FAQ - Контроль,мониторы,наушники

  • Автор темы Автор темы sunet
  • Дата начала Дата начала

sunet

Victor Buruiana, 1959
18 Июл 2005
12.078
6.379
113
65
Chisinau, Moldova
Как предлагалось выкладываю здесь по вышеупомянутой теме, ибо мне уже многократно приходилось об этом разжевывать... Если обсудим, подкорректируем, админы смогут переместить этот текст в отдельную ветку ЗАКРЫТУЮ в смысле обсуждения и с линком для прямого "посыла" вопрошавщего на эту информацию.

Не переписывал и не цитировал а написал с нуля учитывая мой опыт написания сопроводительной технической документации.

ИТАК:

Контроль, мониторы, наушники
Контроль может осуществляться как визуально – при помощи измерителей, индикаторов, анализаторов и на слух – при помощи специальных эталонных акустических систем (мониторов) и наушников.

1. Визуальный контроль
1.1. Визуальный контроль уровня сигнала – является одним из наиболее важных, учитывая что при цифровой записи превышение нулевого уровня является недопустимым.
При этом слуховой контроль уровня сигнала всегда является лишь дополнительным, ибо кратковременные превышения уровня при записи или например экспорте, могут быть незаметны на слух, но проявляться в дальнейшем при компрессии и эквализации в виде искажений, причем путем последующего понижения уровня сигнала удалить эти искажения будет невозможно.
1.2. Визуальный контроль спектра сигнала и некоторых других параметров звука является дополнительным, ибо решающим является слуховое восприятие звуковой картины, которое является в значительной мере субьективным и подверженым многим психологическим факторам.

2. Слуховой контроль при помощи наушников
2.1. Во время записи контроль может осуществляться при помощи наушников, особенно если звукоизоляция между аппаратной и микрофонной кабиной низкая или ее вовсе нет. В наушниках записанный материал полезно редактировать, т.к. при этом лучше слышны всевозможные шумы, щелчки и прочие относительно тихие звуки.
2.2. Микширование (сведение) в наушниках недопустимо по следующей причине. При контроле при помощи акустических систем оба уха слышат оба источника, только левое ухо слышит правую систему с некоторым опозданием, соответсвенно правое ухо слышит с опозданием левую систему. Наш мозг локализирует источник звука в основном по разности во времени прихода звука к ушам а не по громкости. При контроле же в наушниках левое ухо слышит только левый канал, а правое только правый и без разности по времени. Таким образом наш мозг оказывается обманутым и искажается не только стереокартина, но и восприятие некоторых эффектов, например реверберации кажется больше, изменяется тембральный и громкостный балланс.
3. Слуховой контроль при помощи акустических систем (мониторов).
3.1. Конечный потребитель как правило слушает музыку наиболее естественным путем – при помощи акустических систем. Поэтому результатом труда звукооператора должна быть фонограмма хорошо звучащая именно в акустических системах. Прослушивание в наушниках является вспомогательным, кроме того для сохранения нормального характера звучания в наушниках существуют специальные преобразователи подмешивающие задержаный сигнал правого канала в левый и наоборот.
Примечание: Бывают случаи когда фонограмма предназначена именно на прослушивание в наушниках, например для изучения языков. В этом случае конечно ее сведение в наушниках полностью оправдано.
3.2. Для микширования и мастеринга используют специальные эталонные акустические системы называемые мониторами. В отличие от бытовых акустических систем которые создаются для приятного воспроизведения музыки в домашних условиях, с учетом влияния находящейся рядом мягкой мебели, малых размеров комнаты и т.д., мониторы создаются так что б передать сигнал максимально достоверно, без преукрашений в студийном помещении. Субьективно звучание в мониторах менее приятное чем в бытовых системах ибо в них лучше слышны дефекты фонограммы. Соответсвенно применение бытовых акустических систем в качестве мониторов недопустимо именно из-за приукрашения ими звука, слабой детализации, нелинейной частотной характеристики (как правило с подъемом как низких, так и высоких частот), маскировки дефектов фонограммы.
3.3. Для правильного мониторного контроля помещение должно быть аккустически задемпфировано. В незадемпфированном помещении искажения передачи громкости звука могут достигать 20 дБ! Иными словами нота попавшая на частоту резонанса помещения может звучать в 10 раз (!!!) громче чем на самом деле. Естественно что ни о каком правильном микшировании при этом не может быть и речи!
3.4. Мониторы бывают ближнего, среднего и дальнего плана. Все мониторы располагают так, что б расстояние между левым и правым мониторами было равно расстоянию каждого монитора до соответствующего уха, т.е. голова звукорежиссера и мониторы должны составлять в пространстве равносторонний треугольник.
3.4.1. Мониторы ближнего поля располагают на расстоянии примерно метра. Это позволяет придать им малые размеры (в виду того что при этом мощность может быть небольшой) и тем самым оптимизировать процесс панорамирования. В идеале для правильной локализвции размеры мониторов ближнего поля должны стремиться к размерам точечного источника. Кроме того близкое расположение мониторов значительно уменьшает влияние отражений от стен помещения, что также упрощает панорамирование. Важно что б мониторы ближнего поля с 2-мя или более излучателями (головками) располагались так, что б линия соединяющая центры головок была вертикальной, а высокочастотная головка находилась при этом напротив уха. Для соблюдения этого условия в том случае если полка на которой установлен монитор находится чересчур высоко, монитор можно перевернуть так что б низкочастотная головка оказалась сверху.
3.4.2. Мониторы среднего поля имеют большие размеры и мощность, более широкий диапазон частот и их применяют для баллансировки громкости и тембра инструментов, а также для мастеринга, ибо мониторы ближнего поля как правило не воспроизводят в нужной мере низкие частоты.

Примечание: Существуют мониторы сравнительно небольших размеров обладающие большой мощностью и широким частотным диапазоном, что позволяет их использовать как в качестве мониторов ближнего, так и среднего поля.

3.4.3. Мониторы дальнего поля могут применяться только в больших помещениях для проверки звучания фонограммы в условиях приближенным к концертным.
3.5. Мониторы бывают пассивными (с внешним усилителем) и активными (со встроенным усилителем). Пассивные мониторы позволяют использовать произвольный усилитель соответсвующий вкусу звукорежиссера. Активные мониторы значительно сложнее сжечь, ибо усилители оптимизированы под конкретные головки, в них применяют активные кроссоверы с лучшими характеристиками по сравнению с пассивными, кратчайшие соединительные кабели, они занимают меньше места.
3.6. Альтернативные мониторы. Используя лишь одну пару мониторов значительно легче ошибиться. Большинство звукорежиссеров используют на рабочем месте 3 пары мониторов – ближнего поля для записи, редактирования и панорамирования, среднего поля для окончательного микширования и мастеринга и бытовые маломощные системы для оценки звучания в бытовых условиях.
 
  • Like
Реакции: dad marte
Автор и все другие. на сколько зависет звучяние от качество и длены кабеля. какие разьёмы использовать .
 
<div class='quotetop'>QUOTE(\"Electro sun\")</div>
длены кабеля. какие разьёмы использовать .[/b]

В случае наушников практически не зависит. Сопротивление кабеля пренебрежительно мало по сравнению с импедансом головок. Разъем традиционно - большой JACK, но в принципе любой 3-х контактный.

Для мониторов (пассивных) кабель должен быть как можно короче и толще, не меньше 2.5 мм.кв. сечением, лучше специальный из безкислородной меди. Разъем лучше типа клемма - с винтом и гайкой или типа СПИКОН.
 
Спасибо sunet . Мой случий ето Активный монитор с такими вот входами XLR TRS RCA или разьёмами ,кажется я перепутал слова извените.так вот меня интересует только что из них выбрать (или ето не имеет значения) + желаю услышать какие либо имена производитилей етих самых кабелей.или ето тоже не важно и купить корейские за 2$ :bow:
 
Electro sun
Хоршие сигнальные кабели - Canare, Mogami. А разъём собственно не так уж важно какой, главное удобство и чтоб позолоченый был.
 
В активных мониторах единственный правильный разъем - CANNON (самый большой). У него большая площадь контакта и надежное крепление, а потому меньше искажений от вибрации (из-за "плавания" контакта). Кабель при таких сигналах особого значения не имеет, но лучше потолще и покороче и не пропускать рядом с трансформаторами.
 
всё вопросов нет кроме одново,моя керта подключена к такому контролю который подключен к ней очень длинным проводом, так и мониторы планирую тоже подключить к етому контролю. Выходит так и етот кабель требуется заменить? или подключить мониторы на прямую к карте .Как выдет правельней , не остовляйте меня :Pray: Спасибо
 
2 sunet
А что можете сказать по поводу подставок под мониторы(насколько они необходимы, вообще - насколько играет роль материал, на котором стоят/лежат мониторы),мнения по поводу шипов(конусообразных ножек у подставок) - насколько они критичны, подвес?
Что даёт монтаж мониторов дальнего поля в стенных нишах?
Как правильно контролировать психоиакустическое воздействие плагов, такого рода как Waves RBass на мониторах, или это можно адекватно оценить только на шитконроле?
 
<div class='quotetop'>QUOTE(\"Electro sun\")</div>
очень длинным проводом[/b]

Фон при нормальной громкости слышно? Если нет, то забудь и займись музыкой! На качество записи мониторный кабель не влияет.


<div class='quotetop'>QUOTE(\"BLACK CAPTAIN\")</div>
насколько они критичны, подвес?[/b]

Суть в том чтоб вибрация от колонок не передавалась подставке (столу) и между ушами и колонкой не было отражающей плоскости которая бы создавала вторую волну. Для этого у меня самодельный прочный жесткий стол с двумя рэками слева и справа. Рэки обклеяны толстым мягким ковролином на котором и стоят колонки. Вибрация к столу не пердается, стол демпфирован, столешница от мониторов далеко.


<div class='quotetop'>QUOTE(\"BLACK CAPTAIN\")</div>
Что даёт монтаж мониторов дальнего поля в стенных нишах?[/b]

Для этого есть специальные мониторы, обычно среднего и дальнего плана. Они используются при мастеринге. Сведение делают в мониторах как можно меньшего размера и расположенными близко от ушей, а потому их никуда не встраивают... Встроеные мониторы имеют более гладкую характеристику и используют стены в "своих корыстных целях", кроме того для них трудно найти место в студии, ибо они большие и их надо ставить далеко, вот и встраивают...


<div class='quotetop'>QUOTE(\"BLACK CAPTAIN\")</div>
Как правильно контролировать психоиакустическое воздействие плагов, такого рода как Waves RBass на мониторах, или это можно адекватно оценить только на шитконроле?[/b]

Иметь несколько пар мониторов разного качества, проверять в наушниках, дома, в машине.
 
Вот эта картинка хорошо иллюстрирует разницу в установке мониторов заподлицо
 
<div class='quotetop'>QUOTE(\"sunet\")</div>
Сведение делают в мониторах как можно меньшего размера и расположенными близко от ушей, [/b]
Это с каких это пор, простите? И кто?
<div class='quotetop'>QUOTE(\"sunet\")</div>
единственный правильный разъем - CANNON (самый большой)[/b]
То есть XLR?
<div class='quotetop'>QUOTE(\"sunet\")</div>
Кабель при таких сигналах особого значения не имеет, но лучше потолще и покороче и не пропускать рядом с трансформаторами.[/b]
Неверно. Значение имеет, хотя и только для мониторинга. Но, ведь в конечном счете, звук на записи зависит в том числе и от качества мониторинга. И потолще и покороче - не факт. Зависит от конкретного кабеля.
Колоссальная разница в звуке была при смене кабелей Canare на какие-то в тефлоновой изоляции, раза в 4 тоньше в диаметре. Разница явно не в пользу Канара, хотя я и страстный приверженец оного. Кабели от ЦАП Genex GXD8 к Meyer Sound HD-1. Повысились ясность и разборчивость, особенно в области ВЧ. Так что влияют кабели даже к активным мониторам.
<div class='quotetop'>QUOTE(\"sunet\")</div>
3.4.3. Мониторы дальнего поля могут применяться только в больших помещениях для проверки звучания фонограммы в условиях приближенным к концертным.[/b]
Весьма спорное утверждение. Определите дальнее поле, в таком случае.
 
Раздел "визуальный контроль" - это, скорее, "приборный контроль". Нет ли желания написать о типах измерителей и их отличиях и областях применения, хотя бы кратко?
 
<div class='quotetop'>QUOTE(\"sunet\")</div>
В наушниках записанный материал полезно редактировать[/b]
Спорно. В наушниках часто невозможно оценить качество склейки и на мониторах это вылезает, хотя в наушниках все в порядке.
 
<div class='quotetop'>QUOTE(\"sunet\")</div>
Для правильного мониторного контроля помещение должно быть аккустически задемпфировано.[/b]
Акустически задемпфировано? А может, наоборот, РАЗдемпфировано? Думается, более уместно будет слово "оформлено" или "построено" или "оборудовано".
 
<div class='quotetop'>QUOTE(\"sunet\")</div>
Мониторы ближнего поля располагают на расстоянии примерно метра.[/b]
Это зависит от параметров того самого ближнего поля, то есть, от помещения.
 
<div class='quotetop'>QUOTE(\"sunet\")</div>
Важно что б мониторы ближнего поля с 2-мя или более излучателями (головками) располагались так, что б линия соединяющая центры головок была вертикальной, а высокочастотная головка находилась при этом напротив уха.[/b]
Некоторые источники говорят не о ВЧ головке, а о точке между ВЧ и НЧ головками на уровне уха. Спорно, но мнения есть.
 
Originally posted by Ifrit
Некоторые источники говорят не о ВЧ головке, а о точке между ВЧ и НЧ головками на уровне уха. Спорно, но мнения есть.

Ifrit, а ты сам то как считаешь?

На какой высоте нужно ставить мониторы?
На каком они должны быть расстоянии?

Ты скажи конкретно своё мнение. Более развёрнуто :smile: . Потому как с ответом "Это зависит от параметров того самого ближнего поля, то есть, от помещения." не понятно что делать. Как зависит? Ты имеешь ввиду акустическое оформление помещения? Или его размер? Или и то и другое? Поясни, пожалуйста, более конкретно.
 
Некоторые источники говорят не о ВЧ головке, а о точке между ВЧ и НЧ головками на уровне уха. Спорно, но мнения есть.
Разные частоты имеют разную направленность. Высокие - узкую, низкие - широкую. Поэтому если НЧ динамик не точно смотрит вам в ухо, то это не так критично, если бы это было с ВЧ динамиком. Тем не менее, при установке мониторов необходимо соблюсти золотую середину, которая, на мой взгляд, будет в расположении уха чуть ниже пищалки, совсем на чуть-чуть.
Этот вопрос особенно актуален в очень маленьких контрольных комнатах, где мониторы ставятся на расстоянии 1 метр. Тем более, что у многих мониторов ближнего поля расстояние между осями (центрами) твитера и вуфера достигает 17 сантиметров (у меня так).
Тут еще нужно учитывать, что звукорежиссер не может всё время железно сидеть в одной позиции, он постоянно немного перемещается на рабочем месте, следовательно его расположение относительно мониторов плавает. :)

Для этого у меня самодельный прочный жесткий стол с двумя рэками слева и справа. Рэки обклеяны толстым мягким ковролином на котором и стоят колонки. Вибрация к столу не пердается, стол демпфирован, столешница от мониторов далеко.
Очень бы попросил фотографию, если это возможно...

Суть в том чтоб вибрация от колонок не передавалась подставке (столу)
Т.е. в идеале мониторы должны стоять на вибропоглощающем материале, который под их собственным весом сжимается в 2 раза?
Я же слышал еще мнение, что мониторы должны крепиться жестко...
 
Originally posted by sunet
Для этого у меня самодельный прочный жесткий стол с двумя рэками слева и справа.  Рэки обклеяны толстым мягким ковролином на котором и стоят колонки.  Вибрация к столу не пердается, стол демпфирован, столешница от мониторов далеко.

А можно фото? Очень интерестна сама тема, хочу быть уверенным что правильно представил описанное размещение
 
Сведение делают в мониторах как можно меньшего размера и расположенными близко от ушей

Мониторы дальнего поля могут применяться только в больших помещениях для проверки звучания фонограммы в условиях приближенным к концертным....

не, ну это совсем не так. То есть абсолютно...

Мониторы дальнего поля созданы для того, чтобы


1. Обеспечить максимально ровную частот, включая низкие частоты, обычно до 30 Гц.

2. Создавать необходимое звуковое давление и отсутствие искажений во всем этом диапазоне. Сие возможно только при огромном запасе по мощности. И при специально оформленном помещении, естественно оно просто вынуждено быть большим.

3. Большие мониторы дальнего поля (в отличие от маленьких неарфилдов) вкупе с акустикой студии создают как раз правильную акустическую картину, более естественную для человеческого слуха.

Может у нас по бедности привык народ сводить на маленьких мониторах, ну так это другое дело...

Про имитацию концертных условий в студии спорить не буду, но слышу такое впервые в жизни. Зачем? Народ на западе на концертах вживую играет :cool:

В стену мониторы дальнего поля монтируются по единственной прчине, они очень мощные, и если этого не делать, задняя стена начинает тоже вносить свой вклад во всякие ненужные отражения. А когда монитор встроен в стену, мы получаем просто подъем частотки на низах 3 дБ, плавный и достаточно легко компенсируемый.
 
<div class='quotetop'>QUOTE(\"Methafuzz\")</div>
Может у нас по бедности привык народ сводить на маленьких мониторах, ну так это другое дело...[/b]

1. Идеальный источник для сведения - точка и чем монитор к ней ближе - читай меньше, тем лучше.
2. С другой стороны идеальных помещений не бывает. Все помещения окрашивают звук. Потому мониторы ставят близко.

А окончательную проверку, особенно в том что касается низких частот, следует уже проводить в мощных мониторах.


Что касается концертного звучания, как не крути все мы к этому стремимся, даже те что делают электронную музыку. И совсем не для выступления под фанеру, а для того чтоб дома слушать "живой" звук.
 
В стену мониторы дальнего поля монтируются по единственной прчине, они очень мощные, и если этого не делать, задняя стена начинает тоже вносить свой вклад во всякие ненужные отражения.

Не забываем про модель идеального излучателя в виде динамика, встроенного в панель бесконечных размеров, которая идеально изолирует излучение, направленное на слушателя, от излучения в противоположном направлении.
Другими словами, любой ящик - это аппроксимация этой модели, со всеми вытекающими....
 
Originally posted by tarzan
Не забываем про модель идеального излучателя в виде динамика, встроенного в панель бесконечных размеров, которая идеально изолирует излучение, направленное на слушателя, от излучения в противоположном направлении.
Другими словами, любой ящик - это аппроксимация этой модели, со всеми вытекающими....

то есть, студийный фар филд ближе стоит к идеальному излучателю. :beer:
 
Originally posted by sunet

  1. Идеальный источник для сведения - точка и чем монитор к ней ближе - читай меньше, тем лучше.  
  2. С другой стороны идеальных помещений не бывает.  Все помещения окрашивают звук.  Потому мониторы ставят близко.

  А окончательную проверку, особенно в том что касается низких частот, следует уже проводить в мощных мониторах.  

1. Да, но нельзя забывать про диапазон частот. На низах как раз вмонтрованный монитор лучше имитирует идеальный излучатель, на что и указал tarzan

2. Идеальных не бывает, но если задаться целью, можно добиться неплохих результатов. И это себя оправдает по звуку, хотя не всем доступно по деньгам :rolleyes:

Конечно, это личное дело самого звукорежиссера, как ему сводить. Лишь бы получалось нормально.

Что касается концертного звучания, как не крути все мы к этому стремимся, даже те что делают электронную музыку.  И совсем не для выступления под фанеру, а для того чтоб дома слушать \"живой\" звук.

Это наверное разные вещи имхо. Концертный звук он просто другой.
мне, кстати, он принципиально не нравится.
На концерты многие ходят ради физических ощущений, чтобы от звука штаны спадали.
 
Концертный звук он просто другой. На концерты многие ходят ради физических ощущений, чтобы от звука штаны спадали.

Наверное концертный звук бывает разный. Я ухожу с концертов на которых "звукорежиссер" ставит себе целью колыхать одежду...
 
Наверное концертный звук бывает разный. Я ухожу с концертов на которых "звукорежиссер" ставит себе целью колыхать одежду...
Сложнее, когда ты на этом концерте играешь... )))))
[OFF]Правда с опытными "звукорежиссерами" мы общий язык находили всегда - саундчек начинали с просьбы "а сделайте барабаны потише", чем вводили в ступор - мы такие на сцене были единственные... зато звучали в результате чище всех.
А в некоторые заведения с "молодыми и резкими "звукачами просто переставали ходить выступать, чтобы не портить о себе сложившееся в городе впечатление.[/OFF]
 
Ох, некропостеры... )) Конечно, концертный звук тоже разный, сколько разных жанров
 

Сейчас просматривают