Из-за того, что в интернете не удалось найти внятных и доступных для распечатки подобных схем-таблиц, пришлось сделать самостоятельно. Основная информация взята из книги Л.Мальтера "Таблицы по инструментоведению" (см. ссылку в конце) - из них можно узнать много важных нюансов. Если из вышеприведенных схем что-либо не понятно - попробуйте сначала найти ответ в книге. Поскольку книга была издана давно, некоторая информация устарела (например, диапазоны баянов и др.), поэтому некоторые различия с книгой есть.
Порядок расположения инструментов сверху вниз соответствует порядку их написания в партитуре. Состав русского народного оркестра также взят из книги Мальтера, хотя ясно, что сейчас многие инструменты оттуда нечасто используются, к сожалению.
Серые хвостики означают, что эти звуки инструмент брать способен, но они нетипичны для него, и использовать их нужно в крайних случаях. За более детальным описанием нюансов - опять же к книге Мальтера.
Кларнеты В и А совмещены в 1 дорожку, темно-серая левая ее часть показывает начало диапазона кларнета А, соответственно темно-серая часть справа показывает конец диапазона кларнета А.
Полосы светло-серым на свирелях - напоминание, что эти звуки берутся передуванием.
Полностью закрашенная светло-серым одна из домр - насколько я понял, редко употребляется в современных "народных" коллективах.
Диапазон инструмента "колокольчики" обозначен тремя оттенками - в соответствии с моделями, существующими на сегодня.
ЕСЛИ ГДЕ-ТО ДОПУЩЕНЫ ОШИБКИ - буду благодарен, если сообщите о них - здесь много профессионалов и, думаю, не составит труда выявить недочеты и предложить внести изменения.
Внизу, но над клавиатурой, каждая октава пронумерована так, как она нумеруется в миди-секвенсорах (программах для сочинения). Чтобы было легко ориентироваться в схеме и понимать, где какая октава, центральный столбик (первая октава) выделен самым светлым оттенком (остальные плавно притемнены тем более, чем далее от 1-й октавы).
Справа от инструментов имеются примечания для случаев, когда в ноты инструмент записывается не так, как звучит - с указанием, на какой интервал разница; буквы "А", "С", "Т", "Б" - означают ключи: альтовый, скрипичный и т.д. В остальных случаях инструменты записываются соответственно их звучанию.
В схеме не упомянут орган - у него диапазон почти на октаву ниже и выше фортепианного.
Схемы делались "для себя", поэтому интересные мне инструменты были включены в общий список (не делать же отдельную таблицу для них; вот те, которые не должны были присутствовать в схеме: гитара, вибрафон, дудук, бансури, аккордеон (он вместо баяна используется иногда) - вдруг кто-то захочет сочинить, например, произведение для гитары с оркестром - из схемы станет понятен диапазон и его легко будет соотнести с другими инструментами).
Таким образом, схемы эти не претендуют на объективность и истину в последней инстанции, они сделаны для удобства, и если кому-то необходима будет, допустим, как методический вариант для обучения, схема с нормальным каноничным составом, то напишите мне л.с.
Распечатывать можно на глянцевой фотобумаге - выглядит отлично (сделайте настройки с максимальным качеством фотопечати). Я распечатал размером А3, это обошлось в копейки. Если вам потребуется излишне хорошее качество для печати сильно большого размера - пишите л.с., пришлю файл bmp. Также можно убрать цветной фон - получится минималистичный вариант для ч.б. печати. Для образовательных целей и для себя распечатывание приветствуется.
Перепечатывание же или публикация в коммерческих целях в книге/журнале/на сайте и т.п. - возможны только по согласованию со мной.
Эти таблицы-схемы, надеюсь, пригодятся как изучающим оркестровку, инструментоведение, занимающимся сочинением музыки, делающим аранжировки, так и просто всем интересующимся музыкой.
Мальтер. Таблицы по инструментоведению.