Некоторые общие рекомендации по работе над произведением.
Основные принципы:
1. Внимательно слушать себя.В вашей практике все зависит от того,насколько внимательно вы себя слушаете.
2. Играя произведение в первый раз,делайте это медленно,следя за тем,чтобы ноты,звук,динамика,штрих и выразительность были правильными.Лучше сыграть один раз медленно и правильно,чем сто раз быстро и с ошибками.
3. Пытайтесь понять музыку.Будьте внимательны к авторским обозначениям в нотах.Пытайтесь понять стиль произведения,его форму,строение фраз,гармонию.
4. После занятий с педагогом запишите все ,что он вам говорил.Напишите в нотах все ,даже мельчайшие,”вилочки”,укажите в нотах где вы делаете смысловые акценты,изменения в темпах,подробно укажите динамику.Укажите в нотах форму произведения,различные партии( главные,побочные и т.д.) .
5. Не смотрите на вашу практику, как на проведение определенного времени за инструментом или над пьесой.Смотрите на вашу практику,как на решении проблемы в произведении.Для этого вы должны:
а) определить проблему
б) знать способы разрешения проблемы
в) работать над решением проблемы
6. Постоянно задавайте себе 3 вопроса:
а) Хорошо(правильно) ли это звучит?(звук,звуковедение,артикуляция,фразировка и т.д.)..
б) Хорошо(правильно) ли я себя чувствую?(зажаты или свободны пальцы,руки,плечи,шея,дыхание и т.д.).
в) Хорошо(правильно) ли это смотрится?(не делаете ли вы лишних и ненужных движений).
Основные методы.
1. Разделите произведение на маленькие секции.Работайте над одной маленькой секцией,пока она не будет получаться хорошо.Затем объедените 2 маленькие секции и работайте над этой большей секцией ,пока она не станет получаться хорошо.И т.д.
2. Целое-часть-целое.Играйте произведение целиком,затем отдельную секцию и после снова играйте целиком.Или играйте одну секцию,затем наиболее трудную часть секции и после снова играйте секцию целиком.
3. Остановки.Например,если в произведении имеются быстрые пассажи шестнадцатыми нотами,задерживайтесь на превой шестнадцатой в группе из 4 шестнадцатых.Или на первой шестнадцатой в группе из 8 шестнадцатых и т.д.Этот метод остановки хорош для любых пассажей,которые содержат в себе повторяющиеся ритмические группы.Акцкентируйте сильные доли.
4. Играйте пассаж мягко и легко,как только можете,но выигрывайте каждую ноту,или играйте сильно и громко,как только можете.
5. Играйте с метрономом.Например,надо сыграть пассаж в темпе 140.Начните играть с 70,прибавляя по 5,постепенно доходя до нужного темпа.Также можно сыграть в 70 и сразу попробовать в 140,потом вернуться назад и сыграть в 75,потом снова 140,после вернуться на 80 и снова 140 и т.д.При таком методе сначала пассаж при 140 будет ”грязным”,но постепенно он будет вычищаться.Но надо постоянно возвращаться к игре в медленном темпе и с ”остановками”,иначе пассаж можно ”заболтать”.
6. Выберите ”неудобное” место.Учите его до тех пор,пока не сможете его сыграть 3 раза без ошибок.Потом пробуйте сыграть 5,7,10 раз без ошибок.Вы можете задавать себе разные уровни сложности.Сначала вы можете хотеть просто сыграть все ноты правильно.Потом вы можете добиваться нужной динамики,выразительности,фразировки и т.д.Когда вы сможете сыграть ”неудобное” место 10 раз с совершенной фразировкой,динамикой,скоростью,звуком,штрихом и т.д. и ,конечно,без ошибок,вы можете считать ,что вы немного продвинулись к совершенству.
7. Психологи говорят,что для того,что бы что-то попало в нашу долговременную память,надо сделать это всего 7 раз(+\-2),при условии ,что это ”что-то” не слишком велико.Так ,если вы сыграли небольшой пассож правильно 7 раз-вы запомнили его правильно,но если пассаж был сыгран 7 раз и вы пару раз ошиблись,то вы не можете быть уверены ,что вы не ошибетесь в дальнейшем.Но если вы сыграли пассаж 10 раз и 7 раз ошиблись,то что бы исправить свою ошибку, вам придется сыграть этот пассаж правильно ( ни ошибаясь ни одного раза!) 35! раз.
Поэтому лучше учить медленно, но сразу верно.
8. Записывайте себя и внимательно слушайте, находя, где вы можете сыграть еще совершенней.
9. Визуализируйте себя играющим.Представляйте как вы держите инструмент,как двигаются ваши пальцы, представляйте как вы дышите,звучите.Ваша практика не должна быть рутиной.Вы должны быть настроены творчески и должны получать удовольствие от занятий.
Взято отсюда http://clarinetplaying.narod.ru
Мне лично понравилось, как он изъяснил многие вещи, советую почитать вообще весь его сайтик, там немного.
Основные принципы:
1. Внимательно слушать себя.В вашей практике все зависит от того,насколько внимательно вы себя слушаете.
2. Играя произведение в первый раз,делайте это медленно,следя за тем,чтобы ноты,звук,динамика,штрих и выразительность были правильными.Лучше сыграть один раз медленно и правильно,чем сто раз быстро и с ошибками.
3. Пытайтесь понять музыку.Будьте внимательны к авторским обозначениям в нотах.Пытайтесь понять стиль произведения,его форму,строение фраз,гармонию.
4. После занятий с педагогом запишите все ,что он вам говорил.Напишите в нотах все ,даже мельчайшие,”вилочки”,укажите в нотах где вы делаете смысловые акценты,изменения в темпах,подробно укажите динамику.Укажите в нотах форму произведения,различные партии( главные,побочные и т.д.) .
5. Не смотрите на вашу практику, как на проведение определенного времени за инструментом или над пьесой.Смотрите на вашу практику,как на решении проблемы в произведении.Для этого вы должны:
а) определить проблему
б) знать способы разрешения проблемы
в) работать над решением проблемы
6. Постоянно задавайте себе 3 вопроса:
а) Хорошо(правильно) ли это звучит?(звук,звуковедение,артикуляция,фразировка и т.д.)..
б) Хорошо(правильно) ли я себя чувствую?(зажаты или свободны пальцы,руки,плечи,шея,дыхание и т.д.).
в) Хорошо(правильно) ли это смотрится?(не делаете ли вы лишних и ненужных движений).
Основные методы.
1. Разделите произведение на маленькие секции.Работайте над одной маленькой секцией,пока она не будет получаться хорошо.Затем объедените 2 маленькие секции и работайте над этой большей секцией ,пока она не станет получаться хорошо.И т.д.
2. Целое-часть-целое.Играйте произведение целиком,затем отдельную секцию и после снова играйте целиком.Или играйте одну секцию,затем наиболее трудную часть секции и после снова играйте секцию целиком.
3. Остановки.Например,если в произведении имеются быстрые пассажи шестнадцатыми нотами,задерживайтесь на превой шестнадцатой в группе из 4 шестнадцатых.Или на первой шестнадцатой в группе из 8 шестнадцатых и т.д.Этот метод остановки хорош для любых пассажей,которые содержат в себе повторяющиеся ритмические группы.Акцкентируйте сильные доли.
4. Играйте пассаж мягко и легко,как только можете,но выигрывайте каждую ноту,или играйте сильно и громко,как только можете.
5. Играйте с метрономом.Например,надо сыграть пассаж в темпе 140.Начните играть с 70,прибавляя по 5,постепенно доходя до нужного темпа.Также можно сыграть в 70 и сразу попробовать в 140,потом вернуться назад и сыграть в 75,потом снова 140,после вернуться на 80 и снова 140 и т.д.При таком методе сначала пассаж при 140 будет ”грязным”,но постепенно он будет вычищаться.Но надо постоянно возвращаться к игре в медленном темпе и с ”остановками”,иначе пассаж можно ”заболтать”.
6. Выберите ”неудобное” место.Учите его до тех пор,пока не сможете его сыграть 3 раза без ошибок.Потом пробуйте сыграть 5,7,10 раз без ошибок.Вы можете задавать себе разные уровни сложности.Сначала вы можете хотеть просто сыграть все ноты правильно.Потом вы можете добиваться нужной динамики,выразительности,фразировки и т.д.Когда вы сможете сыграть ”неудобное” место 10 раз с совершенной фразировкой,динамикой,скоростью,звуком,штрихом и т.д. и ,конечно,без ошибок,вы можете считать ,что вы немного продвинулись к совершенству.
7. Психологи говорят,что для того,что бы что-то попало в нашу долговременную память,надо сделать это всего 7 раз(+\-2),при условии ,что это ”что-то” не слишком велико.Так ,если вы сыграли небольшой пассож правильно 7 раз-вы запомнили его правильно,но если пассаж был сыгран 7 раз и вы пару раз ошиблись,то вы не можете быть уверены ,что вы не ошибетесь в дальнейшем.Но если вы сыграли пассаж 10 раз и 7 раз ошиблись,то что бы исправить свою ошибку, вам придется сыграть этот пассаж правильно ( ни ошибаясь ни одного раза!) 35! раз.
Поэтому лучше учить медленно, но сразу верно.
8. Записывайте себя и внимательно слушайте, находя, где вы можете сыграть еще совершенней.
9. Визуализируйте себя играющим.Представляйте как вы держите инструмент,как двигаются ваши пальцы, представляйте как вы дышите,звучите.Ваша практика не должна быть рутиной.Вы должны быть настроены творчески и должны получать удовольствие от занятий.
Взято отсюда http://clarinetplaying.narod.ru
Мне лично понравилось, как он изъяснил многие вещи, советую почитать вообще весь его сайтик, там немного.