Вторая тема для концентрированных советов. Написал на этот раз в виде статьи. Правда это уже как бы другая категория - авторская статья, поэтому я подписал ее своим именем. Не знаю если такое изложение лучше, жду откликов. И еще пришлось разделить на два поста - может в дальнейшем можно куда-то высылать текст админам?
ЛАМПЫ, ТРАНЗИСТОРЫ, ПРЕАМПЫ
Часто на форумах можно прочитать фразы типа: «Хороший преамп может быть только ламповым!» или «Это же ламповый микрофон!» (со знанием дела) или «Это не настоящий ламповый прибор – это гибрид!» (с презрением) или «У меня ламповый преамп!» (с гордостью)... Почему же в последние 10-15 лет возродился интерес к лампе и даже возник ее культ? Действительно ли лампа настолько превосходит транзистор? Или это чисто реклампная политика фирм выпускающих ламповые приборы по завышенным ценам?
Для начала, хочу с сожалением заметить, что музыканты всего мира живут, увы, не столько знаниями, сколько легендами. Не буду останавливаться на том, почему это происходит, причин много и это другая тема для разговора, но мнение известного артиста или звукорежиссера, часто вырванное из контекста или устаревшее на 5-10, а то и на все 20 лет становится, буквально, заклинанием для начинающих...
Почему, например, звукорежиссер Х пользуется в студии "А" микрофоном "В" и преампом "С"? Причин может быть множество. И в первую очередь привычка. Найдя когда-то давно "свою" конфигурацию (раз режиссер опытный и известный, значит работает давно и «вырос» в те времена, когда деревья были большими, все приборы были ламповыми, все хорошие микрофоны выпускались фирмой NEUMANN, или в крайнем случае AKG), найдя когда-то положения ручек для конкретного типа голоса в этой комбинации (скажем самого распространенного – женского сопрано), он, по совершенно естественным причинам, в следующий раз захочет использовать ту же комбинацию "А->"B"+"C", тем более если студия "A" - коммерческая и времени на эксперименты мало. И вот ответь такой специалист в интервью известному журналу чем он чаще всего пользуется – все последователи будут искать именно такие приборы, считая их оптимальными – ведь «это же сам Х использует! Тот самый, что записывал того-то и того-то...!» И неважно, что у последователя другое помещение, другой жанр или другой тип голоса! А на самом деле в интервью не вошло то, что у звукорежиссера Х есть еще несколько преампов и пара десятков микрофонов и он хорошо знает когда и какие использовать. Более того, окажись в другой студии и с другим оборудованием, он, безусловно, через некоторое время найдет, как получить тот же звук при помощи совсем других приборов. Решающими являются его ход мысли, уши, знания и опыт, а не то, на каком именно оборудовании он в данный момент работает.
1
Не вдаваясь в физику следует знать что:
1.1 Основная разница заключается в реакции на перегрузку, т.е. на чересчур большой сигнал. Возникающие при этом искажения имеют несколько разную форму волны - у лампы конечный звук "мягче" и "музыкальнее", а у транзистора набор гармоник очень широкополосный и резкий.
1.2 У транзистора меньший уровень шумов
1.3 У лампы большое входное сопротивление (хотя оно может быть получено и с применением транзисторов).
1.4 Транзистор имеет меньшие размеры
1.5 Лампа является хрупким и недолговечным компонентом.
1.6 Лампа греется и нуждается в более высоком напряжении питания.
Пункты 1.4 ... 1.6 большого значения для студийного прибора не имеют и потому на них останавливаться не буду. Кроме того, замечу, что когда говорят «транзистор», обычно подразумевают биполярный транзистор. Однако, существует еще и полевой транзистор, параметры которого очень близки параметрам лампы. В современных преампах обычно используют не дискретные транзисторы, а либо операционные усилители, либо специализированные звуковые микросхемы, в которых режимы работы транзисторов оптимизированы.
2.
Безусловно что она очень важна тогда ... когда эта перегрузка происходит... т.е. тогда когда она используется преднамеренно (в первую очередь в гитарных искажателях), либо в тех случаях, когда искажений просто трудно избежать. Когда же перегрузки нет и искажений не возникает (а это самый частый случай), этот параметр уже не имеет значения, но об этом ниже.
Во всевозможных разновидностях эффекта «дисторшн» предпочтение отдается, как правило, лампе, хотя есть и исключения (когда нужен уж очень резкий звук). Существуют также ламповые сатураторы используемые для тембрального обогащения сигнала микрофона или других источников звука. В конденсаторных микрофонах применение лампы дает сразу тройной эффект – согласование по сопротивлению (конденсаторная головка имеет очень большое выходное сопротивление), эффект сатурации (обогащение гармониками) и усиление сигнала.
Второй из перечисленных - побочный эффект лампового микрофона (сатурация) – это специфические, чаще всего приятные на слух искажения, в большинстве случаев улучшающие звучание голоса и инструментов. Но бывают случаи, когда эти искажения добавляют лишь грязи итак перенасыщенному гармониками голосу или инструменту и хочется записать звук как можно чище. Для этого необходимо иметь в арсенале студии и чисто транзисторный микрофон. В любом случае хороший транисторный микрофон имеет более нейтральное и универсальное звучание, ибо сатурацию можно потом и добавить, а вот убрать уже нельзя...
3.
При большом броске сигнала на входе аналогового компрессора, пока измерительная цепь оценит его уровень и сформирует ответный управляющий потенциал для входного электронного регулятора, в выходном каскаде может воникнуть перегрузка по уровню и, если он ламповый, то искажения будут менее заметными. Искажения могут возникнуть также в выходном каскаде преампа, но только в том случае, если звукорежиссер неверно выбрал коэффициент усиления.
Итак, вопрос может быть поставлен следующим образом – могут ли в приборе возникнуть искажения (или они даже нужны!), или нормальная работа прибора вообще не должна сопровождаться никакими искажениями. В первом случае, как правило, лучше применить лампу, а вот во втором... Во втором - если искажений нет и быть не должно - то какова тогда разница в звучании лампового и транзисторного приборов? Никакой! Ведь разница заключается именно в искажениях, а если искажений нет (т.е. они ниже 0.1 %), то абсолютно безразлично на каких элементах этот прибор собран!
Может ли перегрузка произойти во входном каскаде преампа? Практически никогда! Сигнал имеет там еще малое значение. Выиграем ли мы что-либо применив там лампу? Нет, но зато проиграем по шумам, ибо хороший транзистор шумит существенно меньше лампы.
Могут ли возникнуть искажения в выходном каскаде? В принципе - да, если преамп не согласован по чувствительности с источником сигнала (установлено чересчур большое усиление), или если построен неграмотно – нет запаса по уровню сигнала либо из-за низкого напряжения питания, либо из-за ошибки разработчика. Однако, если преамп верно расчитан и звукорежиссер грамотный, т.е. чувствительность отрегулирована как положено, то и в выходном каскаде можно обойтись без лампы. Подтверждением этому служит то, что одни из лучших в мире микрофонных преампов фирмы NEVE – чисто транзисторные.
Если же хочется иметь универсальный преамп, на котором можно получить эффект сатурации или гитарные искажения – самое верное решение использовать в выходном каскаде лампу. Таким образом, лучшими, с моей точки зрения, могут быть именно гибридные устройства, в которых использовано приемущество малошумящих входных транзисторных каскадов и универсальность ламповых выходных.
(продолжение ниже)
ЛАМПЫ, ТРАНЗИСТОРЫ, ПРЕАМПЫ
Часто на форумах можно прочитать фразы типа: «Хороший преамп может быть только ламповым!» или «Это же ламповый микрофон!» (со знанием дела) или «Это не настоящий ламповый прибор – это гибрид!» (с презрением) или «У меня ламповый преамп!» (с гордостью)... Почему же в последние 10-15 лет возродился интерес к лампе и даже возник ее культ? Действительно ли лампа настолько превосходит транзистор? Или это чисто реклампная политика фирм выпускающих ламповые приборы по завышенным ценам?
Для начала, хочу с сожалением заметить, что музыканты всего мира живут, увы, не столько знаниями, сколько легендами. Не буду останавливаться на том, почему это происходит, причин много и это другая тема для разговора, но мнение известного артиста или звукорежиссера, часто вырванное из контекста или устаревшее на 5-10, а то и на все 20 лет становится, буквально, заклинанием для начинающих...
Почему, например, звукорежиссер Х пользуется в студии "А" микрофоном "В" и преампом "С"? Причин может быть множество. И в первую очередь привычка. Найдя когда-то давно "свою" конфигурацию (раз режиссер опытный и известный, значит работает давно и «вырос» в те времена, когда деревья были большими, все приборы были ламповыми, все хорошие микрофоны выпускались фирмой NEUMANN, или в крайнем случае AKG), найдя когда-то положения ручек для конкретного типа голоса в этой комбинации (скажем самого распространенного – женского сопрано), он, по совершенно естественным причинам, в следующий раз захочет использовать ту же комбинацию "А->"B"+"C", тем более если студия "A" - коммерческая и времени на эксперименты мало. И вот ответь такой специалист в интервью известному журналу чем он чаще всего пользуется – все последователи будут искать именно такие приборы, считая их оптимальными – ведь «это же сам Х использует! Тот самый, что записывал того-то и того-то...!» И неважно, что у последователя другое помещение, другой жанр или другой тип голоса! А на самом деле в интервью не вошло то, что у звукорежиссера Х есть еще несколько преампов и пара десятков микрофонов и он хорошо знает когда и какие использовать. Более того, окажись в другой студии и с другим оборудованием, он, безусловно, через некоторое время найдет, как получить тот же звук при помощи совсем других приборов. Решающими являются его ход мысли, уши, знания и опыт, а не то, на каком именно оборудовании он в данный момент работает.
1
Не вдаваясь в физику следует знать что:
1.1 Основная разница заключается в реакции на перегрузку, т.е. на чересчур большой сигнал. Возникающие при этом искажения имеют несколько разную форму волны - у лампы конечный звук "мягче" и "музыкальнее", а у транзистора набор гармоник очень широкополосный и резкий.
1.2 У транзистора меньший уровень шумов
1.3 У лампы большое входное сопротивление (хотя оно может быть получено и с применением транзисторов).
1.4 Транзистор имеет меньшие размеры
1.5 Лампа является хрупким и недолговечным компонентом.
1.6 Лампа греется и нуждается в более высоком напряжении питания.
Пункты 1.4 ... 1.6 большого значения для студийного прибора не имеют и потому на них останавливаться не буду. Кроме того, замечу, что когда говорят «транзистор», обычно подразумевают биполярный транзистор. Однако, существует еще и полевой транзистор, параметры которого очень близки параметрам лампы. В современных преампах обычно используют не дискретные транзисторы, а либо операционные усилители, либо специализированные звуковые микросхемы, в которых режимы работы транзисторов оптимизированы.
2.
Безусловно что она очень важна тогда ... когда эта перегрузка происходит... т.е. тогда когда она используется преднамеренно (в первую очередь в гитарных искажателях), либо в тех случаях, когда искажений просто трудно избежать. Когда же перегрузки нет и искажений не возникает (а это самый частый случай), этот параметр уже не имеет значения, но об этом ниже.
Во всевозможных разновидностях эффекта «дисторшн» предпочтение отдается, как правило, лампе, хотя есть и исключения (когда нужен уж очень резкий звук). Существуют также ламповые сатураторы используемые для тембрального обогащения сигнала микрофона или других источников звука. В конденсаторных микрофонах применение лампы дает сразу тройной эффект – согласование по сопротивлению (конденсаторная головка имеет очень большое выходное сопротивление), эффект сатурации (обогащение гармониками) и усиление сигнала.
Второй из перечисленных - побочный эффект лампового микрофона (сатурация) – это специфические, чаще всего приятные на слух искажения, в большинстве случаев улучшающие звучание голоса и инструментов. Но бывают случаи, когда эти искажения добавляют лишь грязи итак перенасыщенному гармониками голосу или инструменту и хочется записать звук как можно чище. Для этого необходимо иметь в арсенале студии и чисто транзисторный микрофон. В любом случае хороший транисторный микрофон имеет более нейтральное и универсальное звучание, ибо сатурацию можно потом и добавить, а вот убрать уже нельзя...
3.
При большом броске сигнала на входе аналогового компрессора, пока измерительная цепь оценит его уровень и сформирует ответный управляющий потенциал для входного электронного регулятора, в выходном каскаде может воникнуть перегрузка по уровню и, если он ламповый, то искажения будут менее заметными. Искажения могут возникнуть также в выходном каскаде преампа, но только в том случае, если звукорежиссер неверно выбрал коэффициент усиления.
Итак, вопрос может быть поставлен следующим образом – могут ли в приборе возникнуть искажения (или они даже нужны!), или нормальная работа прибора вообще не должна сопровождаться никакими искажениями. В первом случае, как правило, лучше применить лампу, а вот во втором... Во втором - если искажений нет и быть не должно - то какова тогда разница в звучании лампового и транзисторного приборов? Никакой! Ведь разница заключается именно в искажениях, а если искажений нет (т.е. они ниже 0.1 %), то абсолютно безразлично на каких элементах этот прибор собран!
Может ли перегрузка произойти во входном каскаде преампа? Практически никогда! Сигнал имеет там еще малое значение. Выиграем ли мы что-либо применив там лампу? Нет, но зато проиграем по шумам, ибо хороший транзистор шумит существенно меньше лампы.
Могут ли возникнуть искажения в выходном каскаде? В принципе - да, если преамп не согласован по чувствительности с источником сигнала (установлено чересчур большое усиление), или если построен неграмотно – нет запаса по уровню сигнала либо из-за низкого напряжения питания, либо из-за ошибки разработчика. Однако, если преамп верно расчитан и звукорежиссер грамотный, т.е. чувствительность отрегулирована как положено, то и в выходном каскаде можно обойтись без лампы. Подтверждением этому служит то, что одни из лучших в мире микрофонных преампов фирмы NEVE – чисто транзисторные.
Если же хочется иметь универсальный преамп, на котором можно получить эффект сатурации или гитарные искажения – самое верное решение использовать в выходном каскаде лампу. Таким образом, лучшими, с моей точки зрения, могут быть именно гибридные устройства, в которых использовано приемущество малошумящих входных транзисторных каскадов и универсальность ламповых выходных.
(продолжение ниже)