Как предлагалось выкладываю здесь по вышеупомянутой теме, ибо мне уже многократно приходилось об этом разжевывать... Если обсудим, подкорректируем, админы смогут переместить этот текст в отдельную ветку ЗАКРЫТУЮ в смысле обсуждения и с линком для прямого "посыла" вопрошавщего на эту информацию.
Не переписывал и не цитировал а написал с нуля учитывая мой опыт написания сопроводительной технической документации.
ИТАК:
Контроль, мониторы, наушники
Контроль может осуществляться как визуально – при помощи измерителей, индикаторов, анализаторов и на слух – при помощи специальных эталонных акустических систем (мониторов) и наушников.
1. Визуальный контроль
1.1. Визуальный контроль уровня сигнала – является одним из наиболее важных, учитывая что при цифровой записи превышение нулевого уровня является недопустимым.
При этом слуховой контроль уровня сигнала всегда является лишь дополнительным, ибо кратковременные превышения уровня при записи или например экспорте, могут быть незаметны на слух, но проявляться в дальнейшем при компрессии и эквализации в виде искажений, причем путем последующего понижения уровня сигнала удалить эти искажения будет невозможно.
1.2. Визуальный контроль спектра сигнала и некоторых других параметров звука является дополнительным, ибо решающим является слуховое восприятие звуковой картины, которое является в значительной мере субьективным и подверженым многим психологическим факторам.
2. Слуховой контроль при помощи наушников
2.1. Во время записи контроль может осуществляться при помощи наушников, особенно если звукоизоляция между аппаратной и микрофонной кабиной низкая или ее вовсе нет. В наушниках записанный материал полезно редактировать, т.к. при этом лучше слышны всевозможные шумы, щелчки и прочие относительно тихие звуки.
2.2. Микширование (сведение) в наушниках недопустимо по следующей причине. При контроле при помощи акустических систем оба уха слышат оба источника, только левое ухо слышит правую систему с некоторым опозданием, соответсвенно правое ухо слышит с опозданием левую систему. Наш мозг локализирует источник звука в основном по разности во времени прихода звука к ушам а не по громкости. При контроле же в наушниках левое ухо слышит только левый канал, а правое только правый и без разности по времени. Таким образом наш мозг оказывается обманутым и искажается не только стереокартина, но и восприятие некоторых эффектов, например реверберации кажется больше, изменяется тембральный и громкостный балланс.
3. Слуховой контроль при помощи акустических систем (мониторов).
3.1. Конечный потребитель как правило слушает музыку наиболее естественным путем – при помощи акустических систем. Поэтому результатом труда звукооператора должна быть фонограмма хорошо звучащая именно в акустических системах. Прослушивание в наушниках является вспомогательным, кроме того для сохранения нормального характера звучания в наушниках существуют специальные преобразователи подмешивающие задержаный сигнал правого канала в левый и наоборот.
Примечание: Бывают случаи когда фонограмма предназначена именно на прослушивание в наушниках, например для изучения языков. В этом случае конечно ее сведение в наушниках полностью оправдано.
3.2. Для микширования и мастеринга используют специальные эталонные акустические системы называемые мониторами. В отличие от бытовых акустических систем которые создаются для приятного воспроизведения музыки в домашних условиях, с учетом влияния находящейся рядом мягкой мебели, малых размеров комнаты и т.д., мониторы создаются так что б передать сигнал максимально достоверно, без преукрашений в студийном помещении. Субьективно звучание в мониторах менее приятное чем в бытовых системах ибо в них лучше слышны дефекты фонограммы. Соответсвенно применение бытовых акустических систем в качестве мониторов недопустимо именно из-за приукрашения ими звука, слабой детализации, нелинейной частотной характеристики (как правило с подъемом как низких, так и высоких частот), маскировки дефектов фонограммы.
3.3. Для правильного мониторного контроля помещение должно быть аккустически задемпфировано. В незадемпфированном помещении искажения передачи громкости звука могут достигать 20 дБ! Иными словами нота попавшая на частоту резонанса помещения может звучать в 10 раз (!!!) громче чем на самом деле. Естественно что ни о каком правильном микшировании при этом не может быть и речи!
3.4. Мониторы бывают ближнего, среднего и дальнего плана. Все мониторы располагают так, что б расстояние между левым и правым мониторами было равно расстоянию каждого монитора до соответствующего уха, т.е. голова звукорежиссера и мониторы должны составлять в пространстве равносторонний треугольник.
3.4.1. Мониторы ближнего поля располагают на расстоянии примерно метра. Это позволяет придать им малые размеры (в виду того что при этом мощность может быть небольшой) и тем самым оптимизировать процесс панорамирования. В идеале для правильной локализвции размеры мониторов ближнего поля должны стремиться к размерам точечного источника. Кроме того близкое расположение мониторов значительно уменьшает влияние отражений от стен помещения, что также упрощает панорамирование. Важно что б мониторы ближнего поля с 2-мя или более излучателями (головками) располагались так, что б линия соединяющая центры головок была вертикальной, а высокочастотная головка находилась при этом напротив уха. Для соблюдения этого условия в том случае если полка на которой установлен монитор находится чересчур высоко, монитор можно перевернуть так что б низкочастотная головка оказалась сверху.
3.4.2. Мониторы среднего поля имеют большие размеры и мощность, более широкий диапазон частот и их применяют для баллансировки громкости и тембра инструментов, а также для мастеринга, ибо мониторы ближнего поля как правило не воспроизводят в нужной мере низкие частоты.
Примечание: Существуют мониторы сравнительно небольших размеров обладающие большой мощностью и широким частотным диапазоном, что позволяет их использовать как в качестве мониторов ближнего, так и среднего поля.
3.4.3. Мониторы дальнего поля могут применяться только в больших помещениях для проверки звучания фонограммы в условиях приближенным к концертным.
3.5. Мониторы бывают пассивными (с внешним усилителем) и активными (со встроенным усилителем). Пассивные мониторы позволяют использовать произвольный усилитель соответсвующий вкусу звукорежиссера. Активные мониторы значительно сложнее сжечь, ибо усилители оптимизированы под конкретные головки, в них применяют активные кроссоверы с лучшими характеристиками по сравнению с пассивными, кратчайшие соединительные кабели, они занимают меньше места.
3.6. Альтернативные мониторы. Используя лишь одну пару мониторов значительно легче ошибиться. Большинство звукорежиссеров используют на рабочем месте 3 пары мониторов – ближнего поля для записи, редактирования и панорамирования, среднего поля для окончательного микширования и мастеринга и бытовые маломощные системы для оценки звучания в бытовых условиях.
Не переписывал и не цитировал а написал с нуля учитывая мой опыт написания сопроводительной технической документации.
ИТАК:
Контроль, мониторы, наушники
Контроль может осуществляться как визуально – при помощи измерителей, индикаторов, анализаторов и на слух – при помощи специальных эталонных акустических систем (мониторов) и наушников.
1. Визуальный контроль
1.1. Визуальный контроль уровня сигнала – является одним из наиболее важных, учитывая что при цифровой записи превышение нулевого уровня является недопустимым.
При этом слуховой контроль уровня сигнала всегда является лишь дополнительным, ибо кратковременные превышения уровня при записи или например экспорте, могут быть незаметны на слух, но проявляться в дальнейшем при компрессии и эквализации в виде искажений, причем путем последующего понижения уровня сигнала удалить эти искажения будет невозможно.
1.2. Визуальный контроль спектра сигнала и некоторых других параметров звука является дополнительным, ибо решающим является слуховое восприятие звуковой картины, которое является в значительной мере субьективным и подверженым многим психологическим факторам.
2. Слуховой контроль при помощи наушников
2.1. Во время записи контроль может осуществляться при помощи наушников, особенно если звукоизоляция между аппаратной и микрофонной кабиной низкая или ее вовсе нет. В наушниках записанный материал полезно редактировать, т.к. при этом лучше слышны всевозможные шумы, щелчки и прочие относительно тихие звуки.
2.2. Микширование (сведение) в наушниках недопустимо по следующей причине. При контроле при помощи акустических систем оба уха слышат оба источника, только левое ухо слышит правую систему с некоторым опозданием, соответсвенно правое ухо слышит с опозданием левую систему. Наш мозг локализирует источник звука в основном по разности во времени прихода звука к ушам а не по громкости. При контроле же в наушниках левое ухо слышит только левый канал, а правое только правый и без разности по времени. Таким образом наш мозг оказывается обманутым и искажается не только стереокартина, но и восприятие некоторых эффектов, например реверберации кажется больше, изменяется тембральный и громкостный балланс.
3. Слуховой контроль при помощи акустических систем (мониторов).
3.1. Конечный потребитель как правило слушает музыку наиболее естественным путем – при помощи акустических систем. Поэтому результатом труда звукооператора должна быть фонограмма хорошо звучащая именно в акустических системах. Прослушивание в наушниках является вспомогательным, кроме того для сохранения нормального характера звучания в наушниках существуют специальные преобразователи подмешивающие задержаный сигнал правого канала в левый и наоборот.
Примечание: Бывают случаи когда фонограмма предназначена именно на прослушивание в наушниках, например для изучения языков. В этом случае конечно ее сведение в наушниках полностью оправдано.
3.2. Для микширования и мастеринга используют специальные эталонные акустические системы называемые мониторами. В отличие от бытовых акустических систем которые создаются для приятного воспроизведения музыки в домашних условиях, с учетом влияния находящейся рядом мягкой мебели, малых размеров комнаты и т.д., мониторы создаются так что б передать сигнал максимально достоверно, без преукрашений в студийном помещении. Субьективно звучание в мониторах менее приятное чем в бытовых системах ибо в них лучше слышны дефекты фонограммы. Соответсвенно применение бытовых акустических систем в качестве мониторов недопустимо именно из-за приукрашения ими звука, слабой детализации, нелинейной частотной характеристики (как правило с подъемом как низких, так и высоких частот), маскировки дефектов фонограммы.
3.3. Для правильного мониторного контроля помещение должно быть аккустически задемпфировано. В незадемпфированном помещении искажения передачи громкости звука могут достигать 20 дБ! Иными словами нота попавшая на частоту резонанса помещения может звучать в 10 раз (!!!) громче чем на самом деле. Естественно что ни о каком правильном микшировании при этом не может быть и речи!
3.4. Мониторы бывают ближнего, среднего и дальнего плана. Все мониторы располагают так, что б расстояние между левым и правым мониторами было равно расстоянию каждого монитора до соответствующего уха, т.е. голова звукорежиссера и мониторы должны составлять в пространстве равносторонний треугольник.
3.4.1. Мониторы ближнего поля располагают на расстоянии примерно метра. Это позволяет придать им малые размеры (в виду того что при этом мощность может быть небольшой) и тем самым оптимизировать процесс панорамирования. В идеале для правильной локализвции размеры мониторов ближнего поля должны стремиться к размерам точечного источника. Кроме того близкое расположение мониторов значительно уменьшает влияние отражений от стен помещения, что также упрощает панорамирование. Важно что б мониторы ближнего поля с 2-мя или более излучателями (головками) располагались так, что б линия соединяющая центры головок была вертикальной, а высокочастотная головка находилась при этом напротив уха. Для соблюдения этого условия в том случае если полка на которой установлен монитор находится чересчур высоко, монитор можно перевернуть так что б низкочастотная головка оказалась сверху.
3.4.2. Мониторы среднего поля имеют большие размеры и мощность, более широкий диапазон частот и их применяют для баллансировки громкости и тембра инструментов, а также для мастеринга, ибо мониторы ближнего поля как правило не воспроизводят в нужной мере низкие частоты.
Примечание: Существуют мониторы сравнительно небольших размеров обладающие большой мощностью и широким частотным диапазоном, что позволяет их использовать как в качестве мониторов ближнего, так и среднего поля.
3.4.3. Мониторы дальнего поля могут применяться только в больших помещениях для проверки звучания фонограммы в условиях приближенным к концертным.
3.5. Мониторы бывают пассивными (с внешним усилителем) и активными (со встроенным усилителем). Пассивные мониторы позволяют использовать произвольный усилитель соответсвующий вкусу звукорежиссера. Активные мониторы значительно сложнее сжечь, ибо усилители оптимизированы под конкретные головки, в них применяют активные кроссоверы с лучшими характеристиками по сравнению с пассивными, кратчайшие соединительные кабели, они занимают меньше места.
3.6. Альтернативные мониторы. Используя лишь одну пару мониторов значительно легче ошибиться. Большинство звукорежиссеров используют на рабочем месте 3 пары мониторов – ближнего поля для записи, редактирования и панорамирования, среднего поля для окончательного микширования и мастеринга и бытовые маломощные системы для оценки звучания в бытовых условиях.