Увертюра И. Дунаевского "Дети Капитана Гранта"

  • Автор темы Автор темы Kiparis
  • Дата начала Дата начала

Kiparis

Member
20 Авг 2006
70
48
18
47
Latvia
Приветствую всех занимающихся оркестровой музыкой ! :)

Я отсканировал замечательную увертюру И. Дунаевского к кинофильму "Дети Капитана Гранта"
Потрясающая взволнованно-романтическая музыка, точно передает дух юнешеских приключений.

http://rapidshare.com/files/41987117/Deti_...Granta.rar.html

В архиве также есть мп3, но к сожалению произведение звучит не до конца, я нашел только этот вариант. Если у кого-нибудь есть запись оркестра получше, буду рад. Вообще, хотелось бы послушать другие оркестровые произведения Дунаевского, особенно оперетты, нигде не нашел. Считается, что в них Дунаевский достиг высокого мастерства оркестровки.

Произведение небольшое и простое по форме, думаю, что оно идеально подходит для изучения оркестровки, так как на таком примере проще почувствовать меру в использовании средств оркестра, проследить закономерности. В связи с этим предлагаю обсудить эту партитуру. Я первый задам свои вопросы, надеюсь, что на форуме найдутся знающие оркестровку пользователи, которые сумеют объяснить непонятные мне детали.

1) В первом примере (7-8 такты) кларнеты, звучащие все время ниже гобоев, делают скачок и берут ноту выше гобоев, тоесть партии инструментов перекрещиваются.



С какой целью это делается ? Известно, что перекрещивать партии инструментов следует только если на это есть какая-то серьезная причина.
Вообще, Геварт пишет, что нижние звуки аккордов лучше доверять как раз гобоям, а не кларнетам, хотя их партии (кларнетов) принято записывать ниже гобоев. В нашем случае кларнеты звучат ниже гобоев, но потом делают скачок и становятся выше.

Я думаю, что без скачка образовалась бы пустота, так как мелодия все время идет вверх, и флейты отрываются от ближайших голосов, но почему нельзя было повести гобои и кларнеты параллельно вверх, зачем гобои оставлены на месте, а кларнеты делают скачок и заполняют пустоту?


2) Во втором примере в партии трубы делается пауза, хотя все инструменты разом берут аккорд за аккордом. Затем перед кульминацией труба опять включается в общий рисунок.



Я думаю, что подсоединение трубы перед кульминацией усиливает напряжение, поэтому она выключается на момент до этого. Но это лишь мое предположение. Также не понятно почему только одна труба делает паузу, а все остальные инструменты звучат на каждую долю. Разве для трубы не нашлось места в этом эпизоде?

В архиве я положил также таблицу с названиями оркестровых инструментов на итальянском, немецком и французском языках. Эти полные и сокращенные названия можно встретить в партитурах. Жаль нет английских названий, так как у Дунаевского, например, записано на итальянском Tamburo - военный барабан, но как он называется в программе Finale я не знаю ? Там много самых разных ударных инструментов.
 
Полностью согласен с твоими мыслями.
<div class='quotetop'>Цитата</div>
...кларнеты... делают скачок и берут ноту выше гобоев, тоесть партии инструментов перекрещиваются...[/b]
Думаю , что здесь не перекрещивание. Просто кл. удваивает квинту в этом секундаккорде , как-бы наполняет своей густотой общее звучание аккорда ( обрати внимание: драматизм подчеркивается резкой синкопой 2х восьмушек в конце фразы.) "Прорыв" кларнета в верхнем диапазоне после довольно долгого пребывания внизу + синкопа = нехилый эффект кульминации
<div class='quotetop'>Цитата</div>
....Разве для трубы не нашлось места в этом эпизоде...[/b]
А здесь , как мне представляется , труба намеренно "выключена" с целью временно немного ослабить напряжение , как-бы "подсобрать силенок" , что бы затем подчеркнуть кульминацию: такой же прием - синкопа 2х восьмушек - как и в предыдущем твоем примере!
А теперь просьба: будешь выкладывать примеры - подписывай пожалуйста названия инстр-в в партитуре. :rolleyes: Здесь - http://download.yousendit.com/53A3475277B579BD полная увертюра
 
<div class='quotetop'>Цитата(Kiparis @ Jul 9 2007, 09:51 PM) [snapback]467508[/snapback]</div>
Приветствую всех занимающихся оркестровой музыкой ! :)

Я отсканировал замечательную увертюру И. Дунаевского к кинофильму "Дети Капитана Гранта"
Потрясающая взволнованно-романтическая музыка, точно передает дух юнешеских приключений.

http://rapidshare.com/files/41987117/Deti_...Granta.rar.html

В архиве также есть мп3, но к сожалению произведение звучит не до конца, я нашел только этот вариант. Если у кого-нибудь есть запись оркестра получше, буду рад. Вообще, хотелось бы послушать другие оркестровые произведения Дунаевского, особенно оперетты, нигде не нашел. Считается, что в них Дунаевский достиг высокого мастерства оркестровки.

Произведение небольшое и простое по форме, думаю, что оно идеально подходит для изучения оркестровки, так как на таком примере проще почувствовать меру в использовании средств оркестра, проследить закономерности. В связи с этим предлагаю обсудить эту партитуру. Я первый задам свои вопросы, надеюсь, что на форуме найдутся знающие оркестровку пользователи, которые сумеют объяснить непонятные мне детали.

1) В первом примере (7-8 такты) кларнеты, звучащие все время ниже гобоев, делают скачок и берут ноту выше гобоев, тоесть партии инструментов перекрещиваются.



С какой целью это делается ? Известно, что перекрещивать партии инструментов следует только если на это есть какая-то серьезная причина.
Вообще, Геварт пишет, что нижние звуки аккордов лучше доверять как раз гобоям, а не кларнетам, хотя их партии (кларнетов) принято записывать ниже гобоев. В нашем случае кларнеты звучат ниже гобоев, но потом делают скачок и становятся выше.

Я думаю, что без скачка образовалась бы пустота, так как мелодия все время идет вверх, и флейты отрываются от ближайших голосов, но почему нельзя было повести гобои и кларнеты параллельно вверх, зачем гобои оставлены на месте, а кларнеты делают скачок и заполняют пустоту?
2) Во втором примере в партии трубы делается пауза, хотя все инструменты разом берут аккорд за аккордом. Затем перед кульминацией труба опять включается в общий рисунок.



Я думаю, что подсоединение трубы перед кульминацией усиливает напряжение, поэтому она выключается на момент до этого. Но это лишь мое предположение. Также не понятно почему только одна труба делает паузу, а все остальные инструменты звучат на каждую долю. Разве для трубы не нашлось места в этом эпизоде?

В архиве я положил также таблицу с названиями оркестровых инструментов на итальянском, немецком и французском языках. Эти полные и сокращенные названия можно встретить в партитурах. Жаль нет английских названий, так как у Дунаевского, например, записано на итальянском Tamburo - военный барабан, но как он называется в программе Finale я не знаю ? Там много самых разных ударных инструментов.
[/b]


Вклинюсь фразой от практика,несколько раз,в течении творческой жизни,"трогавшего"эту гениальную вещь(переписывал для фигуристов,переиграл её в модальной,джазовой технике и т.д.):
Нижние ноты в аккорде лучше доверять кларнетам!
Вот когда "жмурика" надо сопровождать,а басист не пришёл,запил.
Кого из двух пригласит дирижёр ?
Гобоиста или кларнетиста?
Тото же.
Так что Геварт пишет это не "от практики",а от "сытости и учёности".
 

Сейчас просматривают