[WIP] Pianoist ‒ Цикл детских фортепианных пьес

PianoIst

Well-Known Member
19 Май 2010
4.145
4.092
113
30
Kirchberg, kreis Zwickau
soundcloud.com
Почувствовал я нужду в педагогическом репертуаре.

Сначала не мог подобрать двум сестричкам дуэт в 4 руки. Из подходящего на руках была только во поли берёзка, которая сейчас в классе выглядит не очень уместно…

Так что, ещё в июне набросал лёгкую во всех отношениях пьеску для них. Но так и не закончил, потому что в конце года было не до того. Сейчас до нового учебного года осталась неделя ‒ и я решил-таки её закончить.

Кроме того, по последним записям Сони на YouTube, я понял, что с «популярным педагогическим репертуаром» канал так и будет закисать. А просмотры у нас только на Баламуте с обормотом, да на Гарри Потере)
В общем, мне категорически надоело делать аранжировки и каверы, и хочу попробовать толкнуть новый детский музон.

Есть ещё несколько идей, что писать дальше. Собственно, учеников у меня много, у всех свои задачи.

 
Отвечаю как слушатель, а не как педагог:
  1. Walk не впечатлил. Я бы, как ученик, играть бы эту композицию не хотел бы: излишне сложно мелодически и не трогает эмоцинально. Это какая-то псевдо-детскость, которая реальному ребенку вряд ли понравится.
  2. Kite, как мне кажется, трудно назвать детской музыкой. Получилась какая-то вариация на темы Клода Дебюсси. В принципе, композиция понравилась, но назвать ее детской у меня язык не повернется.
 
Пьесы шикарные, но вот только НМВ совсем не детские. И я имею в виду не только и не столько технические аспекты, а именно взрослость( лучше даже сказать зрелость) в мышлении, ну не для ребёнка это написано...
 
@PianoIst , мне, сочинителю-самоучке, сложно с тобой спорить. Ты - замечательный музыкант и педагог с большим опытом преподавания. Но мне кажется что в этих работах ты упускаешь из вида главное, что практически обесценивает результат. Вместо того, чтобы писать по-настоящему детскую музыку, ты предлагаешь детям играть музыку взрослую, но как-будто-детскую. То есть, пользуясь авторитетом преподавателя и педагога, ты предлагаешь детям произведения, которые не учитывает их психологию и интересы вместо того, чтобы писать музыку, которую дети сами хотели бы играть! Поясню свою мысль на примере.

Если бы я писал детский альбом и делал видео с детишками, играющими эту музыку, я бы сочинял композиции типа:
  1. "Котенок кувыркается" - пьеса с необычной для ребенка аппликатурой.
  2. "Пальчики-шалунишки" - пьеса, где партии правой и левой руки разбегались бы в разных направлениях и прыгали бы через октавы.
  3. "Страшное под кроватью" - пьеса, где бы ребенок с восторгом бухал бы левой рукой по нижним октавам в диапазоне от пианиссимо до форте.
  4. "Мама думает, что я сплю!" - пьеса, где медленные убаюкивающие пассажи мамы сменялись бы быстрыми пассажами ребенка, который совершенно не хочет спать.
  5. "Самый главный палец!" - пьеса, где в конце каждой музыкальной фразы была бы нота-картошка, которую надо было бы играть специально оттопыренным пальцем правой или левой руки. Родители будут в восторге, ожидая соло среднего пальца!
  6. И так далее... Готов подарить тебе еще десяток идей в этом духе:)
А теперь представь, что ты - пятилетний ребенок. Скажи мне честно, что было бы тебе интереснее разучивать и играть - мою гипотетическую пьеску "Пальчики-шалунишки" или твою академически выверенную, но скучную для ребенка "Прогулку / Walk"? Для меня ответ очевиден. А для тебя?
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: PianoIst и ARSound
Спасибо всем за отзывы!

Думаю, обсуждение детскости\недетскости обязано тому, что для каждого понятие ребёнок несёт какой-то свой возраст)
В случае с ребятами @Antonio , там хотя бы наглядный пример есть) А тут мне @Pavel Fomitchov пишет про 5-ти летнего! ребёнка)

Так вот,

"Котенок кувыркается"
"Пальчики-шалунишки"
Такого добра есть у нас в избытке!
пьеса, где бы ребенок с восторгом бухал бы левой рукой по нижним октавам в диапазоне от пианиссимо до форте.
А для такого даже ноты писать не надо: это у нас первые уроки так проходят) Ну или первые уроки композиции

Для меня проблема детской музыкальной литературы заключается не в том, что её нет. Она есть, и прекрасная:
  • Детский альбом Чайковского (6-12 лет)
  • Альбом для юношества Шумана (5-10)
  • 7 тетрадей лирических пьес Грига (7-18)
  • Детский уголок Дебюсси (12-18)
  • Бирюльки Майкапара (6-10)
  • пьесы (7-10) и детская музыка (9-15) Прокофьева
  • Многочисленные этюды и т.п.
Просто я стал замечать, что это всё, во-первых, ужасно заиграно. А во-вторых, самое новое в этом списке ‒ Майкапар и Прокофьев. Им тоже уже сто лет в обед. Ну, допустим, пьесам ‒ 70.

Есть неплохие хрестоматии с джазовыми и более эстрадного плана пьесами. Есть такие, которые позиционируют себя как более современные. Но в последних всё равно те же современники Прокофьева, типа Берковича и т.п.

В общем, с одной стороны ‒ хочется немного обновить репертуар для всех более-менее сознательных возрастов. С другой ‒ есть конкретные ребята для которых хочется что-то своё написать. Не вижу в этом проблемы)

Так что, как я и писал в стартовом посте, подход вполне персональный: Соне я хотел дать пощупать импрессионизм. Думал про «Снег Танцует» Дебюсси. Но он оказался широковат в руках и длинноват. Потому воздушный змей такой какой он есть. Я не вижу тут ничего убер-сложного. Пьеса вполне иллюстративная, с ясной программой. Соня себя в ней ощущает хорошо: в середине говорит, медитирует)

Дуэт для девочек немного вдохновлён «Во поли берёзкой», точнее, её обработкой для 4-х рук. Опять-таки, сложность специально для конкретных девочек (7 и 9 лет). Меня немного беспокоит, что первая часть получилась фактически из одного предложения. Сейчас кажется немного непропорционально. Я б над этим поработал)

В планах есть и более игровые, и более мелодичные пьески. Но в целом, когда у меня доходят руки до композиции с ребятами, мы говорим про все возможные элементы музыкального языка. И мелодия, как мне кажется, первична исключительно в песенных жанрах. А музыка, особенно современная, может быть построена и вокруг других её элементов. Опять же, в зависимости от жанра и стиля. И песенных пьес есть у нас в избытке и без меня)

P.S. Ко мне вот давеча перевели трёх парней 9-10 лет. Поголовно играют композиции из Амели. И вот что с ними делать? Для них это ‒ музыка из рилсов тик-тока. Фильм они не смотрели. Советовать ‒ ну… по мне ещё не по возрасту… А объяснять на пальцах тоже получается так себе, хоть они относятся к этому делу с энтузиазмом. Вот это, мне кажется, более релевантный пример музыки не по возрасту)

Вот сегодня с Соней кусок записал:


Конечно, учить ещё порядка месяца)
 
Последнее редактирование:
Что-то очень тяжело учебный год начался. У нас начинается с 21-го Августа. Поэтому пока получается в интернете появляться эпизодично. Да и вообще за компьютером)

У нас пока горит проект «каверов» на рождественские песни, чтобы к октябрю сборник напечатать. Но во второй половине сентября хочу вернуться к этому сборнику)
 
  • Like
Реакции: CakeWorker
Начал фортепиано заниматься совсем не в детском возрасте)). Ну, блин, извиняюсь, конечно... Ну какие же "классики" все длинные и нудные. В наш век космических скоростей и технологий играть что-то, растянутое до 10 и больше минут, ну просто пипец). Как-то с дочкой смотрели (слушали) по ТВ классической музыки одну из симфоний Маллера. Не смогли до конца "осилить". Каждый раз после кульминации (бьют литавры, всё грохочет на последнем издыхании, дирижер "бьется в последних конвульсиях", и вроде как это всё свидетельствует о коде) на протяжении часа, когда думали, что уже всё... Ну наконец-то... Оказывалось, что это только начало...)).
 
Пьесы шикарные, но вот только НМВ совсем не детские.
Да вообще не важно насколько они детские. Чик Кориа свои детские пьесы играл на концертах с электрик бэндом. И я лет в 20-25 с удовольствием их разучивал...

Главное, что дети вдохновляют писать и получается что-то классное.
 
  • Like
Реакции: PianoIst
Оказывалось, что это только начало...
Вообще временные рамки на произведения у нас более-менее устаканились уже к концу XVIII века. Когда вы последний раз смотрели Властелин Колец? Симфонии Малера, оперы Вагнера ‒ это произведения одного порядка. Тут нужен настрой и желание погрузиться с головой. :)
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Landre
Думаю, обсуждение детскости\недетскости обязано тому, что для каждого понятие ребёнок несёт какой-то свой возраст)

@PianoIst, "обсуждение детскости обязано тому", что представляя свои композиции ты не указал возраст детской аудитории и предполагаемый уровень музыкальной подготовки. Вот каждый и гадает, что ты имел в виду под "детской музыкой":-) Может ты для юных "Женей Кисиных" репертуар составляешь?

P.S. Кстати, я был на концерте, когда Кисин в пионерском галстуке первый концерт Шопена играл. Афигенно!
 
  • Like
Реакции: PianoIst

Сейчас просматривают