Диапазоны инструментов симфонического, р-н оркестра и певчих голосов

  • Автор темы Автор темы sms
  • Дата начала Дата начала

sms

New Member
1 Дек 2021
28
9
3
Диапазоны инструментов симфонического оркестра
Диапазоны СО.jpg

Диапазоны инструментов русского народного оркестра
Диапазоны РНО.jpg

Диапазоны певчих голосов
Диапазоны Х.jpg
В отличном качестве для распечатки: Симфонический оркестр, Оркестр р-н инструментов, Хор и певцы.

Также, читайте комментарий ниже.
 
Из-за того, что в интернете не удалось найти внятных и доступных для распечатки подобных схем-таблиц, пришлось сделать самостоятельно. Основная информация взята из книги Л.Мальтера "Таблицы по инструментоведению" (см. ссылку в конце) - из них можно узнать много важных нюансов. Если из вышеприведенных схем что-либо не понятно - попробуйте сначала найти ответ в книге. Поскольку книга была издана давно, некоторая информация устарела (например, диапазоны баянов и др.), поэтому некоторые различия с книгой есть.

Порядок расположения инструментов сверху вниз соответствует порядку их написания в партитуре. Состав русского народного оркестра также взят из книги Мальтера, хотя ясно, что сейчас многие инструменты оттуда нечасто используются, к сожалению.

Серые хвостики означают, что эти звуки инструмент брать способен, но они нетипичны для него, и использовать их нужно в крайних случаях. За более детальным описанием нюансов - опять же к книге Мальтера.

Кларнеты В и А совмещены в 1 дорожку, темно-серая левая ее часть показывает начало диапазона кларнета А, соответственно темно-серая часть справа показывает конец диапазона кларнета А.

Полосы светло-серым на свирелях - напоминание, что эти звуки берутся передуванием.

Полностью закрашенная светло-серым одна из домр - насколько я понял, редко употребляется в современных "народных" коллективах.

Диапазон инструмента "колокольчики" обозначен тремя оттенками - в соответствии с моделями, существующими на сегодня.

ЕСЛИ ГДЕ-ТО ДОПУЩЕНЫ ОШИБКИ - буду благодарен, если сообщите о них - здесь много профессионалов и, думаю, не составит труда выявить недочеты и предложить внести изменения.

Внизу, но над клавиатурой, каждая октава пронумерована так, как она нумеруется в миди-секвенсорах (программах для сочинения). Чтобы было легко ориентироваться в схеме и понимать, где какая октава, центральный столбик (первая октава) выделен самым светлым оттенком (остальные плавно притемнены тем более, чем далее от 1-й октавы).

Справа от инструментов имеются примечания для случаев, когда в ноты инструмент записывается не так, как звучит - с указанием, на какой интервал разница; буквы "А", "С", "Т", "Б" - означают ключи: альтовый, скрипичный и т.д. В остальных случаях инструменты записываются соответственно их звучанию.

В схеме не упомянут орган - у него диапазон почти на октаву ниже и выше фортепианного.

Схемы делались "для себя", поэтому интересные мне инструменты были включены в общий список (не делать же отдельную таблицу для них; вот те, которые не должны были присутствовать в схеме: гитара, вибрафон, дудук, бансури, аккордеон (он вместо баяна используется иногда) - вдруг кто-то захочет сочинить, например, произведение для гитары с оркестром - из схемы станет понятен диапазон и его легко будет соотнести с другими инструментами).

Таким образом, схемы эти не претендуют на объективность и истину в последней инстанции, они сделаны для удобства, и если кому-то необходима будет, допустим, как методический вариант для обучения, схема с нормальным каноничным составом, то напишите мне л.с.

Распечатывать можно на глянцевой фотобумаге - выглядит отлично (сделайте настройки с максимальным качеством фотопечати). Я распечатал размером А3, это обошлось в копейки. Если вам потребуется излишне хорошее качество для печати сильно большого размера - пишите л.с., пришлю файл bmp. Также можно убрать цветной фон - получится минималистичный вариант для ч.б. печати. Для образовательных целей и для себя распечатывание приветствуется.

Перепечатывание же или публикация в коммерческих целях в книге/журнале/на сайте и т.п. - возможны только по согласованию со мной.

Эти таблицы-схемы, надеюсь, пригодятся как изучающим оркестровку, инструментоведение, занимающимся сочинением музыки, делающим аранжировки, так и просто всем интересующимся музыкой.

Мальтер. Таблицы по инструментоведению.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Warmmix
Спасибо, видел и такую тоже. Но тогда, когда делал (3-4 года назад), показалась неудобной, пестрой, не наглядной для практического применения - чтобы раз взглянув на стену, я мог бы точно увидеть ноту. Мелкий масштаб, много второстепенных и редкоупотребляемых инструментов, так что основные пока найдешь - запутаться можно. Клавиатура неудобно представлена. А так - пусть будет "до кучи". Да и не на русском она.

Кстати, отдельные музыкальные учреждения у себя уже распечатали, выглядит красиво.
диапазоны в рамке.jpg
 
Последнее редактирование:
Я бы поправил Басовую контру и субконтру. Что это?:)
ЕСЛИ ГДЕ-ТО ДОПУЩЕНЫ ОШИБКИ
схемы эти не претендуют на объективность и истину
Ну да, это не столько схемы реальных возможностей инструментов, сколько схемы неких стереотипов про инструменты, да и то где-то до последней четверти девятнадцатого века. Как-то вот это бы уточнить правильной формулировкой. Я, честно говоря, затрудняюсь, сразу на ум не приходит. А то получается: "Таблицу видел! Пиши альту до "до" третьей октавы и не выпендривайся!" А это не соответствует :).
И что-то надо, конечно, придумать с флажолетами. Хотя бы у струнных смычковых, это уже давно стереотипный приём игры со своим диапазоном.
 
@James Kru, буду благодарен конкретным предложениям, как и где, и что нужно исправить. С хотя бы словесной отсылкой к источнику информации.

Книга Мальтера - издавалась в 1972г, это 20-й век. То, что уже не соответствует современности, я старался убирать.

Названия "басовая конта" и "субконтра" это обозначения басовой контр- и субконтроктавы, напечатанные в похожей таблице в одной из энциклопедий. На просторах интернета в размытом виде нашел, дизайн воссоздал и полностью вручную нужные инструменты подставил. Это чтобы не писать 9 раз слово "октава" (и так ясно). Да, звучит странновато, но, подумал я, раз в энциклопедии так напечатали, значит, допустимо. Но можно и исправить.
 
Последнее редактирование:
но, подумал я, раз в энциклопедии так напечатали, значит, допустимо.
Это в какой же именно энциклопедии? Нынче их развелось, самозванных да доморощенных. Наверняка есть и такие, в которых фигурируют "капа", "сводка" и т.п. термины...
 
  • Like
Реакции: medved1961 и James Kru
@James Kru, буду благодарен конкретным предложениям, как и где, и что нужно исправить. С хотя бы словесной отсылкой к источнику информации.
Так я же всё написал. Это максимальная словесная отсылка к источникам информации в лице БМЭ, двух просто однотомных МЭ, книг по инструментоведению, Гуглу и Яндексу. Двух последних должно, в принципе, хватить, особо если захватить англоязычную википедию - автоперевод у Гугла вполне адекватен для думающего человека. Только не берите источники, где про Басовую контру - это за гранью :) . И в принципе, десяток итераций, и может получиться годная таблица, которая разойдётся на цитаты :Dle22:.
 
  • Like
Реакции: medved1961 и smack

Сейчас просматривают