Музыкальные проекты "на экспорт" и для внутреннего рынка: плюсы и минусы

Pavel Fomitchov

Упертый мелодист
10 Дек 2006
1.354
1.399
113
Нью Йорк
www.pfmusic.com
Привет!

Многие на форуме активно продвигают свои проекты в жизнь. Интересно было бы обсудить плюсы и минусы разных стратегий в системе координат «внешний-внутренний рынок». Я вижу четыре наиболее типичных ситуации:

1. Ориентация на русскоязычкую аудиторию.

Следствия: тексты на русском, ориентация на русскоязычное радио, ТВ, главное средство продвижение музыки – установка личных связей в нужных кругах, концерты...

Успешные примеры: у всех на слуху:-) Как удачные, так и провальные.

Плюсы:
- общая культура (общий язык, географическая общность, понимание внутренних реалий страны, возможность работать на злобу дня, возможность развивать национальную музыку),
- десятки миллионов потенциальных слушателей внутри страны и миллионы русскоязычных слушателей в других странах.

Минусы:
- закрытость определяющей политику муз бизнеса тусовки, которая преследует прежде всего свои клановые интересы,
- неразвитость русского музыкального бизнеса вообще (муз. образование, доступность оборудования, концертных площадок, музыкально ориентированных средств массовой информации и так далее)
- музыкальные запросы массовой аудитории очень ограничены и не развиты.
- аудитория, которая интересуется более продвинутой и/или менее страндартной музыкой (классика, джаз, фолк и другие жанры) малочисленна и, в отличие от запада, малообеспечена.


2. Ориентация на международную аудиторию (как правило англоязычную).

Следствия: Название группы на английском, названия композиций на английском, тексты на английском, треки на интернациональных сервисах (youtube, myspace, beatport, Amazon, iTunes… ), промо-материал на английском, сайт на английском...

Успешные примеры: таких проектов мне известно очень мало - Gorky Park / Парк Горького, отчасти PPK, а также отдельные проекты на Евровидении. Буду рад расширить этот список.

Плюсы:
- огромная англоязычная аудитория, мировой рынок, ...

Минусы:
- естественное предпочтение англоязычной аудитории «своих» артистов
- жесткая конкуренция на международном рынке
- более высокий профессиональный уровень начинающих и средних музыкантов «оттуда»
- отсутствие связей и понимания как делается музыкальный бизнес «там»
- традиционно плохое знание иностранных языков,
- узнаваемый (иногда неприятный) акцент при исполнении песен на иностранном языке
- сложности с оригинальными текстами песен (более продвинутыми, чем “О, baby, o-o-oh…”)


3. Создание проекта для русскоязычной И международной аудитории.

Успешные примеры: значительное количество академических исполнителей и дирижеров (Кисин, Венгеров, Башмет, Хворостовский, Нетребко, Гергиев...) и оркестров (Виртуозы Москвы и другие). Из неакадемической музыки примеров намного меньше: Тату, отчасти PPK. С удовольствием отмечу Serdceedov’a – который осуществил крупную постановку о Южной Корее, востребован на поприще российской киномузыки и занимается своими музыкальными проектами.

Плюсы:
- очень много:-)

Минусы:
- необходимость работы на два фронта, что удорожает продвижение проекта, усложняет концертное расписание, ведет к распылению ресурсов и т.д.
- ограничение в музыкальном материале и стилистике, требующее создания конвертируемого продукта (европоп, популярная классическая музыка и т.д. )


4. Авторская музыка, которая пишется "для себя", а там становится популярной у широкой аудитории.

Примеры: примеров писания музыки для себя я могу назвать сотни, а вот удачных примеров, чтобы эта музыка становилась действительно популярной...

Лет двадцать-тридцать назад это были группы Питерского рок-клуба (Аквариум, Кино, ДДТ), я могу упомянуть популярных авторов-исполнителей, которые начинали писать песни не строя планов на профессиональную музыкальную деятельность (Городницкий, Иваси, Башлачев...).

Сейчас это иногда выстреливающие проекты на youtube (Налич). Существуют проекты, ставшие известными в сравнительно узких музыкальных нишах или кругах (клубная музыка, отдельные направления электроники, фолка и т.д.) Например, мне нравится музыка, вошедшая в «Best of Tunguska»...

Плюсы:
- все прелести независимости (свобода самовыражения, свободное расписание, отсутствие внешних обязательств, ...)

Минусы:
- ставка на личный вкус часто ведет к промахам в оценке вкусов широкой аудитории.
- необходимость делать все самому,
- низкая мотивация для каждодневной работы, которая не подпитывается факторами извне (рабочим графиком, обязательствами перед командой, работодателем)
- малобюджетность, ограниченная личной зарплатой,
- хроническая нехватка времени, занятого основной работой, семьей и так далее...

* * * *

Вот такая Роза Ветров получается. Осталось определиться, какой ветер считать попутным. Что скажете?


Павел
 
Успешные примеры: таких проектов мне известно очень мало - Gorky Park / Парк Горького, отчасти PPK, а также отдельные проекты на Евровидении. Буду рад расширить этот список.

На самом деле если говорить о проектах не только формата MTV или коммерческих радиостанций, но и о некоторых субкультурах и отдельно взятых жанров то русских музыкантов например в стилистике электронно танцевальной музыки на западе знают очень многих. Порой даже они там известнее нежели у нас:crazy:
В своё время очень многих наших музыкантов из псай-транс сцены частенько приглашали выступать зарубеж (мой знакомый катался чуть ли не каждые два месяца от Израиля до Японии и Гоа). Тот же товарищ Leonid Rudenko известен своими треками в дэнс чартах запада. SCISI 9, Proxy и др также помимо издания на западе периодически выезжают туда гастролировать.
Другое дело что это конечно же не поп сцена и музыка у таких артистов инструментальна, а соотвесно более ликвидна.

Вы кстати забыли про успех Тату - вот уж у кого был реально прорыв. Сам был свидетелем как заграницей покупали и слушали их песни. А PPK успех- был одного трека и уже знать никто не знает их, проекта давно нет. И я вский раз выезжая за рубеж люблю у иностранцев поспрашивать про кого они знают из русских - как правило в большинстве "сорри, никого", но а те кто отвечал положительно то называют именно Тату. (Парк Горького, ППК никто даже не упомянул). С таким же успехом сейчас крутят треки Руденко в танц. чартах мира, например Everybody и Real Life.


Минусы:
- естественное предпочтение англоязычной аудитории «своих» артистов
- жесткая конкуренция на международном рынке
- более высокий профессиональный уровень начинающих и средних музыкантов «оттуда»
- отсутствие связей и понимания как делается музыкальный бизнес «там»
- традиционно плохое знание иностранных языков,
- узнаваемый (иногда неприятный) акцент при исполнении песен на иностранном языке
- сложности с оригинальными текстами песен (более продвинутыми, чем “О, baby, o-o-oh…”)

Вот по этой причине, моё личное ИМХО и политика работы: это конечно же лучше ТУДА, но - нужно если и делать проект с ориентиром на запад, то как минимум солист/фронтмэн (или вумен) должна быть в нём "оттуда", т.е. носитель языка в идеале British/Australian или American. В идеале конечно чтоб ещё кто то был "западником" - свой агент (менеджер), гитарист... мало ли. Во первых сразу всё будет в порядке с текстами/лирикой/пением без акцента и т.д. Сразу будет решена проблема с раздачей интервью как минимум с одним человеком из группы всегда будет приятно и легко общаться представителям тамошних СМИ.
Благо сейчас всё это организовать не сложно - есть интернет, myspace и тд и тп. Я сам например так уже сотрудничаю с некоторыми исполнителями и уже есть конкретные идеи и планы реализации на следующий год.
Как пример (такой работы) правда это не из России, а из Италии (но где как и во всей южной европе как правило с английскими немногим лучше чем у нас))) это коллектив Planet Funk http://www.youtube.com/watch?v=i4EWX4lhZUU
Музыкально инструментальная составляющая коллектива всегда была за талантливыми профессиональными музыкантами и djs из Италии, а вот за вокальную сторону отвечают англичане (приглашенные вокалисты и вокалистки). Таким составом они не только работали в студии, но катались/катаются с концертами. (Два раза были уже в Украине, думаю Киевляне помнят).

Но самое главное это конечно музыка, её качество и не важно откуда она родом и на кого ориентирована. Если сам по себе проект не оригинален (В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ), не крайне талантлив и профессионален - то на запад пробиться шансов нет даже если пол группы будет из Лондона.... (ну может если только играть в кабаке для пъяных соотечественников и эмигрантов:pardon:)
 
  • Like
Реакции: Pavel Fomitchov

Сейчас просматривают