...Ты правду написал, я не боюсь быть и казаться несовременным и сентиментальным. У меня нет и не было никаких планов по монетизации этого «произведения», нет заказчика, а потому нет и обязательств, кроме тех что я сам на себя взял, я никому ничего не должен. Свобода, однако! Вот она!
...С одной стороны просмотры отдельных роликов в ютубе уже перешагнули миллиардную отметку, и всем, озабоченным заработком, нужно туда и только туда. Но там место на несколько десятков клипов, остальным же ничего не светит, а потому в эту лотерею мы играть не будем, времени мало. Одновременно с покорением миллиардов идёт и противоположный процесс — возвращение от «разговора» (в кавычках) через безличные и расчётливые масс-медиа к разговору (без кавычек) только со своими... чуть не сказал: прихожанами! [эта реплика из переписки со священником РПЦ. — Д.Р.] В слушателях теперь видятся всего несколько десятков человек, которые только и могут поместиться в памяти, а с остальными — как бог даст. Антропологи считают, что естественный размер человеческого племени 150-200 человек, и это количество взято не с потолка, а ограничено возможностью мозга помнить соплеменников. Причём это вовсе не средняя цифра по популяции: тех, кто мог упомнить всех из пары сотен, со всеми их проблемами и особенностями, всегда было мало, и такие становились вождями или духовными лидерами. А разговор с теми, кто рядом и перед кем тебе может быть стыдно за фальшь, это совсем не тот разговор, что с миллионами анонимных чужих, анонимно же лайкающих или лаящих. Соответственно, если ты набрал 200 слушателей (не виртуальных) — ты уже крутяшка и успешный мэн.
…Не хочу сравнивать свой текст с многочисленными чужими, которые часто не про сам Новый год, а про выхолощенный ритуал Нового года — про шампанское, хлопушки и прочий «праздник к нам приходит» (мой термин для такого — джингл-беллство). Хотелось бы, всё же, по-брахмански со смыслами работать, а не с оформлением и ритуалами. А то недолго и в обслугу превратиться
...Не однажды думал о различиях в текстах советских песен разных десятилетий, можно сказать, это одна из моих созерцательных практик. Внимательный читатель всегда отличит, например, текст 50-х от текста 60-х или, тем более, 70-х. Раньше мне думалось, что поэты просто хотели отличаться от предшественников (и поколенческое, и просто никто не хочет быть чьей-то копией). Неофитский взгляд. Всё, конечно же, сложнее. И сейчас я очень чётко отдаю себе отчёт, что в определённую эпоху какие-то образы и поэтические тропы рождаются естественно, а какие-то натужно. (Графоманское копирование образцов выведем за скобки, здесь я имею в виду, скорее, профессионально осознанное «чего изволите».) Отдаю отчёт, что те же слова в одну эпоху — искренние, в другую — фальшь. Выслушать на фальшивость каждое написанное тобой слово — хотя бы ради того, чтобы соплеменники в грязи не вываляли — становится едва ли не частью инстинкта самосохранения
…Попытался приложить свой метод анализа к своему же тексту. Что у нас нынче на дворе? У нас — в квартире газ, пока что почти у всех. Слава Газпрому, Газпрому слава. У нас пока относительно сытая, но уже тревожная и непредсказуемая (возможно, предвоенная) действительность. Идея цифрового концлагеря — давно не идея, не фантазия интеллектуала или домысел конспиролога, а расхожее место и ежедневная невесёлая практика миллионов. Много чиновничьей благоглупости и серости, не дающей вырасти тысяче цветов. Похоже на правду, нет? Что ж, посмотрим на текст, пробежимся по образам и метафорам: нет ли там чего-нибудь такого, чего в других новогодних текстах не встречалось.
«Сон цветной — с белым флагом» — старая эпоха, старая система ценностей сдалась, на её возвращение надеяться не стоит. Новое же — неустойчиво, фантомно, виртуально. «Всё, что вам напоёт зима — («напоёт» — жаргонизм не без криминального оттенка) — «скажется, да не сбудется» — т.е. зима как умышленное враньё или сказка с пока ещё нераспознанным намёком. Снегирь был только что — исчез. Ручей (вода как символ жизни) был вчера — тоже исчез, «скован льдом», под серыми чиновничьими «один-в-один» холмами. И сразу же в припеве смешливый вопрос: «где сочные лужи?» Хотя бы лужи, если не ручей. М-да, запрос на счастье довольно скромен…
«Накрывает поляну» — т.е. угощает друзей и близких — чем? снегом? холодом? Хороша поляна, хорошо угощение, нечего сказать! Ещё и рощицу накрывает (взлом устойчивого выражения). Голос волчицы скулит в метели… Место и время-то получаются страшноватыми, хоть и в сказочной обёртке. Впрочем, влюблённым не страшно.
Способ передвижения лир.героев: «мы (с тобой, красивые,)
крадёмся» — даже по лесу, а не по городу, крадёмся, где, казалось бы, не должно быть ни спецслужб, ни стукачей! Ну не Серый Волк же тому причиной — при волках не крадутся, от волков убегают или пристреливают их, как собак, если есть из чего. А мы, герои, ещё и
радуемся, что «следы недолго видны за нами».
Мой старший-пасынок (21 год) в разгар московского карантина вышел к турнику в абсолютно пустынный двор и был уложен на землю сотрудником в штатском (сцука, ненавижу эту партизанщину). Отделался смещением шейных позвонков и несколькими часами в обезьяннике. Может, оно и к лучшему, что я находился в другом городе, а то наломал бы дров (бессильная ярость на дистанции — отвратительное чувство для дядьки за пятьдесят). Так что ещё бы не — крадёмся...
«…не сойти с ума, в снегопад от снега чистя улицы» — можно и не комментировать. При Виссарионыче в Гулаг бы поехал за такую строку
…Кстати или некстати. Новый год в песне не цель, не долгожданный праздник и момент подведения промежуточных итогов, а рубеж, который надо перейти, пережить, чтобы дойти до весны. Да, этот рубеж с традиционной атрибутикой — мандарин-хурма-ёлочка, но он всё же рубеж для преодоления. Цель — весна, только тогда «убор серебряный» — т.е. оковы или просто неумолимо требуемый зимой дресс-код — «растает на солнце». И весь текст получается не статичная картинка, а вектор, указатель на весну. Авось этой зимой пронесёт — такой вот «Лёгкий снег» получился.
=====
Моя младшая Дунька (5 лет) выучила наизусть третий куплет и чистенько поёт: «А пока — мандарин-хурма, / ёлочка да
икристое...» Что такое «Игристое» она не знает, но очень любит отнюдь не ежедневные у нас шарики красной икры на бутерброде. Смешно и трогательно получилось