У меня похожая по форме комната, только размеры побольше и пропорции другие. Даже «мониторы» те же))
1. Берете измерительный микрофон и начинаете двигать мониторы. Комната небольшая поэтому треугольник у вас получится 150х150х150 или меньше. Сидеть, видимо, придется лицом к окну. Мониторы лучше на стойки, ВЧ-динамики на уровне ушей. Для начала поставьте сантиметров 30 от стены с окном и см по 80 от боковых. Замеряете через, например, REW, сохраняете результаты. Отодвигаете вглубь комнаты, меряете, сохраняете. Задача – найти место где будет меньше всего «горбов/провалов». Не забывайте про подстройку +2 -2 для LF и HF на ваших JBL LSR305.
Мониторы двигайте как взад-вперед, так и между собой.
СЧ и ВЧ заглушить легче, поэтому я бы смотрел, прежде всего, на провалы по НЧ.
2. С сабвуфером не торопитесь. Если перекрытие – балки с утеплителем, а стены каркас, то еще можно попробовать, а если перекрытие – плиты, а стены за отделкой – кирпич, то попробовать можно, но «бас» гулять, наверное, будет «мама не горюй». А много минваты вам в комнату не засунуть.
3. Делайте поглощающие панели. Для начала можно даже не заморачиваться с каркасом. Просто берете маты, например 1200х600х50, складываете по 2-3 штуки, заворачиваете в спанбонд / изоспан / пленку и пробуете вешать на стены на гвоздики / саморезики / скотч / скобы (чем стенку не жалко подпортить). В первую очередь на места ранних отражений сзади и сбоку мониторов, на потолок. Найти можно, «тащемта например», с помощью зеркала и товарища. Если панель отступает от стены, то работает эффективнее. Можно также поиграть с углом наклона панели. Когда все настройте придадите панелям цивильный вид.
Вата. Кто-то советует в углы плотностью 80 кг/см3 на стены 35-50. Здесь где то попадалась ветка, в которой обсуждали различную плотность и производителей. Вроде из обсуждения там вышло, что 35-40 кг/см3 поглощает лучше, производителя не помню. Стекловата (по веткам rmmedia) вроде как лучше, но сыпется больше. По реалиям нашей жизни скорее всего возьмете ту, что есть в ближних магазинах))). Некоторые производители пишут 50 кг, а по факту может еле 35 быть. Можно взвесить упаковку и пересчитать объем на кг.
Поролон глушит только самые высокие частоты.
4. Стол может давать «гребенку» на ВЧ. Можно забить на это, использовать маленький стол, наклонный стол, стол с перфорацией, кинуть сверху пару подушек и сладко спать под сведенный материал)
Также звук можно рассеивать или отражать. Наклонные панели, изогнутые, из кубиков и пирамидок… Можно использовать вещи, как в качестве поглотителей, так и рассеивателей. Так, например, большой войлочно-плюшевый Дарт Вейдер в углу подрубит кое-что, а фарфоровый метровый дилдо династии СуньВынь рассеит. В общем, поле для экспериментов такое обширное, что и на музыку времени не останется)
5. Акустические свойства оценивайте по графикам в том же REW. АЧХ, водопады, RT60 и прочие вам в помощь.
Нормы реверберации и ее измерение можно в каком-нибудь ГОСТ Р ИСО 3382 или РМ-01-93 поискать, если вас интересует именно правовая составляющая для РФ. В среде НПА по акустическим характеристикам КДП нет единодушия. Основные международные рекомендации, такие, как AES20-1996 (r2007) или IEC 60268-13, регламентируют значения Т60 - 0.45 ±0.15 сек. Стандарт ITU-R BS.1116-1 регламентирует для комнат 15-50 м.кв. значения времени реверберации 0,2-0,28 сек.
Оптимальное время реверберации в конкретном помещении - это компромисс между чёткостью, детальностью и «живостью», пространственностью звучания. Этот параметр напрямую связан с объёмом помещения. Но оптимальное значение времени реверберации определяется не только объёмом помещения, но и зависит от личных жанровых предпочтений конкретного слушателя. Для вокала и малых составов с размеренной музыкой значение времени реверберации обычно делают выше, что подчёркивает эмоциональность и пространственность звучания. В комнате «металлиста» при таких значениях RT в звучании будет «каша», поэтому время реверберации обычно сокращают, что позволяет повысить чёткость и детальность звучания насыщенного произведения.
Важно! Сложность заключается в том, чтобы в итоге получить одинаковые значения RT на разных частотах всего звукового диапазона. На практике это непростая, а иногда и вовсе нерешаемая задача, поэтому в рекомендациях существуют некоторые допуски для НЧ и ВЧ диапазонов (последний абзац честно стащил с другого форума).
Для общего развития можно почитать Нюэлла и прочую литературу. Или вот есть «Измерения в акустике зданий» («
Brüel & Kjær. Measurements in Building Acoustics». Есть на русском.) – «…содержит ответы на ряд вопросов, которые обычно задают новички в области измерений в строительной акустике».
И самое важное – главный ваш друг в этом деле это опыт. Хороший звукарь смастерит и сведет трек даже из динамика, лежащего на дне унитаза в ванной комнате 4х4х4 метра с кафельными стенами будучи пьяным, а такой, как я будет сводить «Симфонию № 5», а получит «Какофонию № 6».
Надеюсь, хоть чем-то вам помог. Станете знаменитым - 1 цент с роялти с каждого проигрывания ваших треков чур мой!