Ищу: методики расчёта систем звукопоглощения

  • Автор темы Автор темы Lexman
  • Дата начала Дата начала

Lexman

What?!
24 Дек 2004
594
345
93
Краснодар
Не смотря на в принципе общую понятность вопроса и практические решения в литературе, концепции расчёта таких систем я не нашел.
Вразброс есть всё - и формулы, и частотные характеристики материалов, и физика процессов (словесная).
Но методики - не нашел.
Может её нет во офрмленном виде и напишем свою? :)

Буду периодически цеплять сюда интересную информацию аналитического толка.

1. СНиП 23-03-2003 - защита от шума. Интересны разделы 7, 10, 13.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Dex Haer
Начну с того, что проектирование студии нужно начинать с создания концепции. А имено подумать, зачем это все нужно и что в итоге я хочу получить. Исходя из этого проектируем помещение (если это аранжировочная или студия мастеринга) или весь комплекс, если необходимо сделать комплекс. Исходя из поставленой задачи и имеющегося помещеня уже и беремся за формулы расчета аккустики помещения. Расчитали количество резонансных волн, реверберацию, учли расположение возбудителей колебаний и приступаем к настройке...
Это вкратце :curtsey:
 
Расчитали количество резонансных волн, реверберацию, учли расположение возбудителей колебаний и приступаем к настройке...
Это вкратце

:) Не надо вкратце. Надо конкретно :)
Еще раз подчеркну - речь не об акустическом оформлении (об этом позже), а об поглощении. Т.е. о мертвой акустике.
Это задача относительно простая (должна быть).

Но, судя по тому, что ответов в сабже нет, народ на эту тему не очень то и сведущ... (
 
Lexman

А что такое "системы звукопоглощения" и для чего их необходимо рассчитывать?

Дело в том, что, во-первых, в СНиПе нет практической информации, интересной "САМОстроителям студий", во-вторых, в архитектурной акустике (а это именно та наука, которая занимается звукопоглощением, рассеиванием, отражениями, созданием диффузного звукового поля в помещениях) не существует понятия "расчет системы звукопоглощения".

Рассчитывают характеристики помещения в соответствии с нормативными документами (ISO, Dolby, AES etc.) с учетом фонда звукопоглощения.
А ежли я Вас неправильно понял, и Вас интересует инфа о том, что же такое звукопоглощение от чего оно зависит и как влияют различные физические факторы материала, толщина, расположение на коэффициент звукопоглощения, то рекомендую книги: "Звукоизоляция и звукопоглощение. Е.Я. Юдин Справочник "Борьба с шумом на производстве". И.Б. Крендалл "Акустика", проф. С.В. Беляев "Акустика помещений". К сожалению, вся новая литература по акустике есть в основном на английском, немецком, французском.
 
Рассчитывают характеристики помещения в соответствии с нормативными документами (ISO, Dolby, AES etc.) с учетом фонда звукопоглощения

Прекрасно, тогда речь о "расчёте характеристик помещения с учётом фонда звукопоглощения", если вам так удобнее.
Можно более конкретные ссылки на приведенные нормативные документы?
Кстати, если есть в свободном доступе указанные выше книги, тоже с удовольствием скачал бы.
 
Я до конца не совсем понял вопрос, т.е. конечную цель.
Если интересует коэфицент поглощения/отражения различных материалов применяемых в строительстве, так это замеряется в специализированых лабораториях (несколько штук в мире). И эти данные указываются производителем.
Если же интересуют характеристики конкретного помещения или проэкта, то тут уже сложные расчёты, как Dex Haer написал выше.
Самое простое что известно мне, что есть такая формула по которой можно примерно расчитать реверберацию в помещении и её характер, т.е. примерную АЧХ. Наизусть не помню, если это интересует, могу поискать.
 
Конечная цель - обеспечить необходимые (по нормативным документам, скажем) акустические характеристики помещения (контрольной комнаты), посредством применения необходимых материалов с известными (численно) характеристиками.
Т.е. в итоге нужно получить - количество, тип, расположение материалов для обеспечения (в первом приближения) заданных характеристик.
Задача актуальная, т.к. акустические материалы не бесплатны, а порой достаточно дороги, так что аналитический механизм определения их количества (т.е. затрат) уже должен быть.

На всякий случай, простые вопросы простым языком:
- какой толщины должен быть данный конкретный слой материала (как её вычислить)?
- сколько комбинированных слоев должно быть?
- на каком расстоянии от стен располагать?
- каковы будут расчётные частотные характеристики поглощения? можно ли будет устанавливать сабвуфер для мониторинга? если допролнительно что то надо, то что и зачем и сколько?

А то у нас тут все на глаз делают, я смотрю...
 
Прекрасно, тогда речь о "расчёте характеристик помещения с учётом фонда звукопоглощения", если вам так удобнее.

Это не мне удобнее, это научный термин.

Можно более конкретные ссылки на приведенные нормативные документы?

DOLBY http://www.acousticlab.ru/index.php?page=info&pid=100004

Стандарты ISO платные. Покупал. Не дешево. Поэтому уж звиняйте.

Кстати, если есть в свободном доступе указанные выше книги, тоже с удовольствием скачал бы.

Видимо поиск рулит.
 
Конечная цель - обеспечить необходимые (по нормативным документам, скажем) акустические характеристики помещения (контрольной комнаты), посредством применения необходимых материалов с известными (численно) характеристиками.
Т.е. в итоге нужно получить - количество, тип, расположение материалов для обеспечения (в первом приближения) заданных характеристик.
Задача актуальная, т.к. акустические материалы не бесплатны, а порой достаточно дороги, так что аналитический механизм определения их количества (т.е. затрат) уже должен быть.

На всякий случай, простые вопросы простым языком:
- какой толщины должен быть данный конкретный слой материала (как её вычислить)?
- сколько комбинированных слоев должно быть?
- на каком расстоянии от стен располагать?
- каковы будут расчётные частотные характеристики поглощения? можно ли будет устанавливать сабвуфер для мониторинга? если допролнительно что то надо, то что и зачем и сколько?

А то у нас тут все на глаз делают, я смотрю...

Lexman

На эти вопросы в книжках ответов Вы не найдете, вернее найдете, но не на те, которые важны при проектировании контрольной.
Дело вот в чем: основной и самой главной задачей проектирования CR (control room) является решение задачи объективного контроля за низкими частотами, т.е. ниже 100 Гц. А материалов, поглощающих такой диапазон частот не существует, следовательно, рассчитать АЧХ и РТ60 на частотах ниже 100 Гц невозможно.

У специалистов, которые проектирую студии есть опыт, собственные разработанные и исследованные методики решения той или иной задачи.
Обязательно проведение измерений в помещении на всех основных этапах и т.д. и, естественно, последующего анализа результатов.)
Поэтому может просто создается впечатление, что строят на глазок?:wink2:
Хотя и других "спецов" достаточно, которые увидев книгу (или две) Ньюэла, считают, что перед ними готовая инструкция по строительству студии.:)
 
?

Не знаю, по теме ли мой ответ, но есть отличная программа для расчета акустики помещений Cara. Вот что она может:

-Room Design
-Room Acoustic Calculations
-Presentation of Results (2D and 3D Diagrams)



Room Design:

arbitrary floor plans (L-rooms, coupled rooms, ...), maximum size 100 x 100 m, the wizard "New Room Design" offers a number of predefined floor plan templates (all dimensions may also be entered in non-metric units like inches or feet)
inside walls as partitions, columns, false ceilings, ceiling beams, as well as sloped ceilings and oblique floors (attic apartments, cinemas)
furniture database (tables, cupboards, armchairs, etc.), or customize your furniture of several so-called 3D-objects
additional sound absorbing sub areas (windows, pictures, carpets) can be defined within a wall
Materials Editor: definition of customized sound absorbing materials
Loudspeaker Editor: customize your loudspeaker model (cabinet styles : blocks with slanted walls), 1-5 ways loudspeakers, act./pass. subwoofers, or dipole radiating flat panels. Using the updated (Rel. 2.2 PLUS) editor (see Download / Patches) also sophisticated cabinets (e.g. composed of several cabinet sections, like a dipole hybrid LS) may be designed.
Loudspeaker Configurations: Stereo, Quadro, Surround (analogue, digital: 5.1, 6.1, 7.1, 8.1), PA (Public Address), any number of subwoofers
loudspeaker database with approx. 200 proprietary speaker models, new models can be "downloaded" from the internet
Positional Optimization: L-, T-, or cross shaped positioning regions
walking around in your 3D room model


Calculations:

automatic positional optimization for the loudspeakers and the listening place, with symmetry constraint options (equal spacing to front and side walls)
room sound field calculations at 1000-3000 grid points equally distributed within a certain layer above the floor
reduction of calculating times for rectangular rooms (without furniture) in comparison to the latest version by a factor of up to 1000
calculation with real and complex reflection coefficients (optionally)
The additional "PLUS Functions":
Calculation and evaluation of the "Acoustic Ambiance" (reverberation time spectrum)
Calculation of the high resolution transient room response as a basis for the "Auralization" (listening test)


Presentation of Results:
representation of the optimized positioning of the loudspeakers and the listening place
listing of a survey of the room acoustics reference numbers: sound coloration, location, speech intelligibility, reverberation time and lateral sound level
3D representation of the frequency and time dependence of the modal structure of the sound pressure in the room
3D representation the temporal propagation of the sound wave fronts in the room
3D sound coloration, location and speech intelligibility maps of your sound room
2D-XY diagrams: sound pressure level frequency responses, location diagram, reverberation diagram, frequency dependence of the mean sound absorption coefficient and of the reverberation time (Sabine, Eyring, Kuttruff and CARA-T10) of your room
The additional "PLUS Functions":
"Acoustic Ambiance" including suggestions for linearizing the reverberation time spectrum by insertion of additional materials or furniture (already during room design)
"Auralization": listening tests e.g. for the comparison of different loudspeaker positionings
 
Кстати, если есть в свободном доступе указанные выше книги, тоже с удовольствием скачал бы.
Вот есть достаточно хороший перечень наиболее полезных для акустика книг.

В открытом доступе самое ценное, что я когда-либо находил, это книга Алтона Эвереста "Master Handbook of Acoustics". Если кто еще вдруг не скачивал, то вот ссылочка
 
noizah, есть эта книга (кстати в последней редакции, 2009), сейчас главу по звукопоглощению из неё перевожу.
 

Сейчас просматривают