Модуля́ция в музыке:
Переход в ближайшие родственные тональности.
Осуществляется он через общий для первоначальной и новой тональностей аккорд.
Модуляция в более далёкие тональности -через общие аккорды промежуточных тональностей.
Особый вид составляет модуляция с энгармоническим переосмыслением общего переходного аккорда.
Бытующие виды модуляций:
Встречается также так называемая прямая, или "граммофонная" модуляция, осуществляемая без общего аккорда путем сопоставления тональностей и прямого перехода в другую тональность на том же музыкальном материале. Название возникло от звукового эффекта изменения тональности музыки при проигрывании грампластинки на другой скорости.
Пример "граммофонной" модуляции в формате Евровидения:
http://www.youtube.com/watch?v=64ksJTFju9k
Ладовая модуляция
-модуляция, в которой без смещения тоники происходит только перемена наклонения лада в одноименной тональности.
Отклонение
-модуляция, в которой новая тональность не закрепляется надолго и происходит возвращение к первоначальной тональности.
Сопоставление тональностей
-модуляция без всякой подготовки, с непосредственным утверждением новой тоники. Обычно такая модуляция применяется при переходе к новому разделу формы.
Тональная модуляция
-в теории музыки переход в другую тональность с закреплением новой тоники.
Энгармоническая модуляция
- модуляция, в которой посредствующий аккорд оказывается общим для обеих тональностей благодаря энгармоническому переосмыслению его структуры.
Энгармоническая модуляция легко связывает отдаленные тональности и часто производит впечатление неожиданного крутого модуляционного поворота.
Модуляции могут быть:
-плавными, постепенными; а также
-резкими, неожиданными.
«В обычной функциональной М. связь тональностей устанавливает общий для них посредствующий аккорд, меняющий свою функцию при появлении гармонического оборота, характерного для новой тональности. Решающее значение приобретает модулирующий аккорд с соответствующей альтерацией.
Особый вид функциональной М.
-энгармоническая М.,в которой посредствующий аккорд оказывается общим для обеих тональностей благодаря энгармоническому переосмыслению его структуры. Такая М. легко связывает отдалённые тональности и часто производит впечатление неожиданного крутого модуляционного поворота.
Большое значение в М. имеют мелодические связи аккордов, естественное голосоведение. Они могут играть ведущую роль в М., отстраняя на задний план функциональные связи аккордов.
Такая мелодико-гармоническая М. без общего аккорда наиболее характерна при непосредственном переходе в отдалённую тональность, в котором связующим звеном служит только модулирующий мелодически-подводящий аккорд.
Модуляция без всякой подготовки, с непосредственным утверждением новой тоники, называется:
Сопоставлением тональностей.
Она обычно применяется при переходе к новому разделу формы, однако изредка встречается и внутри построения.
Часто встречается секвентная модуляция.
Это когда модуляция между небольшими частями произведения (звеньями секвенции) осуществляется секвентно, на определенный интервал. Например, каждые два последующие аккорда играются на тоны выше: E, Am -> F#, Hm -> G#, C#m. С помощью этого приема (секвентная модуляция) удается получить развитие напряженности с кульминацией.
От тональной М. отличается ладовая М. (отклонение), в которой без смещения тоники происходит только перемена наклонения лада в одноимённой тональности.
Уход в параллельный мажор (или минор)
-это является отклонением, а не модуляцией, т.к. в теории музыки есть определение, что "... отклонением является уход в побочную тональность, совершенный в пределах основной тональности", (т.е. без закрепления в этой побочной тональности). Причем, побочная тональность может быть достаточно далекой от основной. В то время как модуляция - это переход (подготовленный или внезапный) в другую тональность и закрепление в этой тональности.
Немного практической теории.
Возьмем, к примеру, параллельные тональности ля-минор (натуральный) и до-мажор. У них звукоряд состоит из одних и тех же звуков. А теперь скажите, пожалуйста - как можно модулировать из ля-минора в до-мажор? У многих народов мира (не принимая во внимание тех, кто использует пентатонику и тому подобное) в музыке присутствует объединенный (или по другому - взаимопроникающий) мажоро-минорный лад. Но модуляцией это, насколько мне известно, никогда не называлось. Помним, что модуляция - это переход в другую тональность с закреплением в ней. А отклонение - это ВРЕМЕННЫЙ уход в другую тональность (в пределах основной) с непременным возвратом к основной тональности.
Обобщая, можно сказать, что отклонения применяются (как правило) внутри главной темы (в форме периода, простой двух- или трехчастной формы и т.д.) и являются техническим приемом развития мелодического материала и рамок основной тональности. Помним, что отклонения являются временным уходом и ВСЕГДА возвращаются в основную тональность. Роль модуляции – более глобальна. Она применяется между частями произведения с целью обеспечить развитие драматургии. Соответственно – модуляция, это ВСЕГДА уход в другую тональность и ЗАКРЕПЛЕНИЕ в этой тональности. Модуляция наиболее часто применяется во вступлении, связующей части, коде и тому подобное. В гармоническом плане между ними тоже есть различия. Модуляция зачастую оформляется кадансовым оборотом (в каком-либо виде), всегда требует изменения тонального центра (и соответственно звукоряда), и всегда сопровождается изменением знаков альтерации при ключе.
Теперь давайте поговорим о том, как это практически применяется в творчестве при написании песен.
Большинство песен состоит из запева (куплета) и припева - части А и В.
Вот самые распространённые варианты соотнесения тональностей частей А и В в роке.
1. Минор и мажор с общим основным тоном (одноимённые тональности). Например, часть А в до миноре, а часть В - в до мажоре.
2. Параллельные мажор и минор. Часть А в ля миноре, часть В - в до мажоре.
3. Модуляция припева в различные тональности.
Наиболее часто встречаются модуляции из тональности куплета в IV и V ступени.
Часть А в Ля миноре (I ступень) - часть В в Рэ миноре (IV ступень).
Часть А в Ля миноре (I ступень) - часть В в Ми миноре (V ступень).
Встречаются модуляции в bIII ступень. Например, часть А - ми минор (I ступень), а часть В - соль минор (bIII). Здесь шаг на малую терцию вверх.
Бывают модуляции во II ступень. Типичный пример - Энтэр Сэндмэн Металлики. Там куплет написан в ми-миноре (I ступень), а припев - в фа-диез миноре (II ступень). Т.е. здесь шаг на большую секунду вверх.
У Арии в песне "1100" присутствует моднявая модуляция тональности припева относительно куплета. Куплет написан в до-миноре (I ступень), а припев - в ля миноре (# VIступень), т.е. шаг аж на большую сексту вверх, или на малую терцию - если двигаться вниз.
В арии “Bell” из Нотр-Дам очень грамотно (и музыкально!) применена секвентная модуляция (т.е. когда модуляция между частями произведения осуществляется секвентно, на определенный интервал). В данном случае начало и первый куплет звучит в си-миноре, затем происходит модуляция на малую терцию вверх и второй куплет звучит в ре-миноре. Затем следует очередная модуляция и третий куплет и Coda звучат в фа-миноре (т.е. опять на малую терцию вверх). И хотя обычно модуляция сопровождается сменой фактуры, появлением новых тембров и т.д., в данной арии такого нет. Но зато с помощью этого приема (секвентная модуляция) удается получить развитие напряженности с кульминацией в конце в виде трехголосия основной темы.
В какой-то балладе Озика присутствует повышение последнего куплета по отношению к остальным на два тона. Т.е. если говорить отвлечённо, все куплеты написаны в Ля-миноре (I), а последний - в До диез миноре (# III).
У Пинк Флойд много песен построено на различных модуляциях.
Многие джазроковцы (Ванелли, Чик Кореа и т.д.) вообще используют модуляции на протяжении всей композиции, так сказать купаются в музыке, но делать это грамотно можно, зная основы джазовой гармонии и владея импровизацией.
Есть такая тётя чёрненькая Wendy Moten, хорошая раскрученная тётка в штатах, у неё все модуляции
в песнях на два тона минимум. Например её песенка Comes out of the rain.
А на полтончика=куча классических примеров.
Наприер Уитни Хюстон-песня из фильма Preachers Wife -I Believe in you
У какой-то там прогрессив-группы постоянные модуляции на малую терцию вверх (с изменением партий вокала и ритмо-метрики ), то есть:
1к - ми-минор
1пр - соль-минор
2к - си-бемоль-минор
2пр - до-диез-минор
3к - ми-минор
соло-припев и кода - ми-минор
Кроме различных именно модуляций часто встречаются отклонения части В в другие лады (миксолидийский, фригийский и т.д.), образующиеся на основе родительского лада части А. Тут идёт речь не о собственно модуляции в какую-то конкретную мажорную или минорную тональность, а отклонение в лидийский, фригийский и другие лады, построенные от различных ступеней тональности из части А. Очень часто в роке встречаются следующие отклонения части В:
1.часть А в натуральном ля миноре (А эолийский), а часть В - в F лидийском.
2.часть А в А эолийском, часть В - в ладу Е фламенко.
3.часть А в А эолийском, часть В - в D Дорийском.
Короче говоря, категорических ограничений или запретов в соотнесении тональностей частей А и В нет. Всё зависит от сложности музыки и чувств, передаваемых ею, от музыкального стиля, от вкуса композитора и возможностей человеческого голоса.
Не путайте модуляцию, отклонение и просто тональный сдвиг.
Модуляция бывает не на полтона, тон и пр.,а в тональность.
В параллельный мажор или минор, в тональности 1 степени (в тональность субдоминанты, доминанты, медианты и пр.), или 2 степени-там покруче будет.
А сдвиг на полтона методом сопоставления-это не модуляция. Правда,современные теоретики придумали термин "неприготовленная модуляция", но это они задним числом лукавят.
Модуляция производится не по принципу "побольше знаков", а по своим сложным законам родства тональностей.
Целая лабуховская наука. :unsure:
Модуляция по квинтовому кругу тоже существует,но и ею пользуются не по принципу "как проще", а по принципу "надо, чтобы так звучало".
Уход в параллельный мажор (или минор)-это является отклонением,т.к.в теории музыки есть точное определение, что "... отклонением является уход в побочную тональность, совершенный в пределах основной тональности", (т.е. без закрепления в этой побочной тональности). Причем, побочная тональность может быть достаточно далекой от основной.Отклонения применяются (как правило) внутри главной темы (в форме периода, простой двух- или трехчастной формы и т.д.) и являются техническим приемом развития мелодического материала и рамок основной тональности.Помним,что отклонения являются временным уходом и ВСЕГДА возвращаются в основную тональность.Уход в параллелльную тональность вполне может быть и не отклонением, а именно модуляцией, если уход закреплен каденцией и не происходит возврата к исходной тональности.
Модуляция же,это ВСЕГДА уход в другую тональность и ЗАКРЕПЛЕНИЕ в этой тональности. Модуляция наиболее часто применяется во вступлении, связующей части, разработке, коде, речитативе и тому подобное. В гармоническом плане между ними тоже есть различия. Модуляция всегда оформляется кадансовым оборотом (в каком-либо виде), всегда требует изменения тонального центра (и соответственно звукоряда), и всегда сопровождается изменением знаков альтерации при ключе.
И по-поводу термина НА или В ДРУГУЮ тональность - действительно, более правильно сказать - модуляция В (такую-то) тональность. Но в то же время, мало кто из практикующих композиторов или музыковедов скажет - модуляция из G-dur в Ab-dur (если только при гармоническом анализе произведения). Скажут просто - " модуляция из Соль-мажора НА полтона вверх".
Надо видеть и разницу между сопоставлением (или сдвигом) на полтона (к примеру) или подготовленной модуляцией. Простейший оборот С - Ab7 - Db, несмотря на примитивность, уже является типичной модуляцией, а не сопоставлением.
Кому мало,читайте здесь (от умницы Дмитрия Ниязова):
http://www.7not.ru/harmony/14.phtml-Родство тональностей
http://www.7not.ru/harmony/16.phtml-Смена тональности
http://www.7not.ru/harmony/17.phtml-Смена тональности (продолжение)
http://www.7not.ru/harmony/18.phtml-Смена тональности (продолжение)
Ещё:
Модуляция в субдоминантовую тональность
http://www.pspu.ru/personal/lw/solf7/016.html
Переход в ближайшие родственные тональности.
Осуществляется он через общий для первоначальной и новой тональностей аккорд.
Модуляция в более далёкие тональности -через общие аккорды промежуточных тональностей.
Особый вид составляет модуляция с энгармоническим переосмыслением общего переходного аккорда.
Бытующие виды модуляций:
Встречается также так называемая прямая, или "граммофонная" модуляция, осуществляемая без общего аккорда путем сопоставления тональностей и прямого перехода в другую тональность на том же музыкальном материале. Название возникло от звукового эффекта изменения тональности музыки при проигрывании грампластинки на другой скорости.
Пример "граммофонной" модуляции в формате Евровидения:
http://www.youtube.com/watch?v=64ksJTFju9k
Ладовая модуляция
-модуляция, в которой без смещения тоники происходит только перемена наклонения лада в одноименной тональности.
Отклонение
-модуляция, в которой новая тональность не закрепляется надолго и происходит возвращение к первоначальной тональности.
Сопоставление тональностей
-модуляция без всякой подготовки, с непосредственным утверждением новой тоники. Обычно такая модуляция применяется при переходе к новому разделу формы.
Тональная модуляция
-в теории музыки переход в другую тональность с закреплением новой тоники.
Энгармоническая модуляция
- модуляция, в которой посредствующий аккорд оказывается общим для обеих тональностей благодаря энгармоническому переосмыслению его структуры.
Энгармоническая модуляция легко связывает отдаленные тональности и часто производит впечатление неожиданного крутого модуляционного поворота.
Модуляции могут быть:
-плавными, постепенными; а также
-резкими, неожиданными.
«В обычной функциональной М. связь тональностей устанавливает общий для них посредствующий аккорд, меняющий свою функцию при появлении гармонического оборота, характерного для новой тональности. Решающее значение приобретает модулирующий аккорд с соответствующей альтерацией.
Особый вид функциональной М.
-энгармоническая М.,в которой посредствующий аккорд оказывается общим для обеих тональностей благодаря энгармоническому переосмыслению его структуры. Такая М. легко связывает отдалённые тональности и часто производит впечатление неожиданного крутого модуляционного поворота.
Большое значение в М. имеют мелодические связи аккордов, естественное голосоведение. Они могут играть ведущую роль в М., отстраняя на задний план функциональные связи аккордов.
Такая мелодико-гармоническая М. без общего аккорда наиболее характерна при непосредственном переходе в отдалённую тональность, в котором связующим звеном служит только модулирующий мелодически-подводящий аккорд.
Модуляция без всякой подготовки, с непосредственным утверждением новой тоники, называется:
Сопоставлением тональностей.
Она обычно применяется при переходе к новому разделу формы, однако изредка встречается и внутри построения.
Часто встречается секвентная модуляция.
Это когда модуляция между небольшими частями произведения (звеньями секвенции) осуществляется секвентно, на определенный интервал. Например, каждые два последующие аккорда играются на тоны выше: E, Am -> F#, Hm -> G#, C#m. С помощью этого приема (секвентная модуляция) удается получить развитие напряженности с кульминацией.
От тональной М. отличается ладовая М. (отклонение), в которой без смещения тоники происходит только перемена наклонения лада в одноимённой тональности.
Уход в параллельный мажор (или минор)
-это является отклонением, а не модуляцией, т.к. в теории музыки есть определение, что "... отклонением является уход в побочную тональность, совершенный в пределах основной тональности", (т.е. без закрепления в этой побочной тональности). Причем, побочная тональность может быть достаточно далекой от основной. В то время как модуляция - это переход (подготовленный или внезапный) в другую тональность и закрепление в этой тональности.
Немного практической теории.
Возьмем, к примеру, параллельные тональности ля-минор (натуральный) и до-мажор. У них звукоряд состоит из одних и тех же звуков. А теперь скажите, пожалуйста - как можно модулировать из ля-минора в до-мажор? У многих народов мира (не принимая во внимание тех, кто использует пентатонику и тому подобное) в музыке присутствует объединенный (или по другому - взаимопроникающий) мажоро-минорный лад. Но модуляцией это, насколько мне известно, никогда не называлось. Помним, что модуляция - это переход в другую тональность с закреплением в ней. А отклонение - это ВРЕМЕННЫЙ уход в другую тональность (в пределах основной) с непременным возвратом к основной тональности.
Обобщая, можно сказать, что отклонения применяются (как правило) внутри главной темы (в форме периода, простой двух- или трехчастной формы и т.д.) и являются техническим приемом развития мелодического материала и рамок основной тональности. Помним, что отклонения являются временным уходом и ВСЕГДА возвращаются в основную тональность. Роль модуляции – более глобальна. Она применяется между частями произведения с целью обеспечить развитие драматургии. Соответственно – модуляция, это ВСЕГДА уход в другую тональность и ЗАКРЕПЛЕНИЕ в этой тональности. Модуляция наиболее часто применяется во вступлении, связующей части, коде и тому подобное. В гармоническом плане между ними тоже есть различия. Модуляция зачастую оформляется кадансовым оборотом (в каком-либо виде), всегда требует изменения тонального центра (и соответственно звукоряда), и всегда сопровождается изменением знаков альтерации при ключе.
Теперь давайте поговорим о том, как это практически применяется в творчестве при написании песен.
Большинство песен состоит из запева (куплета) и припева - части А и В.
Вот самые распространённые варианты соотнесения тональностей частей А и В в роке.
1. Минор и мажор с общим основным тоном (одноимённые тональности). Например, часть А в до миноре, а часть В - в до мажоре.
2. Параллельные мажор и минор. Часть А в ля миноре, часть В - в до мажоре.
3. Модуляция припева в различные тональности.
Наиболее часто встречаются модуляции из тональности куплета в IV и V ступени.
Часть А в Ля миноре (I ступень) - часть В в Рэ миноре (IV ступень).
Часть А в Ля миноре (I ступень) - часть В в Ми миноре (V ступень).
Встречаются модуляции в bIII ступень. Например, часть А - ми минор (I ступень), а часть В - соль минор (bIII). Здесь шаг на малую терцию вверх.
Бывают модуляции во II ступень. Типичный пример - Энтэр Сэндмэн Металлики. Там куплет написан в ми-миноре (I ступень), а припев - в фа-диез миноре (II ступень). Т.е. здесь шаг на большую секунду вверх.
У Арии в песне "1100" присутствует моднявая модуляция тональности припева относительно куплета. Куплет написан в до-миноре (I ступень), а припев - в ля миноре (# VIступень), т.е. шаг аж на большую сексту вверх, или на малую терцию - если двигаться вниз.
В арии “Bell” из Нотр-Дам очень грамотно (и музыкально!) применена секвентная модуляция (т.е. когда модуляция между частями произведения осуществляется секвентно, на определенный интервал). В данном случае начало и первый куплет звучит в си-миноре, затем происходит модуляция на малую терцию вверх и второй куплет звучит в ре-миноре. Затем следует очередная модуляция и третий куплет и Coda звучат в фа-миноре (т.е. опять на малую терцию вверх). И хотя обычно модуляция сопровождается сменой фактуры, появлением новых тембров и т.д., в данной арии такого нет. Но зато с помощью этого приема (секвентная модуляция) удается получить развитие напряженности с кульминацией в конце в виде трехголосия основной темы.
В какой-то балладе Озика присутствует повышение последнего куплета по отношению к остальным на два тона. Т.е. если говорить отвлечённо, все куплеты написаны в Ля-миноре (I), а последний - в До диез миноре (# III).
У Пинк Флойд много песен построено на различных модуляциях.
Многие джазроковцы (Ванелли, Чик Кореа и т.д.) вообще используют модуляции на протяжении всей композиции, так сказать купаются в музыке, но делать это грамотно можно, зная основы джазовой гармонии и владея импровизацией.
Есть такая тётя чёрненькая Wendy Moten, хорошая раскрученная тётка в штатах, у неё все модуляции
в песнях на два тона минимум. Например её песенка Comes out of the rain.
А на полтончика=куча классических примеров.
Наприер Уитни Хюстон-песня из фильма Preachers Wife -I Believe in you
У какой-то там прогрессив-группы постоянные модуляции на малую терцию вверх (с изменением партий вокала и ритмо-метрики ), то есть:
1к - ми-минор
1пр - соль-минор
2к - си-бемоль-минор
2пр - до-диез-минор
3к - ми-минор
соло-припев и кода - ми-минор
Кроме различных именно модуляций часто встречаются отклонения части В в другие лады (миксолидийский, фригийский и т.д.), образующиеся на основе родительского лада части А. Тут идёт речь не о собственно модуляции в какую-то конкретную мажорную или минорную тональность, а отклонение в лидийский, фригийский и другие лады, построенные от различных ступеней тональности из части А. Очень часто в роке встречаются следующие отклонения части В:
1.часть А в натуральном ля миноре (А эолийский), а часть В - в F лидийском.
2.часть А в А эолийском, часть В - в ладу Е фламенко.
3.часть А в А эолийском, часть В - в D Дорийском.
Короче говоря, категорических ограничений или запретов в соотнесении тональностей частей А и В нет. Всё зависит от сложности музыки и чувств, передаваемых ею, от музыкального стиля, от вкуса композитора и возможностей человеческого голоса.
Не путайте модуляцию, отклонение и просто тональный сдвиг.
Модуляция бывает не на полтона, тон и пр.,а в тональность.
В параллельный мажор или минор, в тональности 1 степени (в тональность субдоминанты, доминанты, медианты и пр.), или 2 степени-там покруче будет.
А сдвиг на полтона методом сопоставления-это не модуляция. Правда,современные теоретики придумали термин "неприготовленная модуляция", но это они задним числом лукавят.
Модуляция производится не по принципу "побольше знаков", а по своим сложным законам родства тональностей.
Целая лабуховская наука. :unsure:
Модуляция по квинтовому кругу тоже существует,но и ею пользуются не по принципу "как проще", а по принципу "надо, чтобы так звучало".
Уход в параллельный мажор (или минор)-это является отклонением,т.к.в теории музыки есть точное определение, что "... отклонением является уход в побочную тональность, совершенный в пределах основной тональности", (т.е. без закрепления в этой побочной тональности). Причем, побочная тональность может быть достаточно далекой от основной.Отклонения применяются (как правило) внутри главной темы (в форме периода, простой двух- или трехчастной формы и т.д.) и являются техническим приемом развития мелодического материала и рамок основной тональности.Помним,что отклонения являются временным уходом и ВСЕГДА возвращаются в основную тональность.Уход в параллелльную тональность вполне может быть и не отклонением, а именно модуляцией, если уход закреплен каденцией и не происходит возврата к исходной тональности.
Модуляция же,это ВСЕГДА уход в другую тональность и ЗАКРЕПЛЕНИЕ в этой тональности. Модуляция наиболее часто применяется во вступлении, связующей части, разработке, коде, речитативе и тому подобное. В гармоническом плане между ними тоже есть различия. Модуляция всегда оформляется кадансовым оборотом (в каком-либо виде), всегда требует изменения тонального центра (и соответственно звукоряда), и всегда сопровождается изменением знаков альтерации при ключе.
И по-поводу термина НА или В ДРУГУЮ тональность - действительно, более правильно сказать - модуляция В (такую-то) тональность. Но в то же время, мало кто из практикующих композиторов или музыковедов скажет - модуляция из G-dur в Ab-dur (если только при гармоническом анализе произведения). Скажут просто - " модуляция из Соль-мажора НА полтона вверх".
Надо видеть и разницу между сопоставлением (или сдвигом) на полтона (к примеру) или подготовленной модуляцией. Простейший оборот С - Ab7 - Db, несмотря на примитивность, уже является типичной модуляцией, а не сопоставлением.
Кому мало,читайте здесь (от умницы Дмитрия Ниязова):
http://www.7not.ru/harmony/14.phtml-Родство тональностей
http://www.7not.ru/harmony/16.phtml-Смена тональности
http://www.7not.ru/harmony/17.phtml-Смена тональности (продолжение)
http://www.7not.ru/harmony/18.phtml-Смена тональности (продолжение)
Ещё:
Модуляция в субдоминантовую тональность
http://www.pspu.ru/personal/lw/solf7/016.html