Теоретическая музыкальная болталка (все, что в смежных темах считается оффтопом и флеймом :) )

  • Автор темы Автор темы Ortseam
  • Дата начала Дата начала

Ortseam

Well-Known Member
28 Фев 2006
3.061
3.310
113
54
Ruthenia Nigra
Написал бы в теме "помогите определить тональность", но, боюсь, модераторы косо посморят. А мне интересно было бы продолжить :)

Как человеку, систематического образования по теории музыки не имеющему, мне очень интересно было бы разобраться с возникновением и развитием понятния "тональность".

Понятно, что в музыке классицизма о тональности и о гармонических функциях можно говорить совершенно четко. Понятно, что к середине 19-го века эта четкость постепенно размывается, а в начале 20-го местами и вовсе исчезает (насколько понимаю, додекафонисты совершенно сознательно искореняли вообще все, что может напоминать тональность и гармонические функции).

Чуть сложнее с Бахом, но в целом и у него гармонические функции вполне просматриваются, хоть и утверждается, что его композиторское мышление более полифоническое, нежели гармоническое.

Если брать более раннюю барочную музыку, то и там (во всяком случае по моему слушательскому опыту) есть какие-то понятные гармонические "координаты" (скажем, контрапункт задает некоторую устойчивую основу и мелодия плетется вокруг него)...

Но вот не далее как вчера занесло меня на концерт органной музыки, который давал один немецкий профессор. На нем звучало много не самых раскрученные произведений, в том числе соната Иоанна Кунау (Johann Kuhnau, современник Баха, но чуть более ранний) "Битва Давида и Голиафа" . И вот вторая часть этой сонаты меня несколько озадачила.

Вот так она звучит: (начиная с 01:41 и до 03:56).

Что это? Полифония в чистом виде вообще лишенная каких-то гармонических привязок? Во всяком случае, даже в пределах четырех тактов вряд ли кто-то возьмется определить, где тут тоника и куда вообще это все стремится :) Как по мне, если переложить это не столь однообразной фактурой для симфонического оркестра, например, получится вполне годный образец музыки конца 19-го - начала 20 века. А это конец 17-го. :)

То есть, получается что история музыки в какой-то степени сделала круг? От полифонии к устойчивым гармоническим функциям и обратно через их сначала усложнение, а потом и полное рассыпание - к не стесняемой никакими рамками "новой полифонии"?

Простите, если задаю слишком "рабоче-крестьянский" вопрос. Но потому сюда и пишу, что надеюсь на музыковедчески грамотный ответ...

Спасибо :)
 
Последнее редактирование:
Предмет, который у нас называют ПолифОния (а по гречески правильно- ПолифонИя), везде называется Контрапунктом.
У Баха контрапункт. Гармония возникла попЁзже. В контрапункте возможны любые случайные созвучия, поскольку нет вертикали. Это одновременное звучание нескольких мелодических голосов.
Нсли нет тоники, это не значит, что нет тональности. Существует так называемый Эллипсис. Это когда разрешение идёт не в тонику, а другой аккорд и вторгающаяся каденция (совпадение заключительной каденции с началом нового построения).
С возникновением хорального и гомофонно- гармонического склада, контрапункт не утратил своё значение. Достаточно вспомнить фугу из Реквиема Моцарта (которую не он написал), две фуги из Реквиема Верди, ну, и к примеру ещё Рахманинова "Вокализ".
 
  • Like
Реакции: Ortseam
У Баха контрапункт. Гармония возникла попЁзже.
Окститесь. ТС обращается к тем, у кого есть систематическое образование по теории музыки. Вы к ним не принадлежите, судя по.
И хотя бы здесь воздержитесь от намеков на бранные слова.

@Ortseam, я в ближайшее время не писатель, но за темой послежу вполглаза.
 
Окститесь. ТС обращается к тем, у кого есть систематическое образование по теории музыки. Вы к ним не принадлежите, судя по.
И хотя бы здесь воздержитесь от намеков на бранные слова.

@Ortseam, я в ближайшее время не писатель, но за темой послежу вполглаза.
Аха... уже окстился. У меня полусистаматическое по теории музыки и фсё. Одна практика и бранные слова. ОК?
Ну, даааа... тут сплошные Римские- Корсаковы сидят, с этими... (как их там?) с Танеевыми.
 
Что это? Полифония в чистом виде вообще лишенная каких-то гармонических привязок? Во всяком случае, даже в пределах четырех тактов вряд ли кто-то возьмется определить, где тут тоника и куда вообще это все стремится :)

Здесь все очень понятно. Если грубо принцип такой - звено из двух аккордов с четкой функциональной связью, далее отклонение в родственную тональность - и так много раз :) Например, первые четыре такта:

Am > E ___ t >D (a-moll)
Em > C#dim ___t >D (e-moll)
Dm > A ___s >T (A-dur)
Adim > Esus ___DD >D (a-moll)
E > проходное созвучие
Dm > E7 ___s >D (a-moll)
A7 > D ___D >T (D-dur)

Если аккорды играть неспешно, то функциональность звеньев и логика проведения отклонений отлично прослушиваются. В принципе всё в первых четырех тактах, кроме последних A7 > D, может трактоваться как тональность ля-минор.





Гармоническая сложность сабжа заключается в беспрерывно совершаемых отклонениях. Но по сути звучат "обычные" кадансы, просто проводимые в разных тональностях.

Постоянные отклонения и отсутствие основной тональности во второй части вызвано контекстом. Первая часть "Битва Давида и Голиафа" более определенная и динамичная изображает Голиафа. Вторая часть - страх и сомнения израильтян в возможности победы над Голиафом.

PS Примечание. Тональность произведения C-dur (и a-moll), но клавесин на записях звучит почему-то на полтона ниже - видимо средневековый строй такой был(?). В моем примере аккорды звучат также на полтона ниже обозначений (на в ля-миноре, а в ля бемоль-миноре) как в оригинальной записи.
 

Вложения

Последнее редактирование:
К вопросу о времени возникновения тональной гармонии. Вот данные некоего Robert W. Wienpahl, музыковеда проанализировавшего "более 5000 сочинений периода с 1500 по 1700 год".

Modal v.s.Tonal.jpg


Термином "мональный" Robert W. Wienpahl обозначил смешанную модально-тональную гармонию.

 

Сейчас просматривают