Инструментовка; Оркестровка; Аранжировка - Различия....

  • Автор темы Автор темы pROFI
  • Дата начала Дата начала

pROFI

New Member
11 Май 2006
2.723
1.604
0
116
Посетить сайт
Инструментовка-это искусство выбрать для исполнения музыкального сочинения те именно инструменты, которые наиболее отвечают музыкальным идеям композитора;искусство распределения голосов музыкальной фактуры между участниками ансамбля…
Иногда слово инструментовка заменяют другим:
«оркестровка» и «переложение для оркестра»,но оно имеет несколько иной оттенок.Чаще его употребляют, когда речь идет о переложении для оркестра произведения, написанного для какого-нибудь инструмента или для другого состава инструментов.
Оркестровка- искусство распределения материала музыкальной композиции между инструментами симфонического, духового или иного оркестра с целью наиболее выигрышного использования каждого…
Существует различие понятий «инструментовка» и «аранжировка».
Аранжировка-переложение музыкальной пьесы из одного рода исполнения в другой; например, скрипичную или оркестровую партию для голоса, рояля и наоборот…т.е.приспособление музыкального произведения, для состава исполнителей, отличающегося от первоначального (от состава, предусмотренного автором произведения),изменение тональности, фактуры, гармонического языка, введение новых мелодических элементов, изменение метра и ритма, вплоть до переосмысления общего характера музыки (например, превращение «классики» в «джаз»).
В джазовой и электронной музыке (при превращении мелодии в "продукт") преобладает именно термин «аранжировка», в отличие от симфонической, где больше практикуется «инструментовка».
 
Можно поподробней об аранжировке электронной музыки или ссылку где почитать очень нужно
 
изучаю теорию... ищу различия между а. и о.
можно еще что-нибудь дополнить к посту?
 
Наверно так: с ф-ной фактуры для
инструмент-го состава ( от 2х инстр. и до..... ) - инструментовка/оркестровка/переложение. С сохранением оригинального текста.
То же , но с привнесением своих идей/подголосков/ритм-х изменений и т.д. - аранжировка....
Это сугубо личное. Без претензий на .....
 
  • Like
Реакции: Lenny Moria
Оркестровка/инструментовка предполагают строгое следование за авторским текстом и за авторским стилем. Если мы, к примеру, оркеструем Дебюсси - важно знать оркестровый язык этого композитора и пытаться соответствовать. Так что любые добавленные "от себя" ноты имеют право на существование в оркестровке только при сохранении гармонии, стиля, движения фактуры, образа и характера первоисточника, и они могут находится в области фактуры, но не в области подголосков, полифонии.

Аранжировка же ни какой строгости в отношении к авторскому тексту не предполагает. Даже напротив: бывает автор просит аранжировщика поработать и с гармонией, и с мелодией, создать по сути новое музыкальное произведение, а не просто версию для другого состава. Обычно аранжировщик имеет схематичный текст/аудиофайл и общие рекомендации/референсы, после чего становится полноценным соавтором, де-факто. Де-юре, конечно, нет.

Это как с чужой песней под гитару: с одной стороны попытка точного копирования манеры и всех приемов, а с другой индивидуальная интерпретация с почти любыми изменениями, где единственным якорем может служить только общая узнаваемость.

Степень отклонения от первоисточника и добавлений "от себя" при аранжировке может сильно разниться от случая к случаю.
 
К вышеперечисленному ряду терминов (оркестровка, инструментовка, аранжировка), выделяющих определенные аспекты способов трансформации музыкального текста, может быть добавлен и новый термин продакшн.
 
@Bernard, ну не, продакшн это весь процесс, то бишь, производство. Или давайте сюда же исполнительское искусство включим, тоже ведь деформирует композиторский материал :)
 
@PianoIst, у термина продакшн много значений. Помимо того, который вы упомянули - продакшн как процесс создания записи (запись+сведение) - существует и другое значение, актуализировавшееся в западной поп-музыке в последние лет десять. Продакшн в этом значении соответствует термину аранжировка, но имеет существенные различия, позволяющие выделить его в отдельный термин.
 
@Bernard, не, это просто слияние процессов. То-есть, мы сразу и пишем, и аранжируем, и исполняем, и сводим, и мастерим. И все это на даче на ноуте в затычках :) Мы делаем продакшн. Но если поковыряться в потрохах - продакшн непосредственно изменения материала не подразумевает, хотя может его и включать.
 
@PianoIst, в самом общем виде в данном топике речь идет терминологии в отношении одного из этапов "музыкального производства": музыкальная идея > процесс оформления в произведение > его исполнение\воспроизведение. Процесс оформления в зависимости от обстоятельств может быть оркестровкой, инструментовкой, аранжировкой. В современной поп-музыке за последние как минимум 10-15 лет такой процесс как "аранжировка" уже изжил себя, точнее трансформировался. То есть "я написал песню, кто мне её аранжирует" уже не актуально. Актуально "есть песня - кто сделает продакшн".
 
@Bernard, ну вот сами же себе противоречите :)
музыкальная идея > процесс оформления в произведение > его исполнение\воспроизведение.
Есть песня - кто сделает продакшн, даже без учета того, что это дурацкая формулировка, включает в себя
процесс оформления в произведение > его исполнение\воспроизведение

а вообще, конечно, правильнее - нужна песня, кто сделает продакшн?
или так: есть песня, кто поучаствует в продакшне?
 
@PianoIst, не совсем вас понимаю. Вы видите противоречие в том, что продакшн включает в себя исполнение\воспроизведение? Противоречие чему?
 
В современной поп-музыке за последние как минимум 10-15 лет такой процесс как "аранжировка" уже изжил себя, точнее трансформировался.
В современной поп музыке (не только) уже на стену лезут, как бы ещё помоднее обозвать обыденные процессы, и уйти в этих названиях от русского языка. "Парикмахерские изжили себя, у нас теперь барбершопы" (при этом опасные бритвы в барбершопах, как и пресловутые T-S-D-T в современной поп-музыке остались прежними, разве что маркетологи пытаются выдать это за прогрессивное и новое. Это всё напоминает сказку о голом короле)

но имеет существенные различия, позволяющие выделить его в отдельный термин.
Это какие, например?
 
Последнее редактирование:

Сейчас просматривают