Арфа/информация для аранжировщика.

  • Автор темы Автор темы pROFI
  • Дата начала Дата начала

pROFI

New Member
11 Май 2006
2.723
1.604
0
116
Посетить сайт
Арфа прижилась в оркестре.
Её ввел туда великий Берлиоз.
Надеюсь, не надо объяснять как колористически эффектно она звучат если иметь о ней необходимые аранжировочные знания:
Струны у арфы все разные(86 их,если мне память не изменяет..)..
Вот эти толстые – металлические, они издают самые низкие звуки. Средние – потоньше, их делают из воловьих жил, а самые тонкие – из нейлона. А разными цветами их отмечают, чтобы музыкант мог быстрее сориентироваться
Из преимуществ главным является возможность играть гармоническое глиссандо. Чтобы понять это, надо понять основные принципы действия педалей.
Педалей - семь, по числу нот. Каждая из педалей управляет двумя вилочками, которые укорачивают струну, повышая её на пол-тона и ещё на пол-тона. ПУСТЫЕ струны настроены на до бемоль мажор. Каждая педаль управляет одноименной струной, то есть ненажатая педаль "ДО" оставляет ВСЕ струны "ДО" (они красные) пустыми - звучит до бемоль. Следующее положение педали - звучит до бекар, далее - до диез. Таким образом ре бемоль и до диез - это две разных струны.
Пример глиссандо на уменьшённом септаккорде:
ре диез, ми бемоль, фа диез, соль бемоль, ля, си диез, до.
Переключение возможно очень быстрое, даже не надо об этом вам думать! Чего следует избегать: Мгновенных Модуляций из бемольных тональностей в диезные и наоборот. В таких случаях желательно заменять диезы бемолями (энгармонически) Кстати, бемоли звучат чуть-чуть ярче и дольше диезов по причине пустых струн, но весьма незначительно. Если в тональности Фа диез мажор надо сыграть фортиссимо тоническое трезвучие, имеет смысл написать соль бемоль, си бемоль, ре бемоль!
Расщепления тона: до диез в аккорде с до бекаром. Да,это возможно, если играть до диез - си диез, но тогда уже нельзя использовать си бекар (Повторяю, по вертикали, в аккорде)Нужен позарез си бекар? Тогда до бекар - ре бемоль! В этом случае невозможен ре бекар. По всему регистру инструмента.
Переключение трёх педалей одновременно весьма не желательно. Все хроматические ходы интервалами исключены быстрее 60 в секунду, медленнее - можно успеть.
И - главное - расположение педалей. Их можно нажимать одновременно двумя ногами.
РЕ-ДО-СИ_______________МИ-ФА-СОЛЬ-ЛЯ
И ещё цитатка одного грамотного музыканта с нашего форума:
«..Еще добавлю: Старайся, чтобы в партии было меньше «#», арфа (и арфистки) этого не любят, да и просто звучит хреново, особенно gliss. Короче, где только возможно, пиши бемольками (ибо самая удобная тональность для арфы – До бемоль мажор! Не смейся – для нас это Си мажор, но для них пишется так: до бемоль, ре бемоль, ми бемоль и т.д.) Ну, и продумывай запись партии так, чтобы меньше надо было ножками двигать, на педальки жать…»

Виртуозные возможности арфы довольно своеобразны: на ней прекрасно удаются широкие аккорды, пассажи из арпеджий, глиссандо - скольжение руки по всем струнам, настроенным на какой-нибудь аккорд, флажолеты.
Основные приемы игры на арфе(расшифрую кратко то,что знаю):
- Арпеджио:
это когда аккорд раскладывается, то есть, скажем, четыре ноты играются не вместе, а друг за другом. На арфе это выходит очень красиво, называется "арпеджированный аккорд", или еще "арпеджато".
-«Этуффе»
- Октавы
- Флажолет:
это когда струна прижимается в середине и отпускается в тот же момент, когда струна цепляется. То есть она укорачивается, а звук, соответственно, повышается на октаву. На басовых струнах можно сделать и двойной флажолет, то есть подъем на две октавы.
- Трели
- Тремоло
- Глиссандо Очень эффектный и характерный прием - glissando, когда исполнитель "полоскает" руки в струнах(скользит пальцем поперёк струн арфы).
- bisbigliando — «шёпотом» — приём игры на арфе, когда быстро и тихо многократно берётся одна нота.
- Слэп:
ну он и есть слэп, то есть прием, при котором струна соприкасается не только с пальцем, но и с деревяшкой. В основном это на гитаре бывает, но вот на арфе тоже можно исхитриться, у самой деки.
-Без названия:
пальцем зажимают деку и возят по струнам ключом для настройки инструмента.

На арфе, знаете ли, и электронный джаз играют.
Много и с успехом:
-Андреас Волленвайдер(Vollenweider, Andreas) ОН ЛУЧШИЙ!
(виртуозный арфист, играет также на китайской флейте и греческих цимбалах. Один из известных исполнителей «новой эпохи». В 1989 играл вместе с южно-африканской группой LADYSMITH BLACK MAMBAZO).
Если кто-то не слышал Андреаса Волленвайдера, этого чудесного австрийского арфиста, рекомендую. В его музыке - свое очарование, совершенно особенное ;) Не сравнимое с любым другим чиллаутом
Ищите,не пожалеете:
BOOK OF ROSES (1992)
EOLIAN MINSTREL (1993)
LETTERS NEVER SENT (1994)
CLOUDS IN MY COFFEE 1965-1995 (1995, BOX)
WINTER, FIRE & SNOW (1995)
ATMOSPHERES
BEHIND THE GARDENS, BEHIND THE WALLS, UNDER TREE
CAVERNA MAGICA
DANCING WITH THE LION
DOWN TO THE MOON
THE TRILOGY
WHITE WINDS (SEEKER'S JOURNEY)
http://soyuz.ru/-/a/more/z/cat/music/id/17...125/part/review
-Одним (точнее одной) из основных деятелей в этой области была Дороти Эшби (ASHBY DOROTHY 1932-1986).
http://music.km.ru/encyclop.asp?topicnumber=3310
Тут можно заслушть некоторые превьюшки:
http://www.amazon.com/gp/product/B00008LKG...ance&n=5174
Российское Trio "Sharm",Джаз на арфах(послушать,скачать):
http://www.duet-sharm.ru/jazz.htm

Спасибо Андрес,с форумклассика.ру(здесь часть,отредактированных мною,размышлений от него).
 
надо просто подтемку создать типа- ликбез- инструменты оркестра да и фсё.. У меня уникальная инфа по приёмам игры на скрипке есть, напр. :) Готов поделиться.
(джаз на 3-х арфах конечно крута! но грязища суровая стоит!! :lol: мои, "отшкуренные" правой ногой пианистические ухи инстинктивно прижимались к затылку.. :D )
 
<div class='quotetop'>Цитата(Vosk @ Jul 11 2007, 11:16 PM) [snapback]468339[/snapback]</div>
надо просто подтемку создать типа- ликбез- инструменты оркестра да и фсё.. У меня уникальная инфа по приёмам игры на скрипке есть, напр. :) Готов поделиться.
(джаз на 3-х арфах конечно крута! но грязища суровая стоит!! :lol: мои, "отшкуренные" правой ногой пианистические ухи инстинктивно прижимались к затылку.. :D )
[/b]

Замечание толковое.Только не подтему надо создавать,а переназвать мою тему на "ИНСТРУМЕНТОВЕДЕНИЕ".
А Ваша уникальная подборка по виоле многим бы пригодилась и укрепила бы "стартовость" темы.
 
Интересное дополнение:

Роль арфы в оркестре не столько эмоциональная, сколько красочная. Арфа часто аккомпанирует разным инструментам оркестра; в других случаях ей поручают эффектные соло. Их немало в балетах Чайковского, Глазунова, в сочинениях Римского-Корсакова. Из западноевропейских композиторов 19 века арфой наиболее широко пользовались Берлиоз, Мейербер, Вагнер и Лист. Известная партия из двух арф в "Вальсе" из "Фантастической симфонии" Берлиоза положила начало тому виртуозному стилю, который стал ведущим в трех последних веках. Раньше, с момента своего появления в симфоническом оркестре 18 столетия вплоть до Берлиоза, арфа имитировала звук лютни, гитары (как у Глинки в "Арагонской охоте") или клавесина. Арфу использовали также в тех случаях, когда нужно было вызвать ассоциацию с античностью. Примерами могут служить "Орфей" Глюка или "Прометей" Бетховена.

В оркестре обычно пользуются одной-двумя арфами, но в некоторых случаях их число увеличивается. Так, в "Младе" Римского-Корсакова - три арфы, а у Вагнера в "Золоте Рейна" - шесть.

Мне ещё очень нравится арфа в произведениях композиторов-авангардистов (тот же "Чудесны мандарин" Бартока), где её характерные приёмы раскрываются по-новому (тот же наш донецкий Скрипник).
 
Спасибо за интересную инфу, по поводу приемов игры на арфе. Вы обещали аналогичное для скрипки... жду с нетерпением ))) :P
 
Чёта раздел про методику не нашёл.. :huh: Выкладываю тут. "Штриховая техника скрипача". Сканирование с ксерокса.. :rolleyes: Яд.. :D Какчество, мягко говоря, оставляет желать, но кое-что понять можа. :) Пропущенные страницы уже попали ко мне пропущенными.. :(
View hidden content is available for registered users!


Вот ещё Лёня пошукал, а я выкладываю.. :D Полезные статейки.
 

Сейчас просматривают