика отсутствия аппликатуры минора именно в "параллельности" с мажором, но почему то указать им это в книге в голову не пришло.. т.е. похоже, что книга скорее расчитана на преподавателей.

В отсутствие "блюза" у меня к книжке Ширинской притензий нет, про ее "академичность" мне все ясно, я указал на это, чтобы было просто понятно, что ищется немного другая книжка - попроще и посовременнее.

James Kru, спасибо.. но картинки у Николаева странные местами, вот:
ac58d7b6.jpg

, т.е. это не вопрос как играть здесь "соль-мажор", а просто я логики не понял?, причем это явно не дефект скана, посмотрел разные издания.. загадочная книжка)).
 
FLO, в приведенной картинке все в порядке...

Верхний ряд цифр - правая рука, нижний - левая. По причине абсолютной очевидности обозначена аппликатура не всех нот. Указаны только переходные моменты - т. е. когда нужно подкладывать большой палец - после 3-го или после 4-го пальца.

Итого на картинке:

правая рука - 123/1234/123/12345 и в обратной последовательности вниз.

левая рука (зеркально) - 54321/321/4321/321 и в обратной последовательности вниз.

Все та же наша "популярная" аппликатура :)
 
Bernard, говоря об очевидности - думаю там еще добрую половину цифр можно было бы прибить)).. Просто меня такой подход немного удивил - вот я и запостил.. вопросов к аппликатуре яж писал небыло.
 
FLO, соглашусь с тобой - это не совсем верный подход. Если уж взялся писать пособие, то не экономь на типографской краске, пиши подробно и не заставляй людей гадать.
 
тоже хотел по поводу краски пошутить.. но чет не пошутил))))) в голове даже родилась аналогия с дефицитом на колбасу в те далекие годы).
 
Хроматическую гамму непонятно как играть...Один человек показал с до 12/12/123/12/12/123 дгугой показал 13/13/123/
кому верить?
 
"Аппликатура всех гамм для клавиш..."

"Всех гамм"?
Мне вот фрагменты лидийской уменьшенной и увеличенной гамм при импровизации удобнее играть для скорости двумя пальчиками (во всех тональностях)...:biggrin:
 
могут быть разные распальцовки

Точно, распальцовки могут быть такие:
а) верхняя;
и) нижняя;
в) хаотическая

Вот один из основных видов аппликатуры(это с форума немножко другого профиля, но вдуг кому-то подойдёт):

 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: FLO, Graywolf и Dex Haer
"Всех гамм"?
Мне вот фрагменты лидийской уменьшенной и увеличенной гамм при импровизации удобнее играть для скорости двумя пальчиками (во всех тональностях)...:biggrin:

pROFI, Хола. А как Вы блюзовую играете? Видел на видео тоже в двухпальцевом варианте, показалось странным. Тональность была пресловутая) ДО.
 
Посмотрите здесь: "Теория музыки для компьютерного музыканта" (язык ангийский, но много иллюстраций)

Вот, как продолжение, может тоже кому-то будет полезно. (english) :wink:
View hidden content is available for registered users!
 
Хроматическую удобнее играть от си:
123\12\123\1234
(т.е. си бемоль играется безымянным)

Ну и по вопросу 12 или 13, лучше все-таки 12, тк если привыкнешь играть 13, а потом в реальной игре один палец будет простаивать в таких ситуациях незадействованый))
 

Сейчас просматривают