Оказывается многие даже опытные звукорежиссеры, особенно те что начинали работать на аналоговой технике, плохо понимают что такое битность сигнала, чем отличаются разные АЦП и как правильно выставлять уровень при цифровой записи. Ведь раньше было очень удобно слегка перегрузить магнитную ленту, достигая и обогащения гармониками и легкой компрессии без компрессора как такового и при этом можно было не так уж часто смотреть на индикатор уровня. Попробуем немного разобраться как быть при цифровой записи.
Когда компьютеры были большими (а по возрасту маленькими) они были как
аналоговыми так и цифровыми (хотя в самом раннем детстве они не были даже электронными), причем аналоговые считались более перспективными (а некоторые ученые считают так и сейчас) и для них много чего изобрели, в частности такое прекрасное устройство как ОПЕРАЦИОННЫЙ УСИЛИТЕЛЬ (который потому так и называется, что в юности совершал математические операции) и без которого наши студийные приборы сейчас просто немыслимы. Но со временем цифровой компьютер победил (возможно временно) и всех стало интересовать почему это там все измеряется в «нулях» и «единицах», т.е. почему там используется двоичная система, когда все числа составляются из всего двух цифр - нуля и единицы. Оказывается такие системы стабильнее (меньше подвержены наводкам) и математические операции на них совершаются точно и просто. Составим число из 4-х цифр и назовем его термином «слово». При этом число (слово) будет называться 4-х разрядным и оно сможет изображать всего 16 разных чисел – от 0000 – это ноль, и далее до 1111 – это число 15. Конечно этого мало, но когда 15-ти значений не хватает, можно выйти из положения и разбить большое число на несколько слов и передать их по очереди. Ведь мы так и поступаем когда разговариваем друг с другой – передаем сложные значения комбинацией слов, почему бы и компьютерам так не делать? Да потому что это медленно! Хорошо, давайте увеличим длину слова до 8 разрядов, т.е. сделаем его 8-битным! Такое 8-битное слово еще называется байтом. В один байт можно закодировать 256 комбинаций. Уже лучше! Компьютеры были 8-битными довольно долго и даже наши любимые IBM-РС родились такими. Но людям всегда хочется больше и быстрее! Вначале 16 бит, потом 32 и совсем недавно они наконец стали 64-битными. Возможно через лет 10 дойдет очередь и до 128-битных. Поживем –увидим!
Надеюсь пока не слишком сложно...?
Теперь попробуем ответить на ряд часто задаваемых вопросов:
1. ЧТО ТАКОЕ АЦП?
АЦП (аналогово-цифровой преобразователь) это электронный вольтметр который периодически (с частотой F) измеряет входное напряжение и передает эти измерения в виде двоичных чисел в память компьютера. Т.е. он совершает конвертирование аналогового сигнала в цифровой и потому еще называется конвертером. Далее компьютер может совершать над этими изображающими звук числами чисто компьютерные операции.
Если мы захотим сконвертировать в цифровую форму входной звуковой сигнал при помощи 4-х разрядного АЦП, то мы сможем это сделать с точностью в 1/15-ю от входного напряжения т.е. с искажениями в примерно 7%! Ужасно! И ведь это при том что амплитуда входного сигнала будет максимально возможной для данного АЦП. А что будет если сигнал будет слабее, скажем в два раза (-6дБ) ? В его конвертировании старший разряд уже не будет учавствовать и нам останется всего 8 комбинаций (3 бита) и погрешность возрастет до 14 % !!! И чем меньше будет сигнал, тем, само собой разумеется, больше будет погрешность. Теперь рассмотрим обратный случай – сигнал по амплитуде будет больше чем тот на который расчитан АЦП. Естественно что для отображения такого сигнала потребуется еще один, 5-й бит, но его ведь нет! И искажения сразу прыгнут до целых 50 % ! Вспоминаете треск цифровой перегрузки?
Предположим теперь что у нас 16-разрядный АЦП. При его помощи можно получить уже целых 65356 различных значений (комбинаций) и при потере одного разряда искажения будут несущественными, но... это для максимальных значений сигнала! А ведь музыка имеет свой динамический диапазон и не все время играет громко, даже если это дискотечная музыка! А если у нас скажем инструмент второго плана играет с уровнем
-24 дБ? Это уже минус 4 разряда. Но есть же инструменты которые звучат еще тише, наконец есть реверберация, от которой так много зависит, и которая звучит намного тише! К сожаленью в начале 80-х годов 20-го века были приняты стандарты цифрового диска - 16 бит при F=44100 Гц и цифрового магнитофона – 16 бит при F=48000 Гц. Как мы уже выяснили – этого мало, но... стандарт есть стандарт и его надо соблюдать! Тем более что тогда даже 16-битные АЦП были на грани технологических возможностей! В результате последующих акустических тестов при сравнении лучших магнитных лент с лучшими АЦП оказалось что разница между ними пропадает приблизительно при числе разрядов от 19-ти и выше. Вслед за этим появились 20-разрядные АЦП которые обеспечивают требуемое качество записи. Но во-первых почему не больше, разве магнитная лента предел мечтаний? Во-вторых при записи, редактировании и сведении обычно теряются несколько бит, а значит нужен студийный технологический запас. Вот почему сегодня АЦП стали 24-битными.
2. ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ЦАП И АЦП?
ЦАП (цифро-аналоговый преобразователь) это устройство обратное АЦП. Оно
конвертирует звуковую информацию из цифровой в аналоговую. ЦАП сделать несколько проще, поэтому он дешевле чем АЦП. Работающие в паре ЦАП и АЦП должны иметь одинаковые параметры – т.е. одинаковое колличество разрядов и одинаковую частоту. Звук в компьютерном представлении мы слышать не можем, а потому без ЦАП-ов контроль звука невозможен.
3. КАКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ БИТНОСТЬЮ КОМПЬЮТЕРА И ЗВУКОВОЙ ПЛАТЫ.
Некоторые хвастаются что у них 64-битный компьютер и потому у них более качественный звук. Это неверно. То что звуковая плата имеет 24-битные конвертеры не имеет никакого отношения к тому сколько бит использует в своей работе центральный процессор компьютера. В компьютере много процессоров. Есть процессор в клавиатуре, занимающийся восприятием команд поступающих от наших пальцев, есть процессор в видеоплате занимающийся формированием изображения, процессоры жестких дисков и т.д. Всей этой армией процессоров управляет центральный процессор.
На звуковой карте есть свой процессор управляющий конвертерами и у него свои частоты работы и своя разрядность. Это практически независимая система (компьютер в компьютере) обрабатывающая только звук.
4. ЧТО СОДЕРЖИТ ЗВУКОВАЯ ПЛАТА?
Чаще всего она содержит лишь три устройства – двойной (стерео) ЦАП, двойной (стерео) АЦП и процессор ими управляющий. Некоторые платы также содержат микшер для аппаратного микширования, а некоторые (очень редко) процессор эффектов или аппаратный сэмплер. Платы для многоканальной записи (например для того чтоб записать ударную установку необходимо как правило не менее 6-8 каналов записи) содержат большее число ЦАП и АЦП – 4, 6, 8 или даже 16. На многих современных платах есть также специальные порты для передачи MIDI сообщений. А если вы хотите переписать сигнал с компьютера на другой цифровой носитель, скажем минидиск, то нет необходимости конвертировать сигнал в аналоговый а затем (уже в минидиске) опять в цифровой. Это добавляет лишние искажения. Поэтому хорошая плата должна иметь не только аналоговые но и цифровые входы-выходы – коаксиальные или оптические, а лучше и те и другие.
(продолжение ниже)
Когда компьютеры были большими (а по возрасту маленькими) они были как
аналоговыми так и цифровыми (хотя в самом раннем детстве они не были даже электронными), причем аналоговые считались более перспективными (а некоторые ученые считают так и сейчас) и для них много чего изобрели, в частности такое прекрасное устройство как ОПЕРАЦИОННЫЙ УСИЛИТЕЛЬ (который потому так и называется, что в юности совершал математические операции) и без которого наши студийные приборы сейчас просто немыслимы. Но со временем цифровой компьютер победил (возможно временно) и всех стало интересовать почему это там все измеряется в «нулях» и «единицах», т.е. почему там используется двоичная система, когда все числа составляются из всего двух цифр - нуля и единицы. Оказывается такие системы стабильнее (меньше подвержены наводкам) и математические операции на них совершаются точно и просто. Составим число из 4-х цифр и назовем его термином «слово». При этом число (слово) будет называться 4-х разрядным и оно сможет изображать всего 16 разных чисел – от 0000 – это ноль, и далее до 1111 – это число 15. Конечно этого мало, но когда 15-ти значений не хватает, можно выйти из положения и разбить большое число на несколько слов и передать их по очереди. Ведь мы так и поступаем когда разговариваем друг с другой – передаем сложные значения комбинацией слов, почему бы и компьютерам так не делать? Да потому что это медленно! Хорошо, давайте увеличим длину слова до 8 разрядов, т.е. сделаем его 8-битным! Такое 8-битное слово еще называется байтом. В один байт можно закодировать 256 комбинаций. Уже лучше! Компьютеры были 8-битными довольно долго и даже наши любимые IBM-РС родились такими. Но людям всегда хочется больше и быстрее! Вначале 16 бит, потом 32 и совсем недавно они наконец стали 64-битными. Возможно через лет 10 дойдет очередь и до 128-битных. Поживем –увидим!
Надеюсь пока не слишком сложно...?
Теперь попробуем ответить на ряд часто задаваемых вопросов:
1. ЧТО ТАКОЕ АЦП?
АЦП (аналогово-цифровой преобразователь) это электронный вольтметр который периодически (с частотой F) измеряет входное напряжение и передает эти измерения в виде двоичных чисел в память компьютера. Т.е. он совершает конвертирование аналогового сигнала в цифровой и потому еще называется конвертером. Далее компьютер может совершать над этими изображающими звук числами чисто компьютерные операции.
Если мы захотим сконвертировать в цифровую форму входной звуковой сигнал при помощи 4-х разрядного АЦП, то мы сможем это сделать с точностью в 1/15-ю от входного напряжения т.е. с искажениями в примерно 7%! Ужасно! И ведь это при том что амплитуда входного сигнала будет максимально возможной для данного АЦП. А что будет если сигнал будет слабее, скажем в два раза (-6дБ) ? В его конвертировании старший разряд уже не будет учавствовать и нам останется всего 8 комбинаций (3 бита) и погрешность возрастет до 14 % !!! И чем меньше будет сигнал, тем, само собой разумеется, больше будет погрешность. Теперь рассмотрим обратный случай – сигнал по амплитуде будет больше чем тот на который расчитан АЦП. Естественно что для отображения такого сигнала потребуется еще один, 5-й бит, но его ведь нет! И искажения сразу прыгнут до целых 50 % ! Вспоминаете треск цифровой перегрузки?
Предположим теперь что у нас 16-разрядный АЦП. При его помощи можно получить уже целых 65356 различных значений (комбинаций) и при потере одного разряда искажения будут несущественными, но... это для максимальных значений сигнала! А ведь музыка имеет свой динамический диапазон и не все время играет громко, даже если это дискотечная музыка! А если у нас скажем инструмент второго плана играет с уровнем
-24 дБ? Это уже минус 4 разряда. Но есть же инструменты которые звучат еще тише, наконец есть реверберация, от которой так много зависит, и которая звучит намного тише! К сожаленью в начале 80-х годов 20-го века были приняты стандарты цифрового диска - 16 бит при F=44100 Гц и цифрового магнитофона – 16 бит при F=48000 Гц. Как мы уже выяснили – этого мало, но... стандарт есть стандарт и его надо соблюдать! Тем более что тогда даже 16-битные АЦП были на грани технологических возможностей! В результате последующих акустических тестов при сравнении лучших магнитных лент с лучшими АЦП оказалось что разница между ними пропадает приблизительно при числе разрядов от 19-ти и выше. Вслед за этим появились 20-разрядные АЦП которые обеспечивают требуемое качество записи. Но во-первых почему не больше, разве магнитная лента предел мечтаний? Во-вторых при записи, редактировании и сведении обычно теряются несколько бит, а значит нужен студийный технологический запас. Вот почему сегодня АЦП стали 24-битными.
2. ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ЦАП И АЦП?
ЦАП (цифро-аналоговый преобразователь) это устройство обратное АЦП. Оно
конвертирует звуковую информацию из цифровой в аналоговую. ЦАП сделать несколько проще, поэтому он дешевле чем АЦП. Работающие в паре ЦАП и АЦП должны иметь одинаковые параметры – т.е. одинаковое колличество разрядов и одинаковую частоту. Звук в компьютерном представлении мы слышать не можем, а потому без ЦАП-ов контроль звука невозможен.
3. КАКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ БИТНОСТЬЮ КОМПЬЮТЕРА И ЗВУКОВОЙ ПЛАТЫ.
Некоторые хвастаются что у них 64-битный компьютер и потому у них более качественный звук. Это неверно. То что звуковая плата имеет 24-битные конвертеры не имеет никакого отношения к тому сколько бит использует в своей работе центральный процессор компьютера. В компьютере много процессоров. Есть процессор в клавиатуре, занимающийся восприятием команд поступающих от наших пальцев, есть процессор в видеоплате занимающийся формированием изображения, процессоры жестких дисков и т.д. Всей этой армией процессоров управляет центральный процессор.
На звуковой карте есть свой процессор управляющий конвертерами и у него свои частоты работы и своя разрядность. Это практически независимая система (компьютер в компьютере) обрабатывающая только звук.
4. ЧТО СОДЕРЖИТ ЗВУКОВАЯ ПЛАТА?
Чаще всего она содержит лишь три устройства – двойной (стерео) ЦАП, двойной (стерео) АЦП и процессор ими управляющий. Некоторые платы также содержат микшер для аппаратного микширования, а некоторые (очень редко) процессор эффектов или аппаратный сэмплер. Платы для многоканальной записи (например для того чтоб записать ударную установку необходимо как правило не менее 6-8 каналов записи) содержат большее число ЦАП и АЦП – 4, 6, 8 или даже 16. На многих современных платах есть также специальные порты для передачи MIDI сообщений. А если вы хотите переписать сигнал с компьютера на другой цифровой носитель, скажем минидиск, то нет необходимости конвертировать сигнал в аналоговый а затем (уже в минидиске) опять в цифровой. Это добавляет лишние искажения. Поэтому хорошая плата должна иметь не только аналоговые но и цифровые входы-выходы – коаксиальные или оптические, а лучше и те и другие.
(продолжение ниже)