Придумал весьма бюджетный способ записи барабанов в полевых условиях. Конечно же, всё что я скажу является вновь изобретённым велосипедом, однако систематизировать, думаю, будет полезно.
Итак, предположим, у вас и вашей группы есть репетиционная точка (возможно даже своя собственная - гараж и т.п.). На ней стоят барабаны - новые, старые, хорошие, плохие - кому как повезло. В частности, у нас стоят хорошие, хотя бы потому что новые.
Что ещё нужно? По порядку:
1. Компьютер.
2. Микрофоны.
3. Коммутационная требуха - переходники с джеков на xlr и обратно, объединители двух моно джеков в один стерео.
Теперь подробнее:
Сколько компонент в вашей ударной установке? Тем самым мы ответим на вопрос сколько нужно микрофонов. Сосчитаем - малый барабан - 1 шт., бас бочка - 1 шт., два (или три) альта 2-3 шт., том 1 шт., железо - 2 шт. если стерео и 1 шт. если моно достаточно. Итого получается по минимуму 6 штук, по максимуму 8 штук. Много, не правда ли? Ещё раз напомню - способ записи адресуется не очень свободным финансово группам.
Как их коммутировать? Микшерный пульт тут может быть и пригодится, но явно не один, почему - поймёте ниже.
Компьютер необходим достаточно современный, хотя бы с 1ГГц процессором и 256Мб памяти. Плюс к этому нужно количество звуковых карт, равное половине рассчитанного выше количества микрофонов. Догадались почему? Правильно - даже самая захудалая карточка с линейного входа пишет в стерео-режиме, то есть по двум условно независимым каналам. Степень фактической их зависимости друг от друга в полной мере находится на совести изготовителей.
Где достать, скажем, три звуковые карты? Положим, одна у вас уже есть, в собственном компьютере. Теперь посмотрите на потроха компьютеров каждого из участников вашей группы. Да-да, из них надо будет вытащитть столько звуковых карт сколько нужно (в лучшем случае две). Их надо будет вставить в ваш компьютер и настроить драйвера для каждой так чтобы они не конфликтовали и позволяли вести запись. Предположим, эти проблемы решены. Теперь встаёт вопрос о том, как подключать микрофоны к звуковым картам? Для этого необходимо либо вручную спаять, либо найти в магазине переходники с двумя разъемами моно-джек на входе и одним стерео-джек разъемом на выходе. Таких переходников понадобится по количеству звуковых карт. Всё, теперь микрофоны соединены с компьютером, можно продолжать.
Записывать можно в любой из программ, предназначенных для многоканальной записи - Cubase SX, Cool Edit 2.0/2.1 и т.д. Записывать очень рекомендуется по отдельному треку на каждый из каналов - то есть, если у вас три звуковухи, то каналов должно быть шесть.
Теперь основная идея процесса. Думаю, никто не сомневается, что качество записи при использовании бюджетных звуковых карт и дешёвых микрофонов будет посредственным. Но сильно хорошее качество нам и не нужно, потому что среди технологий записи есть такое понятие как триггеры - в физическом варианте это специальные устройства, установленные на поверхность каждой из компонент установки и детектирующие момент и силу удара по поверхности. Затем эти сигналы подаются на хаб, компонующий midi-поток инструкций для драм машины на компьютере. Звучит заманчиво? Ещё бы, ведь открываются такие возможности - ставь на бочку тот семпл, который нравится, а не тот, который выдаёт, порой, далеко не лучшего качества пластик, издающий звук похожий на рвущуюся газету. Да и на остальные барабаны тоже порой хочется поставить звук получше. Помимо этого можно квантизовать миди-треки, дабы компенсировать неровную игру ударника, можно даже подвигать семплы ударов вручную влево и вправо, чтобы исправить отдельные недочёты.
Все эти прелести предоставляет физическая триггерная система. Конечно же, она стоит много денег и её может себе позволить далеко не каждый. Поэтому ушлые программисты разработали программные методики реализации триггерной системы - в виде плагинов для популярных программ, либо как отдельных программных продуктов. Именно такого рода плагин нам и понадобится. Одним из простейших в этом классе является KT Drum Trigger - VST плагин, подходящий для любых программ, поддерживающих технологию VST, в частности, Cubase SX. Этот плагин бесплатен, имеет размер всего-лишь 200кб для скачивания и лёгок в настройке и использовании. Не смотря на свою простоту, он весьма хорошо выполняет свою функцию по генерированию midi-инструкций для драм машины. На самом деле, KT Drum Trigger позволяет детектировать в записи различные типы ударных - это делается путём выборки частот, на которых у каждого типа ударных имеется максимум громкости. К сожалению, KT не всегда правильно распознаёт момент удара, скажем, по бочке и может перепутать его с ударом по тому, спектр частот которого довольно часто похож на спектр частот бас бочки. Именно поэтому нам лучше сделать запись каждого из барабанов отдельно, чтобы максимально исключить проникновение частот одного барабана в канал другого.
После того как барабаны записаны, можно смело накладывать KT на каждый из треков в качестве инсерта и, должным образом настроив, выводить результат в любую понравившуюся драм-машинку, да хотя бы даже в стандартную в Cubase SX lm-7. Теперь подбор семплов на ударные является исключительно делом вкуса музыкантов и их фантазии по поиску качественных семплов у знакомых и т.д.
По итогам данного текста осталось несколько невыясненных вопросов, а именно:
Что делать с железом - тарелками райдом, крэшем, хэтом и т.п.?
Железо лучше записывать с максимально возможным качеством, так как именно железо не очень хорошо поддаётся "триггеризации". Вполне возможно, что среди звуковух у вас окажется одна лучшего качества, чем остальные. В этом случае железо лучше всего записывать именно через неё. Причём, если вы решили писать железо в стерео, то оба канала, естественно, должны записываться одной звуковухой. Если же железо пишется в моно, то лучше всего писать его на одну звуковую карту вместе с бас бочкой. Это позволит впоследствии применить highpass-фильтр и отсечь паразитную басовую составляющую сигнала, проникшего по причине несовершенства звуковой карты.
Как расставлять микрофоны?
Этот вопрос нуждается в особом внимании, так как правильное его решение - залог успешной записи. Естественно, необходимо чтобы каждый из микрофонов был вплотную приближен к поверхности записываемого барабана. Это можно сделать путём крепления микрофонов к ободам барабанов. Как это сделать - вопрос интересный и решается либо использованием специальных микрофонных креплений, либо мозгами музыкантов, включённых на энтузиастски-инженерный лад
.
Микрофоны, записывающие железо должны быть наилучшего из доступного качества (про конденсорные я молчу, иначе какая тут бюджетная запись?!), быть поднятыми на микрофонных стойках достаточно высоко над тарелками, чтобы минимизировать проникновение звуков рабочего барабана и томов. Если железо пишется в стерео, то микрофоны должны быть расположены симметрично слева и справа, чуть впереди по направлению обзора, относительно положения барабанщика и направлены на собственно, тарелки. Если же железо пишется в моно, то микрофон лучше всего расположить по центру, над головой барабанщика, чуть впереди. Тут, естественно, жёстких правил не существует - только экспериментирование с положением микрофонов на "поле боя" даст лучший результат.
Именно такой метод записи в скором времени и будем использовать мы, и, надеюсь, данной статьёй немного облегчили непростой процесс творчества бедных музыкантов.
Итак, предположим, у вас и вашей группы есть репетиционная точка (возможно даже своя собственная - гараж и т.п.). На ней стоят барабаны - новые, старые, хорошие, плохие - кому как повезло. В частности, у нас стоят хорошие, хотя бы потому что новые.
Что ещё нужно? По порядку:
1. Компьютер.
2. Микрофоны.
3. Коммутационная требуха - переходники с джеков на xlr и обратно, объединители двух моно джеков в один стерео.
Теперь подробнее:
Сколько компонент в вашей ударной установке? Тем самым мы ответим на вопрос сколько нужно микрофонов. Сосчитаем - малый барабан - 1 шт., бас бочка - 1 шт., два (или три) альта 2-3 шт., том 1 шт., железо - 2 шт. если стерео и 1 шт. если моно достаточно. Итого получается по минимуму 6 штук, по максимуму 8 штук. Много, не правда ли? Ещё раз напомню - способ записи адресуется не очень свободным финансово группам.
Как их коммутировать? Микшерный пульт тут может быть и пригодится, но явно не один, почему - поймёте ниже.
Компьютер необходим достаточно современный, хотя бы с 1ГГц процессором и 256Мб памяти. Плюс к этому нужно количество звуковых карт, равное половине рассчитанного выше количества микрофонов. Догадались почему? Правильно - даже самая захудалая карточка с линейного входа пишет в стерео-режиме, то есть по двум условно независимым каналам. Степень фактической их зависимости друг от друга в полной мере находится на совести изготовителей.
Где достать, скажем, три звуковые карты? Положим, одна у вас уже есть, в собственном компьютере. Теперь посмотрите на потроха компьютеров каждого из участников вашей группы. Да-да, из них надо будет вытащитть столько звуковых карт сколько нужно (в лучшем случае две). Их надо будет вставить в ваш компьютер и настроить драйвера для каждой так чтобы они не конфликтовали и позволяли вести запись. Предположим, эти проблемы решены. Теперь встаёт вопрос о том, как подключать микрофоны к звуковым картам? Для этого необходимо либо вручную спаять, либо найти в магазине переходники с двумя разъемами моно-джек на входе и одним стерео-джек разъемом на выходе. Таких переходников понадобится по количеству звуковых карт. Всё, теперь микрофоны соединены с компьютером, можно продолжать.
Записывать можно в любой из программ, предназначенных для многоканальной записи - Cubase SX, Cool Edit 2.0/2.1 и т.д. Записывать очень рекомендуется по отдельному треку на каждый из каналов - то есть, если у вас три звуковухи, то каналов должно быть шесть.
Теперь основная идея процесса. Думаю, никто не сомневается, что качество записи при использовании бюджетных звуковых карт и дешёвых микрофонов будет посредственным. Но сильно хорошее качество нам и не нужно, потому что среди технологий записи есть такое понятие как триггеры - в физическом варианте это специальные устройства, установленные на поверхность каждой из компонент установки и детектирующие момент и силу удара по поверхности. Затем эти сигналы подаются на хаб, компонующий midi-поток инструкций для драм машины на компьютере. Звучит заманчиво? Ещё бы, ведь открываются такие возможности - ставь на бочку тот семпл, который нравится, а не тот, который выдаёт, порой, далеко не лучшего качества пластик, издающий звук похожий на рвущуюся газету. Да и на остальные барабаны тоже порой хочется поставить звук получше. Помимо этого можно квантизовать миди-треки, дабы компенсировать неровную игру ударника, можно даже подвигать семплы ударов вручную влево и вправо, чтобы исправить отдельные недочёты.
Все эти прелести предоставляет физическая триггерная система. Конечно же, она стоит много денег и её может себе позволить далеко не каждый. Поэтому ушлые программисты разработали программные методики реализации триггерной системы - в виде плагинов для популярных программ, либо как отдельных программных продуктов. Именно такого рода плагин нам и понадобится. Одним из простейших в этом классе является KT Drum Trigger - VST плагин, подходящий для любых программ, поддерживающих технологию VST, в частности, Cubase SX. Этот плагин бесплатен, имеет размер всего-лишь 200кб для скачивания и лёгок в настройке и использовании. Не смотря на свою простоту, он весьма хорошо выполняет свою функцию по генерированию midi-инструкций для драм машины. На самом деле, KT Drum Trigger позволяет детектировать в записи различные типы ударных - это делается путём выборки частот, на которых у каждого типа ударных имеется максимум громкости. К сожалению, KT не всегда правильно распознаёт момент удара, скажем, по бочке и может перепутать его с ударом по тому, спектр частот которого довольно часто похож на спектр частот бас бочки. Именно поэтому нам лучше сделать запись каждого из барабанов отдельно, чтобы максимально исключить проникновение частот одного барабана в канал другого.
После того как барабаны записаны, можно смело накладывать KT на каждый из треков в качестве инсерта и, должным образом настроив, выводить результат в любую понравившуюся драм-машинку, да хотя бы даже в стандартную в Cubase SX lm-7. Теперь подбор семплов на ударные является исключительно делом вкуса музыкантов и их фантазии по поиску качественных семплов у знакомых и т.д.
По итогам данного текста осталось несколько невыясненных вопросов, а именно:
Что делать с железом - тарелками райдом, крэшем, хэтом и т.п.?
Железо лучше записывать с максимально возможным качеством, так как именно железо не очень хорошо поддаётся "триггеризации". Вполне возможно, что среди звуковух у вас окажется одна лучшего качества, чем остальные. В этом случае железо лучше всего записывать именно через неё. Причём, если вы решили писать железо в стерео, то оба канала, естественно, должны записываться одной звуковухой. Если же железо пишется в моно, то лучше всего писать его на одну звуковую карту вместе с бас бочкой. Это позволит впоследствии применить highpass-фильтр и отсечь паразитную басовую составляющую сигнала, проникшего по причине несовершенства звуковой карты.
Как расставлять микрофоны?
Этот вопрос нуждается в особом внимании, так как правильное его решение - залог успешной записи. Естественно, необходимо чтобы каждый из микрофонов был вплотную приближен к поверхности записываемого барабана. Это можно сделать путём крепления микрофонов к ободам барабанов. Как это сделать - вопрос интересный и решается либо использованием специальных микрофонных креплений, либо мозгами музыкантов, включённых на энтузиастски-инженерный лад

Микрофоны, записывающие железо должны быть наилучшего из доступного качества (про конденсорные я молчу, иначе какая тут бюджетная запись?!), быть поднятыми на микрофонных стойках достаточно высоко над тарелками, чтобы минимизировать проникновение звуков рабочего барабана и томов. Если железо пишется в стерео, то микрофоны должны быть расположены симметрично слева и справа, чуть впереди по направлению обзора, относительно положения барабанщика и направлены на собственно, тарелки. Если же железо пишется в моно, то микрофон лучше всего расположить по центру, над головой барабанщика, чуть впереди. Тут, естественно, жёстких правил не существует - только экспериментирование с положением микрофонов на "поле боя" даст лучший результат.
Именно такой метод записи в скором времени и будем использовать мы, и, надеюсь, данной статьёй немного облегчили непростой процесс творчества бедных музыкантов.