Любительская запись хора

  • Автор темы Автор темы Nick2001
  • Дата начала Дата начала

Nick2001

Active Member
29 Апр 2011
279
87
28
67
Питер
В общем задача: записать 4х голосный женский хор. Пусть это будет любительская запись.
Имею 4 микрофона (пока не имею, но предположим, что имею) на каждый голос по микрофону, звуковую карту на 4 входа (M-Audio Fast track Ultra) и небольшой опыт работы в Сонаре. Допустим запишу я 4 трека (сопрано, 1е и 2е альты и тенор), а что дальше? Как сделать, чтобы на конечной стерео записи звучали ровно все голоса по всей панораме? Ну сопрано звучат слева, тенора справа, а что делать с альтами?
Понимаю, что запись хора это не просто, но хотелось бы получить общие подсказки!
Спасибо!
 
Это у вас не хор а квартет, и тенор это мужчина и женщиной быть не может.
А по панораме посмотрите классическую рассадку оркестра с хором. Но тут квартет можно делать на свой вкус.
 
Да, простите, с тенором я погорячился. Имеем хор - 3 сопрано, 3 меццо-сопрано, 3 первых альтов и 3 вторых. всего 12 человек. Про микрофоны пока не знаю. Может подскажете какие взять на прокат, на одну запись.
Вопрос возник из того, что пытался их записывать, но ступил и карту взял с двумя входами. В результате сопрано и 2е альты (края хора) слышны, а вот середины хора не слышно. Сейчас буду писать по одному микрофону/каналу на голос, т.е. с 4х микрофонов.
Как лучше писать? В зале где есть реверберация и соответственно перехлест голосов на этой реверберации или писать в помещении где реверберации нет вообще? Ручками панорамы можно будет накрутить так, чтобы и голоса стоящие посередине тоже было слышно на простой стерео записи? Всякие украшалки в виде того же ревера добавлять на каждую дорожку отдельно или сразу на шину?
Простите за обилие вопросов....
 
Последнее редактирование:
@Nick2001, попробуйте отдельно, если ревер в помещении гут то с ним, расстоянием до микрофона всегда можно контролировать уровень.
 
...Всякие украшалки в виде того же ревера добавлять на каждую дорожку отдельно или сразу на шину?....
Создайте стерео-шину "FX" с ревером.
На эту шину посылом отправляйте дорожки вокальные...
 
пытался их записывать, но ступил и карту взял с двумя входами. В результате сопрано и 2е альты (края хора) слышны, а вот середины хора не слышно. Сейчас буду писать по одному микрофону/каналу на голос, т.е. с 4х микрофонов.
А как записывали? От локации и направленности микрофонов зависит многое, если не вообще всё ))
Вполне реально записать хор стереопарой (в вашем случае ORTF или неширокой АВ) - а вот при записи групповой есть риск потерять цельность звучания. Ведь хор, как и ударная установка или орган - единый цельный инструмент. а не набор барабанов или трубочек ))
А при мультимикрофонной записи есть опасность нарваться на фазовые проблемы - особенно учитывая отсутствие у вас практического и теоретического опыта в звукозаписи ;)
Теперь об акустике помещения: в "мертвом", сильно заглушенном помещении ЛЮБОЙ акустический инструмент (и хор в т.ч.) звучит не лучшим образом.
Важно найти не только подходящее помещение, но и оптимальное место - как для исполнителей, так и для микрофонов.

@Nick2001, хороший экспромт должен быть хорошо подготовлен :-)
Поэтому для более детальных рекомендаций от вас нужна доп.информация: сведения о микрофонах, которые вы можете использовать при записи, о помещении, исполнителях (их индивидуальных особенностях).
Пока в задачке слишком много неизвестных, чтобы дать исчерпывающий ответ )))
 
Если у вас вообще нет опыта, проще начать записывать хор по одному голосу на разные дорожки. А там дальше будет видно.
 
@Nick2001, пишите на стереопару. Подбирайте помещение, расстановку хора в нём и микрофонов так, чтобы была сразу нужная Вам панорама, баланс и реверберация. То есть, сведение делайте до записи, а не после.
 
  • Like
Реакции: smack
проще начать записывать хор по одному голосу на разные дорожки. А там дальше будет видно.
Будет видно, что это не хор вовсе )))) И как вы будете при потрековой записи добиваться таких нюансов, как рубато, динамика etc etc - особенно от исполнителей, не облаждающих необходимым опытом в звукозаписи?
Не надо давать вредные советы, как в книжке Эдуарда Успенского )))
Если у вас вообще нет опыта
@Nick2001, как уже сказали коллега @RockMeister и я - пишите на стереопару. Избежите многих проблем, о которых вы сейчас даже не подозреваете ))

Кстати, если у вас будет пара ленточных микрофонов (или кондеров с "восьмеркой") есть интересная схема. Но сначала выясните, какие микрофоны могут быть в вашем распоряжении, чтобы давать более целевые и действенные советы.
 
Понимаете, есть еще такой подводный камень - сопрано в количестве 3х человек поют намного громче, чем к примеру 2е альты в количестве тех же 3х человек. Я помню, что когда писал на 4 динамических микрофона (уж, простите, что было!), то чтобы выровнять звучание по громкости пришлось громкость сопрано уменьшить достаточно прилично (не помню точно на сколько децибел). Вот эта запись с пульта https://cloud.mail.ru/public/ByCb/5nQdD8Nho Прошу строго не судить!! Еще и ветер был очень сильный! И хор был не в полном составе!!
А как это получится при стереопаре? Как голоса по громкости выравнивать, когда они аккорд поют?? Сопрано ввиду «звонкости» и частоты доминировать в аккорде не будут?
[DOUBLEPOST=1541586848][/DOUBLEPOST]Не надо меня сейчас спрашивать какие микрофоны собираюсь использовать! Кроме динамических вокальных сейчас никаких нет! Подскажите какие надо и где теоретически в Питере их можно взять на пару дней напрокат. Ради одной записи «на память» покупать нет возможности!
 
Последнее редактирование:
сопрано в количестве 3х человек поют намного громче, чем к примеру 2е альты в количестве тех же 3х человек
Это проблема хора, а не звукорежиссёра. Пусть репетируют, строят баланс.

А как это получится при стереопаре?
Это как аналоговая фотография. Как построил фотограф группу, как свет направил - так и получилось. Без фотошопа и хромакея.
 
А как это получится при стереопаре?
C давних времен у звукозаписателей есть волшебное средство - контроль над громкостью источников в "онлайновом режиме" ))) с помощью дистанции до микрофона. Между уровнем звукового давления (сигнала) и расстоянием до источника существует обратно квадратичная зависимость - т.е. при увеличении расстояния до микрофона вдвое уровень сигнала падает в четыре раза - и наоборот. Отсюда и пляшите :)

И сегодня существуют фирмы, делающие записи для пуристов, причем не академической музыки - вообще без микшеров, на стереопару. Баланс осуществляется расстановкой исполнителей в студии и громкостью комбиков (когда таковые применяются).

По поводу "использовать" - лично я вам ничего приобретать и не советовал :)
Но узнать, ЧТО вы можете взять в аренду, возможно ведь?
Правда, что касается Питера - тут я вам не советчик, из-за разности наших геолокаций.

Задайте в отдельной теме вопрос питерским коллегам - на форуме их немало.

Вам понадобится пара - конденсаторных кардиоидных либо омни (в случае приличной акустики помещения), или же пара ленточных (у них диаграмма направленности - "восьмерка")

От конструкции микрофонов будет зависить и схема стереозаписи. Но об этом после выяснения п.1 :)
 
  • Like
Реакции: PianoIst и RockMeister
«....Это проблема хора, а не звукорежиссёра. Пусть репетируют, строят баланс.» Скажем так - это нереальная сверх задача!! :)
З.Ы. Чёрт.. не пойму как здесь цитату вставлять...

Иными словами, если я правильно понял - вы советуете:
1. Взять два стерео микрофона
2. расположить голоса хора по отношению к микрофонам так, чтобы были слышны все 4 голоса и приблизительно на одинаковой громкости
3. лучше это делать в помещении уже обладающим нужной реверберацией
 
Последнее редактирование:
Взять два стерео микрофона
Стереопару, а не стереомикрофон. Два мономикрофона. Хотя есть и стереомикрофоны, но это не для этой темы.

Всё остальное - да. Пусть они поют, а Вы ходите в наушниках и двигайте микрофоны, исполнителей. Пишите тестовые куски, слушайте в мониторах и двигайте опять.
 
Хмм.. Тогда еще вопрос - стереопара - это 4 микрофона, но расставленных не как в приведенном мною ролике - на каждый голос по микрофону, а расположенные в 2х точках по два микрофона? А в чём преимущество такого расположения?
 
Ну да, я не так выразился.. Для записи 4х голосов нужна ОДНА стереопара (2 микрофона) или ДВЕ стереопары (4 микрофона)??
Спасибо за ссылки!
 
@Nick2001, вам нужна 1 (одна) стереопара, т.е. два одинаковых микрофона. При этом вы сможете записать хоть четыре голоса, хоть шестьдесят четыре. :-)
 
Спасибо! Вполне логично. Последний вопрос: а вот в филармонии при записи хора во время концерта с потолка свисают несколько микрофонов над хором и над оркестром - это для чего? Какой в этом случае принцип записи. Я понимаю, что условия другие - артистов по сцене не подвигать :) Как операторы выкручиваются в данной ситуации?

И, простите за назойливость - если я, пытаясь выровнять по громкости, попрошу сопрано отойти от микрофона подальше - не будут ли на записи они слышаться как «из глубины зала», ведь по идее у них всё будет другое, включая реверберацию? Я не получу на записи расширение не по панораме, а по глубине?? Мне нужен хор выстроенный в одну линейку на записи!
 
Последнее редактирование:
в филармонии при записи хора во время концерта с потолка свисают несколько микрофонов над хором и над оркестром - это для чего?
чтобы стойки не стяли перед хором

попрошу сопрано отойти от микрофона подальше - не будут ли на записи они слышаться как «из глубины зала»
Будут. Ищите золотую середину. Хор не умеет работать с балансом - придётся работать Вам...
 
если я, пытаясь выровнять по громкости, попрошу сопрано отойти от микрофона подальше - не будут ли на записи они слышаться как «из глубины зала»
Ну вы же не на 40 метров их отодвинете )) Кстати, ощущение глубины - это как раз то, к чему стремятся звукорежиссеры, а "плоские" записи - не свидетельство профессионализма. )))
 
А что вам мешает придти на запись в студию? Зачем изобретать велосипед, когда можно просто записаться и заниматься музыкой. Заодно и подсмотреть процесс лично.
В Филармонии висят потому что поставить нельзя, портят картинку))) Но главное, можно сразу разные техники попробовать.
 
  • Like
Реакции: smack

Сейчас просматривают