Подавить шум помещения на микшере с помощью контрольного микрофона в противофазе

Виталий В.

New Member
1 Мар 2020
25
4
3
50
А насколько эффективен будет сабж?
Дано: шумная комната (скажем, серверная - для понимания характера шума), пара подобранных микрофонов, микшер.
Использование - бродкаст, чисто поговорить.

Идея:
Использовать один (или дополнительный) микрофон для снятия картины шума, через микрофонный усилитель инвертировать фазу и на микшере подмешивать этот сигнал в противофазе в микс. Основной микрофон можно тоже через усилитель, что бы сравнять тракт.
Насколько удачным будет фокус?
Где-то читал тут уже предположение, что это работает только на низких частотах, на высоких картина непредсказуемая. Кто-нибудь пробовал? А то все эти программные реалтаймовые шумодавы превращают голос в кваканье, если эффективно давить шум по семплу со средним разрешением 4-8k (VST Reaper ReaFir, выше - появляется ощутимая задержка, плюс таймремап - звук как буд-то тянет), в общем полная фигня, если честно.
 
@Виталий В., напомнило - https://pikabu.ru/story/vsem_komu_shumit_za_oknom_4238876
имхо, лучше подготовить помещение,
...должна быть разница в полезном и "неполезном" сигнале, у меня на радио за стенами иногда такое происходит(((, а на записи все норм, а с "подкладом" вообще без проблем, хотя ничего сверхнавороченного нет в звукоизоляции.
 
уж что-что , а излучатели ставить совсем нет желания)
подготовить в моём варианте будет сильно заморочено, сравнимо с ремонтом или переездом.
я работаю за компом, он довольно мощный и компактный (поэтому выдув у него серьёзный), плюс ещё один рядом стоит, тоже нормальный такой, с серьёзной продувкой, плюс, в 5-ти метрах иногда работает комп с серверным вентилятором. Я же не зря про серверную написал. Как это всё звукоизолировать я хз, если только городить терминал в одной из комнат.
я лучше буду сидеть с тёплым "ламповым" шумом вентиляторов ))
но вопрос то остаётся

а! ещё момент, который добавляет нюанс - расстояние до основного микрофона 40-60 см.
Ну и конечно, контрольный микрофон предполагается разместить так, что бы он голоса цеплял значительно меньше, чем основной. Это ж логично.
 
Последнее редактирование:
Проблема, скорее всего в том, что один канал должен быть Голос+шум, а второй чистый ТОТ ЖЕ САМЫЙ шум. Тогда его можно инвертировать. Но во второй канал будет попадать голос.
Идеальным местом для микрофона №2 должно быть то же самое место, что и для первого.
(Ну, и микрофоны максимально идентичные :-) ) Чем дальше микрофоны друг от друга, тем меньше голоса во втором микрофоне, но и шум меняется.
В теории, по крайней мере, так.
 
@Виталий В., у Вас поставленный оперный голос? Не слишком ли большое расстояние для записи? Я театральных актеров записываю с 20-40 см, в зависимости от надобности и индивидуальных особенностей, а Вы в шумной комнате хотите говорить на 40-60 см o_O
 
... театральных актеров записываю...
...а Вы в шумной комнате хотите говорить...
ключевые слова я выделил.)
просто лицом в микрофон говорить не особо хочется, как и быть привязанным к этому микрофону
ну вот такое у меня желание )
 
не, с противофазой даже не пытайтесь. С наушниками это получается довольно неплохо (хотя и гасится шум в основном до 1000 Гц), так как они создают свою изолированную акустическую среду, в которой и происходит вычитание, продаются много моделей наушников с таким активным шумоподавлением. Но с открытым микрофоном все это работать не будет, как выше написали.

В Вашем случае оптимальное решение - глушить компы при помощи звукоизолированных ящиков, так делают многие, и это вполне себе работает. Или же вынести их в другое помещение. И расстояние от микрофона тоже проблема, надо по любому ближе.
 
  • Like
Реакции: Виталий В.
Если шум монотонный, т. е. не меняющий существенно по спектру в течение времени (шум вентиляторов компов под это определение подходит), то есть простое и довольно эффективное решение - Izotope Ozone RX. Ему "скармливаете" кусочек записи шума вентиляторов в Вашем помещении и потом он автоматически распознает аналогичный шум на записи с голосом и убирает его с заданной пользователем степенью и точностью распознавания. Обычно работает отлично и практически без слышимых артефактов при степенях подавления до -20 дБ, а больше на практике обычно и не нужно.
 
Последнее редактирование:
Izotope Ozone RX. Ему "скармливаете" кусочек записи шума вентиляторов...
плагин? а чем это отличается от ReaFir, который вычитает семпл? Но нужно попробовать, хотя сомневаюсь, что "без артефактов"
Вообще все эти шумодавы "по образцу" уже давно (лет 20, наверное) были ещё в Cool Edit Pro (ныне Adobe Audition c порезанным интерфейсом), но это хорошо работает на записях, а в реал-тайме нужно уменьшать разрешающую способность, что бы работало без задержек, а это ведёт к тому, что помимо шума захватывается много полезного
 
Чем это отличается от ReaFir не знаю, потому что ReaFir не пользовался. Но никакого "бульканья" на обработанных Izotope Ozone RX записях не наблюдал
 
... на обработанных... записях не наблюдал
ну так на записях можно накрутить сколько угодно разрешающёй способности шума, ещё и в пару проходов сделать, но какое это имеет отношение к бродкасту? Или вы про реал тайм обработку и просто не так выразились?
 
поигрался сейчас с ReaFir, приемлемый результат получается, когда добавляешь два фильтра, в первом делаешь семпл с FFT Size 4096, потом немного его опускаешь и создаёшь второй фильтр по остаточным шумам с FFT Size 2048.
Шум, кстати, не постоянный, поэтому имеются блуждающие по частотам всплески.
Но я всё равно попробую как-нибудь эту затею, если с заменой микшера всё пройдёт гладко
 
Использовать один (или дополнительный) микрофон

Один головной электретный дифференциальный микрофон подавляет окружающий шум до СТА РАЗ.
Он же в одном-трёх сантиметрах от рта... здесь чувствительность мика можно понизить более, чем на порядок
+ разительный эффект шумоподавления от самого диф. мика.
диф мик.jpg
 

Сейчас просматривают