Допустимое цитирование чужой песни.

  • Автор темы Автор темы Pavell
  • Дата начала Дата начала

Pavell

Смотритель маяка, ЦК.
Други, на данный момент, являюсь председателем жюри одного конкурса, в котором есть номинация "авторские песни о Великой Отечественной Войне".
Одним из композиторов, было представлено несколько песен, из которых, жюри отобрало две. Проблема в том, что недавно выяснилось, что припев одной из этих авторских песен, целиком и полностью копирует подзабытую песню 43-го года, (авторы И.Жак и В. Лебедев-Кумач) Клавдии Шульженко.
Так вот, авторы новой песни, указанны другие - композитор как раз и принес ее для аранжирования.
Я понимаю, что это может и не плагиат, т.к. авторы конечно предполагали, что припев будет узнан, но почему тогда не написали, к примеру, всех 4-ех авторов этой песни, если по-чесному.)))
С другой стороны, заимствование и цитированние в таких размерах не в какие ворота не лезет, это уже что-то новенькое выдрать из одной песни целиком припев и вставить его в другую...
В связи с этим вопрос:
Есть ли какие-либо критерии на заимствование и цитирование чужих мелодий и текста? В субботу второй тур и разбор ситуации с автором, хотелось бы услышать мнение. Свое уже имею - песню конечно отодвинем...
 
Последнее редактирование:
А я бы не торопился.
Во-первых: так подзабытая или узнаваемая? Это принципиально важно. Цитата в любом случае открыто относится цитирующим к автору, а если нет - то материал настолько узнаваем, что в представлении не нуждается.
Во-вторых, мы живём в эру постмодернизма, где цитаты и аллюзии - база и норма. Художественное произведение в этом ключе - ребус или кроссворд, и автор уже не пытается подсказать или прямо указать - кто автор того или иного фрагмента-темы-сюжета. Но авторская песня в этом ключе - нонсенс.
Что за песня, если не секрет?
 
Что за песня, если не секрет?

Песня РУКИ

Музыка И. Жака
Слова В. Лебедева-Кумача

Нет, не глаза твои
Я вспомню в час разлуки,
Не голос твой услышу в тишине,
Я вспомню ласковые, трепетные руки,
И о тебе они напомнят мне.

Руки!
Вы словно две большие птицы!
Как вы летали,
Как оживляли всё вокруг!
Руки!
Как вы могли легко обвиться
И все печали снимали вдруг!

Когда по клавишам твои скользили пальцы,
Каким родным казался каждый звук!
Под звуки старого и медленного вальса
Мне не забыть твоих горячих рук!

Руки!
Вы словно две большие птицы!
Как вы летали,
Как оживляли всё вокруг!
Руки!
Как вы могли легко проститься
И все печали мне дали вдруг!



Авторская песня, представленная на конкурс, называется "Концерт"

Куплеты совершенно другие, а припев выглядит так:

Руки!
Вы словно две большие птицы!
Как вы летали,
Как оживляли всё вокруг!
Руки!
Как вы могли легко проститься
И все печали мне дали вдруг!

Музыка нота в ноту....
 

Вложения

Последнее редактирование:
Присоединяюсь. Сомнительно, что в этой авторской песни есть нечто большее, чем цитируемое.
Баланс как-то становится эфемерным. Если бы это было акцентированное разовое цитирование - другой расклад. Но припев, да ещё без указания авторов - явный перебор.
 
  • Like
Реакции: Pavell
С одной стороны - охамел народ, неужели лень новую мелодию придумать или 3 ноты изменить? С другой стороны - дело здесь и в слушателе: не хочет новое, хочет хорошо забытое старое.
 
Тут, по-моему, ситуация с точностью до наоборот - легкая цитата сегодняшним автором себя в контексте старой доброй песни.
 
  • Like
Реакции: Pavell
С другой стороны - дело здесь и в слушателе: не хочет новое, хочет хорошо забытое старое.
Старое - это хорошо, пусть даже забытое. Но зачем же забывать о совести, законе и присваивать чужое?
Пусть укажут настоящих авторов. А у тех есть наследники, которые в течение полувека после смерти автора имеют право на отчисления. Это ведь не public domain (неохраняемый фонд), на который вышел срок исковой давности. (или как раз вышел? Так и тогда автор указывается, хотя наследники Иоганна Севастьяныча и Петра Ильича на материальное вознаграждение уже претендовать не могут)
 
Последнее редактирование:
Пусть укажут настоящих авторов.
Если они укажут настоящих авторов, то это уже не будет авторская песня. А значит она не проходит в своей номинации. )))А указать авторов они обязаны, но тогда и в номинации "Песни военных лет" она тоже не проходит, так как не является песней военных лет из-за наличия современых "со-авторов". Так что, по любому, песня на вылет... Но осадочек остался...
 
Pavell, на банкнотах пишется "плагиат карается законом":biggrin: ... В сфере искусства наказание помягче, но должно быть, хотя бы чтоб не давать шанса арапам и в назидание другим.
Хотя свистнуть только припев - мелковато. Несколько лет назад уважаемый композитор А.Данилко а.к.а. В.Сердючка "написал" целиком песню кого-то из советских авторов 60х-70х - типа Островского или Флярковского, не помню точно, не особо раскрученную в свое время. Вот это уже полномасштабное "авторство"...
Начался шкандаль, но потом, видать, удалось его погасить.
 
Кстати, вспомнил пример цивилизованного подхода к цитированию - в каком-то из ранних альбомов Emerson, Lake & Palmer указано (за точность не ручаюсь - привожу по памяти) Theme in bridge only is borrowed from First French Suite by I.S.Bach - хотя Бах - это неохраняемый фонд...

П.С. Там были еще цитаты из менее известного чеха Яначека начала 20 века, указали его как соавтора.
 
Последнее редактирование:
В смысле - легко изобличат? Согласен. Но в наших пиратских краях не боятся никого и ничего. Да и плохая информированность публики способствует.
Анекдотичный случай - сидим как-то на студии с одним хорошим академическим композитором, он принес диск с интересной записью Чайковского - слушаем "Вальс цветов". Заходит популярный певец и спрашивает у моего приятеля на полном серьезе и с уважением - твоя музыка? Я говорю - ну, а чья же...
 
Но осадочек остался...
Вот- вот, на таких бы умельцев, да какие- нибудь карательные органы(щютк конечно- и так не продохнуть).
Да ладно, мало ли арапов было и будет.
Но даже будь это стилизация оригинального современного композитора, отверг бы нараз- бред полный.

<Лебедев-Кумач экспромтом написал стихотворение «Руки» на салфетке, передав певице со словами: «Других таких рук в мире нет!» Музыку создал Илья Жак, пианист оркестра, аккомпаниатор и любимый композитор Шульженко.>
Мои друзья писали таких песен знаете сколько? АЙ! Зависит только от потенции.:rofl:
 
Последнее редактирование:
Pavell, в данном случае - спасибо за бдительность. ИМХО дать зеленый свет арапу - все равно что наказать нормальных честных авторов. У америкосов есть хорошая поговорка в тему - Don't feed bad seed - не подкармливайте сорняки.
 
enze, к совету профессора Преображенского не читать советских газет могу добавить - и переведенного автопереводчиками, даже для прикола - уж сильно может загадить мозг.
Адрес Washington, DC Columbia = постоянный ток Колумбии...
 
  • Like
Реакции: Rusik
Da Capo al Columbia - головы в Колумбии:)
Ладно,конкурс- фигонкурс, а что, сама песня стоит того?
Pavell, я бы запретил, и так фуфла выше крыши. На это радио ее, где блатняк крутят.
 
Последнее редактирование:
Перечитал еще раз название темы - больше подошло бы "НЕдопустимое цитирование чужой песни":sarcastic:...
 
Последнее редактирование:
Pavell, в данном случае - спасибо за бдительность.
Да, в орг-комитете мне тоже сказали эту фразу...)))

а что, сама песня стоит того?
Крутил в голове куплетик из этой песни, а именно отклонение в его второй части - не мог избавиться от дежавю... Вспомнил - в теме "Крестного отца" - "Love Them From The Godfather" есть очень похожий переход.
Если не знать, что в ней 70% чужого - хорошая песня...))
 
Последнее редактирование:

Сейчас просматривают