Кто придумал двенадцатитоновую систему:
Тот китаец звался Чу Цай Ю (пишется то Chu Tsai Yu, то Zhu Zaiyu), был князем (prince) династии Мин и издал свою книжку по темперации в 1584-м году; кажется в тот же году Винченцо Галилей выступал печатно за равномерную темперацию, хотя в Европе точное математическое обоснование РТ появилось лишь в 1636-м году. Кстати, есть немаленькая вероятность, что Мерсенн (как раз и описавший её) мог знать о труде китайца: в 1584 иезуит-исследователь Китая побывал на Кантонской ярмарке и мог вывезти в Европу эту книжку (всё же их тогда выпускалось мягко говоря меньше, чем сейчас, и выход в том году новинки мог быть заметным событием для просвещённой части общества). Так вот, Чу Цай Ю использовал для расчёта темперации корень двенадцатой степени из двойки!
Был ещё некто Симон Стевин из Фландрии, рассчитавший это вроде тогда же, т.е. раньше Мерсенна, но при его жизни (ум.1620) его расчёт не публиковался.
Судя по сохранившимся китайским колоколам V в. д.н.э.(!!!), уже тогда китайцы знали и использовали (!) двенадцатитоновую систему, состоявшую из 6-ти основных и 6 дополнительных тонов (наподобие чёрных клавиш фортепиано). При настройке этой системы они использовали квинты и терции(!) и отдавали предпочтение чистым терциям перед чистыми квинтами, т.е. проще говоря темперировали квинты в пользу благозвучности терций.
Но это не значит, что пентатоника не является частным случаем квинтового круга: китайцы познакомились с квинтовым кругом ещё пять тысяч лет назад...
Кто придумал названия нот:
Наверное каждому знакомы названия нотной гаммы — от «до» до «си». Оказывается эти названия — были в XI веке введены в обиход монахом-бенедиктинцем Гвидо Д`Ареццо и обозначали первые слоги слов молитвы к Иоанну Крестителю. В ней содержалась просьба о сохранении силы голоса: «Дай нам чистые уста, св. Иоанн, чтобы мы могли всей силой своего голоса свидетельствовать о чудесах твоих деяний»:
UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum
SOLve polluti
LAbii reatum
Sancte Ioannes.
Со временем первая нота «ут» изменила свое название на более благозвучное «до» в XVII веке, последняя же, «си», хоть и не вполне согласуется с первым слогом имени святого, но так удобнее петь.
Для указания требуемой высоты тона Гвидо использовал левую руку. Кончики и суставы каждого пальца означали определенный звук. Это позволяло ему показывать хору, какие ноты петь.
Тот китаец звался Чу Цай Ю (пишется то Chu Tsai Yu, то Zhu Zaiyu), был князем (prince) династии Мин и издал свою книжку по темперации в 1584-м году; кажется в тот же году Винченцо Галилей выступал печатно за равномерную темперацию, хотя в Европе точное математическое обоснование РТ появилось лишь в 1636-м году. Кстати, есть немаленькая вероятность, что Мерсенн (как раз и описавший её) мог знать о труде китайца: в 1584 иезуит-исследователь Китая побывал на Кантонской ярмарке и мог вывезти в Европу эту книжку (всё же их тогда выпускалось мягко говоря меньше, чем сейчас, и выход в том году новинки мог быть заметным событием для просвещённой части общества). Так вот, Чу Цай Ю использовал для расчёта темперации корень двенадцатой степени из двойки!
Был ещё некто Симон Стевин из Фландрии, рассчитавший это вроде тогда же, т.е. раньше Мерсенна, но при его жизни (ум.1620) его расчёт не публиковался.
Судя по сохранившимся китайским колоколам V в. д.н.э.(!!!), уже тогда китайцы знали и использовали (!) двенадцатитоновую систему, состоявшую из 6-ти основных и 6 дополнительных тонов (наподобие чёрных клавиш фортепиано). При настройке этой системы они использовали квинты и терции(!) и отдавали предпочтение чистым терциям перед чистыми квинтами, т.е. проще говоря темперировали квинты в пользу благозвучности терций.
Но это не значит, что пентатоника не является частным случаем квинтового круга: китайцы познакомились с квинтовым кругом ещё пять тысяч лет назад...
Кто придумал названия нот:
Наверное каждому знакомы названия нотной гаммы — от «до» до «си». Оказывается эти названия — были в XI веке введены в обиход монахом-бенедиктинцем Гвидо Д`Ареццо и обозначали первые слоги слов молитвы к Иоанну Крестителю. В ней содержалась просьба о сохранении силы голоса: «Дай нам чистые уста, св. Иоанн, чтобы мы могли всей силой своего голоса свидетельствовать о чудесах твоих деяний»:
UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum
SOLve polluti
LAbii reatum
Sancte Ioannes.
Со временем первая нота «ут» изменила свое название на более благозвучное «до» в XVII веке, последняя же, «си», хоть и не вполне согласуется с первым слогом имени святого, но так удобнее петь.
Для указания требуемой высоты тона Гвидо использовал левую руку. Кончики и суставы каждого пальца означали определенный звук. Это позволяло ему показывать хору, какие ноты петь.