Приемы работы с темпом для создания "живых" аранжировок

Pavel Fomitchov

Упертый мелодист
10 Дек 2006
1.361
1.418
113
Нью Йорк
www.pfmusic.com
Привет всем!

Хочу обсудить работу с темпом для создании естественно звучащих аранжировок. Понятно, что все зависит от стиля музыки, но в общем случае 100% ровный и неизменный темп звучит механистично, а лишние ускорения и замедления (особенно на трудных местах) выдают элементарное неумение играть. С другой стороны, редактировать партии в секвенсоре гораздо проще если все ноты выравнены по тактовой сетке. Вопрос в том, как можно добиться «живого» звучания аранжа, сохранив удобство работы.

Вот несколько моих приемов (для работы с лупами весь этот гемморой вообще не нужен, но для соло фно, инструментальной, оркестровой, этнической и прочих "живых" стилей может пригодиться):

1. Звук обычного метронома меня парализует, отбивает всякое вдохновение. Чтобы обмануть психику, вместо метронома я использую подходящий барабанный луп, который потом убираю. Здорово помогает.

2. После записи под метроном (луп) я вручную прорисовываю небольшие измения темпа чтобы оживить запись. Например, делаю небольшие замедления в конце музыкальных фраз, некоторые такты делаю чуть быстрее, некоторые - чуть медленнее, меняя темп в пределах 3-5 bmp и так далее.

3. Чтобы облегчить дальнейшее ручное редактирование, использую как можно меньше МИДИ эвентов, избегая свободного "рисования" где только можно. Например, если размер вещи 4/4, то я стараюсть использовать не более четырех изменений темпа, расставленых в начале каждой доли такта. С моей точки зрения, более детальное по времени редактирование темпа требуется редко.

4. Никогда не делаю 100% квантизацию. В зависимости от материала квантизую в пределах 80-90%, но в большинстве случаев предпочитаю ручками править каждую ноту.

5. Всякие оживлялки, рандомайзеры, а также грув квантизация у меня не прижились. После нескольких попыток я решил, что руками вернее и быстрее добьюсь нужного результата, чем в тупую перебирая параметры настроек.

6. Чтобы добиться «живого» темпа при записи сольного инструмента (фно к примеру), я специально играю без метронома, варьируя темп по внутреннему ощущению «правильности». Записываю фрагменты по 8-16 тактов по паре десятков раз пока не получу вариант, который мне нравится. Поскольку без ошибок я сыграть ничего серьезного не могу, а учить вещь как в школе времени нет и не будет, иногда я пользуюсь функцией Сонара "Fit to improvisation" (в Кубейсе и Лоджике эта функция называется по другому) чтобы привести вещь в редактируемое состояние. Потом вручную правлю оставшиеся огрехи.

7. Если пользоваться функцией "Fit to improvisation", то самое сложное - это сделать референсный трек. Я пробовал записывать его набивая ритм на клавише, нажимая педаль... Получается плохо. Лучше всего скопировать в референс трек партию, скажем, левой руки, удалить от туда все миди команды, кроме нот, которые попадают на тактовую сетку (к примеру - четверти) и после этого пересчитать темп.

Надеюсь, что кому-нибудь это поможет. Я наверняка в очередной раз открыл Америку, но если кто-нибудь знает более продвинутые способы, поделитесь! Для меня это очень актуальная тема.


=== Пример работы с темпом: оживление виртуального оркестра ===

Лучше одни раз увидеть/услышать... Я вместе с Vosk'ом только что закончил одну из своих оркестровых работ. Одна из задач была - оживить темп семплированного оркестра. Что было сделано:

1. Исходно все партии были записаны в секвенсор с постоянным темпом под метроном без квантизации.

2. Когда аранжировка была признана окончательной, Vosk сыграл это Адажио на фно без метронома, записав вариант хорошего живого исполнения: ускорения и замедления в пределах музыкальной фразы, развитие темпа от вступления в финалу и так далее...

3. Вариации темпа из живого трека фно перенесли в оркестровую версию. Темп прорисовывали вручную (см. советы №2 и 3 выше).

Предлагаю оценить результат глазами и ушами.

- Привожу два скриншота Tempo трека: с небольшими и серьезными редакциями. Оцените вариации редакции - средний темп вещи 65 bpm, экран показывает диапазон 31-75 bmp.
- При желании можно скачать видео ролик, где можно наблюдать изменениями темпа в реальном времени во время прослушивания музыки. Не судите строго - это не видео курс, а рабочий материал в ходе удаленной работы над аранжировкой.

http://pfmusic.com/tmp/Vdeo_MIDI_tempo_changes.rar (18.5 Мб)

Огромное спасибо Vosk'у за ролик!

PF
 

Вложения

  • Medium_tempo_edits.gif
    Medium_tempo_edits.gif
    18,2 KB · Просмотры: 77
  • Heavy_tempo_edits.gif
    Heavy_tempo_edits.gif
    16,7 KB · Просмотры: 54
Последнее редактирование:
Бью себя в грудь - бочка, хлопаю по коленям - малый, хай хет - ртом (тсык-тсык-тсык-цсыык). Записал. Подставил нужные звуки - вот и вышел грув лупешник. Но это не правило. Так, один из методов.
 
Если хочу добиться «живого» саунда просто сажусь и играю то, что нужно (ну или стараюсь максимально приблизиться к тому, что мне необходимо) затем беру мышку в руку и исправляю допущенные ошибки. Главное четко понимать как должен звучать тот или иной инструмент нюансы ну и все в таком духе.
 
Метроном самая важная основа для занятий...

Все джаззовики занимаются с метрономом... Правда как правило метроном звучит на 2-ю и 4-ю долю такта.Это добавляет Филлинга...
Думаю надо вам так попробовать...

Запись под готовый луп немного лимитирует возможности,из за своей пульсации...

Я еще очень долго с барабанными грувами играюсь... Кстати тоже связанно с 2 и 4 долями такта.Их нужно немного перемещать назад (это очень круто добавляет грува...
 
Насчет сетки - по-моему, ничему не противоречит, есть же темпотрак, меняй темп не хочу. Другой вопрос - когда и где.
 
Есть простое упражнение,которое может привести к хорошим результатам понимания грува.Метроном в медленном темпе отстукивает доли,заполняем их отстукивая двуоли,триоли, квартоли, квинтоли и т.д.Потом чередуем ,задача в одном темпе переходить с двуоли на квинтоль,с триоли на квартоль и т.д.Если добится в течении времени этого , то прийдёт и понимание грува.:bye:
 
Всякие оживлялки, рандомайзеры, а также грув квантизация у меня не прижились

это всё, имхо, полезные штуки, но при их использовании, всё равно наверное подразумевается последующая "доводка ручками".
"Fit to improvisation" (в Кубейсе и Лоджике эта функция называется по другому
да, кажись речь идёт о Reclock Song. Прикол в том, что я как-то сразу в ней не разобрался и вот уже много лет
для "выхода" из темповой сетки (чаще всего - для замедления) - просто выключаю клик и набиваю вручную партию
"характерного" инструмента (чаще барабаны, иногда ф-но), т.е как при живой игре, есессно не идеально, с огрехами - поэтому бегом в Event list или PianoRoll -двигать по-вкусу. Зато сохраняется общее "дыхание" живой игры. Но, оговорюсь, тут от жанра зависит - иногда бывают необходимы и 100% квантайз и механические, "мёртвые" замедления :mail1:
А о значении упражнений под метроном - соглашусь с предыдущими коллегами - очень дисциплинирует (речь не только
о практикующих музыкантах, но и о секвенсорных "забивщиках").
У натренированного на метрономе музыканта, по идее наступает и осмысление " кривизны игры", агогики, грува.... т.е уже не "кривизна" управляет музыкантом, и наоборот :umnik2:
 
  • Like
Реакции: Pavel Fomitchov
Насчет метронома и лупов кстати - для развития чувства грува/свинга или как там оно называется, как раз не рекомендуется играть под лупы, так как они дают чувство ложной безопасности и правильности игры. Рекомендуется играть под метроном, причем на слабые доли - как цыкает барабанщик хетом, или как щекают пальцами акапельные джазовые певцы.
 
Вещи, содержащие ударные партии, ... блин не дают ответить.. отрывают пиля. Позже напишу у меня интересная инфа, о кот. тут ещё не говорили. :party:
 
  • Like
Реакции: ml*
Привет всем!

Хочу обсудить работу с темпом для создании естественно звучащих аранжировок. Понятно, что все зависит от стиля музыки, но в общем случае 100% ровный и неизменный темп звучит механистично, а лишние ускорения и замедления (особенно на трудных местах) выдают элементарное неумение играть. С другой стороны, редактировать партии в секвенсоре гораздо проще если все ноты выравнены по тактовой сетке. Вопрос в том, как можно добиться «живого» звучания аранжа, сохранив удобство работы.

Вот несколько моих приемов (для работы с лупами весь этот гемморой вообще не нужен, но для соло фно, инструментальной, оркестровой, этнической и прочих "живых" стилей может пригодиться):

1. Звук обычного метронома меня парализует, отбивает всякое вдохновение. Чтобы обмануть психику, вместо метронома я использую подходящий барабанный луп, который потом убираю. Здорово помогает.

2. После записи под метроном (луп) я вручную прорисовываю небольшие измения темпа чтобы оживить запись. Например, делаю небольшие замедления в конце музыкальных фраз, некоторые такты делаю чуть быстрее, некоторые - чуть медленнее, меняя темп в пределах 3-5 bmp и так далее.

3. Никогда не делаю 100% квантизацию. В зависимости от материала квантизую в пределах 80-90%, но в большинстве случаев предпочитаю ручками править каждую ноту.

4. Всякие оживлялки, рандомайзеры, а также грув квантизация у меня не прижились. После нескольких попыток я решил, что руками вернее добьюсь нужного результата, чем в тупую перебирая параметры настроек.

5. Чтобы добиться «живого» темпа при записи сольного инструмента (фно к примеру), я специально играю без метронома, варьируя темп по внутреннему ощущению «правильности». Записываю фрагменты по 8-16 тактов по паре десятков раз пока не получу вариант, который мне нравится. Поскольку без ошибок я сыграть ничего серьезного не могу, а учить вещь как в школе времени нет и не будет, иногда я пользуюсь функцией Сонара "Fit to improvisation" (в Кубейсе и Лоджике эта функция называется по другому) чтобы привести вещь в редактируемое состояние. Потом вручную правлю оставшиеся огрехи.

6. Если пользоваться функцией "Fit to improvisation", то самое сложное - это сделать референсный трек. Я пробовал записывать его набивая ритм на клавише, нажимая педаль... Получается плохо. Лучше всего скопировать в референс трек партию, скажем, левой руки, удалить от туда все миди команды, кроме нот, которые попадают на тактовую сетку (к примеру - четверти) и после этого пересчитать темп.

Надеюсь, что кому-нибудь это поможет. Я наверняка в очередной раз открыл Америку, но если кто-нибудь знает более продвинутые способы, поделитесь! Для меня это очень актуальная тема.

PF

Если есть функция в секвенсоре не квантизировать в пределах диапазона, то нужно выбирать диапазон от 3 до 8 тиков. И только тогда будет оставаться впечатление живого исполнения, не в ущерб общему ритму.
 
Никогда не делаю 100% квантизацию. В зависимости от материала квантизую в пределах 80-90%, но в большинстве случаев предпочитаю ручками править каждую ноту.

если кто-нибудь знает более продвинутые способы, поделитесь!

Да собсно тож самое, имхо.... Лучше рук могут быть только руки ))) У меня тож как то "не прижились" всякие разные программные "оживлялки", хотя понимаю, канеш, что это дело привычки...
 
Еще можно заниматься, запустив метроном не на 2 и 4 доли, а четвертями на "И", вот тогда мозг развивается)
 
Еще лучше "мозг развивается", когда вы мыслите в дубле. Если пульсация четвертями, ставьте метроном восьмыми, и т.д, иначе вы привыкнете попадать в доли, а в субдоли попадать не будете, в результате - болтанка, дисгрув.
 
KORG m3

Играть, то играю. Но хочу, чтобы то, что в живую наиграл синхронизировалось с работой KARMA.
Снимаю на сетку темп - все вст синхронизируются, а вот Korg нет.
Как настроить чтобы с Nuendo изменения событий темпотрека передавались в KORG?
Режим комбинаций, подключение по FW через VST - плагин M3 Editor, в настройках корга - external FW.
 
Последнее редактирование:
Ваш опыт полезен для всех. Впервые пожалуй все приемы в одном месте.

Внимание: в первый пост темы добавлен пример работы с темпом для оживления виртуального оркестра: описание технологии, скриншоты и простенький видео ролик. Лучше один раз увидеть и услышать, чем сто раз прочитать:-)

Если есть желание обсудить именно музыку - высказывайте мнения в моей теме в Оркестровом разделе.

PF
 
Исходно все партии были забиты в секвенсор со 100% квантизацией чтобы облегчить редактирование.

в этом, на мой взгляд, принципиальная ошибка - если партии отквантованы ( в такого характера музыке), то сколько бы потом Серега не играл и не записывал
вариант хорошего живого исполнения: ускорения и замедления в пределах музыкальной фразы, развитие темпа от вступления в финалу и так далее...
получится все равно, к сожалению, очень механистично звучащий вариант

.....кстати ничто не мешало не квантовать изначально записанные партии и потом точно так же применить к ним полученный от Сереги "живой" темпотрек - я часто так делаю.
 
кстати ничто не мешало не квантовать изначально записанные партии и потом точно так же применить к ним полученный от Сереги "живой" темпотрек - я часто так делаю.
В смысле сперва писать без квантайза, но под метроном? Ну так и было. Скрипки не квантовались естесно вапче никак. Но записывались в одном темпе. Павел немного погорячился. :whistle3: (в музыке вапче не бывает такого понятия - "100%" :music:)
 
Последнее редактирование:
Хорошо в припеве темп немного поднять, а в следующем куплете сбавить обратно, но не до конца, таким образом немного поднимая темп к концу песни. При живом выступлении всегда так получается.
 

Вложения

  • 1148485248_photoshop_power_3_small.jpg
    1148485248_photoshop_power_3_small.jpg
    17,4 KB · Просмотры: 122
  • 1148485249_photoshop_power_4_small.jpg
    1148485249_photoshop_power_4_small.jpg
    16,7 KB · Просмотры: 100
  • 1148485250_photoshop_power_7_small.jpg
    1148485250_photoshop_power_7_small.jpg
    16,5 KB · Просмотры: 101
  • 1148485250_photoshop_power_5_small.jpg
    1148485250_photoshop_power_5_small.jpg
    17,4 KB · Просмотры: 98
  • 1148485248_photoshop_power_2_small.jpg
    1148485248_photoshop_power_2_small.jpg
    23,9 KB · Просмотры: 97
А я заметил, что проблема рандомайзеров в следующем. Они дают +/- относительно все той же жесткой сетки. В результате при прослушивании мозг понимает, что темп машинно-четкий, а "инструмент" туда сюда уплывает от этого темпа. Отсюда от машинности избавления нет, а в "игре" добавляются некрасивой "расхлябонности". При живье, как мне кажется, ритм плывет глобальнее что-ли, длинными волнами, а не лакально +/- на четвертях такта. В результате игра слышиться четкой, но плавание bmp дает ощущение живости. И такое плавание можно создать, к сожалению только "ручками"...
 
  • Like
Реакции: Bernard

Сейчас просматривают