Большая консультация по апгрейду сетапа. От замены устаревшей карты до "выхода за пределы ноутбука".

  • Автор темы Автор темы Hank
  • Дата начала Дата начала

Hank

Member
2 Мар 2010
410
21
18
Да простит меня беспристрастный модератор, но создавать в "Оборудовании" тему не стал, так как меня интересует не отдельная разновидность оборудования, а все и сразу. Комплексно, что скорее относится к концепции создания музыки как таковой. Заранее прошу прощения за словоблудие, постарался максимально внятно и последовательно изложить свой крик о помощи.

И сразу небольшой ДИСКЛЕЙМЕР: да, я гуглил. Вовсю. Понял, что отстал в техническом отношении от рынка очень сильно и нуждаюсь в обстоятельной беседе со старшими и подкованными товарищами. За которую, кстати, заранее глубоко признателен.

Итак, что я имею на сегодняшний день:

1. Ноутбук Lenovo W520 (i7 2820QM, 2.30 Ghz, ОЗУ 8Гб, Win 7 x64) ВАЖНО! Кроме USB портов и FireWire на этом ноуте ничего нет - то есть, с интерфесом Thunderbolt я уже пролетаю, видимо.
2. DAW - Studio One 3
3. Звуковая карточка M-Audio Fast Track Ultra (которая USB-шная, да)
4. Наушники Panasonic RP-HTF890. Мониторные уши начального уровня, но либо привык, либо в них правда удобно работать.
5. Миди-клавиши M-Audio Radium 61. Раздолбанные порядком - слайдеры и крутилки не работают.
6. Электрогитара. Ну, с ней-то все ок.

Что я, собственно, хочу? Две вещи.

Во-первых, подтянуть текущий сетап для более комфортной/быстрой работы. Во-вторых - попытаться сунуться на территорию "выхода за пределы ноутбука".

№1 Начнем с первого, а именно со звуковой карточки.

Правильно ли я понимаю, что карточку M-Audio стоит поменять на что-то более производительное? Такие мысли у меня возникли по следующим причинам. Работаю я такой над проектом в Studio One. Активно наигрываю миди-партии с клавиатуры, пишу гитару. Естественно, при этом ставлю почти минимальное значение ASIO буфера - 96.

И первое время все прекрасно, но как только проект начинает обрастать партиями, VST-инструментами и плагинами обработки, то значение ASIO Time Usage (как это называлось в Кубейсе/Нуендо) или CPU Performance (как это называется сейчас в StudioOne) начинает ползти вверх - и на этом верху начинаются затыкания, щелчки, треск - все это хорошо вам знакомо.

Nuendo_ASIO.png
S1_performance.png


Ремарка: почему в StudioOne это называется CPU Performance - я плохо понимаю. Даже при очень тяжелом проекте у меня редко загружен ЦП выше 60-80%, чего не скажешь о "буфере ASIO".

Спасает от такой ситуации увеличение значения буфера ASIO - вплоть до максимальных 4096. Но, разумеется, при этом об игре в реальном времени речь уже не идет. Короче говоря, мне нужна мощная и производительная карточка, которая одновременно тянет тяжелый проект с кучей плагинов и обработку поступающего сигнала (миди-клавиатура, повешенная на VST-синт или гитара, пропущенная через VST-усилитель) в реальном времени. То есть, на низких значения буфера ASIO.

Требования к новому аудио-интерфейсу мечты под спойлером (важность критериев в порядке убывания)
1. Ультра-низкая задержка (ultra-low latency). Отсутствие тормозов, щелчков, затыканий и (чертовски!) обидных вылетов даже при минимальных значениях буфера ASIO во время работы с тяжелыми проектами. Я ОЧЕНЬ хотел бы иметь возможность не мучаться постоянно с рендерингом/заморозкой дорожек и просто и легко писать вживую гитары и клавиши в уже порядком нагруженный проект. Потому что сейчас со своей M-Audio я трачу просто кучу времени на рендеринг/заморозку, когда хочу записать что-либо в уже почти законченном и тяжелом проекте.

Если рассматривать карточки с интерфейсом FireWire (напоминаю, у меня на ноуте есть только USB и FireWire) - это мое желание вполне осуществимо, правда? Или я могу рассматривать интерфейсы с Thunderbolt, рассчитывая на существование адаптеров, позволяющих подключать девайс с Thunderbolt к разъему FireWire (если, конечно, это имеет практический смысл)?

2. Поддержка Win7 x64 (на 10-ку переходить, вероятно, буду, но пока сижу на удачно вшитой в ноут семерке), а также 10 винды и mac OS (если созрею для перехода на Мак).

3. Отличная совместимость с моей любимой на сегодня DAW - Studio One. Я понимаю, что почти все DAW переваривают почти все аудио-интерфейсы, но это "почти" все-таки имеет место.

4. Качественные предусилители для микрофона и инструмента (а именно электрогитары - я много играю через плагины, подключаясь напрямую в карточку, без педалей и прочего). Количество входов - от 2 до 6-х, в большем кол-ве смысла нет.

5. ОТНОСИТЕЛЬНАЯ портативность. Чтобы можно было вместе с ноутом засунуть в рюкзак. То есть, огромный рэк - точно мимо.

6. Наличие входов-выходов для MIDI, качественные АЦП/ЦАП, разрешение не меньше 24/96.

P.S. По-хорошему, как я понимаю, мне надо смотреть в сторону интерфейсов с Thunderbolt, но как я уже говорил, на ноуте у меня только FireWire. Если существуют аудио-интерфейсы и с FireWire, и с Thunderbolt - то это, наверное, было бы идеально. Но, походу, это мои влажные мечты.

№2 Наиболее удобный/практичный миди-контроллер
Допустим, аудио-интерфейс, дает мне свободу творить в реальном времени и не сталкиваться с ограничениями, у меня есть. Далее я хочу получить в придачу к нему функциональный миди-контроллер. Надежный, удобный, а ключевое - ИНТУИТИВНЫЙ, то есть, способствующий погружению в так называемый воркфлоу.

Я не знаю точно, каким он должен быть. Я не знаю, стоит ли разделять девайс с пэдами/крутилками и девайс с клавишам (или брать все-в-одном).

С помощью миди-контроллера я хочу набивать партии ударных, запускать и контролировать сэмплы, прописывать автоматизацию синтов и эффектов. И, конечно, вручную писать мелодии (если речь идет о девайсе с клавишами).

В общем, сориентируйте, пожалуйста, для начала, стоит ли разносить функционал миди-клавиатуры и пэдов/ползунков крутилок. Какие есть решения и какие у них плюсы/минусы. И какие модели стоит рассматривать.

Относительная
компактность, как и в случае с аудио-интерфейсом, также важна.

№3 Выход за пределы ноутбука
Моя самая слабая сторона. Никогда не имел дел с внешними железками, если не считать гитарного эквипа. На выступлениях многих любимых (и не очень) артистов я вижу, что кроме обязательного лэптопа/ноута (которого в сочетании с аудио-интерфейсом, микрофоном и миди-контроллером, более чем хватило бы для лайва, по идее) присутствуют всякие внешние железки. Что-то вроде семплеров, миниатюрных синтов, fx-юнитов и тому подобного.

Вопрос такой - к чему мне стоит присмотреться, если главная задача у меня - изменить привычный паттерн "ноут + DAW + миди-клава + гитара". Изменить ради того, чтобы открыть новые пути для вдохновения, изменить\расширить привычный шаблон занятий музыкой.

Пускай я, годами просто работавший в ноуте, плохо (а точнее - вообще никак) понимаю, какой девайс на 100% не будет лишним и привнесет веселье и свежесть в процесс джемования\создания музыки, но я полагаю, что есть списочек железок, которые будут полезны почти для любого, кто пишет музыку в одиночку и хочет большей свободы от одного лишь ноута.

Посему предлагаю высказать свои предположения, советы и рекомендации на этот счет.

№4. Мелочевка - микрофон & наушники
Микрофона у меня на данный момент нет. А нужен, потому что стал писать тексты и интегрировать вокал. Сильно сомневаюсь, что мне нужен конденсаторный микрофон - уверен, что хватит качественного и универсального динамического. Когда-то пользовался SM57 (и для гитары, и для вокала), SM57 Beta (для вокала и записи всяких звуков), но на этом мой опыт заканчивается.

Сейчас в приоритете - пробная запись (мужского) вокала. Довольно простенького. А также, вероятно, каких-то звуков, которые мне захочется засемплировать. Что выбрать? Какой-нибудь очевидный SM58 или что-то поинтереснее?

По наушникам - они меня устраивают тем, что очень комфортно сидят на голове - в них можно работать часами без дискомфорта. А также весьма ровной АЧХ и довольно одномерным звуком без приукрас. Это ок или наушники желательно посерьезнее иметь?

Заключение: что я пишу/пытаюсь играть и какой у меня бюджет
Стилистически дать определение не в состоянии (пока, во всяком случае), но я делаю биты, активно юзаю вст-синты (пишу партии как вживую, так и набиваю их в пианоролле), собираю и использую самостоятельно найденные семплы (которые либо импортирую в проект как аудио-треки, либо помещаю в вст-семплер, если ими нужно "поиграть"), а также много работаю с гитарой и гитарным звуком. Сейчас планирую подключать ко всему этому вокал. Очень общие слова, но, надеюсь, представление дают.

Бюджет на все это добро не имеет выраженных рамок. НО! Я не хочу накупить просто "самых крутых штук" - нет, я хочу во всем разобраться, выслушать мнения тех, кто через это проходил, и приобрести те девайсы, которые действительно облегчат творческий процесс и помогут подойти к нему с новой стороны. То есть, купить железки, адекватные по цене и функционалу моим запросам и текущим потребностям.

Очень рассчитываю на помощь братьев по оружию. Спасибо!
 
По поводу задержек в нейтиве - это ВСЕГДА будет его узким местом и всегда ультранизкие задержки будут стрессом для проца, с ЛЮБОЙ картой, если речь идёт о мониторинге через хост. Низкие задержки и тяжелые проекты - вещи вообще несовместимые, особенно на ноутбучных процах "не первой свежести" (да и более современные малыми буферами "раком поставить" - невелика проблема). Тут выручит только директ-мониторинг или DSP-эффекты на борту карты. Да и зачем писать инструменты и вокал в проект, забитый под завязку? Нормальная студийная практика (даже в студиях с "железными" протулзами, позволяющими организовать мониторинг с плагинами с задержкой в несколько (!) сэмплов) - это запись гитар, вокала, бэков и прочего в отдельные проекты, потом редакция в этих же проектах и вставка в основной проект уже собранных начисто дорожек. Ничего сложного и времязатратного в этом нет. Порой "поменять голову" гораздо эффективнее, чем менять оборудование.
 
Хорошо, я вас понял. Тогда поставим вопрос по карте так - можно ли взять все же прибор с FireWire или Thunderbolt (при условии, что девайс с Thunderbolt может подключаться через переходник к FireWire) для того, чтобы хотя бы отчасти уменьшить задержку плюс повысить производительность всей системы на тяжелых проектах?

Я понимаю, что полностью этот вопрос в принципе не решается, но я хочу получить максимум (или почти максимум) из возможного, получить больше технического комфорта в работе.

Насчет головы вы правы, и более того - я так и поступал с "тяжелыми" проектами в последнее время. Но порой случаются спонтанные порывы и песня пишется не по плану - ближе к концу приходится что-то менять, например.

В таком случае более современная карточка с FireWire будет комфортнее моего нынешнего Fast Track? Или я действительно не замечу никакой разницы?
 
@Hank, я не вижу смысла связываться с FireWire-интерфейсами, скорости передачи данных по протоколу USB 2.0 достаточно. Если FastTrack уж очень хочется поменять, то на RME Babyface Pro; только это не решит проблему с загрузкой процессора - для этого есть функции bounce, freeze и прочие тонкости аранжировки в DAW.
 
  • Like
Реакции: Hank
при условии, что девайс с Thunderbolt может подключаться через переходник к FireWire
Никогда не сможет. Только наоборот (Файрвар из Болта можно получить через переходник). Для Болта нужна поддержка на уровне чипсета, это по сути внешний PCI-e и может работать только напрямую без надстроек.

я не вижу смысла связываться с FireWire-интерфейсами
+100500, оно и раньше работало раз из пяти (лотерея), а теперь и вовсе отмирает, как вид.
 
  • Like
Реакции: Nikolay Polyakov
Ваша главная ошибка в том что вы считаете производительность карты, её нет. Производительность она у процессора, вам в первую очередь менять ноут, а лучше переходить на десктоп.
Если смотреть только в сторону карты, то рациональный выбор RME Babyface Pro (дороже) или Zoom UAC-2 (дешевле).
 
  • Like
Реакции: ProfiX и Nikolay Polyakov
@Hank, конечно при таком ноутбуке вы ещё умудряетесь в 96 khz всё записывать и вешать плагины, ещё бы не было тресков и прочей лабуды. Уменьшаете на 48 khz проект производительность увеличится, вам бы этого не знать, а так да ноут уже старый, меняйте на современное. Только вы знаете какой у вас бюджет, потому лучше выложить в каких масштабах готовы потратить на компьютер, карту, клаву и прочее, а то посоветуют на мильён деревянных(запросы у всех разные)
 
  • Like
Реакции: Hank
Ваша главная ошибка в том что вы считаете производительность карты, её нет. Производительность она у процессора, вам в первую очередь менять ноут, а лучше переходить на десктоп.
Если смотреть только в сторону карты, то рациональный выбор RME Babyface Pro (дороже) или Zoom UAC-2 (дешевле).
Был уверен, что такая категория, как "производительность карты" таки имеет место. Возможно, я что-то упускаю, но, к примеру, на встроенной карточке вообще невозможно работать из-за тормозов даже с ASIO4ALL. При том же, собственно, процессоре.

Про смену ноута я понял, да. А если исходить из того, что менять его я пока не хочу? Нет никаких причин, в таком случае, менять текущую карту? Замена M-Audio на тот же RME Babyface Pro или Zoom UAC-2 не даст никакого прироста производительности или снижения задержки при рил-тайм обработке?

Уменьшаете на 48 khz проект производительность увеличится, вам бы этого не знать
Уже перевел большинство текущих проектов на 48, да. Полегчало, конечно. Касательно замены ноута - пока морально не готов. Да и вообщем-то сам процессор, как уже говорил, выше 70-80% не загружается, даже при самых тяжелых проектов.
 
@Hank, что касается аудиоинтерфейсов - всё относительно просто. Если производители задались целью поставить правильный USB чипсет и оптимизировать дрова (не сильно простая это задача) - получаем низкую задержку и стабильную работу, ставят стандартное решение, какой-нибудь плойтек - получаем "абы как".

В итоге получается ситуация, что на рынке вроде интерфейсов дофигища), а нормальных - по пальцам можно считать производителей (да и то не весь модельный ряд у каждого, за исключением RME, разве что).
 
  • Like
Реакции: Nikolay Polyakov
@fakeitback вот что-то мне подсказывает как раз, что моя весьма бюджетная M-Audio - это как раз "абы как". Получается, имеет смысл рассмотреть покупку Babyface или того же Zoom?
 
Снижение задержки Zoom или RME даст, из USB карт ниже нет ни у кого.

Да и вообщем-то сам процессор, как уже говорил, выше 70-80% не загружается, даже при самых тяжелых проектов.
Это нормально. Особенность работы со звуком в реальном времени. Там ASIO узкое место, от этого не уйти. Ноут в целом неважное решение для реалтайма, многие содержат разные неотключаемые энергосберегающие функции которые не лучшим образом сказываются на производительности.

на встроенной карточке вообще невозможно работать из-за тормозов даже с ASIO4ALL
Что в вашем понимании "тормоза"? ASIO4ALL это костыль и ждать от него чудес не стоит.
 
  • Like
Реакции: Hank
Снижение задержки Zoom или RME даст, из USB карт ниже нет ни у кого.
Спасибо за рекомендацию. Скажите, а сильно RME превосходит Zoom по тому же критерию задержки, а также общей стабильности работы? Имеет смысл переплачивать за RME, если рационально к вопросу подходить?

Ноут, кстати, я оптимизировал как мог. Отключал в биосе все, связанное с энергосбережением. Это дало свои плоды и он до сих пор меня во многом устраивает.

Что в вашем понимании "тормоза"?
"Затыки", глитчи, прерывание звука при попытках обработать какой-нибудь относительно сложный пресет вст-синта.

@fakeitback кстати, у вас также хотел спросить - RME или Zoom? Если речь идет о домашней "студии" и главная цель - снизить задержку и увеличить стабильность работы. А также иногда поджемить с 2-3 музыкантами.
 
@Hank, у меня с zoom опыт работы только с рекордерами (или рекордерами в кач-ве аудиоинтерфейса). UAC видел только глазами.

С RME пару загонов собак сьел) лучшие рекомендации.
 
  • Like
Реакции: Hank