Если он не лучший в мире современный металл-продюсер и звукорежиссер, то он, безусловно, самый занятый в мире! Йенс Богрен — плодовитый талант во всем, что касается хэви-метала — он продюсировал целую телефонную книгу метал-групп, включая Opeth, Dimmu Borgir, Sepultura, Arch Enemy, At the Gates, Katatonia, Babymetal, Soilwork, James LaBrie, Moonspell, God Forbid, Kreator, Devin Townsend, DragonForce и многих, многих других. Помимо того, что он мастер захвата гитары с высоким усилением и пониженным строем, он также стал соучредителем одноименной компании по производству подключаемых модулей, которая переносит некоторые из его ранее совершенно секретных методов в очень простое в использовании программное обеспечение, так что любой может получить звук Йенса Богрена в своей DAW всего лишь поворотом виртуальной ручки и без необходимости в 130-дБ усилительных стеках в спальне. Йенс любезно провел с нами пару недель в 2020 году, отвечая на вопросы обо всем, что касается производства металла — техники, оборудования и плагинов всех видов! Спойлер: становится тяжело!Ну, так громко и гордо, как только осмелюсь.
Невозможно получить хороший басовый звук из чего-то, что на пленке звучит некачественно. Повторное усиление поможет, но не так сильно, как для гитар. Разница между плохим басом ESP с плохими струнами и отличным Sadowsky с новыми струнами огромна. Я меняю басовые струны для каждой песни, или даже чаще. Как только она начинает звучать мертво.
Что касается сведения, я часто смешиваю довольно чистый усилитель с SansAmp или каким-то другим искажением, и высокочастотным (около 5k) и ограниченным Di для повторного ввода звука струн в микс. Я склонен использовать разные компрессоры последовательно, некоторые параллельно. Я также могу получить своего рода многополосную компрессию. Иногда я подаю бас на шину барабанов и на параллельный компрессор барабанов. Мой лучший совет — не слушать бас соло, если это вам не нужно. Кроме того, делайте разные звуки, когда бас играет без ритм-гитар.
- Йенс Богрен
Если вы смешиваете что-то подобное, убедитесь, что это в фазе. Я обычно использую плагин Auto-Align от Sound Radix.
- Йенс Богрен
Из оборудования для микширования я бы, наверное, взял с собой на изолированный остров свои колонки и любимый LA2, который мне так и не удалось заменить плагинами.
Последний есть в большинстве моих вокальных треков. Но у меня не так много «обязательных вещей», я использую то, что есть.
Кофемашина крайне важна. Сильная или еще сильнее.
Самое важное при отслеживании акустических элементов (включая вокал) — это комната, на мой взгляд. А вот для вокала микрофон очень важен. Кажется, это почти утраченное искусство — нарезать хорошо звучащий вокал. То же самое касается и контрольной комнаты при микшировании, она важнее динамиков.
— Йенс Богрен
Если звучит фазово, значит что-то не так. Но да, в стерео всегда будет звучать лучше и громче.
Мне не нравится выходить за пределы 100% левого/правого поля, как из-за совместимости с моно, так и из-за странного ощущения в наушниках, которое это создает. Это также катастрофа для винилового формата. Я использую монопрослушивание, как вы описываете, чтобы немного очистить низкие частоты/низкие средние частоты и лучше услышать, что портит все в плотной аранжировке. Я свожу 99% в стерео.
- Йенс Богрен
Дисторшн и сатурация — отличный способ укротить низкие частоты, низкие средние частоты и создать новые гармоники, чтобы материал раскрылся и прошел через плотный микс.
Я использую некоторое оборудование, например Distressor, предусилитель-дисторшн (у меня есть несколько клонов V73 от Vintagedesign, которые для этого подходят), Thermionic Culture Vulture, а также компрессоры, например, винтажный серебристый LA2A, который можно хорошо раскачать, а также несколько 1176, которые тоже можно подтолкнуть.
В коробке я обычно использую Decapitator (отличный плагин) и Manny Marroquin Distortion или Plugin Alliance Black Box. Треки, на которых я его использую, — это вокал (когда это необходимо), иногда тарелки и много раз на клавишных. Я также искажаю бас, хотя обычно с помощью SansAmp.
- Йенс Богрен
Я больше не пользуюсь Barefoots, но пользовался ими много лет.
В любом случае, это зависит от моего режима. Если я чувствую, что мне не хватает вдохновения в одной паре, я переключаюсь на другую. Немного глупо.
Я, как правило, получаю лучшие результаты, если начинаю с больших ближних полей (я использую Amphion Two18), а затем переключаюсь на NS10, чтобы закончить микс. Когда я чувствую, что готов, я переключаюсь обратно на основные и очищаю микс. Я стараюсь переключаться во время естественных перерывов, например, до и после обеда, если это возможно.
- Йенс Богрен
Среда прослушивания очень важна, но отличные миксы можно делать и на дешевых колонках. Хорошая звуковая карта, пара хороших предусилителей с трансформаторами, SM7, пара SM57 были бы хорошим началом. Я думаю, что речь идет о поиске оборудования, которое действительно работает в рамках бюджета, и эти микрофоны являются классикой не просто так.
Для звуковой карты я бы, вероятно, выбрал систему UA, которая позволяет отслеживать в реальном времени через плагины. Очень удобно. Если вы собираетесь записывать сессии с полной группой, это немного другая история, так как для этого требуется много входов и хорошая система мониторинга с низкой задержкой для каждого музыканта.
Я на самом деле не слежу за постоянно растущим рынком экономически эффективного студийного оборудования, поэтому я лучше воздержусь от попыток дать больше советов по этому вопросу.
- Йенс Богрен
Я использовал B52 в резонансном отверстии вместе с SM91 внутри бас-бочки, увенчанный U47FET перед бас-бочкой. Ритм-гитары были записаны в четвертом отверстии в B на гитаре ESP с активными Seymor Duncan, через MesaDual Rectifier в кабинет MF400 Marshall. То же самое для всех 4 гитар, несмотря на лучшее знание. Но звучало это великолепно.
- Йенс Богрен
Я довольно часто переусиливаю то, что получаю для сведения.
Так легче найти звук, который подойдет для микса.
Я бы также избегал, чтобы ведущий звук был записан с той же установкой (особенно кабинетом), что и ритм-гитары. Это самый важный совет, который я могу дать. Я слишком часто вижу: «Это наш звук, давайте запишем все гитары с ним»… (ух ты!)
- Йенс Богрен
Приветствую, Грег!
Ну, с большой болью.
Очень сложно получить звучащую группу, «добавляя» оркестр. Самое важное — это аранжировки, я бы сказал. Fleshgod Apocalypse — мастера этого дела, вплетающие имя в оркестр на ранних стадиях оркестровки и написания.
Второе по важности — это звучание оркестра. Настоящий оркестр всегда будет звучать лучше всего, но его может быть трудно сбалансировать. Сэмплированный оркестр (разбитый на каждый отдельный элемент) даст вам больше контроля, но он будет звучать ужасно, если это сделано неправильно и с отличными библиотеками. Фактическая часть сведения: никаких секретов или трюков, только основная тяжелая работа. Больше искажений на том, что должно выйти вперед, и более тонкие звуки в целом, чтобы все подходило, возможно.
— Йенс Богрен
Хорошие вопросы. Я делаю гораздо больше альбомов в год как инженер по мастерингу, чем занимаюсь сведением, поэтому я надеялся получить несколько вопросов по этим темам.
Да, мне не очень нравятся лимитеры, я предпочитаю AD-клиппинг или, возможно, какой-то другой цифровой метод клиппинга. Когда становится отвратительно, то становится отвратительно, но до этого момента он гораздо прозрачнее лимитеров. Чтобы достичь "максимального" уровня (относительный термин), я, тем не менее, предварительно обрабатываю микс некоторым лимитером (обычно Oxford Limiter, тот же, что я использую на возврате монитора во время микширования для "эмуляции" мастеринга).
Затем я могу «обрезать» обрезанный сигнал еще больше с помощью другого ограничителя (0,5 дБ или около того, обычно компенсируя тот факт, что мне нужно снизить конечный уровень выходного сигнала до -0,2 или ниже, в зависимости от частоты дискретизации и т. д.
Для ADM (раньше это был Mastered для iTunes) я снижаю его ниже, примерно до -1 дБ. Достижение громкости во многом связано с наличием микса, подходящего по громкости. Затем получением правильной частотной характеристики и, наконец, гармонизацией каскадов усиления: немного из многих вещей, не пытаясь достичь конечной громкости только одним методом.
Я использую как можно больше запаса по мощности, на самом деле. Я думаю, что это хорошая идея — избавиться от всего (например, плагинов, которые, вероятно, можно было бы сделать лучше в отдельном процессе мастеринга.
Однако может быть важно предоставить мастеринг-инженеру «справочник для прослушивания», содержащий все навороты со стадии микширования.
Я делаю его настолько громким, насколько, по моему мнению, микс имеет потенциал. Иногда клиент просит меня сделать его громче, и тогда у нас может быть обсуждение этого. Иногда я предоставляю 2 варианта для первой песни с разными уровнями выходного сигнала. Громкость становится менее важной, но, по крайней мере, в моей музыкальной линии все еще очень часто хочется, чтобы она была чертовски громкой. Я могу сделать с этим только определенное количество действий.
Переключение между сведением и мастерингом может быть очень сложным. Я действительно предпочитаю несколько дней между сведением и мастерингом. Хорошо то, что если мне приходится слишком много работать во время мастеринга, я возвращаюсь к сведению.
Одно соображение, которым я могу поделиться, заключается в том, что, по моему мнению, многие инженеры по мастерингу слишком стараются и, таким образом, изменяют миксы, где минусы того, что они пытаются сделать, намного перевешивают плюсы. Особенно, если это инженер по микшированию, пытающийся сделать мастеринг. Я точно был в этом.
В общем, я действительно рекомендую работать с внешним инженером. Сейчас у меня есть Тони Линдгрен в штате, хотя я не могу удержаться от того, чтобы не возиться с ним, когда он делает мастеринг моих вещей. Помешанный на контроле до мозга костей.
Re Limiters & clipping: Мне не очень нравятся лимитеры, я предпочитаю AD clipping или, возможно, какой-то другой метод цифрового клиппинга. Когда становится некрасиво, становится некрасиво, но до этого момента он гораздо более прозрачен, чем лимитеры. Чтобы достичь "максимального" уровня (относительный термин), я, однако, предварительно обрабатываю микс некоторым лимитером (обычно Oxford Limiter,тот же, что я использую на возврате монитора при микшировании для «эмуляции» мастеринга).
Цепь ремастеринга: Сложный вопрос, я никогда не задумывался над определенным подходом. Это инстинкт, и в основном это касается различных стадий эквалайзера. Меньше компрессии, чем думают люди, и правильное (или то, что работает для меня) усиление каскада с помощью различных процессов для достижения желаемой громкости. Я немного работаю в MS, но в основном стерео.
Я делаю довольно много работы по мастерингу стемов, так как люди знают меня, вероятно, больше по моей работе по сведению. Тогда они думают, что я могу исправить их микс. ;-)
Типичная цепочка может быть: сессия Pro Tools, возможно, немного Epure или Digital V3 EQ, возможно, немного лимитера, через мой Forsell MADA-2, возможно, через мою систему суммирования RND (для трансформаторов), на мой Gyratec, в мой SSL XLogic Compressor, в мой Thermionic Culture Phoenix (обычно без компрессии), далее снова в MADA-2, на дорожку Aux в Pro Tools, где я могу добавить еще один лимитер, направленный на аудиодорожку, где я печатаю.
Я также могу использовать LinMB перед тем, как перейти на аналоговый режим, а иногда и Voxengo CurveEQ.
- Йенс Богрен
Вокал — это самое сложное, на мой взгляд. Требуется тщательное планирование и пробы и ошибки, чтобы найти правильный comp/eq/distortion/de-essing, который будет выглядеть немного по-другому каждый раз. Я уже описывал это здесь ранее, что мне нравится делать несколько попыток с ключевыми элементами, такими как этот. Затем IA/B или слепой тест для себя, чтобы выбрать наиболее успешную цепочку или попытку. Только когда у меня есть основной звук, я бы приступил к задержке/реверберации или тому, что я использую. Автоматизация также очень важна для меня, когда дело касается (особенно) вокала. Я автоматизирую более или менее каждую фразу, слово или даже слог, пока они не окажутся там, где я хочу.
- Йенс Богрен
Если вы артист, который ищет «свой звук», имеет смысл найти то, что вам нравится, и придерживаться этого метода. Как продюсер, я работаю с разными группами (даже если большинство из них — тяжелые исполнители). Это требует уникального подхода, поскольку каждая новая ситуация будет отличаться от предыдущих.
Теоретически говоря, я предпочитаю разные кабинеты для вторичной ритм-пары. Это лучше работает в нижнем диапазоне и общей «фазовой когерентности». Однако мне нравится придерживаться эмпирического подхода к методу, который я использую для создания звука: я создаю несколько каждый раз, когда нахожусь в такой ситуации, а затем проверяю себя и клиента, какие комбинации усилителя/кабинета лучше всего подходят для альбома. На каждый проект у меня уходит около дня.
Этот тест также включает в себя то, хочу ли я использовать 2 или 4 гитары. Иногда это приводит к 4 гитарам с одинаковой настройкой, а иногда это будут только 2 гитары с одной разной настройкой на сторону.
Поэтому у меня нет быстрых решений. Даже спустя 20 лет я предпочитаю делать это именно так. Если бы я придерживался пути, который, как мне кажется, я нашел, я бы застоялся. При этом, все оборудование, которое я собрал за эти годы, мне нравится и может быть претендентом на любой альбом, который я запишу. Так что это не вопрос того, чтобы каждый раз пробовать все усилители и кабинеты в мире.
- Йенс Богрен
Рад, что они вам понравились! Каждый из них создан индивидуально. Некоторые были созданы как левая или правая гитарная дорожка против чего-то еще, но я никогда не смешивал их в процессе создания. Это новое измерение, которое, безусловно, стоит попробовать. Я использую STL Libra для них, где возможности смешивания просто потрясающие, и в последнее обновление Libra включено 5 пресетов смешивания.
Смешивайте долго и процветайте!
- Йенс Богрен
Я разработал рабочий процесс с суммирующими устройствами, который работает для меня, когда я перешел на работу с ITB/гибридом. С точки зрения звука, я думаю, что в фактическом суммировании мало разницы. Однако многие из этих устройств имеют трансформаторы на выходе, и это имеет значение. Я начал с блока Vintage Design, перешел на Neve 8816 (потенциометры ужасны), а теперь я использую Rnd 5059, который очень надежен. Я думал попробовать что-то более смелое, например, Thermionic Culture, но мы посмотрим.
Хотя я использую аппаратные вставки, я заменил большинство своих цепей на программные эквиваленты для отзыва. У меня есть некоторые, без которых я пока не могу жить, но я печатаю их, как только могу.
Моя шина микширования состоит из The Rnd 5059, в компрессоре SLL XLogic, в Thermionic Culture The Phoenix. Я отслеживаю это обратно в свою систему через aux-канал Pro Tools, где я автоматизирую общую громкость и привязываю некоторую дополнительную эквализацию (обычно flux epure или Brainworx Digital V3), стерео и/или M/S, когда это требуется.
Этот трек направляется на обычную стереофоническую аудиодорожку, где я ставлю Oxford Limiter, чтобы эмулировать этап мастеринга с точки зрения ограничения. Только для мониторинга. Без этого последнего этапа очень сложно заставить барабаны правильно звучать после мастеринга.
- Йенс Богрен
Обычно я работаю с одной сессией на песню, иначе она получится очень сгруппированной. Мне также не нравится идея иметь абсолютно одинаковый звук во всех песнях. Некоторые альбомы были сделаны за одну сессию, но тогда я обычно заканчивал с «сохранением как» на песню перед финальной стадией сведения.
Обычно я прошу песню для начала, которая является репрезентативной и содержит кучу элементов. Если у меня есть доступ к черновым миксам, я могу написать «путь микширования»: в каком порядке я планирую микшировать песни.
Обычно я хочу сначала сделать тяжелые и загруженные песни, затем более медленные песни и баллады.
- Йенс Богрен
Я бы сказал, что чем больше искажений в гитарах, тем меньше компрессии я бы использовал.
Для полностью тяжелых ритм-гитар я не использую компрессию. Ни во время записи, ни во время сведения. Иногда я буду усмирять низкие частоты, используя что-то вроде Fabfilter ProMB. Я также могу использовать эмуляцию ленты, которая будет компрессировать в некоторой степени.
Re: Eq - Если это гитарист, который такой, записанные звуки обычно будут хорошими. Мне нравится, что не нужно повторно усиливать. Довольно редко я сталкиваюсь с кем-то, у кого есть догма относительно "своего" звука. Когда я это делаю, я это уважаю.
Re: Compressors - Да. Они могут быть отличными инструментами. Используйте с осторожностью. Я избегаю использовать их параллельно, так как фаза обычно сбивается.
Re: Fader Rides - Я с клавиатурой и мышью более 10 лет, и я редко использую автоматизацию фейдеров старой школы. Однако я автоматизирую громкость, панорамирование и данные плагинов как маньяк.
- Йенс Богрен
Re close mics: В идеальном сценарии я хочу получить все от close mics. Использование триггеров никогда не является для меня самоцелью. Так что все зависит от записи, на самом деле!
Re OH и Room mics: Я пробовал разные вещи на протяжении многих лет. Я все еще меняю свой подход в зависимости от проекта и количества тарелок.
Мне не нравятся X/Y OH, они становятся слишком узкими для меня. Но все от ORTF до широкого AB подойдет, и иногда я буду использовать 3 OH микрофона или 2 разные пары. Если я использую 2 пары, обычно 1 из них пройдет через финальный микс. То же самое с комнатой: я обычно записываю 1 Blumlein довольно близко к установке (3 метра, в зависимости от комнаты), 1 моно микрофон и один более широкий AB с всенаправленными.
Также бывает, что я записываю «коридорный» микрофон. Количество моих микрофонов на барабанах обычно довольно велико, но, как я уже сказал: не все попадает в микс.
Что касается фазовой синхронизации, я никогда не синхронизирую по времени OH с малым барабаном. Однако я синхронизирую по времени L/R друг с другом, если это необходимо, основываясь на малом барабане, и я убеждаюсь, что нахожу прочное фазовое соотношение с малым барабаном/томами/бочкой (в этом приоритетном порядке) вокруг естественной разницы во времени. То же самое и с помещениями.
Re: Цель микрофонов для помещения - получить более объемный звук барабана и немного сгладить ощущение прямого микрофона. В некоторых постановках я использую их часто, в других - редко.
Re: Любимые микрофоны/предусилители для каждой части установки - Мне нравится 545 Unidyne на верхнем малом барабане вместе с Josephson E22. Внизу обычно SM58. Обычно никаких ламповых предусилителей на прямых микрофонах. Предусилители Neve потрясающие, как и винтажные API.
Для томов я бы, наверное, выбрал 421 или CAD M179. OH-ы были бы Englund или SM81, так как у меня их много. Лучший OH, который я записал, был C12, в V76. Бочка обычно B52 или E602, саб-бочка и U47fet. Комнаты обычно представляют собой несколько ленточных и мой старый 414 EB. Обычно с ламповыми предусилителями.
Re: запись с использованием эквалайзера/компрессии
Я печатаю на ленту через цепи записи. Я бы все равно использовал mix comp/EQ или что мне нужно, но я никогда не «сохраняю» обработку для микширования. Иногда я могу быть проще, но в целом я тяжелый «приверженец».
- Йенс Богрен