б, п, в, ф, г, к, д, т, х
1. Добыл бобыль бобов.
2. Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.
3. От топота копыт пыль по полю летит.
4. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка была тупа губа.
5. Стоит поп на копне, колпак на попе. Копна под попом, поп под колпаком.
6. Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
7. Верзила Вавила весело ворочал вилы.
8. Около кола колокола, около ворот коловорот.
9. Шакал шагал, шакал скакал.
10. Купи кипу пик.
11. Купи кипу пуха.
12. Ест Федька с водкой редьку, ест редька с водкой Федьку.
13. Ткет ткач ткани на платки Тане.
14. Водовоз вез воду из-под водопровода.
15. Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.
16. В один, Клим, клин колоти.
17. Стоит копна с подприкопеночком.
18. В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
19. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь.
20. У елки иголки колки.
21. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.
22. Все бобры для своих бобрят добры.
23. Забыл Панкрат Кондратьев домкрат, А Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.
24. На меду медовик, а мне не до медовика.
25. Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп;
как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
26. Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.
27. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.
28. У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.
29. Бомбардир бомбардировал Бранденбург.
30. У нас гость унес трость.
31. Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
32. Рододендроны из дендрария.
33. К Габсбургам из Страсбурга.
34. Шел дегтоник, а мне не до деготника, не до деготниковой жены.
35. Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревами на ветке.
36. Брит Клим брат, брит Игнат брат, брат Игнат бородат.
37. Хвалю халву.
р, л, м, н
1. Дробью по перепелам да по тетеревам.
2. У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
3. Два дровосека, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.
4. Клара-краля кралась к Ларе.
5. Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про пору-
чика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпра-
порщика, а про подпрапорщицу молчал.
6. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
7. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова.
8. На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь
двора, не вместит двор дров. Двора выдворить обратно на дровяной двор.
9. Курфюрст скопроментировал ландскнехта.
10. Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.
11. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
12. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
13. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
14. Карл у Клары украл коралл, Клара у Карла украла кларнет.
15. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
16. Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.
17. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
18. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
19. Расскажите про покупки. Про какие про покупки. Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
20. Говорили про Прокоповича. Про какого про Прокоповича? Про Прокоповича, про Прокоповича, про
Прокоповича, про твоего.
20. Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, пе-
ревыколпаковать, перевыколпаковать, переколпаковать.
21. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
22. Шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопиевича. Говорили про попа, про Прокопия попа, про Про-
копиевича.
23. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.
24. Корольчорел.
25. Курьера курьер обгоняет в карьер.
26. Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, не выболтала.
27. Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
28. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию. Видели Лидию.
29. Гонец с галер сгорел.
30. Талер тарелка стоит.
31. Идти на рать, так бердыш брать.
32. Интервьюер интервента интервьюировал.
33. Либретто \"Риголетто\".
34. Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, не мелел Байкал.
35. Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
36. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
37. Во мраке раки шумят в драке.
38. Жри во ржи, да не ржи.
39. Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.
40. Город Нерль на Нерли реке.
41. На горе Арарат рвала Варвара виноград.
42. Вашему пономарю нашего пономаря не перепономаривать стать: наш пономарь вашего пономаря пе-
репономарит, перевыпономарит.
43. Из-под Костромы, из-под Костромищи шли четыре мужчины. Говорили они про торги, да про покупки,
про крупу, да про подкрупки.
44. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
45. Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.
46. А мне не до недомогания.
с, з, ш, ж, ч, щ, ц
1. У Сени и Сани в сенях сом с усами.
2. У осы не усы, не усища, а усики.
3. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
4. Осип охрип, Архип осип.
5. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
6. Сачок зацепился за сучок.
7. По семеро в сани уселись сами.
8. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.
9. Свиристель свиристит свирелью.
10. Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.
11. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
12. По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.
13. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
14. Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
15. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
16. Шли сорок мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, нашли по два гроша.
17. Четверть четверика гороха, без червоточинки.
18. Инцидент с интендантом.
19. Прецедент с претендентом.
20. Константин констатировал.
21. Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовашегося Николку.
22. Ценит цеп косец по косовице.
23. Косарь Косьян косой косит косо. Не скосит косарь Косьян покоса.
24. У ежа ежата, у ужа ужата.
25. Жутко жуку жить на суку.
26. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
27. Течет речка, печет печка.
28. Щипцы да клещи - вот наши вещи.
29. Тщетно тщится щука ущемить леща.
30. Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ
31. Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.
32. Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем
тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше
уши.
33. Около колодца кольцо не найдется.
34. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
35. Разнервничавшегося конституционалиста (Пропроколокропенко) нашли акклиматизировавшимся в Кон-
стантинополе.
36. Яшма в замше замшела.
37. Жал Зямка замшу, жевал Зямка жамку в замке.
38. В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
39. (Загадка) Плешь идет на гору, плешь идет под гору, плешь с плешью встретится, плешь плеши молвит:
ты плешь, я плешь, на плешь капнешь, плешь задерешь, другую заведешь.
40. Самшит, самшит, как ты крепко сшит.
Разработаны Сергеем МАШКЕВИЧЕМ,
редактором новостей ТРК “ЭХО” (г. Рязань)
для дикторов означенной телерадиокомпании.
УПРАЖНЕНИЯ НА ДЫХАНИЕ И ДИКЦИЮ
(РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО АППАРАТА)
Рекомендуется делать в свободное время, а также непосредственно перед выходом в эфир в течение хотя бы 5-7 минут. Поверьте, очень полезно!
1. Произносите поочередно следующие гласные звуки, стараясь максимально удлинять каждый звук на одном выдохе:
А – О – У – Э – Ы – И
Сначала после каждого звука добирайте дыхание. Затем на одном дыхании произносите три звука: А-О-У, добирайте воздух и продолжайте Э-Ы-И, а потом добивайтесь того, чтобы все звуки произносить подряд на одном дыхании.
2. Затем следуют упражнения на звукосочетания:
ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЭ-ПТЫ-П ТИ
ХТА-ХТО-ХТУ-ХТЭ-ХТЫ-ХТИ
КТА-КТО-КТУ-КТЭ-КТЫ-КТИ
Т-ТА-Т-ТО-Т-ТУ-Т-ТЭ-Т-ТЫ-Т-ТИ
НТА-НТО-НТУ-НТЭ-НТЫ-НТИ
МТА-МТО-МТУ-МТЭ-МТЫ-МТИ
ФТА-ФТО-ФТУ-ФТЭ-ФТЫ-ФТИ
РТА-РТО-РТУ-РТЭ-РТЫ-РТИ
3. Следующие строфы из В.БРЮСОВА следует читать сначала медленно, артикулируя каждый звук, и постепенно переходить к скороговорке:
ПЕРЕКИДЫВАЕМЫЕ, ОПРОКИДЫВАЕМЫЕ
РАЗОЗЛИЛИСЬ, РАЗБЕСИЛИСЬ БЕЛОУСЫЕ УГРИ.
ВНИЗ ОТБРАСЫВАЕМЫЕ, КВЕРХУ ВСКИДЫВАЕМЫЕ
РАСПЛЕТАЛИСЬ И СПЛЕТАЛИСЬ ОТ ЗАРИ И ДО ЗАРИ.
ЗМЕИ ВЗДРАГИВАЮЩИЕ, ЗМЕИ ВЗВИЗГИВАЮЩИЕ,
ЧТО ЗА ПЛЯСКУ, ЧТО ЗА СКАЗКУ ВЫ ЗАТЕЯЛИ ВО МГЛЕ
МГЛАМИ ВЗВИХРИВАЕМЫМИ ПУТЬ ЗАБРЫЗГИВАЮЩИЕ,
ВЫ ЗАКРЫЛИ, ЗАСЛОНИЛИ ВСЕ ФАРВАТЕРЫ К ЗЕМЛЕ.
ТЬМАМИ ВСАСЫВАЮЩИМИ ОПОЯСЫВАЕМЫЕ,
ЗАМЕТАЛИСЬ, ЗАТЕРЯЛИСЬ В ОКЕАНЕ КОРАБЛИ,
С НЕУДЕРЖИВАЕМОСТЬЮ ПЕРЕБРАСЫВАЕМЫЕ,
ВОДОЗМЕИ, ОГНЕЗМЕИ ИХ В ПУЧИНУ ЗАВЛЕКЛИ.
ЧЕМ ОБМАНЫВАЕТЕ ВЫ? НЕ СТРЕМИТЕЛЬНОСТЯМИ ЛИ
ИЗГИБАНИЙ, ИЗВИВАНИЙ ДЛИННОВЫТЯНУТЫХ ТЕЛ?
И ЗАЛАСКИВАЕТЕ ВЫ НЕ МЕДЛИТЕЛЬНОСТЯМИ ЛИ
ЛАСК ПЬЯНЯЩИХ, УВОДЯЩИХ В НЕИЗВЕДАННЫЙ ПРЕДЕЛ?
Скороговорки:
* У быка бела губа была тупа;
* Обычай бычий, ум телячий;
* Купи кипу пик;
* От топота копыт пыль по полю летит;
* Пол четверти четверика гороху без червоточинки;
* Расскажите про покупки. Про какие, про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои;
* На дворе трава, на траве дрова Раз дрова, два дрова, три дрова;
* Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши;
* Под жгуче-желтым абажуром жук летает и жужжит;
* Король-орел, орел-король;
* Топоры остры до поры, до поры остры топоры;
* Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно шуршат камыши;
* Прозаседавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе;
* Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
Гекзаметры:
1. Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос;
Ложе покинул тогда и возлюбленный сын Одиссеев;
Платье надев, изощренный свой меч на плечо он повесил;
После, подошвы красивые к светлым ногам привязавши,
Вышел из спальни, лицом лучезарному богу подобный.
Звонкоголосых глашатаев царских созвав, повелел он
Кликнуть им клич, чтоб на площадь собрать густовласых ахеян;
Кликнули те; собралися на площадь другие; когда же
Все собралися они и собрание сделалось полным,
С медным в руке он копьем перед сонмом народным явился –
Был не один, две лихие за ним прибежали собаки.
Образ его несказанной красой озарила Афина,
Так что дивилися люди, его подходящего видя.
Старцы пред ним раздалися, и сел он на месте отцовом.
Гомер
2. Урну с водой уронив, об утес её дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струёй, вечно печальна сидит.
Л.Пушкин
3. Помни, товарищ, что нужно всегда перед речью сначала.
Воздуха сделать запас, расширивши клетку грудную,
Низ живота подтянуть, чтоб для звука имелась опора.
Плечи во время дыхания должны быть в покое, недвижны.
Воздуха зря не расходуй, всегда насыщай его звуком.
Каждый из этих стихов говори на одном выдыханьи,
И говори, сохраняя расширенной клетку грудную,
И в положеньи подтянутом низ живота оставляя.
Чтенье окончив строки, - иль стиха, как её называют, -
Паузу краткую выдержи точно, во время которой
Воздуха часть добери, только пользуясь нижним дыханьем.
Строго всегда наблюдай, чтобы слово отчетливо было:
Гласные звуки, согласные правильно артикулируй;
Рот не ленись раскрывать, чтобы речь не цедилась сквозь зубы,
Звук же вперед направляй, дабы он резонировал “в маске”.
Прежде чем тон изменять по высотам, длиннотам и силе,
В ровности ты укрепись и в достаточной громкости звука;
Слушай себя и следи, чтобы голос не слабнул, не падал;
Чтоб равномерно звучали стихи и в конце и в начале.
Медленно, мерно, отчётливо ясно, без крика, но звучно –
Вот как на первых порах надлежит проводить упражненья.
А.В. Пряшников
“Речевой тренаж в клубе”.
Дикция
Дикция является средством донесения текстового содержания произведения, и одним из важнейших средств художественной выразительности раскрытии музыкального образа
(Если гласная имеет полетность, согласная “полетит” вслед за ней).
В понятие дикции входят: культура, орфоэпия и логика речи.
Культура
Культура предполагает знание и соблюдение правил орфоэпии, и правильное ударения в словах (логика речи).
Орфоэпия
Это единообразное, присущее русскому литературному языку произношение, правильную речь.
Орфоэпия певческая отличается от речевой тем, что в вокальной дикции слова ритмически и звуковысотно организованны. Чтобы их пропевать необходимо фиксировать и удерживать на дыхании гласные звуки на которых и происходит фонация, здесь огромную роль играет действие языка. В разговорной речи он постоянно устремлен к верхнему нёбу, в пении, необходимо, чтобы он упирался в корни нижних передних резцов и действовал с нижней челюстью, как единое целое.
Звукообразующими органами речи являются: губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое нёбо, маленький язычок, гортань, задняя стенка зева и голосовые складки.
Активную роль выполняют: голосовые складки, язык, губы, мягкое нёбо, маленький язычок, нижняя челюсть.
Пассивную роль выполняют: зубы, твердое нёбо, задняя стенка зева и верхняя челюсть.Все вместе они образуют артикуляционный аппарат.Его работу называют артикуляцией.
Непринужденность, целесообразность и экономность движений органов речи, их соподчиненность с работой органов дыхания и резонаторами являются надежным условием правильной дикции.
Правила орфоэпии
1) Согласные оканчивающие слог в середине слова переносятся к следующему слогу, и пропеваются вместе с ним.
Пример: пишется: Ты ря-би-нуш-ка рас-куд-ря-ва-я
пропевается: Ты ря-би-ну-шка ра-ску-дря-ва-я.
2) Согласные оканчивающие слово, переносятся к началу следующего слова.
Пример: пишется: Далекий мой друг, твой радостный свет
пропевается: Да-ле-ки-ймо-йдру-ктво-йра-да-сны-йсвет.
Это дает возможность дольше тянуть гласные, добиваться кантиленного звучания.
3) Есть группа слов, при произношении которых выпадают отдельные согласные.
Пример: Солнце - сонце, поздний - позний.
4) В некоторых словах одни согласные заменяются другими согласными.
Пример: что-што, скучно-скушно, счастье-щастье, дождь-дощь, счет-щет.
5) Сочетание букв тс, произносится как ц
Пример: советский-совецкий.
6) Сочетание букв ться, произносится как цця.
Пример: раздаться-раздацца, перебраться-перебрацца.
7) Окончания его и ого произносятся как ево и ово.
Пример: твоего-твоево, любимого-любимова.
8) Две одинаковые рядом стоящие согласные в пении произносятся обычно, как один удлиненный звук.
Пример: пишется: Как красив этот сад;
пропевается: Ка-ккраси-фэ-то-тсат.
9) Все звонкие согласные переходят в глухие.
Пример: сад-сат, красив-красиф.
10) В случае когда два согласных звука стоят рядом, первый из них произносится с мягким знаком.
Пример: песня-песьня, масленница-масьленница, веснянка-весьнянка.
11) Глагольные окончания ат, ят, ся при пении не изменяются.
12) В конце слова согласные утрируются (четко произносятся).
13) Иногда певцы усердно пропевают каждый слог текста, не выделяя ударные слоги, такое слоговое пение невыразительно, однообразно, лишено кантилены. Может исказиться смыл слов.
Пример: Дорога ты моя матушка, друга милого дорожка, от муки сердечной.
Неправильные акценты: Дорога ты моя матушка, друга милого дорожка, от муки сердечной.
14) От исполнителей требуется умение смягчить (стушевать) неударные слоги, особенно если неударный слог приходится на более высокий звук, нежели ударный.
Недостаток дикции
Так называемая “широкая” дикция, когда певец произносит текст не твердым кончиком языка, а всем языком, включая его наиболее утолщенную часть - корень отсюда возникает грубый звук, с глоточным призвуком, так как опора звука с диафрагмы снимается и переносится на горло, певец резонирует расширенной глоткой, по силе звук идет громкий, но неправильный, дикция сопровождается форсированием звука, плохо сказывается на артикуляции, снижает разборчивость речи, произношение согласных вялое, порождает интонационную фальшь, нарушает непрерывность звуковедения, кантилену.
Согласные звуки прерывают звучание голоса, поэтому нужно стремиться к предельной краткости их произношения.Характер произношения согласных находится в прямой зависимости от художественного образа песни.
Логика речи
Необходимо выделить главные несущие основную смысловую нагрузку, а потому ударные и второстепенные слова в пении. Донести смысл каждой фразы.
Профессор Г.М.П.И. им.Гнесиных Н.К.Мешко определяет интонацию как “смысловой посыл звучащего слова. Прежде чем зазвучит песня, певец должен усвоить смысл песни, понять чувства передаваемые в ней, а затем найти интонацию. Сначала рождается мысль, а потом слово и звук голоса. Неправильные смысловые акценты порождают и искажают содержание песни.”
Гениальный режиссер К.С.Станиславский, работая в оперном театре, говорил: “ Пойте мысль!” Подчеркивая тем самым необходимость “протянуть” мысль от начала фразы к ее логической вершине.
Вверх страницы
Интонирование согласных
Все согласные разрабатываются в движении в себя и из себя также как и гласные.В русском языке согласные делятся на:
- звонкие - м, б, в, д, з, н, л, р, ж, г.
- глухие - п, ф, т, с, ц, ш, к, х.
-сонорные - р, л, м, н, (з).
При пении, в виду того, что основной удар в произношении согласной приходится на какую-то часть артикуляционного аппарата, согласные условно подразделяются на:
- губные- б, п, м, в, ф.
- языковые- д, т, л, н, р.
- нёбные- к, г, х, (й).
- шипящие- с, з, ш, щ, ч, ж, ц.
- поющие- м, л, н, р, й.
Упражнения на интонирование согласных
Упражнение 1
Пропевание шипящих на любых звуках, включая динамику.
а) с - тихо,
б) ш - шар, змея,
в) з - зудит муха,
г) ц - цикада,
д) ж - жук жужжит,
е) ррр - тигррр, мотоцикл.
Упражнение 2
Пропевание согласных в сочетании с гласным звуком с активным дыханием
.
- би - бэ - ба - бо - бу - би, э, а, о, у.
- ди - дэ - да - до - ду - ди, э, а, о, у.
- ки - кэ - ка - ко - ку - ки, э, а, о, у.
- си - сэ - са - со - су - си, э, а, о, у.
Упражнение 3
. - да-до, дэ-до, ду-ди
- да-до, дэ-до, ду-ди
- ду-ди, да!
- да-до, дэ-до, ду-ди
Упражнение 4
На ощущение диафрагмы в сочетании согласных с гласными звуками
лри-рли, мли-лми, кти-тки, три-рти,
нми-мни, взи-зви, сни-нси, жди-джи,
спи-пси, цфи-фци, тви-вти, ски-кси,
чги-гчи шти-тши хри-рхи щни-нщи
Упражнение 5
. На окончание согласного звука
ждиг , дриз, птиж, здир, вмил, лчин, взим, трит, блиб, ксих.
Упражнение 6
На сочетание нескольких согласных с гласным звуком.
гбди - бгди - дгби - дбги - гдби - бдги
кпти - пкти - птки - ктпи - тпки - ткпи
вздри - звдри - рзвди - врзди - дрвзи - дврзи
ждли - джли - жлди - длжи - лжди - лджи
нмхи - мнхи - нхми - мхни - хмни - хнми
ктви - ткви - вкти - твки - квти - втки
стни - снти - тсни - тнси - нтси - нсти
Вверх страницы
Распевки - скороговорки
1. Вез корабль карамель
Наскочил корабль на мель
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
2. На дворе трава,
На траве дрова,
Не руби дрова
На траве двора.
3. Ди-ги, ди-ги дай
Ди-ги, ди-ги дай
Ди-ги, ди-ги
Ди-ги, ди-ги
Ди-ги, ди-ги дай.
4. Петя шел, шел, шел
И горошину нашел,
А горошина упала
Покатилась и пропала,
Ох-ох-ох-ох,
Где-то вырастит горох.
5. Думал - думал, думал - думал
Думал - думал, думал - думал
В это время ветер дунул
И забыл о чем я думал.
6. Иван Топорышкин пошел на охоту
С ним пудель пошел перепрыгнув забор,
Иван, как бревно, провалился в болото,
А пудель в реке утонул, как топор.
Иван Топорышкин пошел на охоту
С ним пудель вприпрыжку пошел, как топор,
Иван провалился бревном на болото,
А пудель в реке перепрыгнул забор.
Иван Топорышкин пошел на охоту
С ним пудель в реке провалился в забор,
Иван, как бревно, перепрыгнул болото,
А пудель вприпрыжку попал на топор.
Здесь собрано много скороговорок, большинство специально для вокалистов
http://vsemusic.ru/literature/skor/skor.php[/b]
- Гарри Поттера изнасиловали!
- Да ну ...
- Ага, маньяк за Катю Пушкареву принял...[/b]
Мне другой оттуда понравилсяАнекдоты короткие, прикольно!
[/b]
Здесь собрано много скороговорок, большинство специально для вокалистов
http://vsemusic.ru/literature/skor/skor.php
там же еще и распевки
[/b]
Может есть у кого что-нить о развитии дикции? Очень надо.[/b]
участник Noksa, во-первых, для того, чтобы поблагодарить другого участника форума за полезное сообщение, существует кнопка "спасибо" (в правом нижнем углу поста, за который вы хотите высказать благодарность). во-вторых, прекращаем слабозамаскированный набор постов! и то, и другое - наказывается предупреждениями. ознакомьтесь с правилами форума http://forum.rmmedia.ru/showthread.php?goto=newpost&t=34558 и этого раздела http://forum.rmmedia.ru/showthread.php?t=33652Noksa написал(а):Спасибо, классная тема и здоровский сайт.
Может есть у кого что-нить о развитии дикции? Очень надо.