Каким образом мы концентрируемся на одном источнике?

  • Автор темы Автор темы Snix
  • Дата начала Дата начала

Snix

Member
8 Ноя 2006
125
6
18
38
Riga, Latvia
Посетить сайт
У меня возник очень необычный и интересный (как мне кажется) вопрос! Такое наблюдение: был сейчас в магазине мобильных телефонов, там играла музыка (какая - не важно!), и в тоже время музыка играла в супермаркете, в котором этот магазин находится! Уже совсем другая! По уровню громкости примерно одинакого! Вопрос такой - каким образом мы прислушиваемся? Что происходит! К примеру я, не меняя положение головы (в смысле стою неподвижно) могу сначало слушать музыку из магазина (разборчиво), а потом переключиться на маркет! :rolleyes: Стало очень интересно, ведь общая звуковая картина, которую я слышу не меняется! (так же как и моё положение - повторюсь!) B) Как же этот процесс разборки присходит? B)
 
Snix,
Концентрация внимания. Точно также у тебя с глазами. Ты можешь приглядываться к деталям или воспринимать картину в целом. Имхо, с психоакустикой тут связи мало.
 
<div class='quotetop'>Цитата</div>
Концентрация внимания[/b]
Именно. Для примера можно прикинуть, сколько звуков ПОСТОЯННО окружает нас в жизни. Начиная со звука нашего сердца и дыхания. Восприятие имеет свойство отсеивать информацию, которая не является необходимой в данный момент. И даже нужную информацию пропускает через "сито", оставляя только часть, достаточную для составления образа воспринимаемого объекта. А ещё хохма в том, что если какая-то деталь не соответствует привычному целому образу, эта деталь восприятием игнорируется. А в случае нехватки какой-то детали - эта деталь достраивается, буквально галлюцинируется.
 
<div class='quotetop'>Цитата(Snix @ Mar 4 2007, 12:16 PM) [snapback]417150[/snapback]</div>
Как же этот процесс разборки присходит? B)
[/b]
Если имеется в виду "низкоуровневая" разборка, то звуки еще до создания готового слухового образа "рассортировываются" пространственно и спектрально. И то и другое требует мощнейшего нервного аппарата, занятого "просчетом" разнообразных функций корреляции (и автокорреляции) сигналов правого и левого уха. Как это работает в деталях, думаю, еще долго никто не узнает. В общих чертах - описано в любой книжке по психоакустике :)
 
Это то явление, по причине которого человечество пока не может создать ИИ. Вот мы передаём со сканера в комп детский рисунок, на котором акварелью изображен домик. Домик кривой, но мы (люди) прекрасно понимаем, что нарисовано. А вот для любого программного пакета это куча цветных точек. Программно научились распознавать шрифты, очень слабо рукописный текст. Но до базы данных, подобной человеческому интеллекту программирование не доросло. Кстати, не у всякого человека получится вот так переключаться с одной мелодии на другую. Нужен некоторый опыт. У человека, который не слышал современные мелодии (ну, и естественно не знает основы их написания) дифференцировать мелодии вряд ли получится. Так же как человек, который не видел домики и не знает как рисуют дети (сделаем такое допущение) не опознает на акварельном рисунке домик. Это не совсем из области психоакустики.
 
А если поставить в том же месте микрофон и записать - услышишь ВСЁ сразу.
 
Какая разница, как воспринимают звук органы, если вы всё это потом обрабатывает мозг и результат мы получаем только после обработки?!! Большую часть в распознавании звуков играет мозг.
Просто выделяется звук тот или иной (мелодия) только с использованием опыта. Мы идентифицируем мелодию потому, что что-то подобное уже слышали (последовательность аккордов, мелодию) или мелодия (или звуки) соответствуют системе гармоний, которая в голове уже осела.. На примере маленьких детей это хорошо заметно.
 
Алдошина в своих работах по психоакустике(маскировка звука) подрооообно всё расписала.
Её статьи можно найти в архивах на 625-net
 
Наш мозг вообще всё регистрирует, что в него поступает, независимо от того, на что мы сконцентрированы (если он в порядке...)
Главная проблема - как достать это из него.....
 
<div class='quotetop'>Цитата(Methafuzz @ Mar 5 2007, 11:57 AM) [snapback]417495[/snapback]</div>
А если поставить в том же месте микрофон и записать - услышишь ВСЁ сразу.
[/b]

«Поставили микрофон». Но сути явления это не меняет. Я легко могу сконцентрировать внимание в этом фрагменте то на Фармер, то на Коллинза. Например, опираясь на ритмику. Мне знакомы Sussudio и California, поэтому я их легко дифференцирую. Можно опираться не на ритмику а на другие составляющие. Принципы пространственной локализации описанные Ириной Алдошиной в этом деле участвуют незначительно. Но они есть. В моно файле это будет сложнее дифференцировать, но тоже можно.


<div class='quotetop'>Цитата(Litvinov @ Mar 6 2007, 04:15 AM) [snapback]417890[/snapback]</div>
Наш мозг вообще всё регистрирует, что в него поступает, независимо от того, на что мы сконцентрированы (если он в порядке...)
Главная проблема - как достать это из него.....
[/b]

Как? А как живьём на сцене играть? Если кто-нибудь топнет ногой несколько раз мимо бас барабана, то все музыканты из ритма вылетают? Разумеется нет. Концентрация внимания зависит от организации высшей нервной деятельности человека, а не от конструкции ушной раковины.
 
Наша психика имеет свойство концентрироваться на очень ограниченном количестве явлений. И мы можем выбирать сами на чем концентрироваться.

Если пытаться сконцентрироваться сразу на нескольких однотипных ощущениях, к примеру на своих руках и спине и пятках и пальцах ног одновременно то это займет у вас много времени, ибо оцень сложно ужержать подобного рода внимание.

Есть еще один интересный момент. Поочередно концентрироваться на том что вы видите, слышите и чувствуете, не меняя положения головы и тела. При этом психика начинает перегружаться и вы войдете в легкое состояние гипноза. Это характеризуется "туннельным" зрением. Что это такое объяснять не буду - почувствуете - поймете.
 
<div class='quotetop'>Цитата(Polarus @ Mar 6 2007, 04:01 PM) [snapback]418119[/snapback]</div>
«Поставили микрофон». Но сути явления это не меняет. Я легко могу сконцентрировать внимание в этом фрагменте то на Фармер, то на Коллинза. Например, опираясь на ритмику.
[/b]

понятно, но наверное не так легко, потребуются дополнительные усилия. А в реальной жизни это происходит почти автоматически. И кажется конструкция ушной раковины все-таки играет роль. Где-то здесь об этом уже говорили, что ушные раковины формируют АЧХ так, что мозг на основании этой информации распознает трехмерную картину.
Кстати самые обалденные стерео записи (и притом трехмерные) получаются именно при помощи искусственной человеческой головы с микрофонами в ушах. Я долго не мог понять, почему они стоят таких крутых денег (3-5 k$), теперь кажется понимаю - по результату.

Ну вот и с выделением источников сигнала это тоже связано. Я как-то давно читал, что сигналы с разным спектром обрабатываются мозгом по-разному. Как есть боковое зрение, так есть и "боковой слух" :)
 

Сейчас просматривают