Если брать ближнее поле, то надо рассматривать период до прихода NS-10 и после. (с дальним всё было просто: Altec 604, JBL D50, 4320 потом Urei и Westlake в Штатах, в Европе в основном Tannoy)
Если "до" NS-10, то во-первых, надо понимать, что ближнее поле не всегда присутствовало в студиях как обязательный элемент - все сразу фигачили на мэйнах. Особенно до конца 60-х, когда писалось всё сразу на одно-двухканальный магнитофон и инженеру над было выстраивать микс непосредственно при записи. Ближнее поле являлось в полном смысле шит-контролем для понимания, как фонограмма будет звучать на домашних, телевизорных и автомобильных перделках того времени. Потом появились многоканальные магнитофоны и в записи процесс трекинга и микса стали отдельными этапами производства. В виду этого ближнее поле стало уже играть роль точного контроля при записи какой-то одной партии, а не просто шит-контроля. Тут ещё в пользу ближнего поля сыграло то, что студии того времени не были идеально подготовлены с точки зрения акустики, а расположенные ближе к инженеру мониторы давали менее окрашенный комнатными отражениями звук, плюс к этому они были быстрее и давали более точную серединку, чем здоровые лопухи на мэйнах. В общем, все потихоньку стали работать всё больше и больше именно на ближнем поле.
В Штатах более-менее часто в качестве ближнего контроля упоминаются JBL 4311, Auratone 5C, Acoustic Research AR18. В Великобритании использовали полочные Tannoy, Wharfedale, Wilson Benesch и тп. В Германии были a/d/s, Studer. Но сказать, что были какие-то эталоны, нельзя. Потом в студии попали NS-10 и всё
Далее народилась куча компаний, которые пытались потягаться с нс-ками, но нс-ки устояли, став уже индустриальным стандартом. Потом началась эра активных мониторов и гегемония нс-ок сильно пошатнулась, да и инженеры уже хотели чего-то более точного и полнодиапазонного на ближнее поле.