Написал бы в теме "помогите определить тональность", но, боюсь, модераторы косо посморят. А мне интересно было бы продолжить
Как человеку, систематического образования по теории музыки не имеющему, мне очень интересно было бы разобраться с возникновением и развитием понятния "тональность".
Понятно, что в музыке классицизма о тональности и о гармонических функциях можно говорить совершенно четко. Понятно, что к середине 19-го века эта четкость постепенно размывается, а в начале 20-го местами и вовсе исчезает (насколько понимаю, додекафонисты совершенно сознательно искореняли вообще все, что может напоминать тональность и гармонические функции).
Чуть сложнее с Бахом, но в целом и у него гармонические функции вполне просматриваются, хоть и утверждается, что его композиторское мышление более полифоническое, нежели гармоническое.
Если брать более раннюю барочную музыку, то и там (во всяком случае по моему слушательскому опыту) есть какие-то понятные гармонические "координаты" (скажем, контрапункт задает некоторую устойчивую основу и мелодия плетется вокруг него)...
Но вот не далее как вчера занесло меня на концерт органной музыки, который давал один немецкий профессор. На нем звучало много не самых раскрученные произведений, в том числе соната Иоанна Кунау (Johann Kuhnau, современник Баха, но чуть более ранний) "Битва Давида и Голиафа" . И вот вторая часть этой сонаты меня несколько озадачила.
Вот так она звучит: (начиная с 01:41 и до 03:56).
Что это? Полифония в чистом виде вообще лишенная каких-то гармонических привязок? Во всяком случае, даже в пределах четырех тактов вряд ли кто-то возьмется определить, где тут тоника и куда вообще это все стремится Как по мне, если переложить это не столь однообразной фактурой для симфонического оркестра, например, получится вполне годный образец музыки конца 19-го - начала 20 века. А это конец 17-го.
То есть, получается что история музыки в какой-то степени сделала круг? От полифонии к устойчивым гармоническим функциям и обратно через их сначала усложнение, а потом и полное рассыпание - к не стесняемой никакими рамками "новой полифонии"?
Простите, если задаю слишком "рабоче-крестьянский" вопрос. Но потому сюда и пишу, что надеюсь на музыковедчески грамотный ответ...
Спасибо
Как человеку, систематического образования по теории музыки не имеющему, мне очень интересно было бы разобраться с возникновением и развитием понятния "тональность".
Понятно, что в музыке классицизма о тональности и о гармонических функциях можно говорить совершенно четко. Понятно, что к середине 19-го века эта четкость постепенно размывается, а в начале 20-го местами и вовсе исчезает (насколько понимаю, додекафонисты совершенно сознательно искореняли вообще все, что может напоминать тональность и гармонические функции).
Чуть сложнее с Бахом, но в целом и у него гармонические функции вполне просматриваются, хоть и утверждается, что его композиторское мышление более полифоническое, нежели гармоническое.
Если брать более раннюю барочную музыку, то и там (во всяком случае по моему слушательскому опыту) есть какие-то понятные гармонические "координаты" (скажем, контрапункт задает некоторую устойчивую основу и мелодия плетется вокруг него)...
Но вот не далее как вчера занесло меня на концерт органной музыки, который давал один немецкий профессор. На нем звучало много не самых раскрученные произведений, в том числе соната Иоанна Кунау (Johann Kuhnau, современник Баха, но чуть более ранний) "Битва Давида и Голиафа" . И вот вторая часть этой сонаты меня несколько озадачила.
Вот так она звучит: (начиная с 01:41 и до 03:56).
Что это? Полифония в чистом виде вообще лишенная каких-то гармонических привязок? Во всяком случае, даже в пределах четырех тактов вряд ли кто-то возьмется определить, где тут тоника и куда вообще это все стремится Как по мне, если переложить это не столь однообразной фактурой для симфонического оркестра, например, получится вполне годный образец музыки конца 19-го - начала 20 века. А это конец 17-го.
То есть, получается что история музыки в какой-то степени сделала круг? От полифонии к устойчивым гармоническим функциям и обратно через их сначала усложнение, а потом и полное рассыпание - к не стесняемой никакими рамками "новой полифонии"?
Простите, если задаю слишком "рабоче-крестьянский" вопрос. Но потому сюда и пишу, что надеюсь на музыковедчески грамотный ответ...
Спасибо
Последнее редактирование: