Теперь о том, что поинтереснее.
Я хотел бы подробно разобраться почему вы считаете, что конкуренция существует только в виде фантома? Если, допустим, есть проект, есть бюджет (упрощаю задачу до музыки к фильму) и если (как это чаще всего бывает, но допустить можно) у режиссёра\продюсера нет своего композитора? То все рассматриваемые потенциальные композиторы - конкуренты друг другу. Или вы имеете в виду, что среди них будет один явный фаворит, которому остальные "не конкуренты" просто по масштабу дарования? Так ведь дарование бывает что и забухать может, а то и что похуже.. В общем жажду подробностей)
Ну, прежде всего это просто ощущение. Мое личное ощущение жизни, что нет никакой такой конкуренции, и его не так-то просто объяснить, а тем более доказать. Ну, или так: в океане конкуренции есть островки (и их немало), куда конкуренция не попадает. А еще есть континенты… Может быть, я на каком-то уровне победил в конкуренции, занял такой островок и с него вещаю, что никакой конкуренции и нет вовсе — ну хорошо, пусть так. Попробую показать, не очень последовательно, почти в режиме автоматического письма две — нет, даже три точки зрения на вопрос.
Взгляд с островка А.
Мне не хотелось бы походя дразнить форум мьюзик-мейкеров (к которым я так и не научился себя относить). Но совсем без шпильки просто-напросто не получится проиллюстрировать мысль, и о скромности придется на пол минуты забыть. Довольно известный кинорежиссер и продюсер Джаник Ф. (мы знакомы и поработали немного в рекламных 90-х) говаривал: есть, мол, композиторы, а есть мальчики с синтезаторами. Я никогда публично не вступаю в споры о том, что относится к говномузыке, а что — настоящее, и никого персонально никуда публично не отношу — ни к композиторам, ни к мальчикам с синтезаторами. Но я, несомненно, имею свое очень жесткое мнение по каждому услышанному поводу.
И отсюда следует вполне техническая вещь. Там, где полуграмотный мальчик подобрал пяток аккордов к своей песнюхе/джинглу/саундтреку и часами мучается с шестым, я сходу подберу двадцать разных аккордов и расположений, а заодно автоматически исправлю голосоведение. Там где этот мальчик будет мучительно подбирать подголосок, от беспомощности дублируя бас и безбожно параллельно квинтуя, я сходу подберу двадцать пять подголосков в разных стилях, и моя проблема будет в выборе лучшего из этого подголосочного выводка. Но я, конечно же, не о конкуренции с начинающими.
Дело в том, что эти мальчики с синтезаторами с их, как правило, очень бедным ритмическим, интонационным, гармоническим, штриховым и проч. багажом, да еще и ориентирующиеся на одни и те же референсы, на выходе дадут примерно одинаковый продукт. И вот они друг другу — да, конкуренты. А авторы, музыкальный словарь которых в сотню раз богаче, синтаксис которых намного более развит, просто не смогут написать похожее. И я очень не уверен, что распределение заказов между такими авторами подчиняется законам конкуренции. Кто-то из них может быть более успешен и востребован, кто-то менее, но непосредственная прямая конкуренция между ними — фактор не из первого десятка. Эти авторы играют в свою игру, и автор А никогда не станет автором Б. Нет, профессионализма у таких авторов, конечно же, хватит, чтобы сыграть и по чужим правилам, но тогда А становится не равно А, и об авторском говорить не приходится. (Вот, попытался представить, что Леонида Десятникова просят написать а-ля Эдуард Артемьев. М-да... Правда, я совсем не могу представить продюсера, у которого рот откроется озвучить такое тех.задание. Разве что совсем юного дурачка какого-нибудь.)
Что касается меня самого (раз уж вопрос мне задан) и музыки в кино. Я не могу вспомнить, когда я последний раз смотрел отечественный фильм и восторгался музыкой. Вот чтобы так: «Как же клево! Эх, жаль, что не я...» Равно как и восторгался сценарием, а отрыв вроде бы как неплохой по всем параметрам музыки от бездарного и фальшивого сценария/видеоряда — тоже для кино вещь плохая. Музыка отдельно, кино отдельно — это провал.
Я сейчас довольно вяло пытаюсь закрепиться в кино-нише, которая меня более чем устраивает: мальчики с синтезаторами сочиняют что-то там, имеют полный комплект геморроев с линейными и высшими продюсерами, фокус-группами и т. д., а я потом быстро и безымянно все это оркеструю, если есть бюджет на оркестр. И нифига меня конкуренция не волнует. Если не я, то и хрен с ним.
Взгляд с островка Бэ.
Марина Цветаева Борису Пастернаку конкурент? Если кто читал их переписку, вспомнит, что у них был виртуальный любовный роман, хотя они так и не встретились (Пастернак трусил, трусил — и опоздал). А потом Пастернака в виртуальной любовной реальности сменил Рильке, изучавший из-за Марины русский язык и даже пытавшийся писать стихи на русском. Рильке и Цветаева — конкуренты? А Пастернак и Рильке? Ну они же просто делились стихами и радовались им! И влияли друг на друга — образным строем, музыкальностью строк, делились тонкими наблюдениями за языком и человеками (что тоже, кстати, солидарность). А ведь в поэзии еще и денег нет на кону никаких.
Не знаю, не знаю… Я по-прежнему убежден, что начиная с какого-то уровня (и не какого-то уж там запредельно высокого) мысли о конкуренции головы авторов уже не посещают, им там нет места.
Взгляд с островка Вэ.
Один мой товарищ (какое-то время мы даже были друзьями), как и я, тоже писал музыку к рекламным роликам. Святые 90-е, ога. Но там, где я стоял скромным истуканом в уголке и искал общения с интересными людьми (потрендеть в курилке с Георгием Рербергом, мы пересеклись на паре роликов, было круто, хотя и не имело никакой сиюминутной перспективы), мой товарищ тусил со всеми полезными людьми из рекламных агентств, щедро пьянствовал с ними водку, дружил со всеми девочками-продюсерами и всячески продвигался. Победил ли он меня в конкуренции? Да несомненно! С разгромным счетом! Он и музыки к рекламе написал раз в десять больше, и гонорары у него были выше в 2 – 20 раз (с отдельными умопомрачительными выплесками вроде $1000 за секунду звучания). Только…
Только вот если спустя 20 лет поднять историю и оценить, то у меня было 2-3 ролика, которые знали все. Ну, почти все. Домохозяйки говорили: «Так это ты написал?» — и напевали сходу. А у товарища таких роликов нет ни одного. Он работал «подпродюсерски», по референсам. А я пытал режиссеров насчет искомого образа (благо, в рекламе 90-х еще было кого пытать, позже эта лафа закончилась) и сам же переделывал музыку, если был недоволен. Как-то мне казалось, что раз уж я вышел на рекламную панель, то надо как-то искупить вину перед потребителями рекламы максимально человеческим участием.
Не победитель ли я в каком-то другом, неконкурентном смысле? Кто знает...