Не получаются мелодические диктанты

  • Автор темы Автор темы moi
  • Дата начала Дата начала

moi

Well-Known Member
6 Авг 2004
2.446
97
48
Интервалы узнаю. А вот дойдет дело до диктантов и все труба. Мой учитель по сольфеджио (беру частные уроки на старости лет) говорит, что интервалы в диктантах не надо слушать. А я не пойму как тогда? У нее абс. слух и ноты у нее «говорят». А я вообще не знаю, как ухватить мелодию – первую ноту (даже после настроя) не угадать. Но вот дайте только на инструменте клавиши потрогать и все тут угадывается. А без инструмента я полностью теряюсь.
Посоветуйте как зацеп сделать? В голове слышу, но как в конкретику перевести (ноты, клавиши, лады).
 
<div class='quotetop'>QUOTE(\"moi\")</div>
интервалы в диктантах не надо слушать[/b]
Как это не надо?! Очень даже надо. А еще надо слышать ступени лада. Абсолютный слух не нужен для написания диктанта. Нужно умение определять ступени, представив себе любую тональность, пусть даже она не совпадает с реально звучащей. Таким образом, ты можешь мелодию записать в любой тональности.

Так что для диктантов важны две вещи: определять мелодические интервалы и определять, на какой ступени лада находится очередная нота. А так же повышена эта ступень или понижена.

Допустим, я сыграю тебе мажорное трезвучие в качестве тоники. Неважно, какой тональности, ты можешь этого не знать. Пусть это будет До-мажор. Потом я сыграю ноту Ля-бемоль, и ты, не зная тональности и абсолютной высоты этой ноты, должен определить, что это 6-я низкая ступень.
 
<div class='quotetop'>QUOTE(\"moi\")</div>
...как зацеп сделать...[/b]
Начинай снимать простейшие мелодии путем подбора на своем инстр-те ( ф-но , баян , скр., кларнет и т.д.). Обязательно сначала попытаться: 1. запомнить наизусть хоть коротенькую попевку ( петь вместе с записью до полного совпадения ), затем - 2. - подбираешь на инструменте. 3. - Ну и за карандаш! У меня в свое время эта проблема стояла остро...почти из училища выгоняли...увлекся джазом - начал снимать импровизации...за пол-года меня не узнавали! Сейчас несложную песню снимаю сразу на партитуру , не прикасаясь к клавишам - все - на внутреннем слышании.
 
Ступени надо слушать. А еще полезно представлять себе клавиатуру, как ты подбираешь эту мелодию, можно просто в до мажоре - а потом транспонировать в нужную. Это способ извращенческий, но я так научился немного разбиратся. А способ пошел от одного гитариста - он на руке представлял себе гриф и прикидывал пальчиками как он играет эту мелодию. Но ему проще - на гитаре то не надо транспонировать - одна аппликатура для всех тональностей ))))) По сути он просто ассоциировал ступени с нажатиями. Так что ступени учись слышать, если с интервалами все ок - это намного проще чем слышать интервалы вниз, например.
 
http://rmmusic.ru/showthread.php?t=24375

И, главное, от каждой ноты, которую не знаешь, двигаться по гамме вниз до тоники, по которой тебя, собственно, и настраивают. Это очень важно, неторопливо в уме или вслух пропевать звуки гаммы вниз и считать их.
 
moi
Что мне офигенно помогало в детстве - это привязка интервалов к известным мелодиям. Не можешь понять какой интервал - напеваешь про себя ноты из диктанта и тут же прикидываешь, что за мелодия из инвестных так же начинается. Например - кварта - первые 2 ноты гимна СССР. Квинта немного загадочно звучит.... ну и так далее. Попроси чтобы преподаватель в этом ключе тебе примеры привел :beer:
 
Originally posted by Versia Nova
moi
Что мне офигенно помогало в детстве - это привязка интервалов к известным мелодиям.
Это я уже вычислил как человек с мат. складом ума
http://www.rmmusic.ru/showthread.php?t=26392

Но в диктанте куча интервалов. Я пробую разобрать по интервалам и это не быстро, причем сам "ключ", "настрой" что ли песни смызвает восприятие интервала, по сравнению, как если бы он звучал отдельно. Поэтому мне препод не советует по интервалам слушать...
 
moi

ПРИЧЕМ ТУТ ИНТЕРВАЛЫ!? Выбрось их из головы когда пишешь диктант.. в тональности все интервалы будут совсем не так звучать, чем при отдельном их взятии.

В случае с диктантами и определением мелодий на интервалах далеко не уедешь. Интервалы нужны для определения отдельных аккордов и т.д. А здесь тебе необходимо запомнить и понять, почувствовать СТУПЕНИ ТОНАЛЬНОСТИ. Я выше давал ссылку на статью, в которой написано так же и про то, как работать со ступенями (рисовать табличку с номерами). Вот это тебе и нужно, чтобы ты мог не интервалы определять, а чувствовать, какая нота звучит в данный момент относительно ТОНИКИ, т.е. настройки, которая не должна сбивать, а наоборот, ты ее хорошо делжен помнить и держать в голове и чувствовать тяготения и т.д. к ней других нот. Это не интервалы, это именно чувство тоники и тональности, ступеней.

П.С.
По интервалам разбирать ничего не надо, тем более если говорить об интервалах между двумя нотами мелодии.. это из другой оперы. Надо определять каждую ноту относительно тоники. Отдельно. А если есть какой-то уже известный ход в тональности (простейший пример: движение по гамме), то его можно и не обдумывать, а писать гамму как есть. А потом опять - каждую ноту относительно тоники. Лучше двигаться внимательно по гамме вниз. Ну если так любишь интервалы - определяй интервал до тоники.
причем сам \"ключ\", \"настрой\" что ли песни смызвает восприятие интервала, по сравнению, как если бы он звучал отдельно
Естественно так будет, когда ты в определенной тональности! Вот поэтому как раз и не надо интервалы мерять при записи мелодии. Ты в них вообще запутаешься. Интервалы тебе в другом пригодяться, или если уж и мерить, то относительно тоники.

P.S. Твой учитель правильно говорит. И потом он тебе скажет тоже, что сказал я.. :)
 
Вчера посмотрел программку Ear Pro там обучение диктанту начинается с того что звучат аккорды тональности, а потом отдельная нотка и надо определить ее ступень. Вот с этого и начинай.
 
<div class='quotetop'>QUOTE(\"Pavlius\")</div>
чувствовать, какая нота звучит в данный момент относительно ТОНИКИ, т.е. настройки, которая не должна сбивать, а наоборот, ты ее хорошо делжен помнить и держать в голове и чувствовать тяготения и т.д. к ней других нот. Это не интервалы, это именно чувство тоники и тональности, ступеней.[/b]
В какие-то моменты удобней определять ступени не к общей тонике, а к текущему аккорду(гармонии). Просто дополнение.
А вообще, лучше подходить к этому комплексно- слышать и интервалы, и ступени. Начать можно с простейшего: относительно известного звука следующий выше- ниже; намного- ненамного; насколько выше-ниже: квинта-кварта, октава?, и т.д...
Ещё один момент: когда(если) музицируешь на инструменте, разве не анализируешь то, что играешь, на слух? Если нет, то надо бы, во-первых, развить эту пагубную привычку.
 
И ещё- обязательно петь. Если поёшь- значит слышишь. Вокальные данные совершенно ни при чём, их отсутствие и всякие стеснения- пустые отговорки.
 
Originally posted by Pavlius
moi

ПРИЧЕМ ТУТ ИНТЕРВАЛЫ!?  
P.S. Твой учитель правильно говорит. И потом он тебе скажет тоже, что сказал я.. :)

Не я не спорю. Хочу понять как лучше и эффективнее. Я прочитал твою ссылку - буду работать. Но не смахивает ли такое запоминание тоники (и ступеней относит.) на абс. слух? А меня оного нет.
 
мне абсолютный слух всегда мешал.. так как все ф-но в институте были настроены далеко от 440.. поэтому угодывать по абсолютным показателям не представлялось волзможным.. иногда не иметь абсолютного слуха удобнее, тому у меня есть множество примеров
 
<div class='quotetop'>QUOTE(\"moi\")</div>
запоминание тоники [/b]
ты и запоминаешь тонику для того, чтоб пользуясь
1) слухом - определиться с примерной нотой относительно тоники
2) знаниями сольфеджио - чтоб скорректировать выбор на слух
я вот совершенно не знаю, какой у меня слух - абсолютный или относительный, думаю что всё-тки относительный. Так как 440 Гц всегда звучат в голове по-разному))) но диктанты обычно в школе списывали все у меня. Просто запоминаешь тонику и лад. Больше тебе ничего не надо. Все основные ступени тональности должны выстроиться автоматически. А не основные - все рядышком. Так вот вспоминаю, мне вроде достаточно было помнить тонику, чтоб от неё сразу взять в голове основное трезвучие. А дальше всегда мона в голове, пропев по полтона от ближайшей известной ноты, дотянуться до непонятной)) Еси сомневаешься.
В общем для меня было и есть главное - если не слышу сразу, то на основе тоники быстренько проиграть в голове по полтона всю октаву. Остальное как говрится - дело техники)))
 
Реально не могу продвинуться с диктантами. Занимаюсь с сентября и все плаваю, хоть преподаватель говорит, что вроде как прогресс есть, но я не доволен… что-то надо кардинально делать…
Штудировал совет от Pavlius’a о пропевании гаммы до «нужной» ноты… Но у меня тоника и нота от которой «пою в голове» все «съезжает»… Не могу ее удержать. Часто «пою в голове» не ту гамму… Все ужасно смутно, но стоит прикоснуться к инструменту и все ясно становится….
Еще заметил, что при «мелких» интервалах между нотами мелодии вообще теряюсь, куда идем вверх или вниз… это вообще позор… т.е. как бы разрешающей способности слуху не хватает…
И еще заметил, когда надо реально спеть ноту, которую «слышу в голове», то либо вообще выдаю не то, что слышу, то пою в терцию (вверх, вниз, малую, большую)… т.е. как бы аккорд почти составляю…
Кстати, задания на подбор известных мелодий тоже паршиво выходят… Во-первых на инструменте сижу изнурительно долго тыкаю… Во-вторых, кажется что вроде все подобрал правильно, потом смотришь в оригинал и полная ерунда… Т.е. в итоге я нечто свое сочинил «по мотивам»… и естественно не так красиво, как композитор…
Вот сейчас принялся курс по абс. слуху David Burge терзать (http://forum.rmmedia.ru/index.php?showtopic=23137) … Пока правда дошел до слышания «цвета» двух нот… И кажется что-то получается… Но чтобы это все заработало, надо еще кучу времени потратить и не знаю, сработает ли для «практических» задач типа диктантов и импровизации…
 
Тебе нужен человек без абсолютного слуха (который с тобой позанимается)
 
Все не так плохо. В некоторой музыке иногда можно и кварту с секундой перепутать :)

Если ты можешь узнать знакомую музыку, услышанную по радио, или знакомую песенку про елочку, то так же сможешь узнавать и интервалы в тональности. Еще очень помогает петь под инструмент и учить наизусть (петь по памяти с названиями нот) номера из учебников по сольфеджио. Сначала зазубрить один, да так, чтобы даже ноты отложились в голове и были в зрительной памяти. Потом второй.. причем можно брать номера и посложнее. Казалось бы, тупой процесс, запоминать упражнения наизусть. А помогает.


Еще заметно, что разнообразные интервалы, аккорды и последовательности, всяческие музыкальные структуры и т.д. очень хорошо и намертво входят в голову, когда что-то из них сочиняешь. Этот опыт, как бы рабочий, помогает очень сильно.
Например: ты сочиняешь интересную комозицию, находишь красивый интервал или аккорд, тебе он так нравится, что ты начинаешь его впихивать во все места, постоянно играешь, импровизируешь с ним и так далее. Сочиняешь пьесу, в которой он дает главные краски, исследуешь все варианты его применения, во многих тональностях, контекстах и т.д., осматриваешь его со всех сторон, все его, так сказать, прелести. Через некоторое время ты его узнаешь даже во сне, этот аккорд или интервал. Затем также будут запоминаться другие структуры.
Суть в том, что чем больше занимаешься музыкой в любом смысле, например композицией, тем быстрее идет прогресс и в сольфеджио.

П.С. С сентября еще не много времени прошло.
 
У меня хоть и абсолютный слух, но хочу сказать, что легко и спокойно пишу диктанты именно чувство интервальности - т.е определения места ступени в данной тональности. Если бы я не занимался академической композицией - то хоть со своим абсолютным слухом, хоть без него ничего бы у меня так просто не вышло.

Так что мой случай может послужить тебе таким примером))

Павлиус +1 за советы. Ты, случайно, не в Киеве консу закончил? Или я тебя с кем-то путаю?
 

Сейчас просматривают