В чём отличие приятного тембра голоса от неприятного ?

Adon Leon

3 х папа, 4 х дед.
14 Ноя 2004
1.498
102
63
71
Israel, Mediterranean Sea
soundcloud.com
Этот вопрос мучает меня давно, и мне бы хотелось привлечь к его обсуждению технически грамотных людей, таких как Лукин и многих других профессиональных звукорежиссёров, ибо я, к сожалению, технически безграмотен.
Я очень часто задумывался над вопросом, почему мы с большим удовольствием слушаем одного вокалиста/ку и с отвращением слушаем другого. Отставим в сторону технические характеристики вокала: диапазон, тесситуру, голос "поставленный" или нет. Мне приходилось встречать людей с "непоставленным" голосом очень маленького диапазона, но когда они начинали петь, невозможно было оторваться от звука их голоса. Я пришёл к выводу, что во всём " виноват" тембр голоса. Мой вопрос к специалистам: Можно ли в одном редакторе, на одной и той же аппаратуре, одним и тем же микрофоном, записать двух поющих людей: с приятным и неприятным тембром голоса, исполняющих одну и ту же мелодию ? Без применения каких-либо устройств по обработке, только чистый голос?Думаю, это не проблема. А теперь, проанализировать, чем приятный тембр голоса отличается от неприятного чисто технически: частоты, вибрация, сип и т.д. А теперь, если это возможно,пусть меня простят все грамотные люди, постараться подогнать всеми имеющимися в наличии средствами для обработки Аудио-файла звук неприятного тембра голоса под прииятный тембр, да так, чтобы они ещё и графически совпали. Я очень надеюсь, что обсуждение этого вопроса и участие в нём звук.режей, поможет нам всем, в случае записи какой-нибудь безголосой "звезды" сделать хоть какое-то подобие приятного голоса. Конечно, можно лёгко использовать фильтры, эквалайзер и т.д., голос станет ниже, выше, с вибрацией или без. Но станет ли тембр голоса приятным? ИМХО, публике всё равно что исполняет певец, если у него приятный тембр голоса. А собственно, от чего зависит тембр голоса? Некоторые с этим рождаются, а некоторые... Два примера:
1) 1976 год, Кольский п-ов, г. Кандалакша. Наш постоянный харьковский коллектив. У нашего гитариста - вокалиста Димы Карташёва баритон сумасшедшей силы, глубины, потрясающе красивого бархатного тембра с сипотцой. Каждый из нас легко тянул один кабацкую программу одного вечера, но ПЕЛ, конечно, он один. Я в жизни больше никогда не слышал, чтобы с таким чувством и таким голосом пели русские романсы, или песни из репертуара Хампердинка и Тома Джонса. И теперь, когда я слышу эти романсы в исполнении Малинина, - спешу выключить телевизор. Если кого-то интересует судьба Димы Карташёва, то в 1980 году после организации ХОМА, он оставил музыку и пошёл работать грузчиком в мебельный магазин.
2) 1967 год. Харьковский гитарист-вокалист Жора, имеет сильный, но противный голос. Доорался до таких узлов на связках, что не мог говорить. Пришлось делать операцию по удалению узлов. Пол-года после этого, слава Богу не пел. А когда запел по новой, у него стал такой красоты голос, что он решил не испытывать судьбу, бросил гитару, оставил Харьков и поехал на юга, зашибать деньгу на международных круизах. То есть, оперативное вмешательство, похоже, тоже помогает?
Каково ваше мнение по данному вопросу?
 
Дело скорее всего не в приятности/неприятности тембра, а в манере пения/говорения. Ибо один и тот же, но талантливый (способный) артист/певец, может вариьровать голос так, что он может быть и приятным, и наоборот: озвучивают же люди тех же мультяшных персонажей - от ласкового Хрюши, до циничного Хрюна Моржова (а этих всех НТВешных ваще, наскоко я знаю озвучивает один человек. Нет?)... У кого-то природная манера эдакая, а у кого-то другая (или ваще никакой). Дык вот, у кого манеры нет никакой - тот и звучит противно, ибо подзознательно он сиравно кому-то подражает, но делать толком это не умеет, а потому звучит неприятно.

Опять же, контролировать свой "вокал" нужно уметь хоть мало-мальски...

Эт одно из моих предположений.
 
Насчет оперативного вмешательства бабка надвое сказала. Я когда впервые пришел к преподу по вокалу, тот ухватился, сказал что у меня редкий по красоте голос. Однако, позанимался четыре с половиной года. Выяснилось, что при любом изменении погоды в сторону повышенной влажности - голос в минусе. Хр. тонзиллит, однако.. Удалять миндалины не стал, чтобы не ухудшить проблему Слышал, что у тех, у кого удаляют - голос сильно меняется не в лучшую сторону. Короче всё закончилось ничем.
 
CakeWorker
Ты знаешь, я первый раз позволю себе с тобой не согласиться. Думаю, что манера тут не причём. Рулит красивый тембр голоса, и всё тут. Смотри, у Сосо Павлиашвили манеры хватит на десятерых, но иногда голоса не слышно из-за манеры. А у Хампердинка, манеры было очень мало, зато, - ГОЛОС.

Audience
Я не врач, просто рассказал о феномене, который случился на моей памяти. Но вместе с тем, мне жутко интересно, можно ли оперативным путём сделать из обычного человека с музыкальным слухом "нормального" певца.
 
я думаю тут зависит от души...красивая душа голос тоже и наоборот.
на моем маленьком отрезке жизни за 40 так и происходит.
и не измеришь широту души ни чем...или :) цифры тут бессильны.
 
ADON LEON
позволю себе с тобой не согласиться
Ну, ясен пень, не без исключений.., оные всегда есть! Я твою мысль подумал себе, и пришёл к выводу, что примеров манерности куда больше, чем действительно чистых голосов. Вот ведь и академическая школа - не что иное, как придание голосу манеры (хоть и называют сей процесс постановкой голоса).
Вот у Николая Носкова ведь совсем неплохой чистый голос (помню его ещё по группе "Москва"). Зачем бы ему занадобилось петь так, как ныне - зачем манеру нужно было менять (хотя не хочу сказать, что стало хуже)... Тут у мя вторая мысль возникла - голоса менют, чтоб "по моде" было... Нет? Впрочем, это не совсем по данной теме.., звыняйте! :Pray:
А вот третья мысль по теме, кажись... Мне жутко не нравятся русско-народные песнопения в чистом виде... Певцы порой чисто блажат, будто в последний раз, а не поют. Ох, скока там неприятных голосов... А вот придай им лоску, и будет типа "Золотое кольцо", или "Русская песня"... Иногда и я это могу послушать (под крутым газом, прада)... :lol:
У ШурЫ голос-то какой.., бе-еее... А с манерой - совсем "другой бизнес"... :lol:
:imho:
А вот изменить программно голос в лучшую сторону нельзя никак. Хотя обратно - примеров скока угодно.
 
Постановка голоса это скорее система, набор приемов, которыми певец пользуется для придания своему голосу красоты, силы и диапазона. Как это делается в классике могу рассказать. Сначала ищут примарные тона - наиболее удобные ноты, звучащие звонко и громко. На этом этапе становится примерно ясно, к какому классу относится голос - тенор, баритон, бас, и т.п. - по местоположению примарных тонов. Ну и по характеру тембра, конечно. Потом этот примарный диапазон распевками, упражнениями начинают понемногу расширять. Учат сглаживать "ломкость" при переходе с нижнего регистра в верхний и назад (переходные ноты). Всё это, естественно, определенными приемами, к примеру всегда опускают кадык для увеличения длины голосового столба (отсюда и красота тембра). Высокая позиция - попытка петь "на четверть тона выше" - выходит чище и легче.. Дыхание - только животом, опора на диафрагму. Затем (параллельно) учат пользоваться резонаторами - сначала грудным, потом головным... :rupor: По достижении достаточного диапазона, включают дополнительные фишки, которые помогают расширить диапазон, снимают ограничение "в голове", фишки типа "берешь ноту и одновременно поднимаешь рояль"... "Подтяни колеса" :biggrin: "Подними брови" :eek:, встань на цыпочки :P все это на фоне упражнений, распевок, отчетных концертов и т.п. А когда голос уже состоялся (лет через пять) надевают на него маааленькую такую еврейскую шапочку - и вперед :beer:
 
CakeWorker
Если честно, то и я, когда под газком, могу послушать Надежду Бабкину и иже с нею, в псевдо - русско - народном стиле.
А вот по сути моего вопроса... Я знаю, что ты спец. с опытом работы в звукорежиссуре. Мне про тебя Альберт рассказывал. Вдумайся в смысл моего вопроса. Какое поле деятельности открывается для тех, кто докопается до истины. Народ повалит к тебе писаться, потому что пройдёт слух, что ты из любого шептуна делаешь Сергея Захарова. Сам я в этом пока не разбираюсь, но неужели нельзя сравнить графику голоса и его жалкое подобие, и понять. где что убавить, или где что добавить? Если спрашиваю что-то не то, - извини.
 
Audience
К слову сказать, в г. Ухта Коми АССР быль хлопчик по имени Тарас. Тебе наверное интересно будет узнать, что это был единственный певец, которого я слышал в своей жизни, у которого не было мёртвой зоны, т.е. перехода с голоса на фальцет. Мне с ним работать не довелось, но мы часто приходили его послушать. Правильнее было бы сказать, что у него не было фальцета. Он всё пел голосом. В основном, песни тогда смертельно популярного Демиса Руссоса. Причём, за 5 рублей. - в тональности Д.Р., что было почти невозможно, а за 10 рублей, - на терцию выше. Особых усилий он при этом не прилагал. Перехода не было слышно вообще.
 
ADON LEON
Ну, бывают случаи редкие. Гормональное, обычно. Еще такие вещи случаются когда в детстве утрачиваются органы, ответственные за производство мужских половых гормонов, соответственно мутации голоса не происходит. Лично для меня это загадка - каким образом связан голос с "подтяни колёса", но работает :yees:
 
ADON LEON

Я может ничё умного не скажу, но если ты подкорректируешь тембр, чтобы он стал красивым, то это наверное уже будет другой голос. Может стоит тогда просто записать другого человека?
 
Мне кажется, что красота голоса - это не только тембр, но и техника (в т.ч. - вибрато, управление тембром, чистота интонирования), артикуляция. Может быть, поэтому мне и Малинин нравится временами? :)
Не думаю, что какими-то фильтрами возможно сделать намного красивее заданный певческий голос. Ну поднимем мы, к примеру, форманты по уровню: первую, вторую певческую. Не станет же от этого Катя Лель оперной певицей!

Вместе с тем, наверное, вполне реально выделить какие-то особенности неприятных голосов. Скажем, пение "с заложенным носом", видимо, сказывается на тембре (на огибающей спектра), но вместе с тем оно меняет и артикуляцию.

В общем, сложный вопрос.
 
ОЙ-ОЙ-ОЙ!!!
Прям на больную мозоль наступили... Как раз последние пол-года рабатал паралельно над одним проектом. Вообщем смысл в том, что у солиста (при огромных... или просто больших... деньгах) совершенно неприятный тембр голоса... Это НИЧЕМ не лечится, поскольку все пол года весь персонал студии пытался сделать из неприятного тембра приятный.
В итоге продаблили другой вокал паралельно, что-б хоть как-то именно ТЕМБР изменить... Бесполезно, к сожалению....
 
А вот изменить программно голос в лучшую сторону нельзя никак. Хотя обратно - примеров скока угодно.
Нет, всё же можно изменить голос в лучшую сторону :)
Я над Булановой однажды посидел пару часов - и голос стало прям не узнать, прям как-то приятно слушать стало :biggrin:
А вообще понятия "приятный" и "неприятный" относятся скорее не к самому трембру, а к подаче, имхо. Поэтому иногда, как ни крути ты вокальные плагины, а всё равно противно слушается :Dontknow:
 
\"приятный\" и \"неприятный\" относятся скорее не к самому трембру, а к подаче
Ну а я про чё..? Подача, манера, постановка - как ни назови, один чёрт... Нет?

Audience
Я это проходил: учась на ХорДире, параллельно и дополнительно занимался вокалами - преп по вокалу настоял. Плюс к тому, я в его хоре в МедИнституте (где он подрабаатывал) солистом был. Вот тока недолго (причины сугубо личные, и щас сожалею изрядно). Но это так, к слову...

AlexReed
посидел пару часов - и голос стало прям не узнать, прям как-то приятно слушать стало
Ну, вероятно, что некое "утепление" голоса разными прибабахами может голосу придать чего-то более симпатичного. Но у Булановой-то голос и так не самый плохой...

Alexey Lukin
наверное, вполне реально выделить какие-то особенности неприятных голосов. Скажем, пение \"с заложенным носом\", видимо, сказывается на тембре (на огибающей спектра), но вместе с тем оно меняет и артикуляцию.
Пению "с заложенным носом" тоже можно придать симпатичности, сделав акцент на какой-то детали в голосе, которая будет привлекать положительное внимание.
Мож помнишь, Алексей, мы как-то на 625.net обсуждали проблему с записываемым мной шепелявым автором-исполниетелем..? Вот там кто-то отозвался - "А тут вариант только один - сделать из этого фишку. Главное это заказчику объяснить"...
Так что, вот и ещё один термин (не новый, ессно) - фишка, сделать фишку... Но вот программно ли? Или всё ж стукать певца по головёнке, приговаривая, пой с фишкой..?
 
ADON LEON
Ну,начнём с того,что по вокалу я не спец(т.е.дальше можно не читать...:biggrin:),но кое чего из своих наблюдений таки добавлю.
Кто-то здесь уже писал о душе--а ведь чертовски точное замечание!Токмо фишка в том,что голос зависит не от красоты душевной,но от психического состояния человека в данный момент времени.Пример:каким глубоким бархатным голосом говорит...хм,удовлетворённая женщина,и каким визгливым противным становится этот же голос,если она начинает выяснять,где ты падло был!!!Повспоминай знакомых запевал--по моей статистике это совсем не нервные люди,очень ровного нрава.Возможно,что-то кроется именно здесь.
Что касается оперативных способов производства певческих данных--думаю,вполне реально,связки--те же струны.(Если кишки советского производства отварить,получались сносного качества струнообразия).Но поскольку медицине это нафиг не надо,а продюсерам проще найти обладателя хороших вокальных данных,то и разработок в этой сфере можно не ждать.
Ну,и под занавес предлагаю поэкспериментировать с модуляцией--получаются очень интересные эффекты,к тому же возможно обнаружишь некие закономерности.Сейчас доступно множество модуляторов в виде плагинов,мне здорово нравился встроенный в Кул Эдит(Адобе Аудишн)--по примеру из петелинской книжки я пробовал промодулировать голос самыми разными семплами--от рояля до гудка паровоза.Презабавное,доложу я вам,занятие!
 
Всем привет!

Пылесос
Записать другого человека, - это не проблема. А вот, когда ты докопаешься, как сделать из того, кто к тебе пришёл, того, кого тебе приятно слышать, - ты король.

Alexey Lukin
Когда такой спец говорит, что это сделать не возможно, - я готов поверить. Но с некоторыми приведенными тобой параметрами, позволь не согласиться. Ещё раз говорю, что речь идёт не о поставленном голосе или нет, не о манере, - а о том, что человек открыл рот , даже без микрофона, и все понимают, что хотят его слушать. Тут дело не в силе голоса, чай не в опере, чистота интонирования и управление тембром, - это дело наживное, приходит с опытом пения. Для того и сольфеджио, чтобы вокалист не дремал. А вот вибрация, - есть природная, которая присутствует всегда, хочешь ты этого, или нет, как у Тамары Гвердцители( такая частая, что в народе её называют" козлиной", и не всем она по душе), а есть искуственная, когда сам исполнитель добавляет вибрации в пределах нужного. Честно признаюсь, поющих людей с приятным тембром голоса, мне чаще приходилось слышать среди непрофессионалов. И я долгое время думаю о природе данного явления, и очень бы хотелось его понять и расшифровать.

CakeWorker
Всё, что ты обсуждаешь с Alexe'ем Lukin'ым: люди с расщелиной в передних зубах или с перебитым носом, - на мой взгляд, это частные случаи, хотя и очень интересные. Остаётся неопознанной суть вопроса.

Ребята! Я верю в ваш профессионализм и в то, что если кто-то из вас заинтересуется этим вопросом, мы ещё услышим ответ на него.
 
И всё же, артикуляция артикуляцией, а тембр тембром. Когда баба говорит тебе, что у тебя голос красивый, уверен она не про подачу говорит
 
Пылесос
И ты слушаешь,что говорит баба?:Pray:Лучше слушай как...:biggrin:
 
Пылесос
Согласен!:yees:

Valash
Я и сам не спец по вокалу, более того. - технический профан. Целью этого топика было расшевелить вас, людей технически одарённых, грамотных специалистов. Может быть, эта проблема решаема ? Я тебе честно скажу: был бы у меня микрофон с преампом, - попробовал бы сам записать, сравнить графику и подумать что с этим можно сделать.:Dontknow:
 
есть такие составляющие голоса как ФОРМАНТЫ . Это даже не звуки а призвуки в голосе которые не зависят от основного тембра и высоты звука, и как правило голос с более богатыми формантами нам нравится больше чем когда форманты не ярко выражены.
 
24/96
Да. Мы ведь, собственно и голоса различаем по формантам. Форманты. - это призвуки голоса. А технически их можно зафиксировать ? То есть, можно ли их увидеть в графике любого Аудио - редактора? Похоже. это дело безнадёжное ?!:confused:
 
мдя :) ну и темка у вас, дядьки :biggrin:

это то же самое, что в "гитарном" топике спросить как сделать из "спортсмена-спринтера" Стива Вая - там бы с ходу в клочья порвали ;)
 
MadVad
Дык, потому и цел пока, что не хожу на гитарный топик. Я всё больше молотками по струнам. Ты бы высказал свою точку зрения по этому вопросу. Если знаешь, что это точно невозможно, - подскажи. Только аргументируй, чтобы больше неповадно было обсуждать эту тему. :biggrin::Dontknow:
 

Сейчас просматривают