Техника композиции/Сонорика.Алеаторика.

  • Автор темы Автор темы pROFI
  • Дата начала Дата начала

pROFI

New Member
11 Май 2006
2.723
1.604
0
116
Посетить сайт
А может и по такой теме получится разговор-расшифровка терминологии!?
Желательно с информационными примерами(аудио,статьи,сайты учебники,школы….)
об двух основных,«народных» направлениях создания электронной музыки.......:

1)создание тембровых звуковых картин(сонорика)
2)компиляция,т.е.приклеивание своих или чужих звуковых фрагментов,что там греха таить по принципу «лоскутного одеяла»(алеаторика)

(Сразу оговорюсь если тема не к месту,т.е.раздражает креативный народ,то модераторам лучше её убрать)

Сонористическая терминология:

(думаю что электронным творцам знать её желательно )

Сонор (от лат. sonōrus – звонкий, звучный, шумный):
1) многозвучное неделимое целое, в котором, вместе с усложнением звукового и интервального состава, сводится на нет роль акустически обусловленного основного тона и резко возрастает роль красочно-тембрового начала (Ю.Н. Холопов. Лекции по гармонии), и содержание которого в принципе не предполагает и не допускает дифференцированного восприятия своих различных составляющих
(в том числе: звуковысотных, тембровых, ритмических, динамически и пр.);
2) определенным образом организованная форма звукокрасочности. Первое из определений относится к разнообразным красочным вертикальным звукосочетаниям, возникающим в многоголосной ткани гомофонной природы, второе – к красочным явлениям, образующимся в одноголосной ткани, полифонической и пуантилистической. Характеристика каждого из видов соноров обычно связана с определением их красочности, конфигурации (только у сонор-фазы, сонор-дискреты), степени плотности и сонантности (только у сонор-аккорда и сонор-среза).
Например:
-сонор-аккорд:
сонор, структура которого представляет собой отдельную, относительно автономную вертикальную конструктивно-гармоническую единицу. При функционировании сонор-аккорда (в отличие от сонор-фазы) невозможны никакие изменения в его содержании, за исключением динамического параметра.
Определение типа сонор-аккорда обычно связано с описанием характера его красочности (светлый, темный, густой, «пятно» – "острозвучащее" и "мягкое" и т.п.), а также с указанием степени плотности и сонантности;
-сонор-глиссандо:
1) то же, что сонор-лента, но исполняемый в быстром темпе с одновременным ускорением или замедлением;
2) полилинеарный сонор, исполняемый в быстром темпе с одновременным ускорением или замедлением;
-сонор-импульс – то же, что сонор-пуанта;
-сонор-лента – голосовая линия, продублированная какими-либо гармоническими элементами;
-сонор монотембровый – сонор с однотембровым содержанием;
--сонор остинатно-имитационный (красочный результат взаимодействия многочисленных, имитационно связанных и плотно расположенных голосов музыкальной ткани, в которых используется ряд повторяющихся ритмоформул);
-сонор-педаль полилинеарный (= сонор-педаль сверхмногоголосный, полифонический):
-сонор-педаль полилинеарный с форшлагами;
-сонор-тремоло полилинеарный (= тремолирующий сонор полилинеарный);
-сонор политембровый – сонор с многотембровым содержанием;
-сонор-пуанта:
1) относительно краткий конструктивный элемент пуантилистической ткани, обладающий определенной колористической индивидуальностью, конструктивно-смысловой и выразительной самостоятельностью, автономный по своим временным, высотным, регистровым, тембровым, штриховым и динамическим параметрам;
2) то же, что сонор-импульс или "сонор-точка" :
-сонор-пуанта-фруллато ,
-сонор-пуанта-остинато ,
-сонор-пуанта-репетиция;
сонор пуантилистический:
1) пространный сонор с разряженной звуко-точечной структурой;
2) "макросонор", состоящий из ряда сонор-пуант;
-сонор-срез –одномоментная вертикаль в сверхмногоголосной полифонической ткани, обладающая определенной красочностью;
-сонор-фаза –относительно автономная фаза одноголосного ("сонор-линия") или многоголосного (в том числе, дискретно-многоголосного) пространства, отдельные конструктивные компоненты которого (звуковые, ритмические, тембровые и пр.) в принципе не допускают своего дифференцированного восприятия и не предполагают возможность такого восприятия. Для соноров-фаз в процессе их становления обязательны изменения в их содержании (звуковысотные, тембровые, ритмические, дина¬мические и пр.). Определение типа соноров-фаз обычно связано с описанием характера их конфигурации, принципа становления (мобильное, статическое), состояния красочности, изменения степени плотности и сонантности в отдельные моменты этого становления. Среди наиболее общих типов структур соноров-фаз фигурируют: однородно-протяженные, плавно-меняющиеся, резко-обновляющиеся, крещендирующие, диминуирующие, волнообразные, треугольные, "россыпи" и др.
Сонорика :
1) вид композиционной техники, в которой в качестве основного конструктивного элемента музыкальной ткани применяется краска созвучий с определенной и неопределенной высотой, а также различного вида шумов;
2) искусство музыкальных красок;
3) искусство форм звучания, организованных определенным образом.
Сонорика монотембровая –сонорика, связанная с одним тембром.
Сонорика политембровая –сонорика, связанная с несколькими тембрами.
Сонорная гармония –гармония звукового пространства, связанная с применением в качестве основного конструктивного материала разнообразных по своей красочной (в том числе, тембро-колористической) природе соноров. Сонорно-гармоническое движение обычно связано с разнообразными плавными или, напротив, резкими – изменениями красочно-выразительных свойств соноров, с тем или иным усилением и ослаблением их диссонантной напряженности. Такие изменения возникают в результате постепенных или резких изменений звукового состава соноров, их интервальной структуры, динамики, а в сонорах линеарно-фазовой природы и ритмического состава отдельных их голосов.
Сонорная драматургия –процессуальное изменение содержания сонорной композиции, связанное с определенными образно-художественными задачами.
Сонорная модель:
1) эталонная форма, образец отношений соноров в том или иной сонорной структуре;
2) отношения внутри группы каких-либо соноров, являющиеся образцом для построения связей, отношений других (всех или части) однопараметрных соноров и их групп;
Сонорная ритмическая система – объединение, взаимосвязь множества мелких длительностей и кратких групп таких длительностей или, напротив, относительно и исключительно крупных, не поддающихся и не предполагающих какой-либо точной своей дифференциации; то же, что сонорно-временная система.
Сонорная система :
1) совокупность, объединение взаимосвязанных и расположенных в соответствующем определенном порядке соноров и их групп как так или иначе окрашенных, более или менее напряженных, устойчивых и неустойчивых конструктивных элементов музыкальной ткани;
2) совокупность соноров и их групп, связанных общей функцией;
3) совокупность принципов, лежащих в основе сонорной техники. В зависимости от приемов построения, применяемых при построении сонорной системы, различаются модальный, прогрессийный, серийный, центропостоянный, центропеременный, пуантилистический и др. ее варианты.
Сонорная структура –прочная, относительно устойчивая связь (отношение) и взаимодействие соноров и их групп как так или иначе окрашенных, более или менее напряженных, устойчивых и неустойчивых конструктивных единиц, а также явления и всего сонорного процесса как целого.
Сонорная фактура :
1) метод выработки музыкальной ткани, составленной из соноров , направленный на разнообразные увеличения и уменьшения объема их звуковой массы, сгущения и разрежения ее тоновой и тембровой плотности, а в сонорах-фазах – также плотности звуко-ритмического состава отдельных голосов, плотности расположения этих голосов и интенсивности ее обновления;
2) метод построения музыкальной ткани, направленный на изменение движения различных конструктивных элементов, связанных отношением единицы и множества (в том числе: звуковых, ритмических, тембровых и пр.) в составе различных соноров, т.е. движения элементов, значение которых проявляется только через конкретные связи, свойства общего сонорного звучания;
3) выстраивание музыкальной ткани из "сонорных звучностей" в аспекте ее "гармонического рисунка", в том числе, в аспекте ее дления (континуальности), пульсированности, одно- и многоголосности.
Например:
-сонорная полиостинатная фактура,
-соноро-линеарная одноголосная,
-соноро-педальная полилинеарная фактура ( "полоса устойчивая", соноролента статическая):
-соноро-педальная полилинеарная мономерная,
-соноро-педальная полилинеарная с форшлагами,
-соноро-полифоническая фактура,
-соноро-пуантилистическая фактура ("россыпь" , в которой функцию пуант выполняют отдельные звуки),
-соноро-тремолирующая полилинеарная,
-соноро-глиссандирующая полилинеарная .


Алеаторическая терминология:

(думаю что электронным творцам знать её желательно знать её)

Алеаторика:
1) совокупность различных приемов, способов совместного сочинения музыкальной ткани исполнителем и композитором, основанный на произвольном соединении, досочинении и прочтении исполнителем ряда музыкальных фрагментов – алеаединиц, созданных композитором;
2) свободное или каким-либо образом ограниченное сочинение исполнителем тех или иных элементов музыкальной ткани в определенных параметрах, заданных композитором;
3) то же, что алеаторическая техника.
Алеаторики виды –
1) варианты алеаторики (алеаторической техники), образующиеся на уровне какого-либо отдельного компонента музыкальной ткани, ее "материального основания";
2) то же, что алеаторической техники компонентные виды.
Например:
-алеаторика артикуляционная:
1) алеаторическая техника, предусматривающая свободное сочинение исполнителем тех или иных артикуляционных элементов в определенных условиях, заданных композитором;
2) свободное применение исполнителем артикуляционных единиц из числа, предложенных композитором;
алеаторика звуковая:
1) алеаторическая техника, предусматривающая свободное сочинение исполнителем тех или иных звуковых элементов в заданных композитором ритмических и других условиях;
2) свободное применение исполнителем звуковых единиц из числа, предложенных композитором:
-алеаторика аккордовая;
-алеаторика интервальная;
-алеаторика интервальных групп;
-алеаторика тоновая;
-алеаторика лигатурная – алеаторическая техника, действующая на уровне протяженности отдельных нот, завершенных лигой;
-алеаторика ритмическая:
-алеаторика длительностей;
-алеаторика паузная – алеаторическая техника, предусматривающая свободный выбор исполнителем протяженности пауз, выставленных композитором в нотах;
-алеаторика ритмоформульная;
- алеаторика сонорная;
--алеаторика тембровая;
-алеаторика темповая;
-алеаторика фактурная –
1) алеаторическая техника, в качестве конструктивных единиц которой используются фактуры, содержащие точечный ритмический рисунок и динамические характеристики, а также указания на тембр и примерный диапазон звуков;
2) алеаторическая техника, действующая на уровне фактур;
-алеаторика шумозвуков.
Алеаторики классы – варианты алеаторической техники, связанные с числом разноматериальных компонентов, применяемых при создании алеаторической композиции.
Например:
• алеаторика всекомпонентная – вариант алеаторики, в котором используются все компоненты музыкальной ткани; то же, что алеаторика панкомпонентная;
• алеаторика монокомпонентная – вариант алеаторики, в котором используется только один из компонентов музыкальной ткани;
• алеаторика панкомпонентная – то же, что алеаторика всекомпонентная;
• алеаторика поликомпонентная – вариант алеаторики, в котором используются несколько компонентов музыкальной ткани;
Алеаторики типы – варианты алеаторической техники, связанные с определенной конструктивной свободой, предоставляемой композитором исполнителю при работе с музыкальной тканью своих сочинений:
• алеаторическая техника свободная (неуправляемая, абсолютная, полная) – алеаторическая техника, при которой композитор никак не ограничивает исполнителя в обращении с предложенным ему для исполнения–досочинения материалом;
• алеаторическая техника ограниченная (управляемая, частичная, неполная) – алеаторическая техника, при которой композитор предоставляет исполнителю возможность досочинять отдельные компоненты и их параметры в заданном музыкальном материале.
Алеаторические вариации – вариационная форма, выстроенная в процессе применения алеаторической техники.
Алеаторические длительности ограниченные – временные доли, протяженность которых ограничена только моментом появления новых звуковых единиц в других голосах и пластах музыкальной ткани или специальными указаниями композитора.
Алеаторические длительности свободные – временные доли с абсолютно свободной протяженностью, не имеющей никакого точного обозначения в авторском тексте.
Алеаторические паузы – паузы, протяженность которых произвольно определяется исполнителем.
Алеаторический остинатный период – период с остинатным материалом, выстроенным с помощью алеаторической техники.
Алеаторический полизеркальный бесконечный векторный канон – алеаторически выстроенный бесконечный канон с полизеркальной векторно-голосовой структурой.
Алеаторический ритм – ритм, свободно или относительно свободно создаваемый исполнителем на основе каких-либо других компонентов музыкальной ткани, предложенных композитором.
Алеаторический соноропериод – период с сонорным материалом, выстроенным с помощью алеаторической техники.

С уважением.

P.S.

Закачал интересную книжку(старая ссылка похоже не работает):

Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века(архив rar: 10,5Мв):

http://fileho.com/download/7b21f6546611/--...X-----.rar.html
 
  • Like
Реакции: сomposer
Репетитивный метод
(уж простите,чуть-чуть Вас подтолкну на не стандартность.....)

Вот такие старо-забытые и невероятно-новые одновременно идеи.
Чем не колондайк для электронщиков?!

http://www.proarte.ru/ru/komposers/music-a...92/19920001.htm

Минимализм и репетитивная техника: сравнение опыта американской и советской музыки
(Петр Поспелов0

Небольшой отрывок из неё для пытливых:

Репетитивный метод - это метод музыкальной композиции, основанный на организации статичной музыкальной формы циклами повторений коротких функционально равноправных построений (patterns).

Пример от Терри Райли

Первым произведением, последовательно созданным репетитивным методом (и ставшим одним из "классических" образцов американского авангарда), было "In C" калифорнийского композитора Терри Райли. Его исполнительский состав может быть любым (в авторской записи он включает около 12 - 15 музыкантов, преимущественно духовиков и ударников, но есть также запись варианта для 6 фортепиано). Партитуры нет: есть одноголосная партия, общая для всех исполнителей (лишь фортепиано непрерывно играет "Pulse" восьмыми нотами на звуке C в верхнем регистре). Нотный текст представляет собой последовательность из 53 неодинаковых по длине мелодических сегментов. Их нельзя назвать мотивами, так как полностью отсутствуют приемы мотивного развития и разработка. Исполнители вступают поочередно. Первый из них некоторое время повторяет первый сегмент, пока его один за другим не начнут играть все или большинство других инструментов. Тогда он переходит ко второму и повторяет его таким же образом. Другие музыканты по очереди также переходят ко второму сегменту, тогда как остальные еще продолжают играть первый. Затем и они начинают играть второй сегмент, в то время как прежде начавшие играют уже третий или четвертый. Музыкальная ткань постепенно и незаметно обновляется. В середине пьесы может звучать одновременно несколько соседних по порядковым номерам сегментов. Поскольку почти все мелодические фигуры содержат явные или подразумеваемые тональные устои, пьеса имеет в целом некий "тональный план". Она начинается в до мажоре, в какой-то момент среди до мажора появляется фа диез. Некоторое время фа и фа диез наслаиваются друг на друга. Вследствие того, что все большее число музыкантов проходит от сегмента 12 (явно до мажор) через сегменты 13 - 17 (непонятно что) к сегменту 18 (явно ми минор), возникает тональное поле ми минора. Из ми минора пьеса путешествует в соль мажор и оканчивается в соль миноре. Смена тональностей происходит без малейшего подобия модуляций, без выражения тональных функций: все и всегда остается тоникой. Одно тональное поле плавно вытекает из другого (как перетекают друг в друга пейзажи за окном поезда), при этом на протяжении пьесы иногда возникают "смешанные" поля. Если музыканты опытны и хорошо слышат друг друга, образуется модальная панорама, в которой наплывами выступают различные тембровые группы и структурные комплексы. Таким образом (через 40-50 минут) все исполнители приходят к последнему, 53-ему, сегменту и один за другим выключаются.

Пример от Стив Райх

Райх пользуется оригинальной техникой "постепенного фазового сдвига" (gradual phase shift), первоначально открытой им в области tape music (магнитофонной музыки), когда ему случайно понравился эффект медленного расхождения двух магнитофонов

Один из манифестов этой техники - пьеса "Piano Phase" для двух роялей (или двух маримб, 1967). В качестве материала Райх выбирает единственную короткую звуковую структуру (делая следующий шаг вслед Райли, у которого было, как мы помним, 53 сегмента). Это паттерн (pattern - модель, "выкройка"), состоящий из 12 шестнадцатых нот, играемых в очень быстром темпе. Оба пианиста непрерывно повторяют паттерн в унисон, затем второй начинает плавно и постепенно ускорять, в то время как первый жестко держится в темпе. Возникает недолгий "разнобой", напряжение в звучащей ткани, затем оба снова играют синхронно, но первый опередил второго на одну шестнадцатую. Теперь они звучат уже не в унисон - при постоянстве материала изменились вертикальные соотношения. Через некоторое количество повторений второй снова ускоряет и обгоняет первого еще на одну шестнадцатую, и так до тех пор, пока, пройдя по кругу все возможные комбинации, они снова не совпадают в унисоне. Затем паттерн видоизменяется и урезается до восьми шестнадцатых. Весь круг проходится еще раз (соответственно, он уже короче). Наконец, паттерн сокращается до четырех шестнадцатых, совершается третий, самый короткий, круг, после чего оба пианиста одновременно останавливаются ("выключаются").

В статье ещё множество приёмов от разных авторов.
Прочтите,пригодится.
 
Хорошо бы это послушать, звучит в теории на словах достаточно интересно. Я попробую поискать в инете, но что-то сомневаюсь, что на популярных порталах есть такая вот музыка....хотя чем черт не шутит. Честно говоря, я не сторонник пуристического авангарда, когда кроме него ничего нет больше в композиции, но вот местами делать вкрапления и использовать наряду с классическими приемами аранжировки это было бы очень интересно...для контраста..и вообще. Считаю, полезный материал. Не всегда, ИМХО, мысль можно выразить стандартными методами. Надо знать и альтернативу им, будем изучать.

Может, у Profi есть уже ссылки на готовые произведения для ознакомления?
 
Да не проблема найти Райха, Райли или Филипа Гласса какого. В исполнении Kronos Quartet к примеру.
 
Поделюсь тем,о чём думаю (с правом на ошибку,конечно...):

И приглашаю Вас поразмышлять:

Вспомним под что на танцполе "отрываются" сегодня всё больше и чаще?
Какая музыка у нас у всех в мобильниках?
Правда ваша:
Превеликое множество разновидностей Крэзи Фрог,Холи Долли,финских полек…..
Что нас удивило в пении Шер?Мелодия или автотюноподобный,впервые услышанный эффект?
Почему мы равнодушно проходим мимо магазинчика откуда разливы-переливы
Хьюстон и М.Кэри,но останавливаемся на бегу удивлённо около того кто на пиле смычком или сверхсложно на балалайке,что за головой,тирольски напевая,впридачу аккомпанируя диджериду и варгану?
А что такое случилось с западной электроникой?Не подскажете?
Пока мы гонялись за «мясными басами»,виртуальными,всё более изощрёнными «подкладами»,за супер компрессией……они нам в ответ всё новые и новые предложения,где это отсутствует напрочь или держится на последнем волоске:
сверх пустые хип хопы в реал-мюзик и RnB,где царствуют африканские полиметрические и полиритмические драмы,где ещё что-то на чём то попискивает роскошному африканскому параллельному пению.
А что новенького в господине-роке или в его противоположности: «жанре»-шансоне?
Ау-у-у-у-у-у-у-у……
А куда приклеить постулаты «бригадного учебника»в электронной композиции?,если в сонорике нет предела звукоряду, размазана ладовость,царствует необычная для традиции орнаментика…..
И нужна ли консерваторская техника в электронике?,если в секвенсоре да одной ручкой между чаем и футболом по телику..
А разве для Нас сегодня первичен гениальный мелодизм «Чардаша» что Монти сочинил,или «Полёт шмеля»?
Не-е-е-ет!
Скорость исполнения и обёртка подачи этой скорости важнее!
Вспомним замечательный фильм «Окно в Париж»:
Там сверхвиртуозы это пилят во фраках,но только без штанов,держа скрипку между колен…
Что это?
Есть ли объяснение всему этому?
Да!
Термин и объяснение всему этому есть!
На западе ЭТО называется:

«АТТРАКЦИОН!»

Появление его это явление времени.
Это ключик при приёме на работу и при приёме работы.
Под его натиском трещат устои,стили музыки,устоявшиеся вкусы……
Он первичен везде и во всём.
Он царь и господин.
Его девиз прост как эсэмэска:
«Послушал!Удивился!Использовал!Забыл»

Вон,популярный сегодня, «Терем-квартет» инстинктивно понял это и рубит бабки демонстрируя русский АТТРАКЦИОН….
И многие из нас должны понимать что незыблимы только классическая музыка и фольклор.У них свой постамент и свой путь на века.
Всё остальное в музыке-вода,струящаяся вокруг камня…
И чтобы быть первичным в ней,надо находиться в постоянном поиске,не быть вторичным, за кем-то.Иначе не попадаете в «Послушал!Удивился!Использовал!Забыл»,т.к. первичное уже сочинилось и прослушалось.
А вот здесь то одними тембральными находками то и не обойдёшься…

Здесь рулит ТЕХНИКА КОМПОЗИЦИИ.

Для меня это интересно,важно и это тот последний вагон не расшифрованных знаний,что мимо нас возможно проносится….

С уважением! Виктор Бычков.

P.S.

Ошибок на этом пути превеликое множество.
Ещё больше больно и «аргументировано» бьющих «спецов» от теоретических канонов-догм.
Но уж больно привлекательна поставленная цель:
«Первичность и не похожесть!»
И здесь к месту раздумья великого Альфреда Шнитке:

«….Математики, решая некоторые уравнения, вводят так называемые "ложные цифры", которые, уничтожаясь по ходу решения, помогают в итоге найти верный результат. Нечто подобное происходит и в творчестве. Ошибка (вернее то, что мы по инерции считаем ошибкой) в творчестве неизбежна, а иной раз – необходима…..
Для образования жемчужины в раковине, лежащей на дне океана, нужна песчинка - что-то "неправильное", инородное. Совсем как в искусст ве, где истинно великое часто рождается "не по правилам". Примеров тому множество…..».
 
Мне интересна идея "Аттракционна" и в то же время никак непонятна.Это наверно надо забросить понятие "искусства" музыки.Но тогда наверно надо разбираться в понятии "исккуство" Аттракциона.
На эту тему был разговор с успешным продюссером "Любашей".Она в этом очень хорошо разбирается.
Хотелось бы вывести какие-то правила музыки,арранжировки.И почему люди покупают такие компакты.Или не покупают.Непонятно.
 
Подброшу ещё один,не часто встречающийся,учебник:

Учебник Евгения Иосифовича Месснера,"Основы композиции".
Используйте следующую ссылку, чтобы скачать эту книгу (размер файла 9 mb):
http://www.palette-mct.com/EMessner_Basics...ion_Theory.djvu

Для того, чтобы читать файлы в формате djvu, используйте следующую программу:
http://www.palette-mct.com/WinDjView-0.4.1.exe
 
<div class='quotetop'>Цитата(k1876 @ Mar 19 2007, 06:29 PM) [snapback]423728[/snapback]</div>
...Это наверно надо забросить понятие "искусства" музыки. Но тогда наверно надо разбираться в понятии "исккуство" Аттракциона...[/b]
Р. Дж. Коллигвуд. "Принципы искусства" - там все есть, в т.ч. и про "аттракцион", только к искусству это понятие отношения не имеет...
 
<div class='quotetop'>Цитата(Pavel @ Mar 23 2007, 09:33 AM) [snapback]425008[/snapback]</div>
Р. Дж. Коллигвуд. "Принципы искусства" - там все есть, в т.ч. и про "аттракцион", только к искусству это понятие отношения не имеет...
[/b]

Раз мужик с мудрёным звучным именем из калашного ряда да с красивой обложки с названием,да картинками нам со св. рылом....пальчиком пригрозив указал....СМИРРРРРРНО!
Хе-хе-хе...

Так я же здесь 100 процентно по своим наблюдениям размышляю,т. к.живу своим умом...
У Вас свои приоритеты и авторитеты...
Все мы как отдельные цветочки в "человеческом букете" .
Вот и Р. Дж. Коллигвуд. "Принципы искусства" со своим ЧАСТНЫМ не бесспорным,как и моё видение вопроса,мнением вместе с нами..
Он по английски преподносит.а мы ему по-русски..
Тоже ведь не лыком шиты...
 
<div class='quotetop'>Цитата(pROFI @ Mar 23 2007, 09:44 AM) [snapback]425012[/snapback]</div>
Раз мужик с мудрёным звучным именем из калашного ряда да с красивой обложки с названием,да картинками нам со св. рылом....пальчиком пригрозив указал....СМИРРРРРРНО!
Хе-хе-хе...[/b]
Эка вы, Виктор, повернули... :). Просто я хотел заметить, что до начала любой дискуссии необходимо определиться с терминологией. Коллингвуд, из всего того, что я читал в этом ключе, ИМХО сделал это лучше и полнее всех. Поэтому, применительно к указанной цитате из поста k1876 (к ней и, пожалуй, к вашему посту про аттракцион!), я и привел название книги и автора, из которой ясно, что аттракцион к искусству отношения не имеет - цели и область воздействия другие...
 
Что ж отвечу.
Термин этот широко-распостранённый,народный а не книжный.
Кто с забугорьем не по наслышке тот знает о чём речь.
Когда,к примеру,вы нанимаетесь в Париже в русский ресторан, то первое слово что вы услышите от хозяина заведения это слово АТТРАКЦИОН.
Если он в Вашем творчестве присутствует,Вас через 5 минут ОДНОГО выпустят к публике.
Сорванные аплодисменты-ключ к контракту..
А уже потом второе слово как кнут:
темповой,изматывающий АМБЬЯНЦ!
И продукт для студий тем же словом называют,а иначе... только через бешеные бабки...
Так что я вам про жизненные реалии,что по мне как катком асфальтным,а вы мне про правильные,книжные сказки....
Что ж оставайтесь в красивых иллюзиях(пока петух не клюнет прокукарекав:АТТРАКЦИООООН!)

P.S.

А вообще лучше выкладывать что-нибудь полезное,чем флеймить о не закреплённой учебниками псевдотерминологии
О своём горьком жизненном опыте,к примеру, что как "вехи оградительные" для необжегшихся....
А ещё лучше по теме " Техника композиции/Сонорика.Алеаторика".
Или тему свежую поднимите что б встрепенулись уставшие от компрессоров и эквалайзеров пиплы..
 
Для меня один из примеров творчество копозитора Меладзе.Очень трудно угадать его следующую фразу.Он старается "удивлять".Красота и гармоничность теряется,но плюс аттракцион."Шлягера" нет но + аттракцион.Но этот принцип взят и из классики.Сейчас делаю серию пластинок."Классика в современной обработке",надо очень много материала.Сранней классикой все понятно.А чем позже,тем больше "аттракциона" и издатель,да и я чувствую не то это.Умерло все это.
 
Ндааа.. В таком огромном количестве музыкального материала похоже, что для того, чтобы выделиться необходимо либо быть действительно гением, либо глубоким аналитиком ;) А то и сочетанием.
 
Очень мне нравится искренняя горячность pROFI. Интересно, а не "консерваторским" ребятам интересны книги по композиции, многие ли заглянули? А по полифонии хочет ли кто что-нибудь? Ведь и Меладзе неплохо бы почитать (+ по теории стихосложения). Ведь для любого твоческого осмысления "себя" через любую форму искусства - будь то гитарная импровизация или высчитанная кристальная структура (А.Веберн), - необходимо расширение сознания, заносы не туда, попытка удивить самого себя, готовность заранее на ошибку (- как прав Шнитке!).
Всем удачи и парадокса.
PS. Помню в фольклорной моей экспедиции баба Нюра низким голосом запевала: "Ехали казаки со службы домооой...", а баба Лена почти алеотрически, по неведомому чувству свободы и организации высоко вверху подхватывала: "Ооо!... погоны, (пауза), наааа .. гру..(дях) кре-(ст)-ыыы..." И в каждом куплете по=разному, активные вариации устраивала. (Пусть уж Меладзе и Бабкина, которая это-то знает, но оглянцевелась до зеркальности - отдохнут).
 
Сначала посмотрите вот удивительное это:
http://www.logosfoundation.org/instrum_gwr/manual.html
http://www.logosfoundation.org/m&m.html
И прочитайте людское,фантазийное эхо Интернета:
«..Представьте себе рояль, вдоль каждой струны которого по всей длине снуют такие ползунки- паровозики, касающиеся струны различными сменными насадками, щиплющими её, приглушающими и т.п. Представьте, как вдоль всех 88 струн с разной скоростью и в разных направлениях водят разными материалами, и каждая вибрирует индивидуальным образом, а в сумме получается то, что никак нельзя себе вообразить. Представьте, как пианист играет на клавишах, а на каждой струне в это время зажаты различные обертоны. Представьте, как каждая клавиша плавно глиссандирует, когда робот укорачивает и удлинняет струну. Представьте себе различные резонаторы изменяемой конфигурации под крышкой рояля. Всё это управляется с помощью стоящего рядом компьютера, программируется или корректируется в реальном времени.
А ещё можно, например, вдувать в духовые инструменты гораздо более сильный поток воздуха, чем могут человеческие лёгкие. Правда, инструмент от этого может сломаться….
Представьте себе, что перед вами ванна, полная воды. Вы водите по воде руками, зачерпываете воду, выливаете, брызгаетесь. Всё это фиксируется электроприборами в виде звуков.
Люди, не принимающие электронную музыку, обычно говорят, что она никогда не сравнится с акустикой, с живыми инструментами по тонкости и глубине, она никогда не может стать "живой". Но мы можем фиксировать не поведение мёртвых синтезаторов, мы можем фиксировать саму жизнь в виде звуков! Музыкальным инструментом может быть и сам человек, если обвешать его всевозможными датчиками и придумать схему взаимодействия с ними. В простом случае всё это может быть всего лишь способом контроля над сложным синтезатором, в сложном сама волна, её форма тоже может не синтезироваться, а "браться" из живой материи. Это могут быть те же колебания воды, это может быть человеческий голос - тогда остальные движения будут менять его свойста посредством обработки. Да, я говорю всего лишь о способах ввода данных в компьютер, ибо реализовать ту же ванну с водой в виде акустического инструмента трудно (хотя, быть может, тоже возможно?..). Но когда манипулятор - не рычажок, а вода или человеческое тело, это, как мне кажется, действительно способно вдохнуть настоящую жизнь в бесконечное пространство электронных звуков.
Как хочется создавать музыку движением рук, выражением лица, фонариком с лучами света... Свет можно пропускать через самые разные пропускающие свет объекты, рассеивать, расщеплять, превращать в великое множество фонариков с помощью линз и кристаллов, и всё это может звучать прямо в ту же секунду... »
«..Музыкальные инструменты - те же предметы, что и любые другие, вроде стула или расчески. Из любого предмета можно извлечь звуки. Один предмет стукается или трётся о другой - вот и звук. Или предметом можно очень быстро махать. Вот, кажется, и все варианты. А, ещё предметом могут быть воздух и жидкость, это стоит уточнить. Т.е. колебаться может и твёрдое, и жидкое, и газообразное, а слышим мы и вовсе только колебания воздуха и более ничего, всё остальное - лишь способ их вызвать. так чем же скрипка отличается от горшка? По-видимому, разнообразием звуков, которые можно из неё извлечь, палитрой нюансов. Можно было бы, сморщившись, сказать - ах, как же можно сравнивать волшебный голос скрипки с глупыми и тупыми ударами горшка о горшок? Но мы не вправе давать оценок тембрам, ибо они равны, как равны люди на земле. Они просто разные, а какой лучше, какой хуже, сказать нельзя. Каждый звук прекрасен по-своему, и каждый может найти своё место в музыке».
Вот конкретная музыка (фр. Musique concrete) не прошла мимо этого, оперируя не только и не столько электронными звуками, сколько по-новому трактуемыми выразительными возможностями уже существующих музыкальных инструментов, а также окружающими современного человека немузыкальными звуками (среди них – шум, гул, стук, гудки, скрип двери, звук падающих капель воды, голоса птиц, вздохи, крики и др.), которые записывались на магнитофонную пленку и по разному препарировались, или же использовались в "живом исполнении" на концертах.
Как тут не вспомнить и суфийское пение. Когда определённым образом сказанные (спетые) слова склеиваются в единую массу, фонетический орнамент, теряют первоначальный смысл, вводят слушателя в сосотяние транса.
Смотрим: («ГАРМОНИКИ В ОККУЛЬТНЫХ ДИСЦИПЛИНАХ» http://www.overtone.ru/docs/?content=item&item=48)
И всё это СОНОРИКА,
где главным "материалом" для построения звуковой ткани являетя сонор - тон есть сочетание звуков, воспринимаемое как единая звукокраска, в которой отдельные звуки и интервалы не выявляются и не воспринимаются на слух - различимы, как правило, лишь крайние границы соноров и "сонорных полей" ("верх" и "низ").
Вспомним и то,что для создания соноров или сонороподобных звучностей могут использоваться как необычные или новаторские приемы у традиционных акустических инструментов (кластеры - аккорды, образованные секудами; наслоения нескольких гармоний; микрохроматика у струнных; "киксы" у духовых, игра за пределами обычного диапазона, очень быстрые малоохватные пассажи у массы инструментов, нередко в противодвижении.Использование крайних регистров инструментов, либо такой организации ткани, при которой важна как музыка слышимая, так и музыка «неслышимая» - «звучащие» паузы, лиги, ферматы, разного рода глиссандо, отзвуки, направленные на размывание границ звука.), так и электроннные звучности, немузыкальные шумы и т.д.
Для фиксации сонористических произведений иногда пользуются особыми условными знаками (партитуры таких сочинений нередко напоминают произведения графики и живописи.К.Пендерецкий выставляет партитуры в картинных галереях).
Для создания соноров могут применятся различные техники (на слух нередко не различимые) - серийная техника (додекафония), гетерофония (одновременное звучание вариантов одной мелодии без функционального различения голосов), микрополифония (полифоническая техника, в которой количество одновременно звучащих голосов может достигать 48 и более),пуантилизм - метод композиции, при котором музыкальная ткань создаётся из коротких звуков - точек, разъединённых паузами,пространственная музыка-(например, произведение исполняется одновременно тремя оркестрами на трех сторонах зала, с тремя дирижерами, как «Группы» Штокхаузена, или когда источники звука разобщены в пространстве, передвигаются по сцене, концертному залу), в частности, «Октофония» Штокхаузена с размещением звукотранслирующих динамиков в восьми углах зала (и соответствующей «полифонией»),
минимализм ("наименьший"),где в основе идея,создать произведение, основанное на очень маленьких изменениях в высоте одного звука или аккорда. Янга, Райли, Райха и Гласса прозвали минималистами по аналогии с течением в изобразительном искусстве
Четверка основоположников тоже начинала с постепенного сведения всего к минимуму - вплоть до концептуализма.У Гласса есть сочинение «1 плюс 1» для микрофо-низированной крышки стола; в «Музыке маятника» Райха микрофон раскачивался на длинном шнуре и по мере приближения к усилителю заставлял динамики издавать синусоидальные тоны - хорошо всем известный микрофонный эффект. (Идею эту, кстати, блестяще развил канадец Гордон Монахан: у него раскачивались светящиеся в темноте динамики, причем светились они ровно столько, сколько длился звук). Но самым последовательным концептуалистом был Лямонт Янг. Его цикл пьес «I960» состоит примерно из таких мини-партитур: «играйте квинту си - фа-диез на чем угодно и сколь угодно долго» (тем, кто знаком с инструментами оркестра, предлагаю поразмышлять над вопросом, чем именно эта квинта отличается от всех остальных. Поверьте, отличие существует). Или: «принесите в зал банку с бабочками и выпустите их». Или: «кормите фортепиано сеном и поите водой, пьеса считается оконченной, когда фортепиано почувствует себя сытым».
Большинство американских минималистов (и в этом их отличие от европейцев) сочиняет не для темперированного строя - фортепианной клавиатуры, подогнанной под принципы гармонии, а в натуральном строе, весьма, кстати, распространенном в Америке не только среди минималистов. Лямонт Янг даже выпустил альбом из пяти дисков, содержащий его пятичасовое сочинение «Хорошо настроенный рояль», над которым он работал более десяти лет. Принцип минимализма: все прорастает из одного «зернышка», соизмеримого по масштабу с одним дыханием, шагом, пульсом, мотивом, интонацией, ритмическим оборотом. Не случайно, когда будущий звукорежиссер Филипа Гласса Курт Мункейзи впервые открыл для себя музыку своего будущего босса, ему показалось, что вся она состоит из одних хуков, то есть запоминающихся оборотов, которые делают поп-песню шлягером.
«И это, когда поп-музыканту хватает только одного хука, чтобы прославиться», -восхищался Мункейзи.
Вот и Брайан Ино обнаружил новые свойства звукового фона, слушая только один канал стереозаписи из двух, да и то звучавший намного тише, чем следовало. Так родилась разновидность сонорики: «эмбиент».
История с "придумыванием" эмбиента уже превратилась в легенду. Как-то раз молодой композитор Брайан Ино попал в больницу, и, лежа в постели, в полузабытьи вслушивался в доносившуюся из плохих динамиков музыку, в звуки капавшего за окном дождя и шум деревьев. Очнувшись, он решил воплотить услышанное в "реальную" звуковую ткань, использовав для этого магнитофоны, синтезаторы и прочие средства звукопроизводства. Ино ходил с микрофоном по улице, записывал различные шумы, препарировал их, смешивал со звуками синтезаторов и акустических инструментов
Так и родился брюитизм или индастриал, шумовая музыка, для сочинения и воспроизведения которой использовались специально сконструированные электрические инструменты, а также динамо-машины, автомобильные клаксоны, моторы, пишущие машинки и другие «звуковые объекты», огромное количество ударных.
Вот и так появились и появляются новые необычные инструменты или устройста…
И знаменитый терменвокс (первый в мировой практике электроакустический инструмент, построенный инженером Л.С.Терменом и допускающий любые микроградации звука),и электроакустические инструменты Обухова «Эфир» и «Кристалл», предвосхищающие более известные, но построенные позже французские «волны Мартено» или «Croix sonore», и смычковый полихорд Авраамова и т.д. Эти и другие необычные инструменты,необычные композиционные техники создают принципиально новую сонорику,будят фантазию,заставляют смотреть на многое под другим углом..
Об этом постя я и озаботился….
Того,кто осилил текст удручу ещё одной сумасшедшинкой:
А после смерти музыка тоже есть?!
… открываются какие-то врата и оттуда льётся свет и звучит божественная сонорика вместе с птичьими голосами и детским смехом...
А может-быть это уже всё есть на земле,рядом,но только не прислушиваемся,не ищем,
всё времени нет,торопимся куда-то,зачем-то,туда куда все,как заблудившееся стадо...
 

Сейчас просматривают