Всех приветствую. Здесь уже вскользь упоминалась эта тема. Мне хотелось бы к ней вернуться и обсудить её подробнее всвязи с моим новым преобретением - Lexicon Nuverb (цифровой ревербератор, аналогичный в реверберации моделям Lexicon 300L и M300).
Итак задача:
Создание нескольких планов звучания инструментов в глубину - близко звучащие, звучащие дальше и далеко звучащие (планов может быть больше трёх).
Теперь хотелось бы поговорить о способах.
Для начала немного теории:
Когда инструмент звучит в помещении близко к слушателю, то его прямой звук громче и менее искажён, а отражения от стен помещения тише относительно него.
Когда инструмент звучит далеко, то звук его тише и более приглушен (в нём меньше высоких частот, так как они распространяются на расстояние хуже), а отражения от стен помещения звучат громче относительно прямого звука этого инструмента.
Первый способ, самый простой и самый распространённый:
Берётся один качественный ревербератор, имитирующий одно помещение (как правило это - большой холл).
В микшерном пульте (настоящем или виртуальном) с канала каждого инструмента отщепляется копия звука этого канала (посыл на шину (send) ревербератора), которая отправляется на ревербератор со своей регулируемой громкостью (уровень посыла на ревербератор), а обработанный звук с ревербератора (wet) возвращается в микшер (return) и приплюсовывается к звучанию остальных каналов всех инструментов.
Инструменты ближних планов звучат громче и имеют маленький уровень посыла на ревербератор.
Инструменты средних и дальних планов звучат тише и, соответственно, имеют больший уровень посыла на ревербератор, в зависимости от дальности плана.
Иногда у прямого звука инструментов дальних планов уменьшают уровень высоких частот.
Всё бы хорошо, да проблема в том, что в реальном помещении реверберация близко и далеко звучащих инструментов будет отличаться не только по уровню относительно их прямого звука, но и по структуре.
И вот всвязи с этим возникает самый главный вопрос:
"каким образом лучше добиться более чёткого разделения планов и более ощутимой иллюзии разности расстояния до источников звука?"
Я до сих пор почти всегда пользовался простым способом, но впоследствии понял, что в результатах моего труда разделение на планы и иллюзия разности расстояния не такие, как хотелось бы, и могли бы быть и лучше.
Я слышал много мнений о способах решения этой задачи.
Вот некоторые из них:
1) Реверберация у далёких и близких источников звука не должна отличаться размерами помещения, а должна отличаться временными и амплитудными характеристиками - временем повторения и затухания ранних отражений, диффузией реверберационного хвоста, баллансом громкости между ранними отражениями и хвостом, временем их возникновения и продолжительности друг относительно друга и т.п., примерно так, как это происходило бы в реальном помещении.
Для этого использовать несколько ревербераторов, имитирующих помещения одного размера, но с разными перечисленными временными и амплитудными характеристиками.
2) Забить вообще на имитацию одного реального помещения для всего микса и использовать для ближних планов ревербераторы с имитацией помещений малого объёма, а для средних и дальних планов, соответственно большего объёма, в зависимости от дальности.
Ещё человек, предложивший способ под цифрой "2" говорил, что с каждого плана должны быть посылы на все виды ревербераторов, только в разных пропорциях, зависящих также от дальности плана - чем ближе план, тем больше уровень посыла на ревербераторы, имитирующие малые пространства, и меньше уровни посыла на ревербераторы, имитирующие большие пространства, и наоборот, соответственно.
Мне кажется такой подход вполне правдоподобным, но мне хотелось бы узнать какие ещё будут мнения на этот счёт.
И, если повезёт, то мне хотелось бы услышать мнения о том, какими из имеющихся у меня средств какие части этой задачи лучше решить и на чём основываться. Естественно, знать это хотелось бы от людей, которые имеют представление об имеющемся у меня оборудовании.
Дело в том, что Lexicon Nuverb у меня один, и использовать его я собираюсь однозначно для дальних и дальних/средних планов, так как большие холлы звучат там бесподобно, как не под силу остальным моим ревербераторам, что не удивительно, потому что расчёт именно больших пространств в наибольшей степени требует точности и объёма вычислений, а также совершенства алгоритма. К тому же уровень подмешивания обработанного сигнала для ближних планов, где предпологается использование имитации малых пространств другими ревербераторами, гораздо меньше относительно уровня прямого сигнала инструментов ближних планов, по этому недостатки других ревербераторов будут сильнее замаскированы.
Теперь о других ревербераторах (для данной задачи я буду рассматривать только аппаратные, на основе DSP).
Из них у меня имеются ревербераторы системы записи и синтеза на основе DSP "Korg Oasys PCI", а также ревербераторы другой такой системы системы "Creamware Scope Progect Plus".
Про ревера Оазиса я нашёл следующую информацию:
<div class='quotetop'>Цитата</div>
http://www.muzoborudovanie.ru/equip/studio...s20/oasys20.php
Отсюда я сделал выводы, что ревер для малых пространств ближних планов лучше искать именно там.
Но вопрос о применимости реверов Scope остаётся открытым - на форуме пользователей этой системы мне так и не дали вразумительного ответа. Мнения сильно разделились - от мнения, что все ревера системы являются говном полным до мнения что эти ревера очень неплохо справятся с моей задачей. К тому же к этой системе можно докупить и платные ревера (как и другие DSP плагины, разумеется), и, если я был бы уверен в том, что это сиьно поможет в моей задачи, я бы мог на это пойти при условии небольшой стоимости (денег на второй Нюверб я точно не набиру). Но мне никто на это ничего полезного не ответил.
Разумеется я буду сам выяснять оптимальный способ опытным путём, но, если кто-то поделится в этом своим опытом и соображениями, а может даже и конкретными наработками (например от каких пресетов и алгоритмов в каком ревере нужно отталкиваться, начиная рулёжку) я буду премного благодарен.
Итак задача:
Создание нескольких планов звучания инструментов в глубину - близко звучащие, звучащие дальше и далеко звучащие (планов может быть больше трёх).
Теперь хотелось бы поговорить о способах.
Для начала немного теории:
Когда инструмент звучит в помещении близко к слушателю, то его прямой звук громче и менее искажён, а отражения от стен помещения тише относительно него.
Когда инструмент звучит далеко, то звук его тише и более приглушен (в нём меньше высоких частот, так как они распространяются на расстояние хуже), а отражения от стен помещения звучат громче относительно прямого звука этого инструмента.
Первый способ, самый простой и самый распространённый:
Берётся один качественный ревербератор, имитирующий одно помещение (как правило это - большой холл).
В микшерном пульте (настоящем или виртуальном) с канала каждого инструмента отщепляется копия звука этого канала (посыл на шину (send) ревербератора), которая отправляется на ревербератор со своей регулируемой громкостью (уровень посыла на ревербератор), а обработанный звук с ревербератора (wet) возвращается в микшер (return) и приплюсовывается к звучанию остальных каналов всех инструментов.
Инструменты ближних планов звучат громче и имеют маленький уровень посыла на ревербератор.
Инструменты средних и дальних планов звучат тише и, соответственно, имеют больший уровень посыла на ревербератор, в зависимости от дальности плана.
Иногда у прямого звука инструментов дальних планов уменьшают уровень высоких частот.
Всё бы хорошо, да проблема в том, что в реальном помещении реверберация близко и далеко звучащих инструментов будет отличаться не только по уровню относительно их прямого звука, но и по структуре.
И вот всвязи с этим возникает самый главный вопрос:
"каким образом лучше добиться более чёткого разделения планов и более ощутимой иллюзии разности расстояния до источников звука?"
Я до сих пор почти всегда пользовался простым способом, но впоследствии понял, что в результатах моего труда разделение на планы и иллюзия разности расстояния не такие, как хотелось бы, и могли бы быть и лучше.
Я слышал много мнений о способах решения этой задачи.
Вот некоторые из них:
1) Реверберация у далёких и близких источников звука не должна отличаться размерами помещения, а должна отличаться временными и амплитудными характеристиками - временем повторения и затухания ранних отражений, диффузией реверберационного хвоста, баллансом громкости между ранними отражениями и хвостом, временем их возникновения и продолжительности друг относительно друга и т.п., примерно так, как это происходило бы в реальном помещении.
Для этого использовать несколько ревербераторов, имитирующих помещения одного размера, но с разными перечисленными временными и амплитудными характеристиками.
2) Забить вообще на имитацию одного реального помещения для всего микса и использовать для ближних планов ревербераторы с имитацией помещений малого объёма, а для средних и дальних планов, соответственно большего объёма, в зависимости от дальности.
Ещё человек, предложивший способ под цифрой "2" говорил, что с каждого плана должны быть посылы на все виды ревербераторов, только в разных пропорциях, зависящих также от дальности плана - чем ближе план, тем больше уровень посыла на ревербераторы, имитирующие малые пространства, и меньше уровни посыла на ревербераторы, имитирующие большие пространства, и наоборот, соответственно.
Мне кажется такой подход вполне правдоподобным, но мне хотелось бы узнать какие ещё будут мнения на этот счёт.
И, если повезёт, то мне хотелось бы услышать мнения о том, какими из имеющихся у меня средств какие части этой задачи лучше решить и на чём основываться. Естественно, знать это хотелось бы от людей, которые имеют представление об имеющемся у меня оборудовании.
Дело в том, что Lexicon Nuverb у меня один, и использовать его я собираюсь однозначно для дальних и дальних/средних планов, так как большие холлы звучат там бесподобно, как не под силу остальным моим ревербераторам, что не удивительно, потому что расчёт именно больших пространств в наибольшей степени требует точности и объёма вычислений, а также совершенства алгоритма. К тому же уровень подмешивания обработанного сигнала для ближних планов, где предпологается использование имитации малых пространств другими ревербераторами, гораздо меньше относительно уровня прямого сигнала инструментов ближних планов, по этому недостатки других ревербераторов будут сильнее замаскированы.
Теперь о других ревербераторах (для данной задачи я буду рассматривать только аппаратные, на основе DSP).
Из них у меня имеются ревербераторы системы записи и синтеза на основе DSP "Korg Oasys PCI", а также ревербераторы другой такой системы системы "Creamware Scope Progect Plus".
Про ревера Оазиса я нашёл следующую информацию:
<div class='quotetop'>Цитата</div>
Взято отсюда:Вообще, на Оазисе малые объемы с акустической точки зрения звучат убедительнее, нежели попытка сымитировать холлы или еще что-нибудь в этом духе. У Оазиса малые объемы напоминают естественную акустику небольшой прямоугольной комнаты с равномерно подглушенными стенами, полом, потолком. Эффекта "барабанной комнаты" на Оазисе достаточно просто достичь, и он может быть весьма убедительным.[/b]
http://www.muzoborudovanie.ru/equip/studio...s20/oasys20.php
Отсюда я сделал выводы, что ревер для малых пространств ближних планов лучше искать именно там.
Но вопрос о применимости реверов Scope остаётся открытым - на форуме пользователей этой системы мне так и не дали вразумительного ответа. Мнения сильно разделились - от мнения, что все ревера системы являются говном полным до мнения что эти ревера очень неплохо справятся с моей задачей. К тому же к этой системе можно докупить и платные ревера (как и другие DSP плагины, разумеется), и, если я был бы уверен в том, что это сиьно поможет в моей задачи, я бы мог на это пойти при условии небольшой стоимости (денег на второй Нюверб я точно не набиру). Но мне никто на это ничего полезного не ответил.
Разумеется я буду сам выяснять оптимальный способ опытным путём, но, если кто-то поделится в этом своим опытом и соображениями, а может даже и конкретными наработками (например от каких пресетов и алгоритмов в каком ревере нужно отталкиваться, начиная рулёжку) я буду премного благодарен.