Накатал целую телегу
Уважаемые модеры, добавьте в FAQ плиз.
[=Michael=],
То о чем ты пишешь это никак не связано с законами панорамирования, они никак не могут влиять на динамику. Это у же психоакустические аспекты взаимоотношений инструментов в миксе, эффект маскировки и т.п.
Что такое Pan Law и с чем его едят?
Прежде всего, чтобы понять, как работают разные законы панорамирования, нам придется вспомнить, что такое стерео и что же собственно делает ручка панорамы.
Стерео это на самом деле два моно канала, т.е. в Ку/Ню имеются ДВЕ суммирующие шины: левая и правая. Каждый канал, будь он моно или стерео, имеет два выхода, левый и правый. Ручка панорамы это просто соотношение громкости левого и правого каналов. Можно было бы обойтись и без нее, тогда на каждом канале было бы два фейдера: левый и правый.
Теперь, если мы проигрываем какой-то звук в одной колонке, скажем в левой с определенной громкостью, а затем проигрываем его одновременно в двух колонках с такой же громкостью, этот звук будет вдвое громче. Две колонки вдвое громче одной, логично?
Если мы будем двигать ручку панорамы из крайнего левого значения в крайнее правое, то при прохождении через центр громкость увеличится вдвое. Поэтому, если нам надо изобразить плавный и ровный переход слава направо, помимо изменения панорамы прибирать громкость в центре.
Вышеописанная ситуация возникает в Кубейсе при значении Pan Law в Project Settings равном 0. При этом всякая компенсация выключена. Иные законы панорамирования в DAW существуют для компенсации этого эффекта.
Разница состоит в том, как мерить громкость. Если складывать совершенно одинаковый сигнал в левом и правом канале, пиковая громкость при движке панорамы в центре возрастет на 6 дб. Если оценить эту громкость по RMS увеличение составит 3 дб. Последний закон - самый распространенный, он стоит в Кубейсе по умолчанию. Закон -4,5 дб промежуточное между -6 и -3.
Законы панорамирования существуют для удобства в работе и никак не влияют на уже готовый микс. Совершенно одинаковый баланс можно собрать с любым законом панорамирования. Так, моно канал играющий по центру панорамы с уровнем 0дб при pan law=0, +3дб при pan law=-3 и +6дб при pan law=-6 - будут звучат идентично.
Если звукорежиссер делает черновой баланс в моно, а потом раскидывает его по стерео панораме, то при pan law=0 придется вручную компенсировать громкость, потому что, смещаясь влево или вправо, звук будет делаться тише.
Незнание принципов законов панорамирования может служить причиной досужих домыслов от том, что один секвенсор звучит «мощнее» и «пробойнее» другого. Скажем, в Cakewalk/Sonar используется другая схема компенсации – вместо того, чтобы проваливать на 3 дб середину, там поднимают на +3 дб лево и право. Соответственно проект портированный из Сонара будет звучать в Ку/Ню тише. Не спасет даже казалось бы одинаковое значение pan law выставленное в обоих секвенсорах -3 дб, потому что принцип реализации его в обеих программах разный. Здесь придется компенсировать громкость вручную.
В заключении вспомним, что в Кубейсе есть еще один закон панорамирования Equal Power. Это то же самое что и -3дб, но с логарифмической кривой. Разные законы панорамирования не влияют на конечный результат – все зависит от вас и только вы принимаете решения о том, с какой громкостью и панорамой будет играть тот или иной инструмент в миксе. Разные panning law созданы исключительно для того, чтобы сделать работу проще и удобней. А какой закон удобней использовать вам в своей работе – исключительно дело вкуса.