Привет!) Периодически я занимался сведением своих песен (жанр от рока до эмибиента). За 15 лет творчества я слегка развился в этом направлении, хотя, конечно, есть куда расти всегда. Оглядывая свои прошлые миксы, я решил написать данный очерк. Итак, главные мои ошибки в сведении, которые я выявил на моём пути и вещи, которые я теперь делаю.
Мастер-шина
1. Стал однозначно разделять процессы сведения и мастеринга. Мастеринг делается в другой программе. Раньше у меня не было системы и я позволял себе сразу плющить звук в мультитрекере. Впоследствии я часто жалел, что у меня не осталось премастеров, а только плющенные колбаски из мультитрекера.
2. Стал более последовательным в цепочке обработки мастера-шины. То есть теперь каждый мой микс содержит стандартный набор обработок на мастер-шине, по порядку: 1) EQ (технический с фильтром низких частот) 2) Сатуратор лампы и плёнки 3) Предохраняющий лимитер
а) Я добавляю на мастер обязательно эмуляцию ленты и ламповую грелку. Это позволяет придать более аналоговое звучание миксу.
б) На мастере я ставлю эквалайзер с фильтром низких частот, который обрезает всё ниже 50 Гц - то есть то, что позволяют слышать мои мониторы. Также фильтры я использую на всех небасовых звуках.
в) Использую на мастере только пик-мастер (софт-лимитер).
Дорожки/треки
4. Перед началом сведения я оставлял фейдеры по умолчанию в нуль. Теперь, до сведения, я все фейдеры опускаю до-6дБ, после чего только опускаю ещё ниже во время работы. То есть самый громкий канал у меня остаётся в -6дБ.
Конечные групповые каналы я также выставляю изначально до -6дБ. Это позволяет иметь на мастер-шине запас "хэдрум" для микса и помогает избежать ненужного клипирования, то есть сохранить динамику. Уровень сигнала после сведения на мастер-шине у меня может достигать до -6дБ и даже ниже.
5. Все файлы, которые я импортирую в проект, я обрабатываю сатураторами плёнки и лампы в режиме оффлайн до начала сведения - это позволяет сэкономить ресурсы. Также часто я обрабатываю сразу дорожки компрессором (техническая компрессия).
6. Стал делать автоматизацию дорожек микса для усиления драматургии. Раньше я управлял динамикой только при помощи аранжировки и редакции громкости фрагментов (клипов на дорожке). Правда, бывает автоматизация не требуется.
7. Обязательно создаю групповые каналы, и направляю инструменты по их вкладу в спектр.
У меня всегда есть группы: вокала, бэк вокала, бас-бочки и баса, синтезаторов и гитар. Затем эти группы ещё могут направляться ещё в подгруппы. Например, вокал и бэк-вокал суммируются в общую группу Вокал. Остальные второстепенные инструменты могут идти сразу в мастер-шину. Каждая группа имеет ламповую грелку/биткрашер или компрессор для уплотнения и сокращения динамического диапазона, в зависимости от стилистики.
8. Отказался от повышения частот на эквалайзерах. В основном использую фильтры НЧ или вырезания частот. На мой взгляд, поднятие всегда делает звук менее естественным.
9. Теперь я менее радикально режу низкие частоты на небасовых инструментах. Раньше, я мог срезать, например голос, до 500Гц, чтобы сделать микс прозрачнее. Теперь чистоту в миксе я достигаю не обрезанием, а автоматизаций уровней громкости дорожек и распределением звуков по панораме - этот приём как раз помогает отказаться от использования эквалайзеров.
10. В продолжение предыдущего пункта, я стал активнее использовать сайдчейн или в моём случае Чоппер, чтобы разгружать первую долю на второстепенных инструментах, таких как синтезаторы.
11. Я ввёл унификацию в названиях каналов: группы я называю СТРОЧНЫМИ, а все дорожки прописными. Это помогает быстрее ориентироваться в миксе.
12. Для контроля АЧХ микса, на заключительном этапе я использую розовый шум, чтобы проверить не торчат ли какие-то инструменты особенно в области высокой середины и высоких.
Желаю всем классного звука!
Мастер-шина
1. Стал однозначно разделять процессы сведения и мастеринга. Мастеринг делается в другой программе. Раньше у меня не было системы и я позволял себе сразу плющить звук в мультитрекере. Впоследствии я часто жалел, что у меня не осталось премастеров, а только плющенные колбаски из мультитрекера.
2. Стал более последовательным в цепочке обработки мастера-шины. То есть теперь каждый мой микс содержит стандартный набор обработок на мастер-шине, по порядку: 1) EQ (технический с фильтром низких частот) 2) Сатуратор лампы и плёнки 3) Предохраняющий лимитер
а) Я добавляю на мастер обязательно эмуляцию ленты и ламповую грелку. Это позволяет придать более аналоговое звучание миксу.
б) На мастере я ставлю эквалайзер с фильтром низких частот, который обрезает всё ниже 50 Гц - то есть то, что позволяют слышать мои мониторы. Также фильтры я использую на всех небасовых звуках.
в) Использую на мастере только пик-мастер (софт-лимитер).
Дорожки/треки
4. Перед началом сведения я оставлял фейдеры по умолчанию в нуль. Теперь, до сведения, я все фейдеры опускаю до-6дБ, после чего только опускаю ещё ниже во время работы. То есть самый громкий канал у меня остаётся в -6дБ.
Конечные групповые каналы я также выставляю изначально до -6дБ. Это позволяет иметь на мастер-шине запас "хэдрум" для микса и помогает избежать ненужного клипирования, то есть сохранить динамику. Уровень сигнала после сведения на мастер-шине у меня может достигать до -6дБ и даже ниже.
5. Все файлы, которые я импортирую в проект, я обрабатываю сатураторами плёнки и лампы в режиме оффлайн до начала сведения - это позволяет сэкономить ресурсы. Также часто я обрабатываю сразу дорожки компрессором (техническая компрессия).
6. Стал делать автоматизацию дорожек микса для усиления драматургии. Раньше я управлял динамикой только при помощи аранжировки и редакции громкости фрагментов (клипов на дорожке). Правда, бывает автоматизация не требуется.
7. Обязательно создаю групповые каналы, и направляю инструменты по их вкладу в спектр.
У меня всегда есть группы: вокала, бэк вокала, бас-бочки и баса, синтезаторов и гитар. Затем эти группы ещё могут направляться ещё в подгруппы. Например, вокал и бэк-вокал суммируются в общую группу Вокал. Остальные второстепенные инструменты могут идти сразу в мастер-шину. Каждая группа имеет ламповую грелку/биткрашер или компрессор для уплотнения и сокращения динамического диапазона, в зависимости от стилистики.
8. Отказался от повышения частот на эквалайзерах. В основном использую фильтры НЧ или вырезания частот. На мой взгляд, поднятие всегда делает звук менее естественным.
9. Теперь я менее радикально режу низкие частоты на небасовых инструментах. Раньше, я мог срезать, например голос, до 500Гц, чтобы сделать микс прозрачнее. Теперь чистоту в миксе я достигаю не обрезанием, а автоматизаций уровней громкости дорожек и распределением звуков по панораме - этот приём как раз помогает отказаться от использования эквалайзеров.
10. В продолжение предыдущего пункта, я стал активнее использовать сайдчейн или в моём случае Чоппер, чтобы разгружать первую долю на второстепенных инструментах, таких как синтезаторы.
11. Я ввёл унификацию в названиях каналов: группы я называю СТРОЧНЫМИ, а все дорожки прописными. Это помогает быстрее ориентироваться в миксе.
12. Для контроля АЧХ микса, на заключительном этапе я использую розовый шум, чтобы проверить не торчат ли какие-то инструменты особенно в области высокой середины и высоких.
Желаю всем классного звука!
Последнее редактирование: