buncker абсолютно прав! Откуда в Кубе взяться дитеру, он как плагин идет... я и имел ввиду это окно...
Нашел статейку о которой говорил. Звиняйте дядьки что много....
Когда включать дизеринг?
"Всегда, когда понижается разрядность материала", - скажете вы и будете правы. Задача состоит в том, чтобы определить, когда именно происходит понижение разрядности. Для того, чтобы разобраться с внутренними преобразованиями форматов в WaveLab, нужно ответить себе на пять вопросов:
1. Какова разрядность исходного (необработанного) файла?
2. С какой разрядностью хранятся временные файлы?
3. В какой разрядности будет сохраняться обработанный файл?
4. Данные какой разрядности принимает и возвращает конкретный алгоритм обработки?
5. С какой разрядностью производится прослушивание при воспроизведении (мониторинг)?
С первым вопросом все ясно. Для ответа на второй нужно залезть в окно предпочтений (меню Options - Preferences), на закладку File и посмотреть в самый низ. Там, в списке "Create... temporary files", указана разрядность временных файлов (16, 24 или 32 бита с плавающей запятой). Ответ на третий вопрос вы также представляете. Если нужно изменить какие-либо параметры файла (частоту, разрядность, число каналов), то поможет команда Save As из меню File. В нижней части диалога сохранения появится поле Properties, в котором можно выбрать требуемый формат.
Для ответа на четвертый вопрос как нельзя лучше подходит битскоп: вставляете модуль обработки в слот мастер-секции, солируете его и смотрите на показания прибора (при этом мастер-фейдеры должны находиться строго в положении 0,00 дБ, для чего проще всего щелкнуть по ним при нажатой клавише Ctrl). Замечу, что почти все VST-модули считают в 32-х битах с плавающей запятой. Из штатных алгоритмов WaveLab (меню Process) в этом же формате работают команды Normalize, Change Gain, Easy Fade и фейдеры мастер-секции. Удивительно, но команды Fade In/Out и Crossfade считают в 24 битах, а модуль Dynamics, как гадкий утенок, считает в 16-ти. Неужели разработчики не могли в новой версии привести все к общему 32-битному знаменателю?
Ответ на пятый вопрос находится в окне предпочтений на закладке Audio Card. В группе Preferred Playback Resolution можно выбрать любую разрядность мониторинга (но, конечно, не больше той, что позволяет звуковая плата). После того, как вы ответили на все пять вопросов и посмотрели на битскоп, вы точно знаете, когда включать блок дизеринга и какую выходную разрядность в нем задавать. Разберем несколько типичных ситуаций.
Пусть временные файлы создаются 32-битными. Вы загрузили 16-битный файл и нормализовали его с использованием команды Normalize из меню Process. Так как функция Normalize работает в формате 32 бита с плавающей запятой, то перед отправкой исходных данных на обсчет они все пройдут через повышение разрядности. Результаты обсчета программа поместит в 32-битный временный файл и будет хранить их в таком виде до тех пор, пока вы не выберете команду сохранения. После этого данные из временного файла перепишутся в целевой, 16-битный, с тупым отсечением младших разрядов, то есть с транкейтом. Избежать этого можно только одним способом: сразу после нормализации включить в мастер-секции дизеринг с выводом в 16 бит и нажать кнопку Render. В окне рендеринга выбрать опцию Process In Place, то есть сохранить результаты в том же файле. Данные из временного файла пройдут через понижение разрядности с дизерингом, так, как и положено.
Теперь представьте, что временные файлы будут 16-битные. В этом случае функция Normalize не сможет даже временно сохранить результаты обсчета в 32-битном виде и будет вынуждена перед записью на диск каждого отсчета делать транкейт до 16 бит. После окончания работы функции любой дизеринг в мастер-секции бесполезен - транкейт уже произошел. Именно поэтому рекомендую использовать алгоритмы из меню Process, только если WaveLab настроен на 32-битные временные файлы.
Если вы используете подключаемые модули в мастер-секции, то про временные файлы можно забыть, они в этом случае не нужны - вся обработка происходит в реальном времени, а результаты записываются на диск только по команде Render (в окне рендеринга при создании нового файла разрядность указывается явно). Но и в этом случае подстерегают опасности.
Вот вы сделали всего ничего - сдвинули мастер-фейдеры из положения 0 дБ, а затем выполнили рендеринг. И получили транкейт! Если бы вы посмотрели на битскоп при перемещении фейдера, то увидели бы 32-битную активность на 16-битном исходном файле. Все правильно, мастер-секция работает в 32 битах. Рендерим в 16 бит - значит, дизеринг обязателен. Единственный случай, когда можно рендерить в 16-битный файл без дизеринга, - это когда все модули обработки 16-битные и фейдеры мастер-секции находятся в положении 0,00 дБ. В этом случае повышения разрядности исходного материала не происходит.
Другой типичный случай - работа с 24-битным файлом на 16-битной звуковой плате. Как мониторить-то будем? Плата принимает только 16-битовые отсчеты, стало быть, дизеринг нужно включать даже для прослушивания, иначе будем слушать транкейт с 24 до 16 бит. Обратный случай - 16-битный файл мониторится в 24 битах на 24-битной звуковой плате. Если обработка такова, что разрядность не повышается, WaveLab только для целей мониторинга допишет к каждому отсчету нули (до 24-х бит). Если модули мастер-секции 32-битные, то лучше включить дизеринг с выводом в 24 бита, поскольку иначе при прослушивании будет выполнен транкейт с 32 до 24 бит (хотя он не так страшен, как транкейт до 16 бит).
Примеров неправильного использования дизеринга можно привести много, и если вы не хотите разбираться со всеми тонкостями цифровой обработки, сделайте следующее. Исходный файл, какой бы он ни был разрядности, сразу же преобразуйте в формат 32 бита с плавающей запятой (при современных объемах жестких дисков проблема места теряет остроту). Сохраняйте файл в этом формате без дизеринга до самого последнего момента (предполагаю, что это будет момент записи мастера на компакт-диск). Такой способ работы дает несколько преимуществ: во-первых, дизеринг выполняется только один раз (многократный дизеринг нежелателен); во-вторых, файл в формате 32 бита с плавающей запятой умеют загружать все современные программы работы со звуком. Если нужно обработать файл "на стороне", вы подсовываете такой программе 32-битный исходник. И все довольны: программе не нужно делать лишних преобразований, а вы защищены от транкейта.