Александр Вертинский об авторских правах, джазе и его русских корнях в Америке

Я надеюсь все знают кто такой Александр Вертинский.
А. Вертинский после революции покинул Россию и вернулся в неё в 1943 году.
До 1943 года он гастролировал по всему миру со своими концертами.
Был в том числе и в Америке, куда он приехал в 1934 году.

В 1990 году вышло первое издание книги "Дорогой длинною...", куда вошли его мемуары.

Вот что он написал в них о музыке в Америке.
Но хотя композиторов в Америке много, вы почему-то на всех нотах читаете обычно одни и те же фамилии авторов. В нью-Йорке, например, почти все шлягеры принадлежат "творчеству" некоего Эрвина Берлина. Не думайте, что он написал все эти вещи сам. Нет. Но он купил их у неизвестных авторов за гроши, переделал и выпустил под своей фамилией и со своим портретом. Если вещи "пошли" - он заработал, если нет - немного потерял, ровно столько, сколько стоит бумага и печатание. Но зато если из ста купленных вещей "пойдут" только две или даже одна, то и это уже такой огромный доход, который покрывает всё и даёт большую прибыль.
...
Купить и продать можно, а воровать музыку нельзя. Для этого есть музыкальные детективы, которые следят за новыми произведениями и, если дело доходит до суда, уличают автора в плагиате, так сказать официально. Но эти правила касаются только американской и европейской музыки, зарегистрированной в союзах композиторов. Что же касается музыки русской, например,то воровать ее можно сколько угодно. Очевидно, за дальностью расстояния. Американские джазовые композиторы спошь и рядом черпают своё "вдохновение" из цыгынских и других романсов и довльно беззастенчиво пекут из них свои шлягеры.

Очень часто, прислушиваясь к какой-нибудь песенке, узнаёшь в ней знакомые куски или даже целиком заимствованные мелодии. Возьмём, например, хотя бы модный напев "Йес, май дарлинг дотер". Разве это не наше украинское "Ой, не ходи, Грицю, тай на вечорницю". Но это ещё пустяки: джаз не стесняется ни с какой музыкой вообще, ни с какими музыкальными величинами. В Америке переделывают на фокстроты всё: Шопена и Бетховена, Чайковского и Рахманинова - кого угодно, если только он не записан у них в союзе.
 
В нью-Йорке, например, почти все шлягеры принадлежат "творчеству" некоего Эрвина Берлина. Не думайте, что он написал все эти вещи сам. Нет. Но он купил их у неизвестных авторов за гроши, переделал и выпустил под своей фамилией и со своим портретом.

Даже если это правда, придется признать что у Берлина был неплохой музыкальный вкус :)
 
Последнее редактирование:
Даже если это правда, придется признать что у Берлина был неплохой музыкальный вкус :)

Ну, вполне может быть. По крайней мере ничего плохого про него А.В. не пишет.

Читаю книгу - очень много интересного и актуального, несмотря на давность событий.
 
  • Like
Реакции: CAMOBAP
Есть правда вещи которые на данный момент не совсем привычные.
Например, А.В. описывает похороны одной голливудской актрисы, с которой он был лично знаком и которая погибла в автокатострофе. Вертинский кстати, как-то ехал с ней в её машине, она была за рулём, она ехала очень быстро и А.В. сказал ей "- Вы когда-нибудь убьётесь, дорогая".


Весь Голливуд собрался в большом зале, где была сцена закрытая занавесом. Все сидели, тихо обсуждали происшедшее.

Вот как А.В. описывает похороны.

"
Минут через десять раздался удар гонга. Занавес раздвинулся, и перед моими глазами предстала...живая покойница!
Она сидела, положив ногу на ногу, на табурете за стойкой бара и держала в руке бокал. Сзади стоял живой бармен и наливал что-то в коктейльницу. Она была причёсана, напудрена, в длинном вечернем платье, с широко открытыми глазами и улыбалась страшной неживой улыбкой. На ней было моё ожерелье. Я окаменел от ужаса.
...
Была мёртвая тишина. И вдруг с хоров полились звуки музыки. Оркестр, приглашённый из её любимого ресторана, играл любимые вещи покойницы. Сперва "Очи чёрные", потом "Две гитары" и, наконец фокстроты.
...
- Танцуйте, танцуйте - истерически выкрикивал её муж. - Она так любила танцы.
"

Позже друзья, объяснили А.В. что когда похоронное бюро берётся за похороны, оно спрашивает роддственников, в каком виде они хотели бы видеть покойного в последний раз.
Соответственно, киномагнат муж хотел, что-бы она была именно в таком виде,типичном для её времяпрепровождения.

:)
 
Последнее редактирование:
Ужас, конечно. Но Майкла Джексона по сути так и хоронили. Ничего не меняется.
 
В электронном виде нет. Сам давно уже искал, когда под рукой книги не было.
Книг в продаже тоже нет, хотя было повторное издание (после 1990 года, когда я купил). Сейчас книгу свою разыскал, поэтому печатаю из книги выборочно.

Книга очень интересная. Причём я думаю, она может быть интересной для всех музыкантов, необязательно только для поклонников А.В. Ведь эта книга показывает становление, рождение музыканта, творческого человека, достаточно успешного, как на Западе, так и в России.

Язык книги очень живой. Читать очень лёгко и интересно, читается запоём.

Думаю, особо будет интересно читать киевлянам, так как А.В. своё детство и отрочество, юность жил в Киеве - очень интересны бытовые подробности жизни людей в Киеве.
 
Что же касается музыки русской, например,то воровать ее можно сколько угодно ... Очень часто, прислушиваясь к какой-нибудь песенке, узнаёшь в ней знакомые куски или даже целиком заимствованные мелодии.

ничего, сейчас мы отыгрываемся по полной - все, что можно тырим у америкосов: заимствуем их стилистические и музыкальные идеи, пользуемся их обучающими программами (видео, аудио, книги), звукозаписывающими технологиями, бесплатным муз. софтом, качаем бесплатно их музыку и видео и т.д. и т.п. Да и "знакомые куски" из их музыки в нашей музыке не такая уж редкость :)
 
Последнее редактирование:
В электронном виде нет. Сам давно уже искал, когда под рукой книги не было.
Книг в продаже тоже нет, хотя было повторное издание (после 1990 года, когда я купил). Сейчас книгу свою разыскал, поэтому печатаю из книги выборочно.

Книга очень интересная. Причём я думаю, она может быть интересной для всех музыкантов, необязательно только для поклонников А.В. Ведь эта книга показывает становление, рождение музыканта, творческого человека, достаточно успешного, как на Западе, так и в России.

Язык книги очень живой. Читать очень лёгко и интересно, читается запоём.

Думаю, особо будет интересно читать киевлянам, так как А.В. своё детство и отрочество, юность жил в Киеве - очень интересны бытовые подробности жизни людей в Киеве.

Если сможете, отсканируйте. в 21 веке живем не для того, чтобы напрягаться и выборочно печатать...
 
Возьмём, например, хотя бы модный напев "Йес, май дарлинг дотер". Разве это не наше украинское "Ой, не ходи, Грицю, тай на вечорницю"

а еще они придумали под Українські колядки "Тиха ніч" и "щедрик щедрик" свои слова английские - и поют их, и большинство американцев думает что это "чисто" американские песни рождественские !!!

А еще я слышал своими ушами - вещь сделанную суперово конечно в стиле bIG Band - на мотив "Їхав козак за дунай" - только тема звучала не ровными восьмыми а свинговаными ( с триольным) ритмом !!!
 
Это не украинская колядка. :)
Написана каким-то церковным огранистом из Германии (на счёт страны сейчас не уверен).
З.Ы. Вот, нащёл точную инфу:
Так, например, одна из самых популярных колядок - «Тихая ночь», автором которой является австриец Франц Ксавер Грубер, а слова к ней написал Йосеф Мохр.
 
Если сможете, отсканируйте. в 21 веке живем не для того, чтобы напрягаться и выборочно печатать...


Во-первых, издать книгу - это большой труд, большие затраты, которые скорее всего не окупятся. И я не хочу обворовывать потомков А.В.
Во-вторых отсканировать 600 страниц - это тоже труд, время.

Я надеюсь(хочу надеяться), что в скором будущем выйдет новое издание и желающие смогут купить.
 
Последнее редактирование:
Как-то(приблизительно 1916-1917 год), когда А.В. был уже известен, и выступал со своими песнями, был с театром Марьи Николаевны Нининой-Петипа на гастролях в Тифлисе.

Однажды в театр пришёл пианист Игумнов и сказал Марье Николаевне, что хочет послушать меня. Я перетрусил и отказался выступать. На другой день, к ужасу своему, я снова увидел его фигуру в театре. Я хотел было опять укланиться от выступления, но Марья Николаевна сказала:
- Этак вы сорвёте мне весь сезон.
Пришлось петь. После спктакля Игумнов пришёл ко мне за кулисы. Мы познакомились. Потом ужинали в саду. Я был очень недоволен его посещением и сказал ему:
- Зачем вы пришли? Ведь вы же только смутили меня своими визитом.
- Почему? - удивлённо спросил он.
- Потому что я не понимаю, как вы, музыкант высокого класса, воспитанный на Бахе, Генделе и Шумане, можете слушать такую дилетанщину! Это же просто издевательство надо мной!
Он улыбнулся.
- Я должен вам заметить, - сказал он, - что искусство двигают вперёд почти всегда дилетанты, люди, не связанные никакими канонами!..
Грузины принимали меня очень хорошо....


Википедия: Игумнов К.Н, выдающийся русский пианист и педагог, один из создателей русской пианистической школы
 
А.В. о наркотиках в творчестве.

А.В. из Киева уехал в Москву - покорять её.
Но дело это было непростое.

Так же было и в других театрах. Молодые актёры и актрисы томились годами на выходах и увядали. Одни, разочаровавшись, бросали сцену и выходили замуж, иные кончали жизнь самоубийством. Надо было иметь меценатов-покровителей, или богатых любовников, или влиятельных мужей и родителей, а иначе... В поэзии и литературе господствовали декадентские влияния. В стихах воспевались неестественные красоты:
"О закрой свои бледные ноги..." - восклицал Брюсов, и сатирик Саша Чёрный добавлял:
"Бледно-русые ноги свои!"
Появился журнал "Перевал", в котором на дорогой ватмановской бумаге печатались "парфюмерно-изысканные" опусы Аулендера из жизни маркиз и принцесс.
Прлраться сквозь этот лес благополучно устроившихся бездарностей было невозможно.
Всё это рождапло ппротест. Мы, богема того времени, - былт напичканы до краёв "динамитом искусства", мы могли сказать новое. Но нас никуда не пускали и не давали высказаться.
Вот тут-то появился кокаин.
.....

Насколько всё актуально вышесказанное и для нашего времени.

Многие употребляли кокаин и А.В. тоже. Но А.В. сразу понял, что кокаин не помощь творчеству, а вред.

Переж вами как бы открывался какой-то новый мир-высоких и прекрасных чувств.
....
Продолжалось это десять минут. Через четверть часа кокаин ослабевал, переставал действовать. Вы бросались к бумаге, пробовали записать эти мысли...
Утром, прочитав написанное, вы убеждались, что всё это бред.
...
Постепенно яд всё меньше и меньше возбуждал вас и под конец совсем переставал действовать, превращая вас в какого-то кретина
.
 
https://royallib.com/book/vertinskiy_aleksandr/dorogoy_dlinnoyu.html =
Вертинский Александр - Дорогой длинною...

скачать книгу бесплатно





Вертинский Александр - Дорогой длинною... скачать бесплатно

Рейтинг:

1
2
3
4
5


(7)

Автор: Вертинский Александр
Название: Дорогой длинною...
Жанр: Биографии и Мемуары
Издательский дом: Правда
Год издания: 1990

Читать книгу On-line
 
Очень хорошая книга. В своё время она не была дефицитом, но кажется так и не переиздавалась и стала редкостью.
Когда-то собирал все те немногие книги про Вертинского, что существовали.
Даже ездил в другой город, чтобы купить книгу у автора Бабенко. Узнав, что тот преподает в театральном институте поехал туда на удачу, зашел, спрашивал и нашел его. Купил книгу и не пожалел.
Покупал и книгу его жены, Лидии Вертинской. В ней хорошо то, что бОльшая часть книги - письма Александра Николаевича.
jmsSUjd.jpg
 
  • Like
Реакции: progulca
Он сегодня как бы "в стороне"....несправедливо это..
Ну так тот мир, о котором Вы высказались изначально не совершенен и значит несправедлив.

"Сколько вычурных поз,
Сколько сломанных роз,
Сколько мук, и проклятий, и слез!

Как сияют венцы!
Как банальны концы!
Как мы все в наших чувствах глупцы! "
 

Сейчас просматривают