Теория: конволюционное вычитание

  • Автор темы Автор темы NewAger
  • Дата начала Дата начала

NewAger

Senior Remember
19 Ноя 2006
369
91
28
59
Посетить сайт
Возможно ли использование конволюционных технологий для вычитания аккустических параметров помещения при записи? Есть ли такой софт?
 
Теоретически да. На практике - очень сложно. Скажем, чтобы отделить комнату от вокалиста при помощи обратной свертки, нужно иметь импульс помещения в той же точке, где пел вокалист и при том же расположении микрофона. Насколько качественно это будет работать - вопрос открытый, потому что софта, воплощающего это концепцию, мне не известно.
 
А кстати интересно было бы... надо софт искать, или писать :-)

захотел безэховую камеру - заставил вокалиста хлопнуть в ладоши перед записью... интересно-интересно!
 
при наличии импулься сделанного с этого же микрофона перед записью - мне кажется элементарно, достаточно перевернуть фазу у импульса, только что такой эксперимент провёл, правда не с микрофоном а с сухим треком и импульсным вербом, в результате обработанный трек звучащий одновременно с тем же импульсом в противофазе - выдал обратно сухой трек, и в противофазе к необработанному исходнику выдал тишину.
 
В реальности все сложнее. Это если к записанной добавить импульсный ререр, он добавляется строго по линейному закону. В цифровом мире все складывается и вычитается.

В живую первый вопрос, а где взять импульс? Вокала-то "чистого" без комнаты нам неоткуда взять. Соотвественно нужно получать импульс помещения, через тот же микрофон, через который писалось.
А простого вычитания нам не сделать по этой же причине.

Тут нужен специальный процесс "реверсная конволюция". И даже при его использовании есть куча вопросов. Скажем, если вокалист гловой мотнул, импульсный отклик уже не тот, как его вычитать-то?
 
надо Лукина ждать, может он ясность в этом вопросе внесёт, возможно тут вообще не импульс нужен, а хитрый съём помещения в разных точках параллельно с записью вокала, есть же уши которые снимают окружающий шум снаружи и в протвофазе смешивают с сигналом - получается неплохой эффект.
 
<div class='quotetop'>Цитата(vicnaum @ Oct 29 2007, 10:45 AM) [snapback]515609[/snapback]</div>
захотел безэховую камеру - заставил вокалиста хлопнуть в ладоши перед записью... интересно-интересно![/b]
Хлопок в ладоши - это далеко не лучший способ получить импульсный отклик. Боюсь, для удаления реверберации он совсем не подойдет. Лучше попросить вокалиста исполнить "Плавающий синус". :D

Проблема подавления реверберации - сложная. Главная трудность в том, что реверберационный отклик меняется даже при малых изменениях положения микрофона и источника звука в комнате. Существуют алгоритмы, более-менее подавляющие одно или несколько ранних реверберационных отражений. Однако коммерческих продуктов с такой возможностью я пока не видел.
Многомикрофонный способ, предложенный POOH, называется beamforming. Им пользуются репортеры, когда бегают по краю футбольного поля с "тарелкой", на которой размещены микрофоны. Чувствительность системы beamforming зависит от точности направления на источник звука, хотя есть и адаптивные системы, автоматически вычисляющие направление. Многие алгоритмы как beamforming, так и подавления реверберации оставляют нежелательные артефакты в звуке, например "музыкальный шум" аналогичный артефактам при подавлении широкополосного шума. Возможно, еще и поэтому они почти не применяются в студийной звукозаписи.
 
А даже если положение вокалиста изменится - что будет после импульса-с-перевернутой-фазой? Совсем ужас или просто чуть-чуть реверб прослушиваться будет?...

Надо бы реальный эксперимент провести...
 
О, как. Мне казалось, что нечто подобное уже должно было бы быть. Понятно, что источник звука нужно привязать толстыми веревками к стулу, потому что любое изменение его позиции в пространестве моментально меняет аккустическую картину помещения (тело с массой и своими звукоотражающими поверхностями). Но, все же, все же.
 
Сегодня провёл тестирование:

1) записал свёртку (два варианта окончательного файла, с изменением на противофазу, и обычный)
2) загрузил поочерёдно разные свёртки в IR1 mono от Waves
3) пробовал изменять фазу трека, к которому применялся ревербератор

Что получилось:

Уровнь реверберации на хлопках не уменьшился, а наоборот увеличился :( :rolleyes: На остальном треке такая же картина.

Если что-то и может лишнию реверберацию убрать, это должно быть что-то очень специализированное. Возможно нужно использовать другой ревербератор, если есть предложения потестирую....
 
Фазу импулься с самого начала менял. Просто логика простая. Если фаза импулься по каким-то причинам осталась прежней или как-то изменилась(что бывает иногда от всяких плагов), то можно оставить фазу импулься прежней, а фазу трека изменить. Какая разница, что знак "-" будет иметь?

Поэтому попробовал оба варианта, и тот и другой.
 
Не знаю - может гон конечно,но какое-то время назад был наслышан о неких устройствах - типа заглушка помещения с помощью генерации определённых частот ...Сами же устойства размещаются по углам помещения...Возможно это не в тему конечно,но если сие возможно - то и выше поставленный вопрос тоже практически возможно реализовать...
 
Импульсы, фаза, противофаза... фигня это всё. Я раньше тоже верил, что такое возможно. Но потом понял - невозможно даже теоретически.
Нет, идея вроде бы интересная... Имеем: исходный сигнал 1, ряд отражений: 0,5; 0,25; 0,1.
Снимаем импульс, подаем в конволюционный ревер, переворачиваем фазу и - вуаля:
исходный сигнал 1, отражения: -0,5; -0,25; -0,1. Отражения взаимоуничтожаются, что в сумме и даёт сухой сигнал 1!!!
Красиво? Ещё как!
Если бы не один нюанс - на вход конволюционника через микрофон поступают не только исходный сигнал 1, но так же и всё те же отражения: 0,5+0,25+0,1... А что будет с отражениями, обработанными через подобный "антиревер"? Да всё, что угодно, но никак не "ноль"...
 
  • Like
Реакции: dr_pavlic
Вот у меня лично ноль и не вышел, только больше реверберации самой комнаты вышло.... Возможно в том, что даже незначительное отклонения убивают весь эффект.
 
учусь в радиотехническом университете. была дисциплина по мобильникам и криптографии в мобильных системах. так вот, там был расмотрен один алгоритм кодирования голосовых сигналов, основанный на смешнивании задерженных частей, и последующим вычитании. Кодер: месага делится на части, задерживаются и одна часть начинает смешиваться (наезжать) на другую и т.д. Декодер : таже самая задержка, но теперь вычитается. казалось бы похожая ситуация, что и здесь - из сигнала вычитается сигнал с его подобием. Послушал эту систему - действительно "эха" нет, сигнал конешно здорово подпорчен, но без эха:shok:
 

Сейчас просматривают