Раз пошла такая пьянка...
Мемного о позиционировании звука в пространстве.
Классическая модель, когда одни ревер висит а ауксе, а с треков микса на него идут посылы не учитывает одного мемента - положения источника звука в пространстве.

В реальности если мы оставляем положение микрофонов одинаковым, но перемещаем исполнителя по комнате, характер реверберации в каждой точке будет разным. Для каждой точки будут свои уникальные ранние, хвост и т.п. Но несмотря на различия, разные реверберации в разных точках несут для слуха информацию об одном и том же одинаковом помещении.
В классическом варианте, если мы крутим ручку панорамы на треке, ревер в ауксе не откликается на это изменением параметров реверберации. Сухой звук перемещается на переднем плане, ревер продолжает ухать как если бы звук оставался в одной точке.
Чтобы компенсировать этот недостаток во взрослых железках и грамотных плагинах применяют разные трюки, чтобы заставить ревер реагировать на изменение панорамы, например используют дуальную архитектуру.

В этом случае ревер имеет два независимых стерео движка, каждый настроенный немного по-разному. Сингнал параллельно поступает на оба стерео-ревера, а затем смешивается на выходе. Это немного оживляет реакцию на изменение панорамы, но ни о какой естественности и воссоздании какой-то реальной картинки речи не идет. Прием искуственный.
3D моделирование полностью воссоздает картину естественной реверберации. При помощи FIReverb можно расположить разные инструменты в разных точках, снять их любой методикой расположения микрофонной, AB, XY или инивидульными миками хоть для каждого инструмента. Вас ограничевает только ваша фантазия и один большой недостаток 3D моделирование - невозможность работы в реальном времени.
В качестве иллюстрации небольшой пример.
Я рассчитал два импульса для одной и той же комнаты. В обоих микрофоны стоят одинаково, AB c разнесением 2,5 метра (побольше чем надо для барабанов, исключительно для наглядности). А источник звука разный и соотвествует положениям L и R на картинке. И еще один импульс для точки C.
Теперь у меня в проекте два конволвера с импульсами L и R. Посылы с дорожек распанорамированных вправо я отправляю на ревер R, а влево на L. Можно и подмешивать их в разной пропорции, но я этого делать не стал, опять же для большей ширины и наглядности.
[url]http://webfile.ru/1076736
Здесь три трека. "Dry" - Сухой микс. "LR" - Возврат с обоих реверов с импульсами L и R. "C" - другой возврат, в обоих реверах одинаковый импульс точки C.
Последняя модель эмулирует дуальную архитектуру. Теперь обратите внимание, насколько естественней картинка в возрате LR. Пространственное решение микса по панораме четко читаемо даже в отсутсвие сухого сигнала. В действительности так и происходит в реальности. Если бы мы могли удалить чистый сигнал из живой стереозаписи, мы бы по прежнему могли бы чекто локализовать положение источника.
Впрочем, классическая модель используется уже полвека и никого это особо не парило. И все же у нас теперь появилась возможность пойти гораздо дальше.
На сегодня, подобную технологию использует библиотека Венского Оркеста и ревер Wizoo Verb. Но лично использую пару конволверов. Здесь больше вариантов для маневров. С каждого трека можно мешать посылы на разные импульса в нужной пропорции. А можно их и больше чем два сделать. Здесь уже все в производительность машины упирается.
Мемного о позиционировании звука в пространстве.
Классическая модель, когда одни ревер висит а ауксе, а с треков микса на него идут посылы не учитывает одного мемента - положения источника звука в пространстве.

В реальности если мы оставляем положение микрофонов одинаковым, но перемещаем исполнителя по комнате, характер реверберации в каждой точке будет разным. Для каждой точки будут свои уникальные ранние, хвост и т.п. Но несмотря на различия, разные реверберации в разных точках несут для слуха информацию об одном и том же одинаковом помещении.
В классическом варианте, если мы крутим ручку панорамы на треке, ревер в ауксе не откликается на это изменением параметров реверберации. Сухой звук перемещается на переднем плане, ревер продолжает ухать как если бы звук оставался в одной точке.
Чтобы компенсировать этот недостаток во взрослых железках и грамотных плагинах применяют разные трюки, чтобы заставить ревер реагировать на изменение панорамы, например используют дуальную архитектуру.

В этом случае ревер имеет два независимых стерео движка, каждый настроенный немного по-разному. Сингнал параллельно поступает на оба стерео-ревера, а затем смешивается на выходе. Это немного оживляет реакцию на изменение панорамы, но ни о какой естественности и воссоздании какой-то реальной картинки речи не идет. Прием искуственный.
3D моделирование полностью воссоздает картину естественной реверберации. При помощи FIReverb можно расположить разные инструменты в разных точках, снять их любой методикой расположения микрофонной, AB, XY или инивидульными миками хоть для каждого инструмента. Вас ограничевает только ваша фантазия и один большой недостаток 3D моделирование - невозможность работы в реальном времени.
В качестве иллюстрации небольшой пример.
Я рассчитал два импульса для одной и той же комнаты. В обоих микрофоны стоят одинаково, AB c разнесением 2,5 метра (побольше чем надо для барабанов, исключительно для наглядности). А источник звука разный и соотвествует положениям L и R на картинке. И еще один импульс для точки C.
Теперь у меня в проекте два конволвера с импульсами L и R. Посылы с дорожек распанорамированных вправо я отправляю на ревер R, а влево на L. Можно и подмешивать их в разной пропорции, но я этого делать не стал, опять же для большей ширины и наглядности.
[url]http://webfile.ru/1076736
Здесь три трека. "Dry" - Сухой микс. "LR" - Возврат с обоих реверов с импульсами L и R. "C" - другой возврат, в обоих реверах одинаковый импульс точки C.
Последняя модель эмулирует дуальную архитектуру. Теперь обратите внимание, насколько естественней картинка в возрате LR. Пространственное решение микса по панораме четко читаемо даже в отсутсвие сухого сигнала. В действительности так и происходит в реальности. Если бы мы могли удалить чистый сигнал из живой стереозаписи, мы бы по прежнему могли бы чекто локализовать положение источника.
Впрочем, классическая модель используется уже полвека и никого это особо не парило. И все же у нас теперь появилась возможность пойти гораздо дальше.
На сегодня, подобную технологию использует библиотека Венского Оркеста и ревер Wizoo Verb. Но лично использую пару конволверов. Здесь больше вариантов для маневров. С каждого трека можно мешать посылы на разные импульса в нужной пропорции. А можно их и больше чем два сделать. Здесь уже все в производительность машины упирается.